Психоневротические расстройства поведения у детей

Содержание

Психические расстройства у детей

Психоневротические расстройства поведения у детей

Самые распространенные психические расстройства у детей – очень кратко.

Наряду с заболеваниями, встречающимися как у детей, так и у взрослых (шизофрения, аффективные расстройства, органические расстройства личности, расстройства сна и приема пищи,страх, тревога) для  детского возраста характерны и специфические психические расстройства у детей, начинающиеся в первые годы жизни  – умственная отсталость, аутизм, нарушения поведения, заикание, тики, энурез.

Умственная отсталость

Большая группа патологических состояний с разной этиологией, сопровождающихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет) общим психическим недоразвитием со снижением интеллектуальных способностей.

Такие дети поздно начинают сидеть, ходить, разговаривать, овладение школьными навыками затруднено.

Различают легкую умственную отсталость (дебильность), когда возможно овладение программой вспомогательной школы и несложными специальностями, социальная адаптация.

При умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности (имбецильности) школьное и трудовое обучение невозможно. В этом случае необходимо формирование навыков самообслуживания, уход и надзор родственников.

При глубокой умственной отсталости (идиотии) практически отсутствует речь, мышление и память, больные ведут чисто вегетативный образ жизни, нуждаются в постоянном уходе.

Такие психические расстройства у детей нельзя вылечить. Все усилия направляются на коррекцию сопутствующих поведенческих расстройств, максимально возможную социальную и бытовую адаптацию. Для стимуляции интеллектуальных способностей используются различные рекомендации по специальному диетическому питанию, рефлексотерапии.

Расстройства развития школьных навыков

При специфических расстройствах учебных навыков нарушается приобретение навыков письма, чтения и счета вследствие различных факторов. В результате теряется интерес к учебе, снижается успеваемость, появляются всевозможные психологические проблемы.

Необходимо дифференцировать эти состояния от умственной отсталости. В лечении на первый план выходит коррекционная работа с дефектологом, логопедом, могут применяться стимулирующие и седативные средства, рефлексотерапия.

Детский аутизм

Группа общих расстройств развития, при которых наблюдаются качественные отклонения социального взаимодействия (практически отсутствует потребность в общении, в том числе с родными),  а поведение становится ограниченным, стереотипно повторяющимся.

Начинается аутизм в возрасте до 3 лет и сформировавшиеся психические расстройства у детей сохраняются и в зрелом возрасте. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью. Лечение направлено на максимальную социальную адаптацию больных с помощью поведенческой психотерапии, занятий с логопедом и психологом, трудотерапии, медикаментозной коррекции.

Гиперкинетические расстройства

Расстройства поведения, для которых характерно раннее начало (до 5 лет), невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Такие дети неусидчивы, расторможены, постоянно бегают, хватают и разбрасывают попавшие под руку предметы, драчливы, подвержены несчастным случаям.

Страдает формирование школьных навыков, нарушается социальная адаптация. При этом серьезные психические расстройства у детей отсутствуют.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на выработку усидчивости, способности к концентрации внимания, применяются и травы, медикаментозные средства, поведенческая психотерапия, физическое воспитание.

В дальнейшем – в подростковом возрасте и у взрослых такие нарушения часто сохраняются и квалифицируются как  расстройства личности (психопатии).

Тикозные расстройства (тики)

Тикозные нарушения характеризуются наличием непроизвольных, быстрых, повторяющихся, неритмичных движений или звуков, которые обычно усилием воли можно на время подавить.

Различают двигательные (мигание, подергивание головой, плечами, почесывание) и вокальные (крики, хрюканье, ругательства) тики.

Усиление тиков наблюдается при стрессе, просмотре телепередач, ослабление – в спокойной обстановке, при концентрации внимания на объекте. Психические расстройства у детей с тиками как правило не встречаются.

Лечение комплексное – нормализация режима, поведенческая психотерапия, медикаментозные средства, рефлексотерапия. При наличии сопутствующих невротических расстройств тики, как правило, неплохо поддаются лечению. Имеющиеся органические заболевания нервной системы и психические расстройства у детей с тиками ухудшают прогноз в плане эффективности лечения.

