Влияние генетических факторов на рост и развитие детей

Патология роста

Влияние генетических факторов на рост и развитие детей

Рост человека является результатом взаимодействия большого количества факторов, которые условно можно разделить на генетические, нейроэндокринные, соматические, а также факторы внешней среды.

Генная регуляция роста

Процесс роста каждого человека контролируется индивидуальной генетической программой.

В эмбриональном и фетальном периодах начинают функционировать отдельные регуляторные и структурные гены, что приводит к изменению синтеза белков, липопротеидов, гликопротеидов в заданное генетической программе время.

Гены, которые меняют свои функции по достижении определенных этапах дифференцировки, получили название “хромогены''.

Мутации хроногенов приводят к отклонениям в развитии клеточных генераций, проявляются преждевременной или поздней дифференцировкой. Аналогами этих генов могут считаться гены переключения синтеза белков.

Эти гены обеспечивают перестройку типов белков, синтезируемых (например, эмбрионального гемоглобина на фетальный гемоглобин, а затем на гемоглобин взрослого типа).

Если какие-то факторы обусловили задержку роста плода к периоду генного переключения, то нарушенный рост тканей ребенка после рождения не восстанавливается, это наблюдается при внутриутробных инфекциях, при алкогольном синдроме плода и др..

Мутации генов в постнатальной жизни проявляют себя тканевыми дисплазиями или тканевыми гетерохрониями, когда в различных органах (например, при исследовании биоптатов) обнаруживаются клетки и ткани эмбрионального типа.

Безусловно, на показатели роста влияют гены X – и Y- хромосомы. Так, при рождении мальчики имеют большую массу, длину тела, объем головы.

В постнатальном периоде Y-хромосома задерживает созревание скелета и обусловливает более позднее появление пубертатных изменений. В то же время она определяет большие показатели дефинитивного роста у мужчин.

С другой стороны, наличие только одной Х-хромосомы при синдроме Шерешевского-Тернера приводит к задержке роста, а лишней ФС – хромосомы при синдроме Клайнфельтера – до высокого роста мальчиков. Такое влияние половых хромосом не опосредованное гормонами.

Практически на всех аутосомах расположены протоонкогены, контролирующие процессы нормального роста и дифференцировки клеток, и антионкогены, останавливающие клеточный рост на определенных этапах.

Исследования в области генной регуляции роста привели к открытию гомеобокс-генов, кодирующих синтез тканевых белков, специфичных для определенных этапов развития тканей.

Белки синтезируются под контролем гомеобокс-генов, при взаимодействии с факторами внешней среды и  стабилизируют или изменяют экспрессию целой иерархии генов, определяющих рост, дифференцировки и морфогенез.

Считается, что гомеобокс-гены регулируют симметричное строение тела, формирование парных органов.

Под генным контролем находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих синтез белков, связывающих гормоны, а также клеточных рецепторов к гормонам.

Наличием разницы в семейных и этнических антропометрических показателях еще раз подтверждает роль генетических факторов в регуляции роста.

Важнейшим проявлением генной регуляции роста является способность организма стабилизировать процессы роста и возвращаться к заданной программы в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под воздействием неблагоприятных внешних факторов (голодание, инфекции и др.).

Нейроэндокринная регуляция роста

Ведущую роль в процессах регуляции постнатального роста играет гормон передней доли гипофиза – соматотропин (СТГ) или гормон роста (ГР).

Главный эффект соматотропина – стимуляция роста хряща – связан с повышенным поглощением и включением его в хондроитинсульфат, с усиленным поглощением аминокислот и включением их в синтез белка и наконец.

При кратковременном воздействии СТГ оказывает инсулиноподобное воздействие на мышцы, облегчая поглощение ими глюкозы.

Однако в условиях длительного воздействия развивается инсулинорезистентности, и поэтому СТГ считается одним из физиологических антагонистов инсулина. В сочетании с глюкокортикоидами СТГ способствует липолизу жировых клетках, увеличению уровня свободных жирных кислот в крови, повышенному образованию кетоновых тел. СТГ участвует в механизмах гипертрофии тканей.

Секреция СТГ активизирует соматолиберин – гормоном гипоталамуса и подавляется соматостатином, что проявляется в гипоталамусе и других отделах ЦНС.

Соматостатин продуцируют также клетки поджелудочной железы и кишечника, в которых его секреция контролируется местными механизмами.

