Учебная нагрузка, режим дня и их влияние на здоровье учащихся

Исследовательская работа

Учебная нагрузка, режим дня и их влияние на здоровье учащихся

Разделы: Внеклассная работа

Введение

Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Все мы хотим быть здоровыми, но не всем это удаётся.

Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от образа жизни каждого. Образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50–52% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся: влияние внешней среды — 18-20%; генетика, наследственность — 20-21%; здравоохранение — 7-12%.

Надо отметить, что образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания. Определенно, образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека и, в то же время, условия жизни оказывают свое влияние.

Данные статистики показывают, что заболевания детей в новых образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях) в 2,5 раза выше, чем в традиционных.

Среди причин, пагубно влияющих на здоровье детей, обучающихся в профильных классах, на первое место выдвигаются: перегруженность школьными занятиями, как в школе, так и дома; низкая двигательная активность; несоблюдение правил гигиены умственного труда (А.М.Олещенко, В.В.Колбанов).

Цель работы: изучение влияния учебной нагрузки на здоровье старшеклассников.

Задачи:

  • изучить научную литературу по данной теме;
  • провести социологический опрос среди учащихся на предмет влияния школы на здоровье школьников;
  • сделать выводы.

Литературный обзор

Что такое здоровье с физиологической точки зрения? Определяющими являются следующие формулировки:

  • Индивидуальное здоровье человека – естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций (Г.З.Демчинкова, Н.Л.Полонский).
  • Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П.Казначеев).

Вместе с этим, в большинстве научных исследований справедливо подчеркивается, что абсолютное здоровье – это не более чем абстракция.

Как определить уровень здоровья? Определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, состояния основных физиологических резервов. В этом отношении большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого.

От чего зависит здоровье? Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считается, что вклад различных факторов в состояние здоровья следующий:

– наследственность – 20 %;

– окружающая среда – 20 %;

– уровень медицинской помощи – 10 %;

– образ жизни – 50 %.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, таковы:

– человеческий фактор – 25 % (физическое здоровье – 10 %, психическое здоровье – 15 %);

– экологический фактор – 25 % (экзоэкология – 10 %, эндоэкология – 15 %);

– социально-педагогический фактор – 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15 %, поведение, режим жизни, привычки – 25 %);

– медицинский фактор – 10 %.

Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, лицеи и т.п.).

Учебные нагрузки в школах такого типа настолько велики, что большая часть детей, обучающихся в них, имеют сочетанные, полиорганные нарушения в состоянии здоровья.

Актуальность и социальная значимость проблемы адаптации детей к высоким учебным нагрузкам определяется также огромным экономическим ущербом, который обусловлен высокой заболеваемостью и инвалидизацией школьников.

Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок. Так, изучение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях и гимназиях, показало, что по сравнению с учащимися обычных школ эти дети имели худшие показатели здоровья.

Ухудшение здоровья учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой в динамике школьного обучения происходило более быстрыми темпами, чем в классической школе.

Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, не подкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья детей.

Показано, что среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%.

Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушение режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников.

Особенно интенсивность учебной нагрузки возрастает в старшей школе.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

Статья 10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

– для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

– для обучающихся 2 – 4-х классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

– для обучающихся 5 – 6-х классов – не более 6 уроков;

– для обучающихся 7 – 11-х классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Статья 10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 ч., в 4-5 классах – 2 ч., в 6-8 классах – 2,5 ч., в 9-11 классах – до 3,5 ч.

По данным института возрастной физиологии РАО, научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часов в день; в основной школе – 7,2-8,3 часа в день; в полной средней школе – 8,6-9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет  9-10 часов в начальной, 10-12 – в основной и 13-15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.
Все эти факторы приводят к ухудшению здоровья старшеклассников.

Практическая часть

Для того чтобы подтвердить теоретическую информацию, мы провели опрос среди учащихся 10, 11 классов Лицея № 15. Всего в анкетировании приняло участие 25 человек из десятого класса и  24 человека из одиннадцатого. (Вопросы в приложении 1)

На первой диаграмме (Приложение 2) представлены ответы учеников на вопрос «Как ты оцениваешь свое здоровье?». Большая часть считает своё здоровье удовлетворительным.