Ночной энурез

Сохранение непроизвольного мочеиспускания в ночное время у ребенка старше 4 лет при отсутствии заболеваний мочевыводящих путей и нервной системы.

Ночной энурез может быть первичным (отмечаться с рождения без формирования навыка опрятности) и вторичным (когда контроль за работой мочевого пузыря наблюдался не менее 6 месяцев).

При этом психические расстройства у детей отсутствуют, но часто отмечаются сопутствующие невротические нарушения.

Лечение комплексное – режим, диета с ограничением жидкости в вечернее время, использование медикаментов, домашний точечный массаж, физиотерапия, внушение.

Энкопрез у детей

Наличие повторной непроизвольной или намеренной дефекации в не предназначенных для этого местах у детей старше 4 лет при повторяемости не реже 1 раз в месяц на протяжении более 6 месяцев при отсутствии органических заболеваний, при которых возможно подобное расстройство. Энкопрез часто сочетается с энурезом.

Лечение – поведенческая психотерапия с формированием навыков опрятности, выработкой соответствующего рефлекса путем регулярного пребывания в туалете после каждого приема пищи. Применяется физиотерапия, иглотерапия, точечный массаж, психотерапия.

Заикание неорганической природы

Невротическое расстройство, сопровождающееся нарушением ритма, темпа и плавности речи в связи с возникающими судорогами мышц, участвующих в речевом акте.
Возникает заикание обычно в возрасте 2-5 лет после психических травм, затяжных конфликтных ситуаций, неправильного воспитания.

Различают клоническую (многократное повторение одного и того же начального слога) и тоническую (длительная остановка речи в начале слова) форму заикания. По степени тяжести заикание может быть легким, умеренным и тяжелым. Лечение – психотерапия, рефлексотерапия, травы, медикаменты, занятия с логопедом.

Как видим многие невротические и психические расстройства у детей можно успешно лечить и без медикаментов, используя рефлексотерапию, психотерапию, длительную коррекционную работу с психологом, дефектологом, логопедом.

Источник: https://www.home-medblog.ru/spravochnik-boleznej/psixicheskie-nevroticheskie-rasstrojstva-i-narusheniya-povedeniya-u-detej/

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

Психоневротические расстройства поведения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/povedencheskie-i-emotsionalnye-narusheniya-u-detej/

Шизофрения у детей

Психоневротические расстройства поведения у детей

Шизофрения – это хроническое заболевание психики, сочетающее в себе притупление эмоций, сложности в общении, общее снижение активности и различные психопатологические симптомы, такие как галлюцинации и бред. На 1000 детей до 14 лет встречается 1,66 случаев заболевания шизофренией.

Детская шизофрения – такое же психопатическое расстройство, как и любая другая форма этого заболевания. Она не возникает внезапно, а её развитие всегда постепенно.

Поражения интеллекта менее серьезны, чем при аутизме; так же, не настолько тяжела степень нарушений речи, навыков социальной адаптации. Тяжесть заболевания у детей в том, что с возрастом шизофрения и ее симптомы усугубляются.

Кроме того, детская шизофрения характеризуется значительным нарушением функционирования, а также крайне дезорганизованным поведением. Общие признаки болезни – снижение активности и полная погруженность в свой внутренний мир.

Многие дети фантазируют в детстве, но при шизофрении такие фантазии полностью овладевают сознанием ребенка и он не в силах отличить их от действительности. Заболевание нарушает все психические процессы, формируется систематизированный, зацикленный шизофренический дефект.

Заболевший теряет интерес к окружающей его действительности, его вымышленный мир интересует его больше, захватывает его внимание все сильнее. Такие дети много времени проводят в постели, спят или просто лежат.

Причины

До сих пор не выяснены до конца причины возникновения не только детской шизофрении, но и шизофрении вообще. Предполагается, что способствовать возникновению и развитию этого заболевания могут химические аномалии в мозге.