Секрецию СТГ повышают инсулин, некоторые аминокислоты (аргинин, лейцин, триптофан), дофамин, норадреналин, эндогенные опиаты, эстрогены, анаболические стероиды. Подавляется она при гипергликемии, ожирении, недостаточности функции щитовидной железы.

Секреция гормона роста гипофизом происходит неравномерно – выбросами. За сутки происходит 5-9 дискретных выбросов гормона. Максимальная концентрация СТГ в крови регистрируется во время сна и после физических нагрузок.

В течение большей части суток уровень его в крови здоровых детей очень низкий и соответствует таковому у детей с недостаточностью гипофиза. Низкий выходной уровень и пульсирующий характер секреции СТГ обусловливают известные трудности диагностики дефицита гормона.

Поэтому широкое применение получили провокационные тесты. В крови СТГ находится в связанном состоянии со специфическими СТГ-связывающими белками.

Действие соматотропина (кроме транспорта аминокислот и липолиза) опосредуется через образование в печени вторичных гормональных агентов – соматомединов. Известны 2 варианта соматомединов: А и С, которые теперь называют инсулиноподобный фактор роста (ИФР -2 и 1).

Все соматомедины на клеточном уровне стимулируют рост хряща, синтез протеогликанов, белка и нуклеиновых кислот. Транспорт ИФР из печени на периферию осуществляют 6 белков (белки, связывающие ИФР), наиболее активным среди которых является белок-3.

Важно подчеркнуть, что сегодня возможны генно-инженерный синтез и гормон роста, и ИФР, и белки, связывающие ИФР.

Кроме СТГ и ИФР, еще ряд пептидных соединений с гормоноподобным действием обладают регулирующее воздействие на процессы тканевого роста. Это эпидермальный фактор роста, фактор роста, продуцируемый тромбоцитами, фактор роста фибробластов, фактор роста нервов и др..  Известны также местные факторы, подавляющие рост, – кейлоны.

Особое место в регуляции процессов роста и синтеза белка принадлежит инсулину. Он имеет общее анаболическое действие, сдерживающее атаболичное влияние глюкокортикоидов на белковый обмен.

Существенное влияние на интенсивность роста ребенка имеют гормоны щитовидной железы. Они стимулируют дифференцировку костной ткани и линейный рост ребенка благодаря стимуляции «этического аппарата клеток и соответственно синтеза белка, активации, процессов биоэнергетики, что повышает запасы свободной энергии, и необходимая для роста.

Глюкокортикоиды отличаются сдерживающим влиянием на развитие длины тела. Они повышают катаболизм белка. В случае гиперпродукции глюкокортикоидов нарушается ондрогенез, остеогенез, однако они стимулируют объемный рост благодаря липогенетическому эффекту.

Прыжок роста, наблюдается у детей в пубертатном периоде, который зависит от наличия половых гормонов стимулирующих продукцию ИФР-1. Для нормальной минерализации росток и закрытие эпифизов необходимые эстрогены. Они способствуют дифференцировке тканей за счет активации остеобластов. У мальчиков эстрогены производятся из тестостерона в жировой ткани и печени.

В антенатальном периоде рост будущего ребенка хоть и характеризуется максимальными темпами, но мало зависит от оных гормонов. Собственные гормоны щитовидной железы почти не влияют на процессы роста плода  дети с врожденным атирозом или гипотиреозом имеют нормальную длину тела, но в них уже при рождении выявляются нарушения процессов оссификации.

Для обеспечения нормального процесса роста ребенка необходимо нормальное функционирование всех органов и систем. Серьезным сдерживающим фактором роста может быть хроническая гипоксия. Заболевания, сопровождающиеся хронической почечной, печеночной недостаточностью, хронической анемией, тоже сдерживают рост ребенка.

Влияние на рост факторов внешней среды

В антенатальном периоде такие неблагоприятные факторы, как проникающая радиация, химические агенты, микроорганизмы, способные повредить генетический аппарат эмбриона и плода могут привести к серьезным нарушениям роста и развития будущего ребенка. Большое значение для внутриутробного развития имеет питание матери и нормальная функция плаценты.

Заболевания матери, приводящие к хронической гипоксии плода, сдерживают рост ребенка. В постнатальном периоде наибольшее значение приобретают алиментарные и медико-социальные факторы.

