Рост и развитие младенца в различные периоды детства

Содержание

Возрастные периоды развития ребенка

Рост и развитие младенца в различные периоды детства

Каждой матери полезно знать о возрастных, анатомо-физиологических особенностях детского организма и о связанных с ними возможностях заболеваний.

Почему у грудных детей чаще всего наблюдается расстройство пищеварения, а у ребят школьного возраста — острозаразные заболевания? Характер детских болезнен зависит во многом от возрастных особенностей организма и от окружающей ребенка среды.

Внутриутробный период развития ребенка

Развитие человека проходит два этапа: внутриутробное и внеутробное. Внутриутробный период длится около 9 месяцев (270 дней). Правильное развитие плода зависит в основном от состояния здоровья матери, условий ее труда, быта.

Некоторые заболевания матери (особенно вирусной инфекцией), неправильное питание, неправильный образ жизни могут привести к мертворождению, дефектам развития, уродствам и заболеваниям в периоде новорожденности и в последующей жизни малыша.

Период новорожденности

Первый период внеутробного развития — период новорожденности — длится 3—4 недели от момента рождения.

Новорожденный попадает в совершенно новые условия жизни: из среды стерильной, то есть безмикробной, утробного периода развития, ребенок переходит к жизни во внешней среде, населенной микробами и богатой разными раздражителями.

Он должен приспособиться к новым условиям жизни, но незрелость органов в систем организма новорожденного, в том числе и центральной нервной системы, делает это приспособление довольно сложным, поэтому организм новорожденного особенно неустойчив и раним.

Из заболеваний в этом периоде, помимо врожденных пороков развития и врожденных инфекций (малярия, сифилис, реже туберкулез и др.), различных травм, отмечаются заболевания пупка и пупочной ранки.

В этом возрасте наблюдаются нередко воспалительные процессы кожи, гнойничковые высыпания.

Большая восприимчивость к некоторым микробам при особенностях строения кожи новорожденных приводит нередко, под влиянием незначительной инфекции, к тяжелому общему заражению крови — сепсису.

Физиология ребенка грудного возраста

Следующий период—грудной возраст—длится в основном 1 год. (Некоторые считают его большим — до 1,5 лет.) В этом возрасте усиливается обмен веществ, ребенок быстро растет и развивается. В первое полугодие жизни он удваивает свой вес, к году — утраивает.

Длина тела увеличивается на 20—25 см. Такой усиленный рост требует и усиленного питания. Однако органы пищеварения ребенка еще недостаточно приспособлены к перевариванию пищи, так как в период утробного развития питание происходило через организм матери.

Незначительные погрешности в кормлении ребенка (например, перекорм) легко выводят из строя пищеварительный тракт, вызывают несварение пищи, неусвоение— диспепсию (понос).

Вот почему в этом возрасте особенно часто отмечаются так называемые «острые расстройства пищеварения и питания», которые тяжело отражаются на общем состоянии детей.

Неправильное вскармливание, недочеты ухода, режима и воспитания, инфекционные заболевания приводят и к хроническим расстройствам питания (гипотрофии). При этом нарушается правильное развитие ребенка: он отстает в весе и росте, нарушаются высшая нервная деятельность, функция важнейших органов и систем организма, понижается сопротивляемость инфекции.

Среди заболеваний детей грудного возраста особенно часто встречается рахит. Рахит — заболевание всего организма, связанное с нарушением фосфорно-кальциевого обмена.

Он возникает в результате недостатка витаминов в пище, в основном витамина D, неблагоприятных условий внешней среды—недостаточного пребывания на воздухе, солнце, плохого ухода за ребенком.

При рахите поражается нервная система (появляется возбудимость, беспокойство, потливость, плохой сон), костная система (наблюдается размягчение костей черепа, искривление длинных трубчатых костей, в тяжелых случаях — их надломы), мышечная система, нарушается функция и других органов и систем организма. Рахит опасен и тем, что он задерживает психическое развитие детей; такие ребята значительно позже здоровых начинают сидеть, стоять, ходить.

Иногда в первые месяцы жизни наблюдаются и проявления экссудативного диатеза. Появляются воспалительные поражения кожи и слизистых оболочек (себорея, экзема, почесуха, крапивница, опрелость), частые насморки, бронхиты.

