Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Содержание

Развитие автономии и самостоятельности ребенка – рекомендации родителям

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Степень автономии ребенка отражает прогресс в его развитии — физическом и психологическом. Отнятие от груди, формирование способности сделать первые шаги, приобретение навыков опрятности, начало пребывания в детском саду — все эти этапы жизни ребенка соответствуют стадиям его развития, в ходе которых он и становится автономным.

У автономии — два аспекта. С одной стороны, она становится результатом нормального роста, «взросления», по мере которого малыш начинает использовать недавно приобретенные им способности: он хочет делать что-то как взрослые. С другой стороны, родители требуют от него самостоятельности, а это не всегда определяется готовностью малыша к автономии.1

Приближение к автономии — не линейный процесс. Иногда ребенок в одних случаях ведет себя так, будто мечтает навсегда остаться младенцем, а в других — сопротивляется, когда ему что-то велят или даже просто советуют взрослые: он хочет делать по-своему — и это его способ показать свою от них независимость.

Детей раздирают противоречивые желания: им хочется сразу и вырасти поскорее, и остаться маленькими. Темп эмоционального развития не совпадает с темпом когнитивного, или познавательного, и психомоторного развития. Часто случаются временные периоды соскальзывания на более ранние этапы.

Он показывает, что хочет скорее вырасти До года желание автономии выражается в попытках подражать действиям взрослых или старших детей. К концу первого года жизни моторное развитие и осознание своей телесной автономии позволяют ребенку демонстрировать, что он желает обходиться без вашей помощи.

Разрешите ему делать что-то самостоятельно — тащить в рот, хватать: это переход от пассивной позиции к активной.

Он с каждым днем может совершать все больше действий руками — берет еду, подносит ее ко рту.

— Постепенно ему все меньше нравится, когда его кормят (положение младенца, грудничка), и он хочет «кушать сам».

Начиная с двух лет ребенок приобретает — опять-таки с каждым днем — всё большую самостоятельность в движениях: он ходит, он пробует сделать то или другое, так или иначе, он трогает всё вокруг и пытается манипулировать предметами, он непрерывно исследует окружающий мир.

Необходимо установить границы возможного, иначе действия ребенка могут стать для него опасными.

Обеспечив малышу минимальную безопасность, позвольте ему проявлять инициативу: он быстро научится реагировать на возможный риск.

Подбадривайте ребенка и успокаивайте его, если после нескольких падений он боится что-то делать сам. Быть автономным — это в том числе, и научиться преодолевать страх. Если в какой-то ситуации вам тревожно за малыша, постарайтесь, чтобы он этого не чувствовал, и избегайте подобных ситуаций.

— К трем годам ребенок уже способен предчувствовать риск при том или ином действии. Не подталкивайте его к потенциально опасным действиям, но помогайте, если он сам решил их предпринять, не стоит в этом случае думать, что лучший способ — учиться на ошибках.

Трехлетний ребенок хочет всё делать как взрослые. Он пытается подражать старшим братьям и сестрам, родителям, и это нормально, потому что навыки часто приобретаются именно при подражании.

Если малыш к тому же еще и говорит «как большой», нам кажется, будто он действительно повзрослел, но не надо идти на поводу у этой иллюзии: никакой он пока не взрослый, и в этом возрасте герои еще очень нуждаются в ласке!

Между тремя и шестью годами, и даже позже, ребенок все еще не способен обходиться без ваших указаний, ему нужны и ваша помощь, и ваши советы.

Приспосабливайте требования самостоятельности к возрасту вашего ребенка. На первом месте пока должна быть «автономия с поддержкой».

— Малыш еще не понял, как лучше действовать, не овладел, так сказать, методикой действий, и когда он что-то делает, у него редко получается идеально. Вам следует понимать это, не критиковать и поощрять дальнейшие попытки делать не удавшееся с первого раза.

Если ребенок хочет оставаться младенцем

В некоторых областях развития ребенку иногда необходимы паузы — для того, чтобы он мог быстрее развиваться в других областях, требующих всей его энергии.

Иногда — например, во время болезни или когда в доме появляется новорожденный — может даже случиться временный, преходящий возврат назад. Некоторые дети, внезапно для них оказавшись в роли старших, требуют в этот период кормить их из бутылочки или давать им пустышку, снова начинают мочиться в постель, сюсюкают, хотят носить памперсы…

— Не наказывайте ребенка, не ругайте его, прислушивайтесь к его просьбам, но говорите ему, что вам не хочется снова видеть его младенцем. Нужно как следует объяснить ребенку, что его «возврат в детство» отнюдь не отражает вашего желания.

Находите в течение дня время, когда можете заниматься только ребенком.

