Профилактика травматизма в детских садах и школах

Содержание

Как предупредить детский травматизм? Профилактика детского травматизма в ДОУ и школах

Профилактика травматизма в детских садах и школах

Одной из серьезных проблем современного общества считается детский травматизм. Профилактика детского травматизма выступает как основной метод обеспечения безопасности жизни и деятельности каждого ребенка. Между тем значение этой проблемы в обществе зачастую недооценивается.

Актуальность вопроса

Социальное значение проблемы очевидно. Ее решение находится на границе между традиционными медицинскими методами лечения и педагогическими науками. Первые направлены на устранение последствий, которые вызывает детский травматизм. Профилактика детского травматизма относится к научной педагогической сфере.

В ней предусматриваются меры, направленные на предупреждение опасных ситуаций. Гуманистический характер проблемы выражен в формировании ответственного отношения к личной безопасности. Необходимо сказать, что травматизм представляет собой комплексное понятие.

Оно не только рассматривается с точки зрения традиционной медицины в узком смысле, но и предполагает нарушения, приводящие к расстройству соматического и психического здоровья.

Особенности статистики

Мероприятия по профилактике детского травматизма направлены на снижение смертности и заболеваемости лиц младшего возраста. Среди них особое значение имеет предупреждение несчастных случаев. Они создают главную опасность для здоровья молодого поколения.

Травматизм выступает в качестве основной причины смертности детей от 3 лет. Гибель в несчастных случаях или получение серьезных повреждений наступает чаще, чем от всех существующих заболеваний вместе.

Особенно угрожающими являются цифры статистики смертности лиц младшего возраста при ДТП. В связи с этим профилактика детского дорожно-транспортного травматизма включена в качестве обязательного раздела в систему начального и общего образования и воспитания.

Выработка навыков и формирование правильной модели поведения обучающихся осуществляются по специально разработанным планам.

Образовательное учреждение с начальных классов должно закладывать ученикам базовые знания о самосохранении. Здесь важно способствовать развитию самостоятельности, сочетая его с воспитанием ответственности за безопасность поведения. В младших классах можно переориентировать индивидуальные качества учащихся.

Это возможно потому, что их поступки, как правило, основываются на деформированных или заниженных представлениях о реальном допустимом риске в той или иной ситуации. Именно поэтому в младших классах так распространен детский травматизм. Профилактика детского травматизма сегодня зачастую включает в определенной степени абстрактные меры.

Большинство из них основываются на общих рекомендациях и во многих случаях не дают желаемого эффекта.

План по профилактике детского травматизма

Современные условия требуют от специалистов особого подхода к процессу образования и воспитания. Педагогическая деятельность в настоящее время включает в себя не только передачу знаний по тем или иным предметам. В систему образования включается работа по профилактике детского травматизма. В ней выделяют несколько подсистем. Объектами воздействия в них выступают:

  1. Социум.
  2. Коллектив.
  3. Семья.
  4. Личность.

Как предупредить детский травматизм? Профилактика детского травматизма включает в себя:

  1. Выработку навыков безопасной деятельности и поведения.
  2. Адресную поддержку (домашнее посещение).
  3. Пропаганду применения средств безопасности.
  4. Корректировку окружающих условий.
  5. Усиление безопасности объектов потребления.
  6. Принятие административных и законодательных мер, контроль их исполнения.
  7. Разработку экспериментальных программ местными сообществами.

Выработка навыков

Детский травматизм и его профилактика являются предметом исследования множества организаций, функционирующих в сфере здравоохранения. Так, например, при Европейском региональном бюро ВОЗ действует Сеть фактической статистики.

Она, в частности, занималась изучением функционирования детских кружков дорожного движения. В них предоставлялись обучающие материалы, учитывающие возраст аудитории.

Программа по профилактике детского травматизма проводилась как в рамках образовательных учреждений, так и обособленно, в специально сформированных клубах.

