Расстройства и нарушения координации движений у детей

Содержание

Как проявляется атаксия у детей и ее лечение

Расстройства и нарушения координации движений у детей

Атаксия у детей проявляется в виде нарушения координации во время движения или выполнения каких-либо действий, и является симптомом некоторых заболеваний.

Почему бывает атаксия у ребенка?

В норме у ребенка, так же как и у взрослого, любой акт движения происходит автоматически, не вызывая при этом никаких затруднений. Регуляция такой деятельности осуществляется мозжечком, корой головного мозга, ядрами подкорки и образованиями спинного мозга.

Такие структурные образования мозжечка, как ножки (их всего три пары) осуществляют связь с остальными участками нервной системы, контролирующими координацию. Нарушение в работе любой из этих структур приводит к возникновению атаксии.

Проверка правильности движения идет от рецепторов расположенных в мышечной ткани, суставах и сухожилиях.

Этим путем информация и попадает в мозжечок, а затем в кору головного мозга, там она обрабатывается, и дается команда в обратном направлении, на периферию.

Атаксия может проявиться в том случае, если у малыша есть врожденные отклонения, наследственная предрасположенность, после травмы во время родов, при облучении радиоактивным веществом, после приема некоторых лекарственных средств, при воспалении печени, церебральном параличе или рассеянном склерозе, гипофункции щитовидной железы, травматических повреждениях головы, полученных после рождения. Спровоцировать атаксию может перенесенная ребенком вирусная инфекция. Нередко атаксией сопровождаются такие тяжелые заболевания, как грыжа или водянка мозга, абсцесс мозжечка.

Виды атаксии и проявления

Атаксия у ребенка может быть статическая (неспособность держать равновесие в положении стоя) и динамическая (нарушение двигательной координации).

Выделяют также атаксию:

  • Мозжечковую. Проявляется неустойчивостью при стоянии или ходьбе, шаткостью походки, для малыша характерны при мозжечковой атаксии широко расставленные ноги, падение на бок. Наблюдается прерывистость или скандирование речи. В отличие от сенситивного варианта, контроль зрения при движениях не помогает. При поражении различных отделов мозжечка наблюдаются характерные отклонения. Например, полушария мозжечка отвечают за движения в конечностях, и нарушение их функционирования приводит к изменению координации рук и ног. У детей до трех лет наблюдается острая мозжечковая атаксия через несколько недель после перенесенной вирусной инфекции (например, ветряной оспы). Обычно она проходит самостоятельно и без особого лечения за несколько месяцев, но иногда может перейти в хроническую или рецидивную форму.
  • Лобную. Походка у такого больного, как у пьяного, его сильно шатает и часто заносит на сторону поражения. Сочетается с другими симптомами, которые отмечаются при корковых нарушениях — снижение или отсутствие обоняния, нарушение функции запоминания, слуховые галлюцинации.
  • Лабиринтную. Проявляется в неловкости при ходьбе, сопровождается тошнотой, а иногда и рвотой, головокружениями. Часто бывает нистагм или нарушение слуха. Наблюдается при поражении вестибулярного аппарата.
  • Сенситивную. Поражаются пути проведения нервных импульсов. Атаксия более выражена при закрытых глазах, то есть, когда нет зрительного контроля движения.
  • Психогенную. Развивается вследствие истерии, походка при таком виде атаксии причудливая и может напоминать катание на коньках или передвижение при помощи ходулей. У детей наблюдается очень редко.

Мозжечковая атаксия у детей до года определяется с трудом, поскольку в этот период происходит становление походки и ее неустойчивость объясняют именно этим фактом. Неуклюжесть и шаткость становятся заметными позднее, когда его сверстники уже уверенно двигаются и бегают.

При симптомах атаксии следует сразу обратиться к врачу для прохождения обследования и установления причины. Этот признак может сигнализировать о достаточно серьезных заболеваниях, и малейшее промедление может привести к тяжелым последствиям!

Что может сделать врач?