Проявляйте терпение: безусловно, это не лучший момент требовать от малыша, чтобы он отвыкал от соски, пусть даже ваше требование вполне законно.

Ему вот-вот исполнится шесть лет, но, на ваш взгляд, он недостаточно самостоятелен

Ваш ребенок не может сам одеться, почистить зубы, он просит вас помочь, когда надо найти игрушку, книжку или достать чашку. Пусть вас это не беспокоит! Период, когда любое продвижение вперед переживалось вашим малышом как победа на пути к автономии, прошел, в этом возрасте автономия отражает главным образом ваши требования.

Мотивацией необходимости автономии для ребенка, приближающегося к «сознательному возрасту», служит уже не только гордость его быстрым продвижением вперед. Важно, чтобы малыш чувствовал себя ответственным за свои действия.

— Объясняйте ему, что стать автономным значит, первым делом научиться самостоятельно умываться, одеваться и т.п., то есть обслуживать себя самого.

— Кроме того, теперь вы можете попросить его убирать свои игрушки (хотя бы не все) и/или выбрасывать ненужные  бумажки в мусорное ведро. Но не стоит нервничать и сердиться, если он делает это медленно: малыш еще не овладел навыками, которые есть у взрослых.

— Автономный, самостоятельный ребенок четко выполняет то, что от него требуется. Однако его непослушание — совсем не обязательно знак того, что он недостаточно самостоятелен. Важно, чтобы малыш пусть не сразу, но в конце концов сделал-таки то, чего от него ждут. Отсрочка в таких случаях свидетельствует только о его нежелании повиноваться лишь из-за того, что «так надо».

Выбирайте время, когда вы полностью в распоряжении ребенка и никуда не торопитесь, иначе может получиться, что вы всё делаете за него.

Не стоит думать, что даже в том возрасте, который называют сознательным, самостоятельность, ставшая результатом развития малыша, прогресса его в той или иной области, сразу же приводит к социальной автономии и автономии в семье. Такая автономия возникает в ходе воспитания, пока она далеко еще не достигнута и будет формироваться параллельно с осознанием ребенком своей ответственности.

В течение всего этого времени, воспитывая малыша, вы должны лавировать между его способностью быть самостоятельным и ответственным и его более или менее осознанным стремлением к независимости, которая кажется ребенку необходимой, чтобы не чувствовать себя заброшенным, ненужным.

1 Автономия — в целом может пониматься как все большее на протяжении жизненного пути полагание на собственное «я», умение дистанцироваться от поступков, мнений, ценностей окружающих, владеть собственным поведением. Начинается автономизация с разделения единства ребенка с мамой, первоначального выделения себя из близкого социального окружения. (Примеч. науч. ред.)

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/razvitie-avtonomii-i-samostoyatelnosti-rebenka.html

Чего ждать от этого прекрасного детского возраста 3 года?

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

«Нам уже три», – с гордостью заявляют родители трехлетнего ребенка на вопрос о возрасте их малыша и слышат в ответ: «Да вы уже совсем взрослые!» Действительно, по сравнению с появившимся на свет комочком, трехлетка уже самостоятельный человечек, который многое умеет.

 Но очень многому трехлетнему ребенку еще предстоит научиться. И успех зачастую будет зависеть от того, какой опыт ребенок приобрел на предыдущем году жизни.

Итак, чего ждать от этого прекрасного детского возраста? Каким предстанет перед вами повзрослевший ребенок в 3 года?

Рребенок в 3 года: самоидентефикация

Раньше малыш, глядя на свое отражение в зеркале, говорил о себе в третьем лице.

Теперь он уже может провозгласить: – «Это Я!» Именно в возрасте 3 лет ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность, личность и выделять из всего окружающего мира.

Важно научиться общаться теперь с трехлетним малышом на равных, быть к нему внимательнее. Это формирует уверенного в себе человека и помогает избежать возникновения многих комплексов.

Еще в 3 года ребенок очень живо интересуется всем, что с ним связано. Например, собственной тенью или человеком с таким же именем, как у него. И все происходящее вокруг он также пытается соотнести с собой. Так, увидев в мультфильме простудившегося ребенка, карапуз вполне искренне может поинтересоваться: «А я тоже заболею?», – а увидев поезд, спросить: «А я тоже поеду на поезде?»

К трем годам ребенок отчетливо различает, кто он: мальчик или девочка. А представления о поведении, характерном для его пола, детка черпает из наблюдений за родителями, старшими братьями и сестрами.

Ребенок в 3 года: стремление к самостоятельности

Самостоятельность – одна из ярко выраженных особенностей ребенка в 3 года. «Я сам!» – кричит трехлетний малыш и не позволяет вам делать за него то, что он уже умеет.