Многие ученые склоняются к мнению, что заболевание передается генетически.

Даже в народе заметили: если в роду у человека были мужчины или женщины с психическими заболеваниями, велика вероятность, что и у этого человека или у кого-нибудь из его детей, внуков, правнуков, проявится патология подобного рода.

Отдельно ставится вопрос о развитии шизофрении вследствии детских психологических травм в более раннем возрасте и даже, как отголоска каких-то внутриутробных переживаний.

Однако, все это на уровне теорий. Психика – слишком тонкий орган и относительно всего, что касается психических заболеваний и нарушений, у науки остается еще очень много неразрешенных загадок.

Дети дошкольного возраста

Для детей младшего возраста при шизофрении весьма характерными являются немотивированные страхи не обусловленные конкретными причинами и не вызванные внешними источниками. При этом часто наблюдается нарушение сна, бред, зрительные галлюцинации, обычно изображающие сказочных персонажей – бабу-Ягу, больших страшных животных и так далее. Не стоит рассказывать малышам страшные сказки.

Есть еще несколько признаков:

  1. Ребенок может плакать целые день.
  2. Не участвует в ролевых играх.
  3. Частые «крайние» состояния – двигательная пассивность, либо чрезмерная возбужденность.
  4. Чудаковатое поведение, странная речь.
  5. Категорическое нежелание смотреть в глаза.
  6. Внезапные приступы тревожного плача.
  7. Полное отсутствие инициативного поведения.

Развитие дошкольника, страдающего шизофренией, может совершать ретроградное движение: он забывает слова, которые знал и вместо них настойчиво употребляет вымышленные сочетания букв; если ребенок уже начинал ходить, он может снова разучиться и начать ползать на четвереньках. Часто наблюдается «разорванность» речи, употребление бессвязных речевых конструкций, постоянное повторение какого-либо слова, словосочетания или фразы, услышанных ребенком от кого-либо.

Речь больного ребенка перестает быть средством общения и становится либо неосознанной вовсе, либо поврежденным инструментом, при помощи которого он выражает какие-то свои внутренние переживания, но не с целью донести их до окружающих и не для того, чтобы обмениваться с кем-либо информацией.

Такие дети предпочитают играть в одиночестве, не проявляют интереса к обществу других детей. Во время игры дети ведут себя однотипно и «зацикленно»: могут часами сидеть на одном месте и бесцельно вертеть в руках какую-нибудь игрушку.

Ребенок может наделять неодушевленные предметы чертами живых существ, общаясь с ними соответствующим образом. Бывает, что такие дети «примеряют» на себя роли животных. Но не в качестве кратковременной фантазии или шутки (такое бывает с многими детьми), а на постоянной основе.

Больной уверен, что он собачка или кошка, бегает на четвереньках и просит, чтобы ему давали есть собачий корм из блюдечка – и так не часами, а даже сутками. Характерна двигательная расторможенность (чрезмерная хаотичная активность), импульсивные поступки, навязчивые состояния..

Часто такой ребенок вырабатывает определенные ритуалы поведения – например, несколько раз попрыгать, прежде, чем сходить в туалет, или ударить себя ложкой по голове, прежде, чем приступить к еде.

Подростки

Подростковая шизофрения протекает значительно легче и, в целом, клиническая картина при ней такая же, как и при заболевании у взрослых.

Разница заключается в большей эмоциональности, нередко даже агрессивности подростков. Общее состояние усугубляется действием гормонов, переходным возрастом.

Также есть некоторые виды расстройств чаще возникающих у подростков-шизофреников, нежели у взрослых. Два наиболее распространенных из них:

  1. Дисморфофобия – обеспокоенность своим видом (болезненная), сильная озабоченность и неудовлетворенность какой-либо особенностью своего тела. Такое беспокойство овладевает мышлением подростка, мешая ему нормально себя чувствовать, адекватно вести себя в обществе, выполнять обычные социальные функции.
  2. Дисморфомания – усугубленная дисморфофобия, которая развилась до уровня бреда. Стремление устранить дефект (часто мнимый) в своей внешности любым способом. Часто встречается склонность к самоповреждениям и суициду. Нередко сопровождается назойливое обращение к специалистам с требованием исправить этот недостаток. Отсутствие финансовых средств, как и любые аргументы, не препятствуют такому поведению.