Для того чтобы выявить причину возникновения атаксии, ребенка отправят на исследования. Ему необходимо провести КТ и МРТ, ДНК-диагностику (при подозрении на отягощенный семейный анамнез), ЭЭГ, ультразвуковую диагностику. При необходимости берут ликвор из спинного мозга методом пункции.

Степень тяжести заболевания определяется при осмотре опытным врачом, который проводит в таком случае проверку координации движений конечностей. У детей старшего возраста можно выявить патологию следующим образом.

При поражении мозжечка часто проводится пальце-носовая проба. Больного просят вытянуть руки и дотронутся по очереди указательным пальцем до кончика носа. Делается это при открытых и закрытых глазах.

При нарушении структуры мозжечка пациент промахивается, а кисть или вся рука по мере приближения к носу начинает дрожать.

Показательной также является проба Шильдера. Пациент вытягивает руки при закрытых глазах вперед. Затем врач просит его поднять одну руку, а затем опустить до уровня второй, расположенной горизонтально. Если есть нарушение функции мозжечка, то рука опустится ниже.

Лечение атаксии у детей является симптоматическим, и при врожденных формах направлено, прежде всего, на двигательную и социальную реабилитацию, целью которых является научить ребенка адаптироваться к нормальной жизни.

Для улучшения мозгового кровообращения назначаются ноотропные средства, витамины группы B, массаж и лечебная физкультура, тренировки при помощи стабилометрической платформы, занятия с логопедом при нарушении речи. Полезно также у детей с атаксией применять общеукрепляющие процедуры, а при выраженной нервозности следует давать седативные препараты.

Достаточно часто атаксия у детей может проходить самостоятельно до достижения ими определенного возраста. При тяжелых и острых формах атаксии применяется введение иммуноглобулина внутривенно, лечение кортикостероидами, плазменно-обменная терапия.

На ранних стадиях развития этого симптома хорошо помогают физиотерапевтические методики.
(: 2 , 5,00 из 5)

Источник: //TvoeLechenie.ru/nevrologiya/kak-proyavlyaetsya-ataksiya-u-detej-i-ee-lechenie.html

Нарушение координации движений

Расстройства и нарушения координации движений у детей

Человеческое тело – сложнейшая система, которая вмещает в себя множество функций. При слаженном действии всей структуры человек может двигаться, мыслить и выполнять задания.

При неправильной работе одной задачи, происходит изменение остальных процессов. Так нарушение координации движения возникает в результате неисправности функционирования центральной нервной системы.

Чтобы вовремя начать лечение, устранить патологию, необходимо разбираться в симптомах проявления заболевания.

Характеристика заболевания

Нарушение координации движения медицинским термином называется «атаксия». Это состояние является признаком воспалительного процесса, который был спровоцирован проблемами функционирования и распределения нервных импульсов, направляемых из головного мозга.

Чтобы проводить результативное лечение, необходимо провести комплексную диагностику и устранить факторы, первоначально повлиявшие на процесс деятельности мозга человека. Самолечение в такой ситуации невозможно и недопустимо. Это обусловлено тем, что возможны серьезные последствия, такие как инвалидность или летальный исход.

Опорно-двигательный аппарат подвержен контролю нервной системы. Нейроны, располагающиеся в спинном и головному мозге, взаимосвязаны. Благодаря их слаженной работе, передается сигнал в главный орган человека. Оттуда исходит ответный импульс, провоцирующий действие.

При качественной связи нейронов из разных областей, сигнал получается четким и молниеносным. Если в какой-то части существуют проблемы, то импульс подается замедленно или отсутствует вовсе. Нарушения называются потерей координации движения.

Чаще всего заболевание возникает у пожилых людей, переступивших 60-летний порог, независимо от того, мужчина это или женщина. Причиной возникновения, в первую очередь, выступает старение организма и невозможность четко и в полной мере выполнять поставленные задачи. Болезнь может развиваться не только у взрослых, но и у детей.