Оберегайте грудных детей от острых заболеваний дыхательных путей, в том числе и пневмонии (воспаление легких). Легочные заболевания у маленьких детей протекают очень тяжело и вызывают осложнения в виде нагноительных процессов (плевриты н т. д.). Осложнения нередко приводят к воспалению среднего и внутреннего уха и сопровождаются поносом.

Корь, скарлатина, дифтерия до шести месяцев жизни наблюдаются относительно редко, особенно до трех месяцев. Это связано с врожденным иммунитетом — невосприимчивостью организма к заболеванию. После рождения ребенок получает с молоком матери ценные вещества, которые повышают его сопротивляемость инфекции.

В период новорожденности и грудного возраста наблюдается наиболее высокая заболеваемость и смертность детей. Поэтому родителям следует особенно тщательно выполнять все указания врача и медицинской сестры по уходу, режиму и питанию ребенка.

Преддошкольный и дошкольный периоды развития

Третий период — преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и четвертый — дошкольный (от 3 до 7 лет) характеризуются дальнейшим ростом и развитием ребенка, но темпы роста по сравнению с грудным возрастом значительно ниже.

Условия жизни ребенка резко меняются — он начинает ходить, знакомиться с окружающими его предметами, с внешней средой. Переход от грудного вскармливания к разнообразной пище повышает опасность заражений. Поэтому в эти периоды, особенно в дошкольном, часто наблюдаются глистные заболевания.

Врожденный иммунитет и то противодействие заболеваниям, которое ребенок получает с молоком матери, после года ослабевают. Дети в этом возрасте болеют корью, коклюшем, скарлатиной, ветрянкой.

Опасность заболевания еще более усиливается, если детям не делаются своевременно прививки, благодаря которым в организме искусственно вырабатывается иммунитет. Очень важны и повторные прививки — они укрепляют невосприимчивость организма к заболеванию.

В преддошкольный и дошкольный периоды происходит дальнейшее развитие и укрепление всего организма ребенка. Органы пищеварения приспосабливаются к новому питанию, поэтому желудочно-кишечные заболевания, экссудативный диатез в дошкольном возрасте встречаются уже реже.

Органы дыхания тоже укрепляются, заболевания дыхательных путей протекают менее тяжело, особенно в дошкольном возрасте, реже появляются такие осложнения, как заболевания уха. Туберкулез дает более благоприятный исход, чем у грудных детей. Смертность детей значительно ниже.

Возрастные периоды развития ребенка: Младший школьный возраст

Пятый период — младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). В этом возрасте расширяется общение детей с окружающей средой. Ребята учатся в школе, находятся в коллективе.

Особенно опасны для этого возраста инфекционные заболевания. Очень часто заболевание распространяется через воздух — капиллярная инфекция.

Поэтому важно в школах тщательно следить за чистотой помещения, регулярно проветривать классы.

Болезнью школьного возраста признается и ревматизм.

В последние годы некоторые ученые говорят об омоложении этого заболевания, то есть о том, что ревматизм стал чаще появляться в дошкольном возрасте и даже в преддошкольном, но все же в основном это заболевание школьного возраста, причем заболевание тяжелое, ведущее к глубоким поражениям сердечно-сосудистой системы, к ранней инвалидности детей. Причины заболевания и его возбудитель до сих пор не установлены. Однако бесспорно, что общее укрепление организма закаливанием, правильным питанием, режимом занятий и отдыха способствует выработке невосприятия к этому заболеванию. Школьными заболеваниями признаны искривление позвоночника и близорукость, связанные во многом с неправильным положением туловища во время занятии в школе и дома. При неправильном режиме, недостаточных занятиях физкультурой и пребывания на свежем воздухе у детей развиваются малокровие, заболевания нервной системы.

Подростковый период развития ребенка

Шестой период — период полового созревания, или подростковый (от 12 до 18 лет).

Быстрый рост в этом возрасте приводит к заболеваниям, связанным с несоответствием, диспропорцией между ростом и величиной некоторых органов (например, сердца — это так называемое «юношеское сердце»), а также некоторые функциональные нарушения со стороны желез внутренней секреции, особенно часто — щитовидной, нарушения со стороны нервной системы — невропатия и др. В подростковый период, период бурного роста и перехода к зрелости, заболевания носят острый характер вспышек. В этом отношении особенно опасен туберкулез.