В подростковой шизофрении различают 4 клинические формы:

  1. Простая. Снижение успеваемости, отчужденность, замкнутость, потеря интересов и привязанностей, неряшливость, часто склонность к жестокости, лжи и воровству.
  2. Гебефреническая. Подчеркнуто вычурное, несерьезное, манерное поведение. Беспричинное веселье, часто не к месту, абсолютно непонятное окружающим.
  3. Кататоническая. Двигательные нарушения, такие как ступор или кататоническое возбуждение.
  4. Параноидальная. Бредовые идеи, галлюцинации. Бред физического недостатка, негативное отношение к собственным родителям, особенно к матери. Типичный бред «чужих родителей». Невротическая анорексия, нездоровое стремление похудеть, отказ от пищи, доводящий организм до полного истощения.

Диагностика

Диагностировать заболевание сложно. Необходимо длительное наблюдение психиатра. Констатировать шизофрению можно если бред и остальные симптомы не прекращаются в течении 6 месяцев. При этом следует убедиться, что такое поведение не обусловлено воздействием токсических веществ, ядов, наркотиков, алкоголя.

Лечение

Излечить шизофрению полностью невозможно, так как это хроническое заболевание. Используется психотерапия и медикаменты: ноотропы – фенибут, ноотропил; нейролептики – тиоридазин, эглонил; для устранения галлюцинаций и бреда – трифтазин, галоперидол. Иногда необходима госпитализация, длительное пребывание в стационаре.

Прогноз

Имеется два варианта:

  1. Положительный, перспективный – частичное выздоровление, замедление прогрессирования болезни, притупление симптоматики.
  2. Неблагоприятный – дальнейшее развитие заболевания, обострение симптомов, усугубление состояния и, как итог – апатическое слабоумие.

На видео история семьи с двумя детьми, страдающими шизофренией: кликните здесь.

Источник: http://vlanamed.com/shizofreniya-u-detej/

Источник: https://osobenmir.ucoz.net/publ/psikhonevrologicheskie_narushenija/shizofrenija_u_detej/8-1-0-19

Как проявляется гиперкинетическое расстройство поведения у детей?

Психоневротические расстройства поведения у детей

Гиперкинетическое расстройство поведения – отклонение, встречающееся у детей достаточно часто. Наиболее подвержены развитию заболевания мальчики младшего школьного возраста.

Патология в разном возрасте проявляется по–разному, но, вне зависимости от выраженности симптомов, нуждается в наблюдении со стороны специалиста. Лечение патологии заключается в оказании психологической помощи, приеме специальных медикаментов.

Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гиперкинетическое расстройство поведения сопровождается выраженными отклонениями в поведении.

Характерные признаки патологии можно отметить у детей самого младшего возраста.

К числу таких признаков относят невнимательность, чрезмерную гиперактивность, беспокойность, гипервозбудимость. Эти проявления наблюдаются у многих детей, однако, это не повод говорить о том, что имеет место какая–либо патология, в большинстве случаев это просто особенности характера.

О наличии патологии можно говорить в том случае, если данные симптомы значительно сказываются на жизни ребенка, его успеваемости, взаимоотношениях со сверстниками.