Если часто проявлять нетерпение в подобных ситуациях и спешить сделать все за ребенка, то у него вполне может развиться нерешительность, неуверенность в собственных силах. Дайте крохе пройти этот этап. Пусть он иногда обувает ботинки не на ту ногу или медленно натягивает штанишки.

Не надо спешить с помощью. Пусть попробует сам справиться с ситуацией. Проявленная малышом в 3 года настойчивость – ценное приобретение, которое ему пригодится в дальнейшем.

Предоставляя ребенку в 3 года право делать самому то, что он может, вы вырабатываете у него ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой. Отсюда берет начало чувство готовности к действию, гордости за свои достижения и чувство собственного достоинства.

«КРИЗИС 3-х ЛЕТ»

Как было сказано выше, примерно в возрасте 3-х лет начинается новая «эпоха» в жизни ребенка: он уже понимает свое личное «Я», «отделяет» себя от мамы и требует независимости и самостоятельности. Возросшие потребности малыша уже не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним.

И в знак протеста, отстаивая свое «Я», малыш начинает вести себя «вопреки родителям». Общаться с детьми, которые проходят кризис, очень трудно. Их поведение – непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «хочу-не хочу», «буду-не буду». Важно понять, что это не капризы.

Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в древней Индии: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Наберитесь терпения и пересмотрите тактику общения с повзрослевшим малышом. Ведите себя с ним, как с равным, уступайте в «мелочах», предоставьте как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно.

Это очень непростой период и для вас и для ребенка. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса все равно закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.

Однако, несмотря на все вышесказанное, «трехлетие» вашего крохи может и не ознаменоваться «кризисными явлениями». При правильном понимании особенностей возраста и отношении «буря» может миновать.

Психологические особенности ребенка в 3 года

Упрямство Очень яркая черта этого периода. Порой кажется, что ваше трехлетнее чадо сосредоточило в себе упрямство всех членов семьи вместе взятых и что второго такого упертого ребенка не существует. Психологи этот период так и называют – «первая стадия упрямства» (вторая наступит в возрасте 12–13 лет). Дети в 3 года требуют уважения к себе, своим намерениям и воле.

Их упрямство, как правило, и направлено продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Такое поведение зачастую выводит родителей из себя. Но наберитесь терпения. Иначе трехлетний малыш еще настойчивее станет проверять, насколько способен оказывать сопротивление вашему «нет».

Измените свою реакцию и прижмите упрямого «барашка» к себе – этот период просто нужно терпеливо пережить.

К 3 годам малыш становится более общительным, уже хорошо чувствует себя в компании детей. Ему нравится играть со сверстниками, он уже умеет делиться игрушками. Так появляются первые настоящие совместные игры. Тут же возникают и потребности в лидерстве, самоутверждении.

Еще в 3 года вначале у девочек, а чуть позже и у мальчиков может встретиться такое явление, как «детский романтизм». Другими словами, самая что ни на есть «первая любовь». Не удивляйтесь, если ваш отпрыск вдруг решит «жениться» на голубоглазой соседке по песочнице.

Мило улыбнитесь в ответ.

Малыш в 3 года начинает испытывать много новых чувств. Это и радость своим умелым действиям, когда у него что-то получается, и огорчение при неудаче. Трехлетка уже понимает, когда сделал что-то плохо, и ждет похвалы и одобрения за хороший поступок.

Кроха в 3 года умеет ревновать, обижаться, сердиться, озорничать и начинает понимать юмор. Свои эмоции он уже может выражать по-разному: взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными позами.

Он сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), тихо ведет себя (если кто-то спит).

Возраст вопросов

Как правило, дети в 3 года уже хорошо говорят и любят задавать много вопросов. Именно в этом возрасте их называют «почемучками». Ежедневно окружающее вызывает у малыша лавину «почему? для чего? зачем?» Он расспрашивает обо всем, что попадается ему на глаза.

Каждый вопрос – это первый шаг к маленькому открытию и последующему познанию мира. Утоляйте информационный голод малыша. В 3 года очень важно много говорить с ребенком, рассказывать об окружающем. Это непременно скажется на его развитии самым лучшим образом.

Непосредственные наблюдения – также источник ответов на бесчисленные вопросы и расширение кругозора ребенка.

РРазвитие познавательных процессов

Именно в 3 года у детей происходит интенсивное развитие интеллекта. И результат во многом будет зависеть от разнообразия окружающей развивающей среды и действий взрослого. Память трехлетнего малыша пока непроизвольна.