Голодание, авитаминозы, психоэмоциональный стресс приводят к задержке физического развития.

Неблагоприятное влияние социальных факторов на развитие ребенка приводит к психосоциальному нанизму (психосоциальная депривация).

В отечественной литературе это состояние раньше называли госпитализмом, но теперь его развитие все чаще отмечается у детей с социопатических семей или в домах ребенка, но не в детских больницах.

Отсутствие ухода, воспитания, достаточной двигательной активности, нарушение режима сна, дефицит белка, витаминов, а также хронический эмоциональный стресс, в случаях жестокого обращения с детьми, приводят к развитию функционального гипопитуитаризма.

Генетика и цитология

Сегодня многие биотехнологические компании занимаются изучением и прак…

Популярно-информационные статьи

В домашних условиях можно эффективно лечиться и контролировать показ…

Онкология

В настоящее время как у клиницистов, так и экспериментаторов сложилось…

6

Источник: //med36.com/article/423

Факторы влияющие рост ребенка

Влияние генетических факторов на рост и развитие детей

В каждом человеке природой закладывается определенная программа, в том числе и программа роста , но, как показывают многочисленные наблюдения, преимущественно у взрослых, рост которых ниже среднего, упомянутая программа оказывалась невыполненной.

У большинства авторов, исследовавших это явление, имеется общая точка зрения, хотя причин недостаточного роста может быть много.

В первую очередь к ним следует отнести перенесенные ранее инфекционные заболевания или травму, на первый взгляд незначительную, авитаминоз, воспалительные процессы, какие -либо другие болезни.

Эти причины могли привести к нарушению развития костного скелета ребенка или подростка, ухудшению питания зон роста.

Большинство ученых придерживаются мнения о неравномерности (иногда скачкообразности) процесса роста. У девочек он особенно интенсивен в возрасте от 10 до 14 лет, у мальчиков – от 13 до 18 лет. Если именно в этом возрасте на организм действует ряд неблагоприятных факторов, то рост замедляет или вовсе прекращается.

Относительно влияние генетической предрасположенности на рост человека существуют различные мнения. Так, ученые изучавшие однояйцевых близнецов, считают, что рост примерно на 80% зависит от генов.

В жизни часто встречаются наблюдения и тех же родителей.

Хотя в большинстве случаев генетическая предрасположенность оказывает влияние на рост человека, все же он может значительно измениться в результате воздействия различных факторов среды.

Важное значение имеют гормоны роста, выделяемые гипофизом. Отрицательное влияние на рост оказывает никотин. Он угнетает функцию гипофиза, вызывает спазм сосудов, затормаживает обменные процессы в организме. В результате чего ухудшается питание зон роста.

К факторам, положительно влияющим на увеличение роста, следует отнести постоянное физическое развитие, специальные упражнения, водно-термические процедуры, занятия на тренажерах, закаливание, некоторые физиотерапевтические процедуры, аутотренинги и, конечно, сбалансированное питание.

В популярной литературе довольно часто встречаются сообщения о том, что для увеличения роста достаточно или выполнять какие-либо упражнения (прыжки, висы на перекладине), или заниматься в соответствующей спортивной секции. Однако, по мнению специалистов, только комплексный подход к данной проблеме может в той или иной степени гарантировать успех занятий.

В последние годы особое внимание уделяют занятиям на специальных тренажерах, формированию навыков правильной осанки, личностные качества занимающегося с учетом индивидуальных особенностей организма. Кроме того, уделяют внимание воспитанию целеустремленности, силы воли, настойчивости, систематичности занятий.

В литературе нередко встречается замечание о том, что различные вытяжения с отягощением, многочасовые висы не способствуют увеличению роста. Они вызывают избыточное напряжение и как следствие сокращение мощных мышц корпуса тела.

В то же время важной задачей является их расслабление с целью устранения избыточных изгибов позвоночника, растяжения межпозвонковых дисков, улучшения кровообращения, эластичности, подвижности сочленений.

Для этого дополнительно применяют массаж, тепловые процедуры.

Особое внимание уделяется общим оздоровительным упражнениям, способствующим подготовке опорно-двигательного аппарата к более интенсивным нагрузкам. Для лиц, физически подготовленных, рекомендуют комплекс упражнений.

См. подробнее: Как увеличить рост на 10-15 см.