Виды

В зависимости от возраста ребенка патология проявляется по–разному. Таким образом, выделяют 3 основных разновидности отклонений, в зависимости от возрастной принадлежности:

  • у детей 3-6 лет патология проявляется в виде повышенной подвижности, эмоциональной нестабильности. Такие дети непослушны, не воспринимают правила и запреты, установленные родителями или воспитателями детского сада. Отмечаются нарушения сна, ребенок часто просыпается по ночам, отказывается от дневного сна, что еще более негативно отражается на его эмоциональном состоянии;
  • у детей младшего школьного возраста отмечается наличие проблем с успеваемостью в школе, соблюдением школьной дисциплины. Ребенок не может сосредоточиться во время урока, ему тяжело даются самостоятельные занятия, во время которых он часто допускает элементарные ошибки. Ученику сложно сохранять усидчивость и внимательность на протяжении всего урока, в результате чего он часто отвлекается, не усваивает учебный материал;
  • у детей старшего школьного возраста отмечается склонность к неправильному образу жизни (курению, употреблению алкоголя, раннему началу половой жизни, беспорядочным связям, асоциальному поведению).

Как проявляется аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.

Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.

ГруппаКлинические проявления
Невнимательность
  1. Невозможность внимательно следить за деталями выполняемой работы, в результате чего ребенок допускает грубые ошибки при ее выполнении.
  2. Неспособность сохранять должный уровень внимания в течении всего урока или на протяжении игры.
  3. Неспособность следовать инструкции, завершать работу вовремя.
  4. Неорганизованность при выполнении самостоятельных заданий.
  5. Ребенок старается избегать занятий, которые требуют определенной усидчивости, внимательности (например, выполнение домашней работы).
  6. Ребенок часто теряет свои личные вещи, игрушки.
  7. Забывчивость.
  8. Ребенок часто отвлекается в процессе какой – либо деятельности.
Гиперактивность
  1. Малыш не может долго усидеть на одном месте, постоянно двигает руками и ногами, вертится.
  2. Может произвольно покинуть свое место во время урока или выполнения домашнего задания.
  3. Избегает спокойных игр, часто шумит, бегает.
Импульсивность
  1. Ребенок может перебивать оппонента во время разговора.
  2. Во время игр или учебной деятельности не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры сверстников.
  4. Много и громко говорит даже в тех случаях, когда это неуместно или запрещено.

У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук. Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).

Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.

Причины возникновения

К развитию гиперкинетического расстройства поведения могут привести следующие негативные факторы:

  1. Нарушения развития или повреждение мозговой ткани, в частности, в области правого полушария головного мозга.
  2. Тяжелая интоксикация организма, вызванная негативным воздействием вредных химических элементов.
  3. Прием некоторых лекарственных препаратов.
  4. Нарушения внутриутробного развития (например, при кислородном голодании, маловодии).
  5. Частые стрессы, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, коллективе.
  6. Несбалансированное питание (в частности, недостаточное количество потребляемой пищи, неправильное введение прикорма).

Каковы первые признаки нервной анорексии у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Есть ли связь с дефицитом внимания?

Определенно, такая связь имеется. Неслучайно на протяжении долгих лет эти два понятия считали синонимами. Тем не менее, определенные отличия все–таки существуют, заключаются они в наборе характерных признаков.

Так, если дефицит внимания проявляется, в основном, в трудностях с обучением (что характерно так же и для детей с гиперактивностью), клиническая картина гиперкинетического расстройства поведения более обширная.

К каким докторам следует обращаться?

Если у малыша наблюдаются характерные симптомы, необходима консультация врача–психиатра.

Диагностика

Поставить точный диагноз может только врач–психиатр после изучения особенностей поведения и характера ребенка.

При выявлении признаков отклонения важно помнить, что они не должны быть единичными, то есть тот или иной симптом должен периодически повторяться на протяжении определенного периода времени (6-12 мес.). Используют следующие методы диагностики:

  1. Беседа с ребенком (часто малыш отрицает наличие тех или иных признаков патологии), а также с его родителями, воспитателями, учителями (взрослые, напротив, могут преувеличивать выраженность клинических проявлений).
  2. Наблюдение за поведением малыша в естественных для него условиях пребывания (дома, в детском саду, школе, других общественных местах).
  3. Создание искусственных жизненных ситуаций, оценка поведения малыша в них.

Рекомендации педиатров по облегчению симптомов акклиматизации у детей вы найдете на нашем сайте.