Виды и типы

Выделяют статическое и динамическое нарушение. В первом случае проблемы с координацией возникают только при вертикальном расположении человека, когда больной стоит. Во второй ситуации дискоординация появляется при любом движении.

Диагностируются следующие типы атаксии:

  1. Заднестолбовой (сенситивный) – развивается при поражении спинальных и периферических нервов, а также таламуса и задних столбиков спинного мозга. Передвижение затруднено, пациент при ходьбе не ощущает под собой твердой поверхности и собственных действий. Причиной возникновения являются изменения в чувствительности мышечно-суставной системы.
  2. Мозжечковый – проявляется из-за повреждений в мозжечковой системе. Он делится на 2 вида: динамический или статико-локомоторный. При первом виде происходит нарушение работы полушарий мозжечка. Человек делает частые хаотические движения, присутствует раскоординация, дрожь рук и ног, выявляется расстройство речи. Второй тип характеризуется поражением червя мозжечка. У пациента прослеживается нетвердая походка, он пошатывается и расставляет ноги при ходьбе. При тяжелом протекании нарушается поддержка головы, ее удержание в одном положении становится невозможным.
  3. Вестибулярный – происходят расстройства в вестибулярном аппарате. Голова постоянно кружится, состояние сопровождается тошнотой и рвотой. При смене положения или резком движении симптоматика ухудшается.
  4. Корковый – проблема возникает в коре на участке лобной доли в передних отделах. Импульсы из этой части направлены на мозжечок. Наблюдается изменение походки, шаткость и неуверенность при ходьбе. Корпус человека отклоняется в разные стороны, ступни выставляются по одной прямой, возникает заплетание ног.

Чтобы правильно диагностировать тип заболевания, сначала выявляются факторы его возникновения. На основании этих данных пациенту назначается терапия. Чтобы устранить проблему, нужно точно знать причины нарушения координации движения при ходьбе.

Причины возникновения заболевания

Проблема движения является опасной и серьезной для пациента с отклонениями. Находясь в таком состоянии, человек не имеет возможности скоординировать собственные действия.

На развитие заболевания влияет много факторов. Выделяют следующие причины:

  1. Черепно-мозговая травма;
  2. Формирование новообразований в области головного мозга или мозжечка;
  3. Болезнь Паркинсона;
  4. Изменения кровообращения в мозге;
  5. Шейный остеохондроз;
  6. Дистрофия мускулатуры;
  7. Инсульт;
  8. Детский церебральный паралич;
  9. Интоксикация при неправильном приеме лекарственных средств;
  10. Отравление газами;
  11. Аутоиммунные заболевания (сахарный диабет);
  12. Склеротические изменения в старческом возрасте;
  13. Инфекционные болезни: менингит, энцефалит;
  14. Прием наркотических препаратов;
  15. Каталепсия – расслабление мускулатуры из-за всплеска эмоций.

Выявить болезнь не составляет труда, симптомы заметны невооруженным глазом. Но чтобы точно знать, какие они бывают, необходимо ознакомиться с клинической картиной.

Симптомы проявления

Люди с развивающейся болезнью плохо передвигаются, с неуверенностью, у них отсутствует равновесие, просматривается рассеянность, артикуляция нарушена. При попытке начертить в воздухе фигуру, например, круг, у больного получается зигзаг или ломаная линия.

Один из методов проверки на координацию является тест, где больного просят дотронуться до носа. В случае развития заболевания человек не может нормально выполнить поставленную задачу.

Пациент попадает то в рот, то в глаз. По почерку также видны негативные изменения: буквы написаны неравномерно, наползают друг на друга, прыгают по строке.

Эти признаки свидетельствуют о неврологических проблемах.