То есть он не может «по заказу» родителей запомнить что-то. Зато ребенок очень легко «схватывает» ту информацию, которая неоднократно повторяется или вызывает эмоциональные переживания. Внимание уже достаточно развито, но еще не слишком устойчиво.

Даже очень захватывающей игрой малыш обычно занимается не больше 10–15 минут. А бывает, что и вовсе не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Пока крохе все еще сложно распределять внимание между несколькими предметами одновременно.

Поэтому, собравшись почитать книжку с картинками, вначале рассмотрите иллюстрации с малышом, а потом примитесь за чтение.

Неутомимый деятель

Именно таким является трехлетний ребенок. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то отвлеченном, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует «здесь и сейчас».

Он активно исследует и познает то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать. Кроха в 3 года уже уверенно может подниматься и спускаться по ступенькам, не падает, когда ходит, что доставляет ему огромное удовольствие.

Он стал гораздо ловчее: с легкостью собирает пирамидку, может перелить жидкость из одной чашки в другую.

Из «разрушителей» в «творцы»

У ребенка 3 лет активно развиваются воображение и изобретательность. Кастрюля вместо шляпы – разве не оригинально? Это он сам придумал! Не преуменьшайте значение таких «открытий». Именно в 3 года маленький фантазер начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами, играть воображаемые роли.

В игре кроха уже способен взять на себя какую-то простую роль («я – водитель автобуса») и действовать в соответствии с имеющимися представлениями о ней. Понемногу у него начинает получаться рисовать. Обязательно поддерживайте первые проявления фантазии и воображения ребенка.

На основе их позже будет формироваться творческое мышление.

Говорю и понимаю

Произношение и понимание речи все больше усложняется и развивается. В 3 года, помимо простых предложений («купи машинку»), малыш уже употребляет и сложные (« я хочу, чтобы ты купила мне вон ту большую машинку»).

В речи появляются прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Словарный запас к концу 3-го года составляет около 1000 слов.

Если родители не теряли зря драгоценного времени, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку или рассказать о произошедшем позавчера событии.

В 3 года дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Если ребенку стараться объяснять различные поступки, то он скоро начнет сам отличать хорошее поведение от плохого.

Трехлетний малыш пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их разговоры. Любопытный карапуз не только следит за разговором родителей, но и пытается понять ход их мыслей.

Что происходит? Просто трехлетний малыш на своем уровне как бы постигает логику поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот почему в присутствии ребенка, особенно маленького возраста, не должны происходить семейные конфликты.

Родители для крохи – по-прежнему высший образец для подражания.

В течение первых трех лет жизни малыш развивается так быстро, как ни в каком другом возрасте. И очень важно в этот период предоставить ребенку все самое необходимое для полноценного и успешного развития. Не забыв, конечно же, про родительскую любовь и ласку.

Источник

Источник: http://interesnoje.ru/chego-zhdat-ot-etogo-prekrasnogo-detskogo-vozrasta-3-goda/

Разница между детьми 3 года: плюсы и минусы воспитания детей

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

При планировании второй беременности принято прислушиваться к мнению специалистов о том, что разница между детьми в 3 года – самая оптимальная. Чем объясняется выбор именно такого периода?

Врачи полагают, что за этот промежуток времени женский организм полностью восстанавливается от предыдущих родов. Кроме того, поскольку ребенок подрос, тяжелые физические нагрузки остались позади. Также у детей с 3-летней разницей в возрасте больше общих интересов и увлечений.

Каждый специалист по-своему рассуждает относительно этой темы. Каково мнение самих родителей по этом вопросу? Какие особенности воспитания детей с разницей в 3 года?

Разница между детьми 3 года: плюсы и минусы

Какие преимущества учитывают родители, решив завести второго ребенка через 3 года?

Плюсы

  • Формированиесамостоятельностиумалыша. К трем годам ребенок научается самостоятельности. Происходит становление детской личности. «Я сам» — говорит малыш, и без помощи взрослого может одеться, покушать, поиграть. У него появляются свои интересы, новые знакомства, увлечения.
  • Занятость мамы. У мамы появляется больше времени и внимания для грудничка, поскольку старший ребенок уже может посещать детсад.
  • Помощь бабушек и дедушек. Ставшего самостоятельным малыша можно смело отправлять на выходные к родственникам. Здесь его ожидает приятное общение и новые занятия. Мама же может немного отдохнуть от психологической и физической нагрузки.
  • Ответственный помощник. С появлением братика или сестрички старшему ребенку приходится взрослеть. Он уже может помочь по уходу за малышом. Так в нем воспитывается чувство ответственности.
  • Общность интересов. Деи с небольшой разницей в возрасте растут дружно, много и тесно общаются, у них много общих интересов, игр, увлечений. Годы лишь укрепляют эти отношения.
  • Образец для подражания. Старшему ребенку всегда хочется, чтобы родители им гордились, поэтому он старается все делать правильно, помочь родителям, ухаживать за младшим ребенком, для которого он становится примером для подражания.
  • Пора в школу. Когда для старшего ребенка наступит время посещения школы, младшему будет 3 года. Его можно отправить в детсад. Появится время для того, чтобы уделять его занятиям со старшим ребенком.