Требуется ли лечение?

Безусловно, оставлять без внимания такой тревожный сигнал нельзя. Ведь гиперкинетическое расстройство не всегда проходит с возрастом. По статистике, психические нарушения сохраняются у 75% детей в подростковом возрасте, в 50% случаев в зрелом.

Опасность заключается в том, что в некоторых случаях гиперкинетические расстройства могут привести к развитию антисоциального образа жизни, склонности к уголовным правонарушениям.

Какого–либо четко выработанного метода лечения патологии не существует.

Подход в каждом случае индивидуальный.

Некоторым маленьким пациентам назначают психологические тренинги, коррекционные меры в школе и дома.

Другим, в свою очередь, не обойтись без приема специальных медикаментозных препаратов.

Особенности фармакологической терапии

Прием медикаментов необходим далеко не во всех случаях развития патологии. Пациенту, у которого диагностировано гиперкинетическое расстройство, назначают следующие группы лекарственных препаратов:

  • церебральные стимуляторы (Ретилин, Пемолин) – препараты, улучшающие мозговую активность, повышающие восприимчивость к поступающей в мозг информации;
  • препараты, нормализующие процесс создания нервных клеток вещества головного мозга (ноотропы, витамины группы В);
  • препараты, нормализующие процессы кровообращения в области головного мозга (Кавинтон, Сермион).

Как ребенку избавиться от бруксизма? Читайте об этом в нашей статье.

Советы родителям по коррекции

Как уже отмечалось ранее, у детей с гиперкинетическими расстройствами наблюдаются определенные проблемы с обучением и поведением не только в общественных местах, но и в домашних условиях.

А это значит, что для достижения положительного результата необходима не только его коррекция в условиях школы, но и соблюдение родителями определенных правил в отношении малыша дома:

  1. Хорошо, если при выполнении какой–либо домашней работы малыш будет пользоваться несложными, но последовательно изложенными инструкциями и подсказками родителей. Это придаст ему уверенности в своих силах, поспособствует развитию самоорганизации.
  2. Просьбы родителей должны преподноситься ребенку в доступной для него форме, спокойным голосом.
  3. У малыша должны быть свои дела по дому. Список этих дел (на 1 день) необходимо выписать на отдельный лист бумаги, повесить его на видном месте, доступном для ребенка.
  4. При выполнении ребенком какой–либо работы, требующей усидчивости и внимания (например, самостоятельные учебные занятия дома), следите, чтобы малыш не уставал, разрешайте ему делать короткие (не более 15-20 минут) перерывы.
  5. У гиперактивного ребенка отмечается повышенный запас энергии, которую необходимо куда–то выплеснуть. Лучше всего для этих целей подходят активные игры на воздухе, занятия спортом.
  6. Следите за рационом малыша. Если вы замечаете, что ребенок после употребления определенных продуктов питания становится перевозбужденным, эти продукты необходимо исключить.

Прогнозы

При соблюдении всех необходимых условий (своевременное лечение, назначенное врачом, создание благоприятных эмоциональных условий, внимание со стороны родителей и учителей), прогноз в большинстве случаев, благоприятный.

Если же тревожные сигналы в виде симптомов гиперкинетического расстройства оставить без внимания, существует риск более серьезных психических отклонений, появляющихся уже в зрелом возрасте.

Это и антисоциальное поведение, агрессия, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков, и прочие негативные проявления.

Многие маленькие дети склонны к чрезмерной подвижности, невнимательности, эмоциональности. Однако не всегда имеет место патологическое отклонение.

О гиперкинетическом расстройстве можно говорить тогда, когда эти особенности доставляют малышу определенные проблемы в учебе, взаимоотношениях. Конечно, данную патологию необходимо лечить, выбор того или иного метода лечения осуществляет врач, наблюдающий маленького пациента.

О симптомах и лечении повышенного внутричерепного давления у грудничков читайте тут.