Таким образом, характер заболевания детей тесно связан с особенностями их организма в различные возрастные периоды и с окружающими ребенка условиями В различные периоды детства меняется характер заболеваний и их течение.

Основная задача здравоохранения заключается не только в том, чтобы лечить болезни, но и в том, чтобы предупреждать их появление.

А задача родителей— оказывать в этом повседневную помощь: следить за своевременным проведением предохранительных прививок, за систематическими занятиями физкультурой, спортом, за правильным положением корпуса ребенка при выполнении домашних заданий, правильно подходить к детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Совместная забота родителей и работников органов здравоохранения поможет вырастить здоровым, жизнерадостным, хорошо сопротивляющимся инфекции наше молодое поколение.

возрастные периоды развития ребенка, физиология развития, болезни детей разных возрастов, физиологической развитие ребенка в разные периоды жизни.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: //uchitel76.ru/vozrastnye-periody-razvitiya-rebenka/

Периоды детства

Рост и развитие младенца в различные периоды детства

Детский возраст можно разбить на следующие периоды:

  • внутриутробный период
  • период новорожденности (первые 28 дней жизни)
  • период грудного возраста (от 4 недель до 1 года)
  • ранний детский период (от 1 года до 3 лет)
  • дошкольный период (от 3 до 6 лет)
  • школьный период (соответствующий младшему школьному возрасту, который начинается в 6 лет и кончается в 10-12 лет)
  • пубертатный период

Внутриутробный период

Внутриутробный период (предродовой или пренатальный) охватывает все девять месяцев беременности. Жизнь начинается с момента соединения яйцеклетки женщины со сперматозоидом мужчины.

Внутриутробный период является одним из активнейших и сложнейших этапов развития, если учесть, что за 9 месяцев предстоит пройти путь от микроскопической клетки до плода весом 3 кг.

В этот период клетки формирующегося человека крайне ранимы, несмотря на то, что они находятся под защитой материнского организма.

Судить о внутриутробном развитии можно по продолжительности беременности (подсчет числа дней в интервале от даты последней менструации до даты родов) и по признакам созревания тех или иных органов и нервной системы.

В первые 3 месяца внутриутробной жизни (зародышевый субпериод) происходит закладка и быстрое развитие всех систем.

В этот период вредоносные факторы, большей частью внешнего происхождения, вызывают образование большинства врожденных пороков развития.

В конце второго триместра беременности плод достигает 70 % того роста и лишь 20 % того веса, которые он будет иметь при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности составляют период быстрого роста, преимущественно весового.

Период грудного возраста

Период грудного возраста (28 дней – 1 год) характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и размеров тела. Рост (длина тела) в течение первого года увеличивается на 20-24 см. Вес удваивается в 5-месячном и утраивается в годовалом возрасте. Окружность головы возрастает за год на 12 см (34-35 см при рождении, 46-47 см в годовалом возрасте).

Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 лет. Питание, исключительно молочное вначале, становится значительно более разнообразным к концу первого года.

Для матери данный период долог и труден, поскольку ей приходится еженедельно, а то и изо дня в день пополнять свои знания и вносить надлежащие изменения в уход за ребенком. Существо, котороев первые дни умеет лишь спать да глотать, постепенно становится маленьким человеком, который к концу первого года жизни уже ходит, начинает говорить и проявлять характер.

В течение первого года жизни прорезываются первые зубы.

Болезни, преобладающие в грудном возрасте, находятся в связи с качеством ухода, оказываемого семьей (поносы, инфекции дыхательной системы, кожные болезни, нарушения трофики).

Течение этих болезней зависит как от конституциональных особенностей грудного ребенка, так и от сотрудничества между врачом-педиатром, семьей и патронажной сестрой.

Ранний детский или преддошкольный период

Ранний детский или преддошкольный период (1-3 года) характеризуется замедлением темпов увеличения веса (на 3 кг между 1 и 2 годами; на 1,5 кг между 2 и 3 годами) и роста (на, 2-3 см за второй год жизни и на 1 см за третий год). Соотношение размеров головы, туловища и конечностей меняется, что приводит к изменению облика ребенка. Прорезываются последние молочные зубы. Двигательные функции совершенствуются.