Экспериментальные проекты

Выше было сказано о том, что, по статистике, в группу риска попадают лица от трех лет. В связи с этим особое значение имеет профилактика травматизма в детском саду. Обучение воспитанников предусматривает различные приемы. К ним, в частности, относят:

  1. Моделирование обстановки на дороге.
  2. Создание настольных макетов.
  3. Тренировки в реальных условиях (на улице).

Взрослые разъясняли правила поведения, наблюдали и оценивали действия воспитанников. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма способствует выработке навыков рационального и безопасного поведения. Большое практическое значение имеют занятия на улице.

Дети в таких случаях участвуют в реальных ситуациях на дороге, самостоятельно принимают решения. Отдельно рассматривались правила передвижения на велосипеде.

Программа профилактики детского дорожного травматизма включает в себя теоретические занятия, оценку полученных знаний и их практическое применение под наблюдением взрослых.

Безопасность в домашних условиях

Профилактика детского травматизма на дорогах проводится с участием родителей, педагогов, воспитателей, работников правоохранительных органов. Обеспечение же безопасности в быту лежит преимущественно на взрослых членах семьи.

В связи с этим разъяснительная работа должна проводиться в первую очередь с родителями, дедушками и бабушками, старшими братьями и сестрами. Необходимо, чтобы они выработали определенные правила поведения ребенка в домашних условиях на случай отсутствия взрослых.

Кроме того, особое внимание следует уделять разнообразным устройствам, обеспечивающим безопасность детей в быту. К ним, в частности, относят детекторы дыма, предупреждающие сигналы, датчики блокировки и пр.

Применение средств безопасности

Профилактика детского травматизма в ДОУ – это не только разъяснительная работа и практические занятия. Обеспечение безопасности предполагает определенные конструктивные изменения в зданиях и сооружениях, установку ограждений и пр. Кроме этого, особое значение имеет пропаганда защитных средств.

К примеру, в ходе одной из кампаний разъяснялась необходимость использования велосипедных шлемов для детей младшего возраста. Другой проект был ориентирован на повышение частоты использования автомобильных удерживающих устройств, ремней безопасности. Популяризация применения средств защиты может осуществляться разными способами.

Однако проект реализации любой программы должен включать в себя профессиональные консультации с помощью разных информационно-коммуникационных систем.

Домашние посещения

Профилактика детского травматизма в школе или ином другом образовательно-воспитательном учреждении, несомненно, имеет большое значение. Однако немаловажно обеспечивать поддержку гражданам путем посещения их жилища.

В рамках такой деятельности проводится оценка безопасности бытовых условий, профессиональное консультирование. Как показывают результаты анализа, такие программы дают положительный эффект и способствуют изменению поведения и детей, и взрослых.

В ходе данной деятельности можно предоставлять бесплатно защитные приспособления для домашнего использования.

Коррекция окружающих условий

В настоящее время усиление безопасности в среде обитания человека выступает одним из наиболее распространенных способов профилактики травматизма как среди детей, так и среди взрослых. В ходе деятельности осуществляется обустройство велосипедных дорожек, улучшается уличное освещение, устанавливаются знаки и предупреждающие сигналы.

Мероприятия по изменению окружающих условий входят, главным образом, в компетенцию органов власти. В администрациях муниципальных образований должны работать специальные комитеты или управления, которые занимались бы непосредственной их реализацией.

Как показывают данные исследований, программы, направленные на повышение безопасности в пределах конкретной территории, позволяют существенно снизить травматизм.

Конкретные меры

Регулирование движения на дорогах на определенной территории ориентировано на безопасное распределение транспортного потока и уменьшение скорости движения автомобилей. Особенно строгий контроль осуществляется на подъездах к жилым домам. В программах могут использоваться следующие меры организации движения на дорогах:

  1. Обустройство круговых развязок.
  2. Запрещение движения на конкретных участках.
  3. Формирование островков безопасности по центру проезжей части.