Что делать при диагнозе «СДВГ» и «гиперактивность»? Узнайте об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/g/giperkineticheskoe-rasstrojstvo/povedeniya-u-detej.html

Невротический характер и психоневротическое расстройство личности

Психоневротические расстройства поведения у детей

Слишком быстрый темп жизни, стрессы и постоянное напряжение – по мнению психологов, нагрузка на психику современного человека выросла в несколько раз. Это привело к быстрому увеличению заболеваний нервной системы, а психоневротическое расстройство стало одной из самых частых причин обращений к врачам, психологам и психотерапевтам.

Кто такой невротик

Невроз – это пограничное состояние психики, которое возникает при невозможности справиться со стрессом, психотравмой или другим эмоциональным напряжением.

Невротическое расстройство личности не считается психопатологией, оно может возникнуть при сильном переутомлении, истощении организма и как реакция на психотравму. Это состояние является обратимым и, как правило, не требуется стационарного лечения или приема антидепрессантов или нейролептиков.

Согласно статистике, сегодня неврозами страдают около 1% населения во всем мире, большая часть больных проживает в экономически развитых странах с высоким уровнем жизни.

Невроз может возникнуть практически у каждого, но не каждый больной – невротик. Точно сказать, кто такой невротик достаточно сложно. Сегодня это понятие обозначает человека с определенными чертами характера, манерой поведения и образа жизни.

Считается, что современный образ жизни провоцирует появление такого типа характера – эгоистичного, психически слабого и неуравновешенного. Невротическая личность нашего времени – это инфантильный, зацикленный на собственных проблемах человек, с завышенной самооценкой, нежеланием самостоятельно решать свои проблемы и постоянно сниженным настроением.

К этому портрету добавляются частые головные боли, различные соматические проблемы и постоянные жалобы.

Причины развития невротизма

Невротическая личность начинает формироваться еще в раннем детском возрасте. Астено-невротический тип может быть обусловлен нарушением внутриутробного развития, проблемами со здоровьем или неправильным воспитанием. Чаще всего провоцирующими факторами становятся:

  • Психологические травмы и стресс – спровоцировать развитие невроза у взрослых могут различные эмоциональные травмы или постоянный стресс: потеря или болезнь близкого человека, развод, потеря работы или денег, тяжелая психологическая обстановка на работе или в семье.
  • Неправильное воспитание – психологи считают, что невротика нельзя родить, но можно воспитать. Именно неправильное воспитание чаще всего становится причиной развития невротической личности. Завышенные требования, крики, угрозы, отсутствие стабильности и безопасности в семье, а также требования абсолютного подчинения и послушания становятся причиной развития невроза сначала у ребенка, а потом и у взрослого человека.
  • Интантилизм или невроз родителей – родители, страдающие от подобного состояния нередко провоцируют его развития у своих детей. Они «передают» им свои страхи, неуверенность в завтрашнем дне, неумение строить свои отношения и так далее.
  • Особенности характера – чрезмерная чувствительность, слабость нервной системы и даже ответные реакции на стресс могут быть генетически обусловлены и влиять на уровень риска развития невроза.
  • Частные болезни, физические особенности – их наличие может стать причиной ослабления здоровья и нервной системы и спровоцировать развитие комплексов, чувства собственной неполноценности и инфантилизма.
  • Недостаток ухода – плохое питание, недостаток витаминов, физической активности и другие подобные факторы могут стать причиной быстрой истощаемости нервной системы и в дальнейшем привести к развитию различных заболеваний.

Как определить, что это невроз

Астеноневротический тип личности имеет достаточно много отличительных симптомов, которые позволяют заподозрить невротика еще при первом знакомстве. Все симптомы можно поделить на 3 основные группы:

  1. Особенности характера – невротическое развитие личности характеризуется привычкой с детства жаловаться, не желанием брать на себя ответственность за свои поступки, страхом совершить какую-либо ошибку или вызвать неудовольствие окружающих.
  2. Соматические симптомы – для астено-невротического типа характерны многочисленные жалобы на собственное здоровье: головные боли, слабость, головокружение, расстройства пищеварения, тремор конечностей, учащение сердцебиения, удушье, резкие скачки давления и так далее.
  3. Психологические симптомы – постоянная тревожность, страхи, фобии, склонность к перфекционизму отличает большинство невротиков.