Факторы, влияющие на рост и другие статьи из раздела Полезная информация

Факторы, влияющие на рост человека

Рост человека – это физиологический признак, на развитие которого оказывают влияние несколько факторов. Конечно, главным образом, рост человека определяется наследственностью, но и другие факторы, например питание, могут играть не менее важную роль. Некоторые внешние факторы оказывают влияние на формирование человеческого тела даже после окончания периода полового созревания.

Как было сказано ранее, генетика не является единственным фактором, влияющим на развитие человека, хотя это основной фактор определяющий рост человека. Именно генетика отвечает за гормональный фон человека, в том числе за уровень гормонов роста, а также контролирует процессы способствующие формированию скелета и отвечает за начало полового созревания.

Внутриутробное развитие является еще одним фактором, определяющим рост человека.

Женщины, которые придерживаются правильного питания, не курят, не употребляют алкоголь и ведут активный образ жизни, обеспечивают наилучшие экологические факторы для более высоких детей.

С другой стороны, женщина, которая курит, пьет или недостаточное питание в период беременности часто будете в конечном итоге с низким весом при рождении ребенка, и ребенок будет в конечном итоге короче, как результат.

От питания человека зависит многое, в том числе и рост. Хорошо сбалансированная диета, богатая витаминами и питательными веществами, будет способствовать здоровому делению клеток, в то время как при неправильном питании наблюдается замедление в развитие. Маленькие дети и подростки в период полового созревания особо нуждаются в полноценном питании.

Дети, которые вынуждены регулярно принимать лекарства во время активного развития организма и роста, могут быть ниже своих сверстников, хотя многое определяется типом назначенного медикамента. Лекарственные препараты часто оказывают влияние на синтез гормонов, в особенности это касается психотропных препаратов, поэтому детям такое лечение назначается только в случае крайней необходимости.

Регулярные занятия спортом способствуют ускорению метаболизма и нормализации обмена веществ. Также физическая активность положительно влияет на гормональный уровень, что сказывается на общем развитие и росте человека.

Экология и окружающая среда

Вместе с воздухом человек вдыхает вредные вещества, которые обладают способностью накапливаться в организме. В связи с этим дети, живущие в центральных районах, как правило, отстают в развитии от своих сверстников из более экологически чистых районов и вырастают ниже ростом.

Факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка

Биологический потенциал у каждого человека индивидуален, зависит он от совокупности генетической информации заложенной в нём и от воздействия внешних факторов (окружающая среда).

I. Генетические факторы роста.

Нормальные рост человека в утробе матери и после рождения детерминирован (предопределён) на геном уровне.

Множество генов (считается что их больше сотни) регулируют образование и выделение гормонов роста, их вспомогательных белков (транспортных и т.п.

), чувствительность рецепторов (воспринимающая часть) к факторам, стимулирующим или тормозящим рост, определяя скорость роста, его потенциал (предел).

Наследственно в основном определяет возможный потенциал для роста (предел роста), скорость роста, а так же некоторые особенности в строении тела -телосложении ребёнка, учитывая наличие оптимальных условий окружающей среды. В случае отсутствия последних генетически заложенная программа может оказаться несостоятельной, что проявляется не реализацией всего потенциально предельного роста.

II. Гормоны, как факторы роста организма.

Самый значимый из гормонов для роста организма является соматотропный гормон (СТГ).

Другие гормоны, например гормоны щитовидной железы, половые гормоны, инсулин (гормон поджелудочной железы) имеет влияние на рост организма лишь в присутствии СТГ, при этом в основном они просто моделируют влияние СТГ на клетки.

Однако развитие и рост эмбриона, в последующем плода, очень незначительно зависит от собственных гормональных влияний. Основное влияние оказывает материнские гормоны, опосредованно через маточный кровоток и плацентарную перфузию.

К ним относятся хорионический соматомаммотропин, хорионический гонадотропин, плацентарный лактоген. При том что СТГ начинает синтезироваться с 7-ой недели внутриутробного развития, а к рождению его уровень превышает материнский в 30-40 раз, он не имеет высокого влияние на рост, связанно это с тем что рецепторы к нему ещё очень плохо развиты.

После рождения, примерно до года секреция СТГ остаётся на высоком уровне, благодаря чему в этот период наблюдается максимальная скорость роста. Так для маленьких детей большое значение существовании высокой скорости роста имеют гормоны щитовидной железы.