При нарушении координации проявляются следующие симптомы:

  1. Зрачок воспринимает настоящее как иллюзию, предметы постоянно находятся в движении или вращении;
  2. Походка изменяется, присутствуют частые падения;
  3. Фиксируется повышенное артериальное давление, выявляется гипертония;
  4. Больной становится вялым, проявляется сонливость или нарушается сон;
  5. Возникает сбой в работе органов слуха: то слышатся шумы, то внезапная тишина;
  6. Наблюдается тремор конечностей;
  7. Отмечается потеря четкости и слаженности движений;
  8. Присутствуют головные боли без видимых причин и сильное головокружение;
  9. Нарушение ритма дыхания, одышка, выявляется усиленная потливость;
  10. Возникают нарушения психоневрологического состояния – бред, галлюцинации.

Независимо от того, какой присутствует симптом, следует срочно обратиться к врачу. Доктор оценивает состояние пациента и точно устанавливает диагноз, на основании которого назначается терапевтическое воздействие. Раннее выявление нарушений в координации движений приводит к уменьшению симптоматики и непродолжительной терапии.

Лечение атаксии

Чтобы точно выявить заболевание, которым страдает пациент, доктор записывает жалобы, проводит внешний осмотр и тестирование. Для точности постановки диагноза необходимо пройти определенное обследование:

  1. Биохимический анализ крови в развернутом виде;
  2. Магнитно-резонансную и компьютерную томографию;
  3. Анализ мочи и крови общего типа;
  4. Ультразвуковое исследование внутренних органов.

В зависимости от жалоб пациента диагностика подвергается корректировке, расширяется спектр необходимых анализов. Доктор на основе полученных результатов рассказывает, как и почему нужно лечиться.

Чтобы лечить нарушение координации движения, применяется комплексный подход, в который входит медикаментозная терапия, необходимость делать упражнения и народные средства.

В соответствии с результатами анализов и тяжестью протекания заболевания доктор назначает лекарства, помогающие восстановить и нормализовать кровообращение в головном мозге. Обязательно стоит поддержать организм витаминизированными комплексами. Для терапии используют следующие медикаменты:

  1. Ноотропы и ангиопротекторы;
  2. Препараты на основе гормонов;
  3. Витамины B, A, C, B12;
  4. Антибиотики, справляющиеся с присутствующей инфекцией в головном мозге или среднем ухе;
  5. Медикаменты, активирующие клеточный метаболизм.

Все лекарственные средства назначаются доктором для больного в индивидуальном порядке. Они призваны связать все негативные факторы болезни и комплексно на них воздействовать.

Помимо таблеток, нужно проводить ежедневную гимнастику, применять лечебный массаж. Для этого специально разработан ряд упражнений, призванных восстановить равновесие, улучшить слаженность движений:

  1. При проезде в общественном транспорте лучше не садиться, а оставаться стоять. Ноги раздвигаются на ширину плеч, нужно удержаться от поддержки. Стараться координировать свои движения, балансируя на весу;
  2. Поставить ноги вместе, руки развести в разные стороны, глаза закрыть. Выстоять в положении нужно 20 секунд. После опустить руки и повторить процедуру еще раз;
  3. Требуется ежедневно долго гулять, совершая пешие прогулки. Необходимо пройтись по узкому бордюру без помощи посторонних. Это упражнение можно осуществлять в домашних условиях. Для этого нужно нарисовать линию или выложить доску и стараться ровно пройти по отмеченной поверхности;
  4. Занятие с лестницей. По ней нужно в течение дня несколько раз подниматься по перекладинам и спускаться.
  5. Обе ноги устанавливаются на одной линии, так чтобы носок упирался в пятку другой. Руки разводятся в разные стороны. Простоять так нужно 15-20 секунд, после поменять положение.

Благодаря ежедневным занятиям все системы постепенно приводятся в норму. Терапия лекарствами дополнительно воздействует на внутренние органы и приводит в норму кровообращение. Это позволяет быстро лечить приобретенную болезнь.

Таким образом, нарушение координации движения – патологический процесс, происходящий из-за сбоев в работе нервной системы. Симптоматика заболевания очевидна, поэтому не стоит затягивать с лечением. Правильно и ежедневно выполняемые упражнения, а также прием рекомендуемых препаратов позволяют быстро восстановить состояние пациента.