Это – период, в котором семья должна позаботиться о формировании у ребенка хороших привычек. В патологии данного возраста на первый план выступают несчастные случаи, отравления, осложнения прежних заболеваний, нарушения в поведении вследствие погрешностей в уходе.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (3-6 лет). Темпы роста медленные. По сравнению с цифрами, отмеченными при рождении, вес увеличивается в 5-6 раз к 5-летнему возрасту, а рост удваивается к 4 годам. Миелинизация мозга заканчивается к 3 годам, а в 5 лет объем его достигает 90 % мозга взрослого субъекта. Пищевые потребности ниже, чем в предыдущих периодах.

Это – период приобретения ребенком известной самостоятельности. Родители должны понимать, что теперь ему нужно больше пространства, чтобы развернуться, что для него настала пора включиться в тот или иной детский коллектив, что основной формой его деятельности является игра.

В патологии этого возраста преобладают несчастные случаи, заразно-инфекционные болезни, аллергические расстройства.

Школьный возраст

Школьный возраст (третье детство) начинается к 5-б годам и заканчивается в 10-12 лет. Это – период сравнительно медленного роста, протекающего с почти постоянной скоростью. В данном возрасте совершенствуются ранее приобретенные функции. Ростовой процесс затрагивает преимущественно конечности.

Молочные зубы заменяются постоянными. Что касается социального поведения, то школьник становится более самостоятельным по отношению к семье и ориентируется на товарищей по школе. В патологии преобладающее положение занимают заболевания дыхательной системы, тонзиллиты, инфекционные болезни, травмы.

Пубертатный период

Пубертатный период длится несколько лет и знаменует переход от детства к взрослому возрасту. Преобладающими переменами являются: соматическое развитие (рост, вес), изменения первичных половых признаков (гениталий) и появление вторичных половых признаков. Параллельно идут изменения всего организма, с коренными перестройками в сфере психики.

Переход от детства к взрослому возрасту протекает неодинаково у разных детей. Пубертатные признаки прогрессируют одновременно, однако разными темпами, и за 4-5-летний промежуток достигают степени развития, характерной для взрослого возраста.

В рамках периода, обычно именуемого пубертатным, выделяют три этапа:

  • препубертатный
  • собственно пубертатный
  • подростковый

Факторы, влияющие на процесс роста

Источник: //sevia.ru/deti/ditia/periody-detstva.shtml

Рост

Количественный процесс, который проявляется изменениями размеров тела. На уровне клеток развитие соответствует размножению числа клеток (или ядер) и увеличению их объема, что представляет собой непрерывный, измеряемый процесс, который достаточно легко изменяет свой ритм. Скорость роста варьирует в зависимости от каждого ребенка, и этим объясняются различия, отмечаемые у взрослых лиц.

Созревание

Процесс, который проявляется изменениями структуры, состава и функционирования клеток, тканей, органов или всего тела вообще, представляя собой также непрерывное явление, развивающееся с относительно постоянной скоростью и которое устанавливается гораздо труднее.

Скорость созревания варьирует в зависимости от ребенка, но его результат — зрелость — является одинаковым почти для всех лиц.Эти два механизма взаимосвязаны: быстрота роста или пропорций между частями тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела зависит от созревания тканей.

Это различие позволяет лучше осветить общую картину развития организма, факторов, которые могут его изменить, а также методов измерения.

Внутриутробный период (предродовой)

Представлен 9 месяцами беременности, а жизнь начинается с момента соединения женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Внутриутробный период является одним из наиболее активных и комплексных этапов развития, учитывая, что в течение 9 месяцев микроскопическая клетка становится плодом в 3 кг.

 В течение этого периода клетки формирующегося человека являются чрезвычайно уязвимыми, несмотря на защиту, оказываемую материнским организмом и плацентой.

Оценка внутриутробного роста осуществляется в зависимости от продолжительности беременности (подсчет количества дней между последней менструацией и родами) и на основании признаков созревания различных органов и нервной системы.

 В течение первых 3 месяцев (зародышевый субпериод) внутриутробной жизни все системы организуются и развиваются весьма быстро. Именно в этот период патологические факторы, в большинстве своем наружного происхождения, обусловливают большинство отмечаемых врожденных аномалий.