На второй диаграмме (Приложение 3) представлены ответы на вопрос «Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?». Большинство ответило «Да, достаточно часто».

На третьей диаграмме (Приложение 4) представлены ответы на вопрос «Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?». Большая часть ответила «Часто».

Заключение и выводы

В ходе исследовательской работы были изучены причины ухудшения здоровья старшеклассников в школе. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей.

В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся устают на уроках и возвращаются домой уставшими. 19 учащихся из 49 считают свое здоровье удовлетворительным.

Основными факторами, вызывающими усталость, большинство учащихся отметили – большое количество уроков в день, количество информации и домашнее задание. Также большинство учащихся выполняют домашнее задание вечером, с чувством долга.

Я считаю, что для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися, необходимо уменьшить объем домашнего задания, больше внимания уделять урокам физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни.

Список литературы

1. Адаптация организма подростков к ученой нагрузке/ под ред. Д.В.Колесова. М.: Педагогика, 2007.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

3. http://www.bibliotekar.ru/valeologia-2/4.htm.

4. http://www.studfiles.ru/preview/4496635/page:7/

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673522/

Состояние здоровья школьников на современном этапе. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников

Учебная нагрузка, режим дня и их влияние на здоровье учащихся

Средидетей в школьном возрасте наблюдаетсярост болезней: костно-мышечные,мочеполовые, крови и кроветворныхорганов, заболевание органов пищеварения,увеличение частоты нарушений здоровьяс вовлечением иммунных механизмов(бронхиальная астма).

Несоответствиеучебной нагрузки может привести кпереутомлению.

Переутомление– это крайняя степень утомления, прикотором восстановление организма посленагрузки не происходит самостоятельно.

Причины:

-учебные перегрузки;

-невозможность рассчитать индивидуальнуюнагрузку для каждого учащегося;

-обучение во 2ю смену вызывает состояниепереутомления у детей 1-5 классов.

Гигиеническая экспертиза учебных планов и программ

Однимиз основных условий организации учебногопроцесса является правильный распорядокшкольных занятий, правильное чередованиетруда и отдыха, разумная последовательностьразличных видов деятельности.

Неправильносоставленный школьный режим содействуетразвитию ранней усталости, утомленияи переутомления, уменьшает эффекткаждого урока и ведёт к тому, что детивынуждены разбираться в новом материалесамостоятельно дома. А это, в своюочередь, нарушает домашний режим,уменьшает длительность сна и прогулок,нарушает другие составные части режимадня, что не может не отразиться насостоянии здоровья.

Физиологическойосновой режима дня является выработкаусловных рефлексов. Каждая предыдущаядеятельность становится условнымраздражителем – сигналом последующейдеятельности.

Например: окончаниеперемены является сигналом для началаумственной деятельности на уроке.Условным раздражителем является и самовремя.

Привычка начинать уроки всегдав одно и то же время облегчает процессврабатываемости, способствует сохранениюработоспособности на протяжении всегоучебного дня. Основными элементамишкольного режима являются:

1.Продолжительность учебного года иперерывы (каникулы) в течение календарногогода.

2.Правильная организация приёма детей вшколу.

3.Распорядок занятий в течение учебногодня и учебной недели.

4.Продолжительность урока и правильноеего построение в гигиеническом отношении.

5.Организация перемен между уроками.

6.Обеспечение в помещениях школы образцовойчистоты, внешнего порядка и соблюдениявсех требований школьной гигиены.

7.Правильная организация внеклассной ивнешкольной работы с учащимися.

8.Правильная организация и проведениеэкзаменов.

Оценка суммарной учебной нагрузки и основных режимных моментов

Вфизиолого-гигиенических исследованияхучебную нагрузку принято измерять темвременем, которое учащиеся проводят засвоими рабочими местами в школе и домаво время приготовления домашних заданий.

Время работы как интегральный показательнагрузки, конечно, не совершенен, таккак он не отражает её качественнойспецифики и не характеризует трудностиусваиваемого материала.

Вместе с темвремя работы объективно отражает еёдлительность и поддаётся точнойколичественной регистрации.

Специальныеисследования учёных показали, чтопродолжительность суммарной учебнойнагрузки в 7-8-х классах не должна превышать6,5 часов, из них самоподготовка – не более2,5 часов, в 9-11-х классах – 8,0 часов, из нихсамоподготовка – не более 3,0 часов. Вуказанное время входят необходимыедесятиминутные перерывы через каждые45 минут работы.