Источник: //vsepromozg.ru/oslozhneniya/narushenie-koordinatcii

Диспраксия у детей: что это такое, симптомы и методы лечения нарушения

Расстройства и нарушения координации движений у детей

Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают.

О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Источник: //OurKids.ru/narushenija/rech/dispraksiya/

Нарушение координации причины, способы диагностики и лечения

Расстройства и нарушения координации движений у детей

Нарушение координации или атаксия — отсутствие согласованности в движениях. У пациента нарушается согласованность в работе мышц тела, которые задействуются для выполнения определённого движения, например, подъема рук, наклона или ходьбы. 

Механизм развития патологии выглядит следующим образом. В нормальном состоянии нейроны головного и спинного мозга  подают сигналы скелетно-мышечной системе, ткани последней обрабатывают их и человек выполняет заданное движение.

При патологии передача и восприятие сигналов нарушаются, согласованность движений пропадает.

Такое состояние не является болезнью само по себе и развивается вторично, на фоне других проблем — черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, сильных интоксикаций и ряда заболеваний.

Причины нарушения координации

Заболевания, патологии и травмы головного мозга. В эту группу причин нарушения координации входят:

  • острые нарушения мозгового кровообращения;
  • злокачественные новообразования в головном мозге, особенно, если они прорастают в мозжечке или стволе;
  • патологии развития черепа и головного мозга, например, аномалия Арнольда-Киари;
  • гидроцефалия со скоплением ликвора в желудочковой системе;
  • демиелинизирующие болезни, при которых происходит распад миелина, отвечающего за быструю передачу нервных импульсов;
  • перенесённые черепно-мозговые травмы.

Расстройства вестибулярного аппарата. Устойчивость при ходьбе и скоординированность других движений могут нарушиться при:

Другие причины. Кроме перечисленных заболеваний, проблемы с координацией движений могут спровоцировать отравления бензодиазепинами, барбитуратами и другими сильнодействующими препаратами, нехватка витамина В12. Реже к нарушениям приводят наследственные заболевания, например, атаксия Фридрейха или Луи-Бар.

Типы нарушений координации движений

Все формы атаксии не связаны с мышечной слабостью и обусловлены проблемами с проводимостью нервных сигналов. Патологии затрагивают координацию движений конечностей, походку, иногда распространяются на дыхание и речь. Нарушения координации разделяют на виды с учетом того, в какие моменты они проявляются и с поражениями каких структур связаны.

Статическая атаксия

У пациентов с этой формой проблемы равновесие нарушается в положении стоя. Человек не может стоять ровно, раскачивается из стороны в сторону. Из-за неустойчивости ему приходится широко расставлять ноги и балансировать руками. Удержать равновесие удается не всегда, чаще всего происходят падения назад или в сторону.

Статолокомоторная и кинетическая

Первая разновидность патологии охватывает ходьбу: походка пациента становится шаткой, появляются раскачивания по время ходьбы. Кинетическая атаксия связана с точными движениями конечностями. Например, пациент не может коснуться пальцем кончика носа, размахивает рукой.

Сенситивная

У пациентов с этой формой патологии шаткость, раскачивание, ощущение потери равновесия возникают с закрытыми глазами, когда отсутствует зрительный контакт за выполнением движений. Это расстройство ЦНС обусловлено повреждением проводящих путей, которые отвечают за проведение чувствительных нервных импульсов.

Виды и проявления нарушения координации

  • Сенситивная атаксия. Развивается «штампующая» походка, при которой человек чрезмерно сгибает ноги в коленных, тазобедренных суставах, теряет чувство ориентации в пространстве. Равновесие удается сохранить, только если смотреть под ноги, при закрытых глазах происходит полная потеря равновесия.
  • Мозжечковая. Движения становятся некоординированными, хаотичными, запаздывающими. Меняется почерк, речь становится медленной и невнятной.
  • Вестибулярная. Пациент страдает от частых головокружений с тошнотой, рвотой, которые усиливаются при поворотах головы. При ходьбе туловище сильно раскачивается в стороны.
  • Корковая. Человек теряет устойчивость при ходьбе, особенно при поворотах. В тяжёлых случаях нарушается способность стоять, возникают галлюцинации, пропадает хватательный рефлекс.