Кроме этого, эффективной считается мера, предполагающая установление ограничения скорости движения в пределах города. Это позволяет предотвратить множество несчастных случаев. В ходе ряда исследований была установлена связь между тяжестью травм пешеходов и скоростью движения автомобиля.

Безопасность на игровых площадках

Дети, как известно, очень активны и зачастую забывают о вероятности получить травму. Для обеспечения безопасности при обустройстве детских площадок должны использоваться определенные материалы.

Снижению травматизма способствует резиновое покрытие дорожек, уменьшение высоты горизонтальных перекладин.

Все конструкции, устанавливаемые на площадках, должны проходить инженерно-техническую, экологическую экспертизу.

Безопасность предметов потребления

Как показывают результаты ряда научных исследований, использование емкостей с крышками, недоступными для открывания детьми, способствует существенному снижению количества случаев отравлений (со смертельным исходом в том числе).

Например, в Великобритании использование этой меры позволило уменьшить их число на 85%.

В рамках программ профилактики травматизма также вводятся нормативы по конструктивной безопасности таких изделий, как холодильники, телевизоры, микроволновые печи, детские кроватки и пр.

Административные и законодательные меры

Правила, которые закрепляются нормативно-правовыми актами, считаются наиболее эффективными из всех. Преимущественно они касаются безопасности на дорогах. В частности, в ПДД закрепляются требования по использованию удерживающих устройств, ремней безопасности. В законодательстве прописываются правила езды на велосипеде.

Нормативные акты предусматривают определенную ответственность за нарушение установленных требований. Наказание при этом будет зависеть от тяжести совершенного проступка. В законодательстве предусматриваются штрафы, лишение водительских прав, уголовная ответственность например.

Как показывают наблюдения, такая система наказаний способствует снижению травматизма, заставляет участников движения с большим вниманием относиться к своему поведению и действиям других людей. Законодательные меры, которые касаются применения к лицам младшего возраста средств безопасности в автомобиле, изначально были введены для защиты наиболее уязвимых категорий граждан.

В обзоре фактической статистики Европейское бюро указывает на безусловную эффективность законодательных мер, направленных на повышение частоты использования детских кресел и ремней.

Деятельность местных сообществ

Для оказания содействия государству и муниципальной власти в проведении мероприятий по снижению детского травматизма далеко не последнюю роль играют территориальные общественные объединения. Они проводят разъяснительную работу среди молодежи, лиц младшего возраста, взрослых.

На общественных началах организуются обучающие занятия, на которые приглашаются представители администрации и правоохранительных органов. Территориальные объединения самостоятельно разрабатывают программы по профилактике, согласовывают их с уполномоченными структурами. Их деятельность сочетает в себе разные методы.

Членами таких сообществ могут выполняться общественные экспертизы состояния окружающих условий. На основании оценки формируются выводы и предложения по улучшению состояния среды.

Безопасность на воде

Детский травматизм особенно высок в летний период. При этом каникулы не всегда совпадают с отпусками взрослых. В этой связи определенное время дети могут находиться без присмотра взрослых.

В настоящее время в рамках мер по повышению безопасности лиц младшего возраста достаточно мало внимания уделяется правилам поведения на воде. Между тем, по статистике, в летний период значительно повышается смертность при утоплении.

Для снижения травматизма на воде должны осуществляться:

  1. Обучение правилам поведения в пределах акватории.
  2. Надзор за детьми.
  3. Сооружение ограждений вокруг открытых водных источников, принятие соответствующих законов.

Целесообразно записать ребенка в плавательную секцию. Тренеры не только научат его свободно чувствовать себя в воде, но и сформируют у него понимание правильного поведения во время купания, в том числе при возникновении непредвиденных ситуаций.

Заключение

Травматизм среди детей выступает сегодня как одна из ведущих проблем в обществе. Ее решение требует особого, комплексного подхода. Обеспечение безопасности каждого ребенка должно осуществляться всеми взрослыми, с которыми он в той или иной степени контактирует. Ключевая роль при этом, несомненно, принадлежит семье.