Большаяобщая и школьная учебная нагрузка,недостаточные дневной отдых и ночнойсон, низкая двигательная активность впроцессе учебных занятий в школе и втечение всего дня приводят к переутомлениюдетей и подростков, срыву приспособительныхпроцессов, к усугублению имеющихся, атакже возникновению и интенсивномунарастанию отклонений в состоянииздоровья.

Факультативныезанятия являются одним из компонентовучебного режима школы, увеличивающимобщую нагрузку, поэтому их организациядолжна отвечать некоторым гигиеническимтребованиям. Количество часов,установленное типовым планом, являетсяфизиологически обоснованным.

Однакоэти занятия не должны включаться врасписание. Их рекомендуется проводитьв дни, когда учебная нагрузка относительнонебольшая, и не сразу после уроков, апосле перерыва, в течение которогошкольники отдыхают и обедают.

Онипроводятся для группы учащихся (не менее10 человек), желающих углубить свои знанияпо отдельным дисциплинам.

Присоставлении расписания следует учестьтип школы, сменность, профильностькласса, школы и её материально-техническиеусловия (наличие учебных помещений идр.).

У всех классов должны быть равныевозможности для занятий в соответствующихучебных кабинетах, спортивном зале,учебных мастерских и т.д.

; должны бытьравные условия использования на занятияхТСО, в том числе учебного кино, телевиденияи ЭВМ.

Следуетотметить, что составление расписанияв реальных условиях школы связано сомногими трудностями. Очень часто пообъективным и субъективным причинам вшколе невозможно составить нормальноеболее или менее отвечающее принципамрасписание.

Например, так, чтобы во всехклассах уроки по трудным предметам(математика, физика и др.) проводилисьтолько в те дни и часы, когда работоспособностьучащихся наивысшая (во вторник, средуи на 2-3-м уроках) особенно в городскихшколах практически невозможно.

Причинойбывает нехватка учебных помещений,занятость (выше ставки нагрузки) педагогови др.

Путисохранения здоровья детей:

-Четкийрежим дня;

-Свежийвоздух;

-Физическаяактивность;

-Правильноепитание;

-Неиметь вредных привычек;

-Личнаягигиена;

Источник: https://StudFiles.net/preview/3568136/page:3/

Режим дня школьника

Учебная нагрузка, режим дня и их влияние на здоровье учащихся

Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр.

происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для развития и роста подростка.

Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника.

Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7—8 часов дает необходимый организму отдых.

Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи.

Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.

Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?

Режим — последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья. Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.

Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

Выполнение домашних заданий

Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования.

Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса — не более 1,5 часов, 3—4-х классов — не более 2 часов, 5—7-х классов — не более 2,5 часов и учащиеся 8—11-х классов — не более 3 часов.

Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.

Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности, а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика.

Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается».

Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.

Организация рабочего места

На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места, которое должно быть постоянным и удобным.

Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника.

При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.

Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40—50 ватт.

Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов.

Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий.

Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.

Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.

Занимающиеся физкультурой на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой.

Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его сердца и легких, укреплению мышц улучшению нервной деятельности организма.

Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5—4 часов для младших и не менее 2—2,5 часов для учащихся старших классов.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня.

Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе — 30 минут; после окончания занятий — 50 минут — 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий — 1— 1,5 часа и перед сном — 30 минут.

Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Правильное питание

Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание.

Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма.

Есть надо в определенные часы 4—5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.

Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.

Ужинать следует не позднее чем за 1,5—2 часа до сна.

Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода и др.

Отдых

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых.

Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом.

Наилучшим видом такого отдыха является сон. Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина. Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.

В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8—9 лет — 10—11 часов; 10—12 лет — 10 часов; 13—15 лет — 9 часов; 16 лет—8 — 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.

Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

Кроме сна, существует и другой вид отдыха, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим.

Переход от умственной работы к физической дает отдых ранее работавшим клеткам головного мозга и заставляет работать ранее отдыхавшие.

Правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы. Не зря говорят — береги здоровье смолоду.

Источник: https://LibTime.ru/zdorovye/rezhim-dnya-shkolnika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.