Методы диагностики

Диагностика синдрома нарушения координации требует комплексного подхода.

Чтобы выявить заболевание или патологию, которые спровоцировали проблему, врач клиники ЦМРТ собирает жалобы пациента, проводит неврологический осмотр и направляет на осмотр к отоларингологу, который оценивает слух и равновесие.

Также пациенту рекомендуют сдать токсикологический анализ, общий анализ крови и анализ на уровень витамина В12. Из аппаратных обследований назначают компьютерную и магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию.

К какому врачу обратиться

Если вы страдаете от нарушений координации, запишитесь на приём к неврологу. Врач проведёт обследование, определит причины проблемы. Если нужно, привлечёт к лечению других узкопрофильных специалистов — флеболога, эндокринолога, нейрохирурга.

Лечение нарушения координации

В клинике ЦМРТ лечат причину, которая спровоцировала проблемы с координацией. В зависимости от поставленного диагноза, врач проводит операцию — по удалению опухоли, гнойника или последствий кровоизлияния в головном мозге.

Также может понадобиться установка шунта для принудительного оттока ликвора при гидроцефалии, препараты для нормализации артериального давления.

При инфекционных поражениях головного мозга пациенту назначают курс лечения с  антибактериальными лекарствами, а при демиелинизирующих болезнях — гормональные препараты и плазмаферез.

Последствия

Устранить нарушения координации возможно только при своевременном вмешательстве врача. Если игнорировать тревожный симптом и запустить основное заболевание, шаткость походки и нескоординированность движений могут сохраниться. Это чревато нарушениями социальной адаптации у детей и работоспособности у взрослых.

Кроме того, основное заболевание также будет прогрессировать и может привести к опасным осложнениям. Например, острые нарушения мозгового кровообращения и опухоли головного мозга чреваты инвалидностью и летальным исходом.

Профилактика нарушений координации

Вылечить нарушения координации и их причины сложно, поэтому лучше своевременно заняться профилактикой.

Чтобы снизить вероятность развития проблемы, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • регулярно сдавайте кровь на онкомаркеры, чтобы вовремя выявить опухоль;
  • следите за давлением, при необходимости принимайте препараты от гипертонии;
  • принимайте витаминные добавки с В12;
  • ответственно подойдите к планированию беременности, заранее вылечите все хронические заболевания, откажитесь от вредных привычек, пройдите полное обследование организма.

Источник: //cmrt.ru/simptomy/narushenie-koordinatsii/

У ребенка плохая координация: причины нарушения координации движений, симптомы, лечение детей

Расстройства и нарушения координации движений у детей

Нарушение координации движений сигнализирует, что при передаче команды от мозга мышцам произошел «сбой». Эти проблемы, как ни прискорбно, возникают и у детей. Что делать в такой ситуации?

Что такое координация движений?

Первые шаги маленького грудничка, лихой прыжок через канаву ребенка постарше, акробатические кульбиты школьника вызывают теплую улыбку, гордость за своих детей. При этом не задумываясь как сложна опорно-двигательная система ребенка. Ее полноценное и равномерное развитие дает возможность юным сорванцам исполнять роль «вечного двигателя».

Опорно-двигательная система человека состоит из костей и, находящихся в местах их соединения, суставов. Рассыпаться скелету не дают другие части опорно-двигательной системы — соединительные ткани и суставные капсулы. Но чтобы заставить кости двигаться необходимы мышцы, а им на сокращение нужен приказ поданный мозгом.