Вместе с этим немаловажное значение имеет участие ДОУ и общеобразовательного учреждения. Они должны способствовать формированию у ребенка правильной модели поведения, понимания необходимости соблюдать требования. Эффективность предпринимаемых мер обеспечивается и действиями органов власти.

В реализации программ по снижению и предотвращению травматизма активное участие должны принимать сотрудники разных служб, инспекторы ГИБДД. Особое внимание необходимо уделять безопасности в домашних условиях. Для наиболее адекватной оценки состояния бытовой среды необходимо проводить независимые экспертизы.

Созданию безопасных условий способствуют консультации со специалистами.

Источник: http://fb.ru/article/243641/kak-predupredit-detskiy-travmatizm-profilaktika-detskogo-travmatizma-v-dou-i-shkolah

Профилактика детского травматизма дома, на улице, в саду и школе

Профилактика травматизма в детских садах и школах

К сожалению, травмы и несчастные случаи занимают первое место среди причин детской смертности. Профилактика детского травматизма представляет сложную проблему, решение которой требует усилий родителей, медиков, сотрудников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и школы. Основные виды травм, присущие детям:

  • бытовые;
  • уличные;
  • дорожно-транспортные;
  • спортивные.

Деление на виды достаточно условно, но оно необходимо для понимания причин повреждений и разработки системы предупреждения детского травматизма.

Самая эффективная профилактика травматизма – создание на законодательном и административном уровне запрещающих и ограничительных норм, правил, а также контроль над их выполнением.

Хорошим примером могут стать правила дорожного движения, ограничивающие скорость автомобиля на участке возле школы или детского сада.

Профилактика травматизма у детей должна идти в двух направлениях:

  • устранение травмоопасных ситуаций;
  • обучение ребенка правилам безопасного поведения.

Забота о новорожденном

Родители несут ответственность за безопасность своего ребенка, поэтому беспокоится о мерах профилактики травм лучше всего с момента появления нового члена семьи.

Чем меньше ребенок, тем слабее развито у него чувство опасности, а любознательность, наоборот, повышенная.

Основные виды травм, полученные в раннем возрасте, связаны с отсутствием родительского контроля за детьми и неправильной организацией быта.

Заранее продумывают, где лучше и безопаснее хранить:

  • ножи, ножницы, иглы, лезвия и прочие виды острых предметов;
  • бытовую химию;
  • медикаменты;
  • спички, зажигалки;
  • косметику.

Для предметов ухода за ребенком выделяют постоянное место. Все детские лекарства и средства гигиены должны иметь четкие надписи – так нельзя будет что-нибудь перепутать.

До 3 лет ребенку не дают мелкие предметы для игры – они могут вызвать удушье при случайном попадании в дыхательные пути. Также опасны целлофановые пакеты, полиэтиленовая упаковка.

Нужно регулярно проверять целостность детских игрушек.

Подрастающие дети подвижны, осваивают новые движения, и опасность травм резко возрастает. Нельзя оставлять малыша одного на столе для пеленания, в коляске или кровати с низким бортиком, особенно когда он учится ползать, сидеть, вставать. Использовать манеж намного безопаснее для ребенка.

Ожог – опасная и болезненная травма, поэтому всю посуду с горячим содержимым нужно ставить так, чтобы ручки были повернуты от края.

Чтобы ребенок не потянул посуду на себя, лучше отказаться от использования скатерти или клеенки.

Нужно проявлять внимательность даже во время купания: чрезмерно горячая вода может вызвать ожог нежной детской кожи. Температуру воды проверяют термометром, а не на ощупь.

Для подрастающего любопытного ребенка велика опасность электротравмы. Бытовые электрические приборы нельзя оставлять включенными без присмотра. Розетки нужно заделать при помощи заглушек, а поврежденные провода – заизолировать.