Минусы

Какие трудности предстоят родителям, если разница в возрасте детей – 3 года?

  • Сложности кризисного этапа. Если второй ребенок родится, когда первому исполнилось 3 года, маме будет сложно справиться с двумя малышами, поскольку возраст 3 лет старшего — кризисный. На данном этапе дети становятся капризными, упрямыми, неуправляемыми, Кризис 3 лет знаменуется появлением у ребенка самостоятельности. Формирование новых черт и особенностей характера сопряжено с прохождением определенных психологических трудностей.
  • Все еще малыш. Научившись некоторой самостоятельности, старший ребенок все же нуждается в помощи и заботе: ему нужно помочь одеться, обуться, отвести в садик и многое другое. Младший отнимает у матери много времени и сил. Ухаживать за двумя малышами сложно.
  • Потребности второго малыша. Мама и первый ребенок полностью зависят от потребностей и настроения второго малыша. Прогулка со старшим ребенком планируется только тогда, когда будут выполнены домашние дела и хлопоты, связанные с уходом за грудничком.
  • И снова распашонки… Ребенок немного подрос. Появилось свободное время для походов в кино, кафе, встреч с друзьями. Решив завести второго малыша, мама возвращается к прежним заботам, откладывая личную жизнь.
  • С двумя малышами трудно. Бабушки и дедушки могут брать на выходные только одного ребенка, поскольку за двумя малышами трудно уследить. Следовательно, маме придется самой заботиться о детях, не имея возможности уделять время себе.
  • Чувство вины. Ухаживать за двумя детьми сложно, Второй ребенок отнимает много времени и сил. Мама, не имея возможности уделить должное внимание старшему ребенку, все время чувствует себя виноватой. Чувство вины может угнетать и даже привести к депрессии.
  • О карьере на время стоит позабыть. Решившись на то, чтобы посвятить себя семье и детям в течение двух декретных отпусков, что составляет шесть лет, женщине придется отложить мысли о карьерном росте и рабочих достижениях.
  • О безопасности. Трехлетние малыши — еще совсем маленькие и не умеют обращаться с новорожденным. Поэтому оставлять их одних не следует. Старший ребенок может нечаянно причинить боль малышу, сам того не понимая, чем-то навредить.

Небольшая разница в возрасте детей: особенности воспитания

В отношениях детей наблюдаются проявления жадности, агрессивности, ревности, могут возникать разногласия. Чтобы наладить детские отношения и избежать негативных моментов, следует придерживаться некоторых советов и рекомендаций:

  • Всегда ли старшие дети должны уступать? Такое воспитание неверно. Родители должны проявлять ко всем детям одинаковое отношение. Приучаясь к особому к себе отношению, малыши начинают требовать к себе дополнительного внимания и заботы. В душе старшего ребенка может затаиться обида и, как следствие, ненависть к младшему.
  • Не нужно сравнивать. У подросшего старшего ребенка может проявиться непослушание и упрямство. Это признак нормального психического роста. Когда родители начинают сравнивать детей и отмечают, что младший ребенок более послушный, чем старший, у последнего складывается впечатление, что его не любят.
  • Ребенок — не няня. Часто родители поручают старшему ребенку присматривать за малышом. Однако не следует злоупотреблять наивностью ребенка. Забота о младших сестрах и братьях отнимает у старших детей детство. Кого же впоследствии будет винить старший ребенок? Не родителей, а младших братьев и сестер.
  • Ответственность не по силам. Часто старшие дети получают замечания от родителей за то, что недосмотрели малыша. Но ведь они тоже еще совсем крохи, не следует взваливать на них такую ответственность. Младшие, в свою очередь, видя такое отношение родителей к старшим детям, нередко начинают вредничать, подставлять старших, зная, что их за это не накажут.
  • Универсальные игры. Необходимо выбирать игры, которые подходят обоим детям. Так малыш будет не в обиде за то, что мама обращает внимание только на брата или сестру. Кроме того, коллективные игры сплачивают и объединяют детей, укрепляя их отношения.
  • О праве на собственность. Дети являются большими собственниками и часто ссорятся из-за игрушек или игрового пространства. Определите для каждого ребенка его зону, но, вместе с тем, учите сотрудничать, правильно организовывать совместные игры. Покупайте игрушки обоим малышам. Пусть игрушки будут одинаковые или равноценные.
  • О детской ревности. Малыши с небольшой разницей в возрасте — крайне ревнивы. Появление нового ребенка в семье — большое событие, к которому следует особенно подготовить старшего ребенка. Внимание и забота об обоих детях должны быть равносильными, чтобы у одного из детей не возникло подозрение, что его меньше любят. Отношение к детям должно строиться на основе справедливости: на прогулку — все вместе, игры — непременно совместные, покупки — одинаковые. И необходимо почаще говорить детям о том, как вы их любите.