Ростовой скачок в возрасте пяти -семи лет связан с присоединившимся влиянием гормонов коры надпочечников (андрогенов), уровень которых в этот период значительно повышается. До начала полового созревания происходит снижение скорости роста и СТГ остаётся чуть ли не единственным фактором роста.

В пубертатном возрасте (период полового созревания) скорость роста увеличивается, к чему приводит нарастающее влияние половых гормонов и как следствие увеличение среднесуточной концентрации СТГ в крови приблизительно в 3 раза

Под влияние тестостерона у мальчиков увеличивается продолжительность секреторных выбросов СТГ в кровь, при сохранившейся частоте. У девочек в этот период становится больше пиков максимальной секреции половых гормонов, но они несколько ниже, однако при этом межпиковый уровень СТГ становится более высоким.

Такие гормоны как: гормоны щитовидной и паращитовидных желёз (тириойдные, кальцыйрегулирующие), инсулин, проявляют своё анаболическое влияние и влияние на рост лишь только в присутствии гормона роста СТГ

На секрецию (выделение) СТГ влияют:

-сон – На стадию медленноволнового глубокого сна приходится максимальный уровень СТГ;

-аминокислоты ( аргинин и орнитин имеют наибольшее значение);

-Имеют угнетающее действие на секрецию СТГ -глюкоза, свободные жирные кислоты.

III. Средовые факторы

  • Алиментарный фактор (Еда). Недостаточное поступление белкой и калорий, различные авитаминозы, дефицит аминокислот, а так же различных микро- и макроэлементов (нутриентов) -цинк, йод, железо и т.д. приводят к нарушению процесса роста.
  • Достаточный и своевременный сон, адекватные психоэмоциональные нагрузки, правильный уход за ребёнком ведут к его нормальному развитию, как психологическому так и физическому.
  • Тяжелые острые заболевания, длительно и тяжело протекающие хронические заболевания могут негативно сказаться на физическом развитии ребёнка.
  • Влияние разных климатогеографических условий. Жаркий климат и высокогорные условия тормозят процессы роста, но при этом могут существенно ускорять созревание детей и т.д.

2 thoughts on Факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка.

Беременность и интеллект будущего малыша. Факторы, влияющие на формирование интеллекта будущего ребенка во время беременности. Деятельность будущих родителей, направленная на развитие интеллекта будущего ребенка. Влияние вредных привычек будущей матери на формирование интеллекта ребенка. Влияние инфекционных и хронических заболеваний беременной на интеллектуальное развитие малыша.

Беременность и интеллект будущего малыша. Факторы, влияющие на формирование интеллекта будущего ребенка во время беременности.

Область основной боковой панели

Источники: //www.rostmaster.ru/lib/info/info-0033.shtml, //health.sarbc.ru/faktory-vliyayushchie-na-rost-cheloveka.html, //zdorovie-i-razvitie-malisha.ru/factori-vliyayuschie-na-rost-i-razvitie-rebebka/

Комментариев пока нет!

Источник: //orebenkah.ru/rost-rebenka/faktory-vlijajushhie-rost-rebenka.html

AntiLoh.info

Влияние генетических факторов на рост и развитие детей

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост.

В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается.

Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии.

Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы.

Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка.

Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост.

Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице.

Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний.

Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник: //antiloh.info/dety/razvitie-rebenka-i-rost.html

Как наследственность влияет на развитие ребёнка, его характер и возможное будущее | Здоровье | ДЕТИНФОРМ

Влияние генетических факторов на рост и развитие детей

01.08.2016 | Здоровье

Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?

Что мы «выигрываем» в генетической лотерее

Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека.

Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)

Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья.

Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот.

Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.

По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.

), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера.

  С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).

Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности

Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка.

Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте.

С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.

Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.

В каких сферах «генетика» особенно важна

Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).

Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.

Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.

Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).

Передаются ли по наследству талант и гениальность?

Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному.

Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).

Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно.

Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете.

Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.

Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя.  По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.

Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы.

Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).

Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).

Не пытайтесь искусственно вырастить гения

Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом.  Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.

Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.

Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.

Не нужно всё списывать на «плохие» гены

Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.

Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.

Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы.

Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).

Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием.  А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).

Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Источник: //detinform.ru/articles/kak_nasledstvennost_vliyaet_na_razvitie_rebenka_ego_kharakter_i_vozmozhnoe_budushscee_

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.