Безопасность дошкольника

С 2-3 лет ребенок начинает посещать детский сад, при этом администрация ДОУ обязана обеспечить безопасные условия жизнедеятельности. Основными причинами повреждений в ДОУ является отсутствие должного присмотра за детьми и несовершенный план профилактики травматизма. Для дошкольников характерны следующие виды травм:

  • падения на месте и с высоты;
  • ранения колющими и режущими предметами, занозы;
  • ожоги;
  • ушибы упавшими с высоты предметами.

Предупреждение травм в ДОУ начинается еще с входа: вокруг территории детского сада предусматривают безопасные тротуары, пешеходные переходы, светофоры и хорошее освещение. Сама территория надежно ограждается со всех сторон. Игровые площадки должны приводиться в порядок еще до прихода детей.

Обслуживающему персоналу необходимо проверять, не находятся ли на площадке битые стекла, консервные банки, щепки и другие виды острых предметов. В зимнее время года площадку очищают от снега, льда, а крыши от сосулек.

Кустарники на территории ДОУ аккуратно подстригают. Нельзя допускать разрастания больших деревьев: ветка старого дерева может в любой момент упасть и нанести тяжелую травму ребенку. Нельзя высаживать растения с острыми шипами, колючками, несъедобными или даже ядовитыми плодами.

С особой тщательностью проверяют игровое оборудование. Горки, качели, лесенки должны быть исправны, хорошо закреплены, окрашены. Воспитатели ДОУ должны страховать ребенка во время игры, прыжков, катания на каруселях, велосипедах. Нужно предупредить ребенка: если он упал с качелей, нельзя вставать, пока они не остановятся.

В группах для занятий исключаются тяжелые картины, кашпо, цветы в горшках, которые при падении могут травмировать ребенка. Опасна неустойчивая мебель, со стеклянными дверцами. Полы покрывают легким в уборке, нескользким покрытием. Большие окна, балконы и лестничные пролеты должны иметь ограждения, решетки.

Осторожность на дороге

Опасность уличной травмы увеличивается вместе с возрастом детей. Оживленная магистраль и тротуары около нее – не место для подвижных игр, особенно с мячом. Двигаться вдоль автомобильной трассы нужно навстречу транспорту, чтобы вовремя предвидеть опасность, а маленького ребенка при этом держать за руку.

Переходить дорогу с ребенком нужно только на зеленый свет, идти спокойно, уверенно; следовать прямо, а не по диагонали. С пятилетнего возраста можно начинать обучение правилам дорожного движения.

Основные моменты, которые ребенок должен знать:

  • цвета светофора;
  • в каких местах можно перейти улицу;
  • при переходе смотреть сначала налево, а затем направо.

При поездке на автомобиле для ребенка нужно использовать специальное автокресло и ремни безопасности. Усаживают ребенка на заднее сиденье, позади водителя – это самое безопасное место.

Перед поездкой нужно проверять, хорошо ли закрыты дверцы автомобиля. Не следует сажать в машину много детей, позволять им высовывать на ходу из окна голову или руку.

Важно помнить, что родители не должны нарушать правила дорожного движения, особенно в присутствии своего ребенка.

Травмы у школьников

При поступлении в школу меняется образ жизни ребенка, появляются новые интересы, дети чувствуют себя более самостоятельными.

Основные виды травм в этом возрасте связаны с опасными играми, беспечностью, желанием проявить себя среди сверстников. Повреждения возникают чаще в свободное время, когда дети предоставлены сами себе на улице или дома.

Пик травматизма приходится на весну, особенно на май. Мальчики травмируются в два раза чаще, чем девочки.

Очень важно помочь и дать правильный совет ребенку, когда он только учится ездить на велосипеде, роликах, коньках. Площадка для занятий должна иметь ровное покрытие, хорошо освещена, а спортивный инвентарь – исправен. Предупреждение травм у детей включает постоянное использование средств защиты: шлема, наколенников, налокотников, напульсников.