В конце второго квартала беременности размеры плода составляют 70%, а вес — всего лишь 20% по отношению к этим значениям при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности представляют собой наиболее быстрый период роста и, особенно, увеличения веса тела.

Период новорожденного (0—28 дней)

Представляют собой этап адаптации ребенка к внеутробной жизни, будучи наиболее трудным периодом с точки зрения ухода со стороны матери, врача и патронажной сестры.

 Питание, уход за кожей и создание необходимых условий окружающей среды (белье, правильно проветриваемое и согреваемое помещение, адаптация семьи к новому члену, создание у матери навыков ухода за новорожденным) имеют очень большое значение. Мать должна научиться различать пределы нормы в явлениях, наблюдаемых у новорожденного.

Этого необходимо добиться с первых же дней, так как в этот период происходит целый ряд физиологических явлений — желтуха, снижение веса тела, кожные высыпания и т. д., а заболевания вообще имеют тенденцию к генерализации и быстрому развитию.

Период грудного возраста (28 дней — 1 год)

Характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и роста. Длина тела в течение первого года жизни увеличивается на 20—23 см, а вес удваивается спустя 5 месяцев и утраивается за год. Окружность черепа увеличивается на 12 см (34—35 см при рождении, 46—47 в возрасте одного года). Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 месяцев.

 Исключительно молочное питание в начале жизни становится все более разнообразным к концу первого года. Для матери этот период является длинным и трудным, если принять во внимание, что ее знания и навыки должны пополняться каждую неделю, а иногда даже и каждый день.

Существо, которое умеет только спать и глотать, становится маленьким человеком, который к концу первого года ходит, начинает говорить, проявлять характер. Заболевания, которые преобладают у грудных детей, зависят, главным образом, от качества ухода со стороны семьи (поносы, дыхательные инфекции, кожные заболевания, плохое питание и т. д.).

Развитие этих заболеваний зависит как от строения организма ребенка, так и от сотрудничества между педиатром, семьей и патронажной сестрой.

Период раннего детства или младшего дошкольного возраста (1—3 года)

Характеризуется замедлением темпов увеличения веса тела (3 кг в возрасте 1—2 года; 1,5—2 кг в возрасте 2—3 года) и роста 2—3 см в возрасте 1 — 2 года; 1 см в возрасте 2—3 года). Пропорции между размерами головы, туловища и конечностей изменяются, обусловливая изменения общего вида ребенка.

Появляются последние молочные зубы, а двигательная функция совершенствуется. В этом периоде следует вырабатывать у ребенка соответствующие навыки и привычки.

 В раннем детстве среди заболеваний преобладают: несчастные случаи, интоксикации, интеркурентные заболевания, некоторые расстройства поведения вследствие ошибочного ухода за ребенком.

Второй период детства или дошкольный период (3—6 лет)

Физическое развитие ребенка плавное. По сравнению с показателями при рождении, в 5 лет вес тела увеличивается в 5 раз, а рост удваивается в 4 года. Миелинизация головного мозга заканчивается к 3 годам, а в 6 лет его объем достигает 90% по сравнению со взрослым.Питательные нужды меньшие, чем в предыдущие периоды.

 В этом периоде ребенок приобретает некоторую самостоятельность. Родители должны понять, что ребенку необходимо развернуться, что настало время приобщения к детскому коллективу и что основной его деятельностью является игра.

 В этом возрасте патология, в основном, представлена различным несчастными случаями, инфекционными заболеваниями, аллергиями.

Третий период детства или школьный возраст

Начинается с 5—6 лет и заканчивается в 10 — 12 лет. Будучи периодом сравнительно плавного развития, скорость которого почти постоянна; это — возраст совершенствования приобретенных навыков. Процесс роста, главным образом, затрагивает конечности. Появляются постоянные зубы.

Половая зрелость

Сравнительно длинный период, продолжающийся несколько лет, во время которого происходит переход от детства в период взрослого возраста. Здесь преобладают следующие превращения: соматичес­кое развитие (рост, вес тела), изменение первичных половых признаков (половые органы) и появление вторичных признаков.