Выработка определенной системы семейного воспитания требует много сил и времени. Родители должны проявлять любовь и заботу о старших и младших детях, признаваться в своих ошибках и исправлять их.

Дети, воспитанные в семьях, где царят любовь и внимание, вырастают добрыми и отзывчивыми. Им не присущ эгоизм, они не озлоблены и не агрессивны. Такие дети легко идут по жизни.

Цель родителей — подготовить ребенка к будущей взрослой жизни.

Подготовка детей к самостоятельной жизни требует особого подхода, принципов, основанных на семейных ценностях и традициях.

Но основное правило для всех родителей — равносильно и справедливо относиться ко всем детям, независимо от их возраста, проявлять свою любовь и заботу в равной мере по отношению к каждому малышу.

Талантливы те родители, которые через невзгоды и препятствия, неприятности и кризисы сумели пройти сообща, смогли пронести доброту и любовь и показать, что только в крепкой счастливой семье формируется здоровая гармоничная личность.

Источник: https://babymir.net/plyusy-i-minusy-raznicy-3-let-mezhdu-detmi/

Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Начало. Продолжение смотреть здесь.

Как следует и как не стоит обращаться с трехлетним ребенком: жизненные ситуации.

Кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи.

Кризис – это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Ситуация, когда в течение всего нескольких месяцев существенно меняется поведение малыша, его отношения с теми, кто рядом, действительно является критической для взаимопонимания и взаимодействия между ребенком и взрослыми.

И именно взрослые не всегда бывают готовы к таким изменениям. Еще меньше они готовы их принимать и выстраивать дальнейшие отношения с ребенком по новым правилам.

В каждом конкретном случае кризис отношений проходит по-разному – острее или мягче.

За первые три года своей жизни малыш приобретает определенный багаж знаний и умений, начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют самостоятельности. Главные изменения сосредоточены вокруг «Я» ребенка.

Их сущность заключается в психологической эмансипации ребенка от близких взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – упрямством, отрицанием всего и вся, капризами и тому подобное, негативизмом.

Вместе с тем, психологические наблюдения показывают, что некоторые дети практически не имеют негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, и их личностное развитие протекает нормально.

Течение кризисного периода зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от психолого-педагогической образованности взрослых, которые их окружают. У ребенка может проявляться или весь комплекс кризисного поведения, или некоторые его признаки.

У одного малыша – это ярко выраженная «борьба за независимость», что сопровождается агрессивностью, негативизмом и длится долго, а у другого – процесс отстаивания своей независимости гораздо мягче, проявляется лишь в некоторых ситуациях и быстро проходит.

Кризис трех летсвидетельствует об одном из важных моментов развития ребенка раннего возраста– это осознание себя как отдельного существа, имеющего собственные желания, не всегда совпадающие с желаниями других.

Это становится причиной нового отношения к взрослому: ребенок сравнивает себя с ним, стремится подражать в поведении, действиях, пытается реализовать стремление «быть взрослым», демонстрирует свою самостоятельность и независимость, противопоставляет свои желания требованиям взрослого.

Причины негативных проявлений кризиса трех лет

Должны отметить еще раз: в кризисный период полностью меняется вся социальная ситуация развития ребенка.

Однако, если сам кризис развития является закономерным и необходимым явлением, то негативные проявления – это свидетельство сложностей перехода к новому периоду, которые в основном провоцируются близкими взрослыми, их непониманием прогрессивности всех изменений, неумением или нежеланием изменить тип и стиль взаимодействия с ребенком, который был постоянным довольно долго – от первого года жизни.

Если взрослые не замечают у ребенка тенденции самостоятельно удовлетворять свои желания, продолжают игнорировать его стремление быть независимым, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность, свободу ребенка, то могут возникнуть собственно кризисные проявления – негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание требований взрослых, протест-бунт, своенравие. В случае, если взрослый стоит на своем, пытается сломить детское упрямство, возникает психологическая защита: ребенок привыкает к негативным оценкам взрослого и обычно перестает «слышать» его замечания и запреты, иногда даже могут возникать невротические симптомы. Своими «победами» над самостоятельностью ребенка, взрослый рискует вырастить безвольного, безынициативного, несамостоятельного или упорного и жестокого ребенка.