Занятия по безопасности

План профилактики травматизма в ДОУ и школах предусматривает ряд занятий с детьми на тему безопасной жизнедеятельности:

  • просмотр фильмов;
  • ситуационные игры;
  • моделирование и обсуждение с детьми травмоопасных ситуаций;
  • обучающие прогулки;
  • встречи с медработниками, пожарными, сотрудниками МЧС.

Дети дошкольного возраста имеют образное мышление, у них отсутствует житейский опыт, поэтому все занятия должны быть наглядными.

В процессе игры малыша обучают обращаться с бытовыми и столовыми приборами, канцелярскими принадлежностями, развивают новые умения и навыки.

Часто случается, что в результате опасных игр и шалостей дети наносят друг другу повреждения глаз, травмы головы, вплоть до сотрясения мозга. Поэтому у детей нужно воспитывать бережное отношение к своим сверстникам.

На этом этапе важно продуктивное взаимодействие между родителями и специалистами ДОУ, школы. Сотрудники образовательного учреждения в мягкой и ненавязчивой форме должны объяснять родителям, насколько важна профилактика травматизма. Информацию, полученную во время занятий, нужно систематически повторять с ребенком, обыгрывать в жизненных условиях.

У школьника нужно развивать осмотрительность, аккуратность, ответственность за свои поступки, умение составить план действий в нестандартной ситуации. Для школьников среднего и старшего возраста актуальны практические занятия, на которых изучаются правила оказания доврачебной помощи.

httpss://www..com/watch?v=0HSitQ5eIfo

Источник: https://receptdolgolet.ru/profilaktika/detskogo-travmatizma.html

О детском травматизме в доу и его профилактике

Профилактика травматизма в детских садах и школах

На бытовые травмы в вопросах детского травматизма приходится до 70 % всех случаев. По статистике у детей дошкольного возраста 8 из 10 случаев повреждений – это полученные на улице травмы, и только 20% приходится на повреждения в помещениях. По половому признаку статистика уже многие годы неизменна: мальчики в два раза чаще сталкиваются с бытовой травматизацией.

Причины детского травматизма

Травматизм в детском саду – это экстренный для рассмотрения случай, который не может остаться незамеченным. Выясняются обстоятельства происшествия, берутся объяснительные у педагога, случай фиксируется в медицинском учреждении с пометкой «травма в детском саду».

Задача системы образования – организовать пребывание воспитанников в ДОУ таким образом, чтобы процент травматизации детей стремился к нулю.

Оценить, возможно ли это, можно ознакомившись с полной статистикой детской травматизма (ДТ): какие причины доминируют, и можно ли причины связать с садом.

Провоцируют ДТ:

1. Лидируют в перечне уколы и порезы разбитым стеклом, а также кусочками льда, сучками не деревьях, сухими веточками; занозы от деревянных игрушек и веток. Сюда же можно отнести ушибы, полученные при катании на детском транспорте.

В этот пункт относят и повреждения, обусловленные гололедицей, с передвижением по неочищенной от снега и льда территории. Может ли быть такого рода детский травматизм в ДОУ? Исключить такую вероятность, безусловно, нельзя.

2. На второй позиции смежные травмы: если ребенок не просто поскользнулся, а играл на площадке, которая не очищена должным образом от льда и снега.

Также сюда относят травмы, полученные при столкновении с торчащими из земли  деревянными либо металлическими предметами.

Если на участке есть ямы и выбоины, и малыш угодил в них и получил повреждение в ДОУ, травматизм будет зафиксирован  как «травма в д/с».

3. На третьей позиции повреждения, которые связаны с контактом слизистых организма ребенка с металлическими предметами в морозный день. Также сюда относят падение с горок, со спортивного оборудования, травмирование сосульками с крыш и снежными глыбами в оттепель.

Стоит отметить и четвертое место. На нем – повреждения от некачественно закрепленной в д/с мебели. Относят к этой группе и другие травмы, но они однозначно не связаны с ДОУ.