Параллельно происходят изменения всего организма с глубокими последствиями с психологической точки зрения. Переход от периода детства к периоду взрослого возраста происходит различно у каждого ребенка. Признаки половой зрелости прогрессируют од­новременно, но в различном ритме, и в течение 4—5 лет наступает картина развитого взрослого организма.

 Этот период, который обычно называется периодом половой зрелости, состоит из 3 этапов.

Препубертатный период (препубертатность)

Начинается приблизительно в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков; его доминирующим признаком является секреция соматотропного гормона, который стимулирует рост. Кроме того, в этом периоде у девочек начинается секреция яичников, а у мальчиков — секреция тестикулярных гормонов.

Период половой зрелости (как таковой)

Начинается в возрасте 10 — 14 лет у девочек и 11 — 16 лет у мальчиков. Как начало, так и продолжительность этого периода могут быть весьма различными, но вообще он более короток у девочек (4—5 лет), чем у мальчиков (5—6 лет).

В этом периоде доминируют процессы полового созревания вследствие повышения секреции гонадотропных и половых гормонов, происходит рост и функциональное развитие половых органов.

После периода количественных накоплений происходит качественный скачок, то есть появление первого цикла менструации у девушек и первой эякуляции — в форме полюции — у мальчиков.

Постпубертатный период (отрочество)

Продолжается от появления половой зрелости (первая менструация у девушек и первая поллюция у мальчиков) и до окостенения хрящей роста, что совпадает с появлением третьего моляра.

На этом этапе завершается половое созревание и, главным образом, наступает нейропсихическая зрелость.

 Это деление является, конечно, произвольным, так как все превращения в течение этих периодов прогрессируют одновременно, являясь специфическими для каждой географической зоны, для каждой народности и даже для каждого ребенка одной и той же семьи.

Факторы, которые могут оказывать влияние на развитие вообще и, соответственно, на картину полового созревания являются многочисленными

Среди них мы прежде всего назовем наследственность (у высоких родителей и высокие дети); питание (дети, которые в период грудного возраста и половой зрелости получили малые количества протеинов, какими являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, обычно малого роста); наиболее убедительным примером являются японцы, переселившиеся в Соединенные Штаты Америки, которые в результате изменения питания в настоящее время имеют значительно более высокий рост; точно так же, за последние десятилетия наблюдается скачок роста жителей Японии вследствие повышения их жизненного уровня; окружающая среда вообще (высота над уровнем моря, климат, освещение, солнечное облучение); наследуемые или приобретаемые заболевания; социально-экономические факторы (санитарно-медицинские условия; подход родителей к уходу за ребенком — чрезмерно оберегаемые дети, выращенные с боязнью заболеваний, простуд, сквозняков, без правильной закалки, достигают половой зрелости позднее и с осложнениями; не гигиенические жилищные условия; подход к прогрессу и научным концепциям относительно современной жизни; неблагополучная семейная обстановка и т. д.). Все эти факторы, уже давно известные и общепринятые, но правильно используемые только в некоторых странах, обусловили так называемую «ак­селерацию роста с течением времени». Эта присущая нашему веку «акселерация» была отмечена во всех странах Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах, в которых произошли изменения питания и традиционного воспитания детей и молодежи. Средний рост человека увеличивается каждое десятилетие на 1,5 см в возрасте 4—6 лет; на 2,5 см — к 11 годам и на 1 см — у взрослых лиц. В то же время половая зрелость в среднем на десятилетие наступает раньше на 4 месяца, с начала нынешнего века; соответственно, менструации появляются у девушек в среднем на 28 месяцев раньше. В настоящее время этот процесс продолжается особенно среди детей тех социальных групп, где улучшились жизненные условия и наблюдается интерес к физическим упражнениям, физическому труду и распространению массовых видов спорта. Факторы среды могут продолжительно и даже окончательно изменить некоторые анатомические, функциональные и психические особенности человека; особенно действует среда в первые годы жизни (0—4 года) и в период полового созревания.

Источник: //www.poozico.com/periody-detstva/

Возрастная периодизация развития детей в определении разных авторов

Рост и развитие младенца в различные периоды детства

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

  1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
  2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
  3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.
  4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
  5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;
  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Источник: //vospitannie.ru/vozrast/vozrastnaya-periodizatsiya-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.