Выделение и описание симптомов кризиса трех летявляется важным моментом в познании кризисного явления:

негативизм– проявляется как отрицательная реакция ребенка на просьбы и требования к нему конкретного человека;

упрямство– непреклонная реакция ребенка на только что высказанное собственное решение. Причиной может быть чрезмерное ограничение активности и самостоятельности ребенка взрослыми. Упрямство не следует отождествлять с настойчивостью – упорством, стойкостью, непреклонностью в достижении цели;

своенравие– по своим внешним признакам близко к негативизму, но имеет более широкий и безличный характер – ребенок предстает перед всей системы отношений, которые господствуют дома;

произволимеет место при гипертрофированном стремлении ребенка к самостоятельности, проявляется как стремление освободиться от опеки взрослого.

Другие симптомы встречаются значительно реже и имеют второстепенное значение:

протест-бунтвыделяют тогда, когда конфликтность ребенка становится регулярной, когда ребенок постоянно настроен на спор с родителями;

деспотизм– малыш различными способами и средствами демонстрирует деспотическую власть по отношению к окружающим. Часто это происходит в семьях с единственным ребенком. Если же в семье несколько детей, может возникать ревность, когда та же тенденция к захвату власти является источником ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям;

обесценивание– меняется личное отношение ко всему, что было раньше интересным, привычным, значимым.

Обесцениваются как старые правила поведения – ребенок заявляет о своей нелюбви к родителям, воспринимает их слова, поступки как «пустой звук», так и предпочтения вещей – выбрасывает, ломает игрушки, становится разборчивым в одежде и тому подобное. Обесценивание как симптом характерен и для последующих кризисных периодов.

Симптомы кризиса трех летсвидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое Я, он ищет поводы, где бы можно было бы противопоставить себя взрослому.

Как смягчить негативные проявления кризиса 3 лет?

Прежде всего, взрослый должен помнить о том, что взрослым является именно он, и опыта у него гораздо больше, чем у трехлетнего малыша! Поэтому и родителям, и педагогамследует понимать все изменения, происходящие с ребенком, и терпеливо относиться к возможным негативным проявлениям его поведения.

Следует не настаивать на своей взрослости и власти, а трансформировать отношения с ребенком в соответствии с его потребностями в самостоятельности и активности, которые значительно возросли.

Заявление малыша «Я сам!» свидетельствует о  желании только действовать самому, самостоятельно, а не остаться наедине со своими проблемами.

Учитывая это на этапе кризиса трех лет родителяммалыша следует:

– стать более гибкими и терпимыми, расширить права и обязанности ребенка;

– позволить малышу быть самостоятельным – не вмешиваться (по возможности) в его дела, если он не просит. Например, дочь, пыхтя, натягивает кофточку, родители сразу пытаются ей помочь. Но она не оценит такого стремления родителей, скорее даже с криком будет сопротивляться покушению на свою свободу;

– поддержать и оценить детские усилия и проявления самостоятельности;

– помнить, что ребенок может проверять несколько раз в день – действительно то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Родители должны проявить твердость, однако помнить, что запретов не должно быть много.

Необходимо установить четкие границы и правила – нельзя бежать на улице от мамы, трогать горячую плиту и тому подобное.

Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи, которые живут вместе с ребенком;

– контролировать свое поведение, ведь ребенок подражает поведению родных людей, поэтому родителям необходимо следить за собой.

Если мама чрезмерно эмоциональная, капризная, то дочь, скорее всего, будет такой же; если отец, придя с работы, свои вещи оставляет где-нибудь, то ему, прежде чем ругать малыша за его неряшливость и неорганизованность, стоит попробовать изменить собственные привычки;

– переключать внимание малыша при его вспышках упрямства, гнева на что-то нейтральное, однако это переключение должно будь активным: «Давай сделаем …»;

– откладывать разговор, если малыш злится, у него истерика, на время, когда он успокоится. Ведь во время истерики бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Пока же его надо взять за руку и отвести в спокойное безлюдное место.

– разговаривать с малышом стоит на равных, как с человеком, мнение которого вам действительно интересно;

– любить ребенка и показывать ему, что он дорог даже заплаканный, упрямый, капризный и непослушный.

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/roditelyam/soveti-psichologa/item/357-trechletnie-deti-kak-peregit-krizisniy-vozrast

Воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

«Я сам! Не хочу! Не буду!»… Слыша эти слова от трёхлетнего малыша, многие родители приходят в замешательство, не зная, как правильно себя вести. Позволить крохе делать всё, что он хочет? Или подобное поведение у детей означает, что пора приступать к «серьёзному» воспитанию и доставать ремень?