Движение — сложный комплекс действий, который выполняется при участии центральной нервной системы (ЦНС), а вернее ее частей:

  • Коры больших полушарий головного мозга;
  • Афферентные и эфферентные пути;
  • Базальных ядер;
  • Спинного мозга;
  • Периферическая часть ЦНС.

Кора больших полушарий посылает импульс, когда он доходит по нервной системе до мышцы, та сокращается. Но важен не столько факт этого движения, сколько точность, координация, плавность. А за это отвечают мозжечок и базальные ядра.

Заболевания с расстройством координации

Нарушение работы или повреждение любой части ЦНС имеет следствием ухудшение функций движений. Плохая координация или другие нарушения замечаются на начальных этапах, что даст возможность вовремя проконсультироваться с врачом и перейти к лечению.

Нередко рука об руку с нарушенной координацией и другими нарушениями движений идут изменение тонуса мышц и рефлексов сухожилий.

В последних случаях врачи считают полезным лечебный массаж. Если говорить о массаже, то важно знать специфику применения при нервно-мышечных заболеваниях: тонизирующий массаж на участки с пониженным тонусом, а расслабляющий  — с повышенным. При слабой мускулатуре дыхательного комплекса используют массаж грудной клетки.

Острый паралич

Заболевания ЦНС, имеющие инфекционную или сосудистую природу, а так же некоторые повреждения при травмах вызывают появление острых параличей у ребенка.

Возможно постепенное развитие паралича, вызываемое патологиями иммунной системы.

Если рядом ребенок страдающий приступами острого паралича, нужно быть внимательным к его состоянию и уметь оказывать первичную медицинскую помощь (прямой массаж сердца, искусственное дыхание).

Генетические нервно-мышечные заболевания

Такие заболевания характеризуются нарушением тонуса мышц и их атрофией. Симптомы прогрессируют с течением времени. Признаком начала заболевания выступает «утиная» походка и понижение физической активности ребенка.

При развитии заболевания, увеличивается атрофия мышц, снижаются или отсутствуют рефлексы соединительных тканей. В некоторых формах таких наследственных заболеваний, главным признаком становится расстройство мышечного тонуса.

Причем его снижение или повышение у ребенка зависит от каждого конкретного случая.

  • Советуем почитать: Адаптол для лечения депрессии и тиков у детей.

У таких генетических заболеваний бывает только комплексное лечение:

  • Медикаментозная терапия (кортикостероиды и другие препараты);
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Массаж, лечебная гимнастика;
  • Ортопедическая коррекция;
  • Правильная диета;
  • Чрезвычайно важна психологическая поддержка.

Миастения

Миастения относится к приобретенным патологиям и может встречаться у детей. Обуславливается ярко выраженной мышечной слабостью.

При миастении ребенок жалуется на сильную утомляемость во время физических действий, вплоть до абсолютного обездвиживания. Для вывода из такого состояния, требуется интенсивный массаж.

Различается частичная слабость мышц, затрагивающая например только окологлазные и глазные мышцы.

Миастения не редко развивается на фоне нехватки калия в организме. Ограниченность в движении возникает резко, чаще всего ночью вовремя сна или сразу после него. При том человек остается в сознании, испытывая последствия вегетативных нарушений:

  • Излишняя потливость;
  • Сильная жажда;
  • Повышенная температура;
  • Сильной тошнотой.

Лечение миастении заключается в сочетании компенсирующей, патогенетической, неспецифической терапии. Также врачи советуют не пренебрегать лечебным массажем и гимнастическими упражнениями. Массаж всегда полезен для мышц, обмена веществ.

Гиперкинезы

Расстройством координации у детей являются различные непроизвольные мышечные сокращения. Гиперкинезы проявляются в отдельных мышцах организма, имеют разные периодичность и характер. Яркий пример — банальные тики, что не редко встречаются у детей всех возрастов. Ослабленная ЦНС ребенка наиболее подвержена таким гиперкинезам.

Источник: //LechenieDetej.ru/zabolevaniya-nervnoj-sistemy/ploxaya-koordinaciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.