Выделяют несколько основных типов невроза:

  1. Тревожно-фобическая форма – для этой формы характерно постоянное чувство тревоги, внутреннего напряжения, страха. Постоянное нервное напряжение не дает человеку расслабиться, отдохнуть и восстановить свои физические силы и здоровье нервной системы. На фоне невроза у больного могут развиться различные фобии: страх заболеть, страх замкнутого пространства, скопления людей и так далее.
  2. Обессивно-компульсиное расстройство – невротический характер проявляется невозможностью избавиться от навязчивых мыслей или действий. Человек может понимать, что он слишком много думает о чем-либо, но он оказывается не в состоянии справиться со своими мыслями и ощущениями. Также невроз может проявляться навязчивыми движениями, в момент тревоги больной начинает грызть ногти, крутить волосы, стучать ногой или хрустеть пальцами.
  3. Астено-невротический тип – для этой формы характерны соматические проявления болезни: головные боли, слабость и так далее.
  4. Соматоформное расстройство – больные жалуются на различные проявления болезни, но при обследовании у них не находят физического подтверждения. При этом человек чувствует себя по-настоящему больным, не может полноценно работать и вести обычный образ жизни.
  5. Диссоциативная форма – характеризуется двигательными нарушениями и истерией. При этой форме основными симптомами становится чрезвычайная лабильность эмоций, неадекватность реакций на раздражители, а также тремором, хаотичными движениями и даже судорожными припадками.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Почему парень ведет себя как ребёнок: инфантилизм

Невротическая личность нашего времени – это человек, который постоянно ожидает только плохого, испытывает раздражение от привычных, часто повторяющихся бытовых ситуаций и не способен с ними справиться. Из-за низкой самооценки такие люди редко добиваются успеха и часто становятся неудачниками.

Кто такой невротик? Больной человек или человек с плохим характером? Стоит понимать, что невроз – это транзиторное патологическое состояние нервной системы, которое может развиться и у здорового человека.

Особенности характера и неправильное воспитание ребенка могут стать предрасполагающими факторами, но сами по себе вызвать развитие невроза не могут.

Невроз может исчезнуть самостоятельно или перейти в хроническую форму, но без лечения полностью восстановить здоровье нервной системы невозможно. А вот невротик – это человек с определенными проблемами в психике и поведении, который не нуждается в медикаментозной помощи или щадящем режиме.

  Сформировавшийся с детских лет характер невротика приносит множество неприятностей как ему самому, так и окружающим. А для исправления ситуации необходима совместная работа невротика, его окружения и психолога или психотерапевта.

Как справиться с неврозом и невротиком

Прежде чем начинать лечение, необходимо установить, что это – невроз или психопатия? Поставить правильный диагноз может только врач – психиатр или невропатолог, так как иногда симптомы невроза маскируют развитие других психопатологий, от депрессии до шизофрении. Тяжелый невроз, возникший в результате психологической травмы или нервного истощения лечат с помощью антидепрессантов, седативных препаратов, изменения режима труда и отдыха и так далее.

Справиться с помощью подобных средств с невротиком невозможно. Существуют специальные книги и пособия, которые подробно описывают все происходящее с человеком – невротиком, а также дают рекомендации, как можно избавиться от признаков невроза.

Самостоятельно изменить сложившиеся стереотипы и комплексы бывает очень сложно, невротикам просто необходима помощь специалистов, а также поддержка со стороны окружающих их людей.

А изменить невротика без его желания и активного участия в процессе лечения практически невозможно, поэтому окружающим его людям стоит задуматься о своем собственном психическом здоровье и научиться взаимодействию с невротиком.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/nevrotik-geroj-nashego-vremeni-ili-kak-ne-zarabotat-psihonevroticheskoe-rasstrojstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.