Нужно понимать, «кризис трёх лет» – неизбежный этап в жизни любого ребёнка. Именно в это время он начинает осознавать себя полноценной личностью, стремиться к самостоятельности. А поэтому задача любящих родителей – не погасить искру инициативы, не забить детский энтузиазм и уже тем более не прибегать к телесным наказаниям.

Как проявляется «кризис трёх лет»?

Часто даже самые спокойные детишки в этот период начинают вести себя агрессивно, закатывают истерики, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Если раньше карапуз спокойно давал себя кормить и одевать, то теперь всё пытается делать самостоятельно.

Трёхлетний малыш часто подходит к зеркалу, подолгу рассматривает себя в отражении и на фотографиях. Такое изучение – осознание себя полноценной и самостоятельной личностью. Любое вторжение в планы ребёнка вызывает отрицание.

А фразу «я сам!» родители слышат на протяжении всего дня.

Как помочь малышу справиться с взрослением?

Излишняя опека может лишь усугубить ситуацию. Если постоянно осаживать малыша, подавлять самостоятельность, он замкнётся в себе, перестанет проявлять инициативу, и, возможно, вырастит в инфантильного взрослого. Да-да, как раз сейчас очень важный этап формирования психики маленького человечка, и родителям крайне важно не сплоховать.

Так как правильно организовать воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года?

  1. Не подавляйте инициативу.

Любая инициатива малыша к самостоятельным действиям должна поощряться. Когда любимое чадо пытается натянуть носок на ножку, не нужно ему мешать. Даже если ничего не получается с первого раза, тактично помогите карапузу справиться с непосильной задачей, а не делайте всё за него – вы же не хотите опекать до его старости? Ваша задача как родителя воспитать самостоятельность у ребёнка.

Когда малыш пытается что-то сделать, важно хвалить его. «Какой ты у меня молодец!», «ты такой большой, мой помощник!», «как хорошо ты подмёл пол! Теперь дома чисто!» – подобные фразы мотивируют на новые поступки, повышают самооценку, формируют доверительные отношения.

Не нужно торопить малютку, когда он в очередной раз пытается неуклюже засунуть руку в рукав куртки. И уж тем более делать за него то, что он может сделать сам. Вы же хотите, чтобы ваш ребёнок учился? Возможно медленно, но он сам наденет куртку, пусть это будет его очередной победой, а вы немного поможете ему в этом.

Часто конфликт возникает из-за авторитарности родителей, которые не дают своему чаду выбрать тот вариант, который нравится больше именно ему. Пусть он сам решит, какая шапка красивее, решит, где сегодня лучше погулять: во дворе или в парке.

Даже пускай даст совет, яблоки какого цвета купить в магазине: красные или жёлтые? Предлагайте вашему сыну или дочери принимать решения в тех вопросах, где это возможно.

В семье, где уважают мнение каждого члена, растут счастливые самодостаточные дети.

Трёхлетнему ребёнку кажется, что для него нет непосильных задач. Но желание помыть посуду иногда оборачивается разбитой чашкой, а рисунок для мамы предательски отпечатывается на светлой скатерти.

Такие ситуации – не повод ругать малыша, а разбитая чашка – небольшая цена за обучение крохи новым навыкам, ведь он сделал это не нарочно. Лучше подбодрить его словами: «ничего, с каждым может случиться.

Просто в следующий раз будь аккуратнее».

Когда все способы испробованы, а ребёнок не соглашается убрать игрушки или выполнить другие действия, можно перевести всё в игру. «Давай поможем зайчику поставить машины в гараж» или «вместе с мишуткой соберём всех кукол», – и малыш уже занят полезным делом.

Для того чтобы малыш активно развивался, научился осознавать мир и себя в нём, стал самодостаточной личностью, родителям необходимо много трудиться, и в первую очередь над собой. Для этого нужно:

  • Быть честными и открытыми со своим ребёнком.
  • Объяснять каждый свой шаг.
  • Строить отношения на доверии.
  • Помнить, что дети берут пример со взрослых.
  • Придерживаться последовательности в принятии решений.
  • Искать компромиссы в любых сложных ситуациях.
  • Стать другом для своего ребёнка.

При должном внимании воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года пройдёт без особых эксцессов. Главное, чтобы родители нашли «золотую середину», которая поможет их маленькому сыну или дочери поверить в себя, и со временем стать по-настоящему успешной личностью.

Источник: https://bestkroha.ru/3-goda-rebenku/241-vospitanie-samostoyatelnosti-u-rebenka-v-3-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.