же фундаментальная причина травматизма в ДОУ – недосмотр со стороны взрослых.

Профилактика

Профилактика детского травматизма в детском саду – проблема, не терпящая формальностей. Мало просто ознакомить педсостав сада с неутешительной статистикой, нужно провести глубокий анализ причин травматизации малышей. Причем, этот анализ – работа объемная. Нужно «разбить» все травмы по возрастам, сезонам, травмирующим факторам.

Занимаясь профилактикой травматизма, работники ДОУ должны преследовать конкретные цели:

• направлять воспитание ребят на умение распознавать опасные для их здоровья и жизни ситуации;

• устранять средовые неблагоприятные условия.

А чтобы профилактика травматизма в ДОУ осуществлялась без нареканий, работа должна быть системной.

Это значит, что весь трудовой коллектив знакомится с нормативной базой, с теми базовыми требованиями к обеспечению безопасной для дошкольника среды в д/с.

Помимо документов, приходящих «сверху» (ФЗ «Об образовании», Инструкция об охране жизни и здоровья детей» и т.д.), вырабатывает ДОУ план по травматизму. А если быть корректнее, План по профилактике травматизма среди воспитанников д/с.

В структуру плана включаются мероприятия, которые касаются всех: воспитанников, педагогов, обслуживающий и медперсонал сада, родителей. Только расширив круг заинтересованных лиц максимально, можно рассчитывать на успешное выполнение плана.

Основные мероприятия

Базовыми являются требования безопасности к обстановке на территории ДОУ.

В чем они заключаются:

• Оборудование, что располагается на территории дошкольного учреждения, до начала нового учебного года, а также весной тщательно осматривается с целью фиксации неисправностей. Причем, если возникает повод, осмотры делаются чаще.

• Воспитатели и представители административно звена ДОУ каждый день проверяют состояние мебели и прочего оборудования в групповых, а также отслеживают состояние прогулочных площадок – не может быть в детском пространстве ни острых углов, ни торчащих гвоздей, ни различных неровностей. Мебель и другие интерьерные элементы требуют надежной фиксации. Горки, лесенки на площадке стоят устойчиво, имеют качественные перила и рейки.

• Весной и осенью в д/с активизируются мероприятия, которые помогают устранить до прогулки стоялые последождевые воды. Около сада убирается мусор, проводится декоративная обработка кустарников. Низкие и сухие ветки деревьев вырубается.

• Зимой до прогулки территория очищается от снега и сосулек на постройках, дорожках, игровых площадках, входах, а также наружных лестницах.

• Воспитатели обязательно страхуют детей во время их занятий на горках и различных турниках. Непременно проверяется на надлежащий вид выносной материал (лопатки, формочки).

• Проверку проходит инвентарь и оборудование для игр – оценивает их исправность, а также способность помогать соизмерять двигательную нагрузку согласно сезонности и возрасту ребят.

Это не весь перечень мероприятий по травматизму в ДОУ. Работают специалисты в разных направлениях и с разным контингентом.

Работа с сотрудниками

Первое и основное – это регулярное проведение инструктажей с работниками д/с по теме профилактики ДТ среди воспитанников. Инструктажи – это не просто списки и журналы, где каждый сотрудник ставит свою роспись.

Такое формальное отношение сродни халатному.

Потому разумными можно назвать действия той администрации, которая проводит проверочные тесты для работников: с помощью такой экзаменации можно убедиться, что персонал действительно владеет материалом.

Руководство проводит:

• целевые инструктажи в рамках выездов за территорию д/с;

• работу, предупреждающую детский дорожно-транспортный травматизм;

• планирование программы ДОУ по профилактике ДТ;

• формирование уголков безопасности в групповых, что также интерпретируется как предупреждение травматизма в ДОУ;

• игры с малышами по правилам безопасности.

На педсоветах, и тематических, и общих, целесообразно показывать педколлективу обучающие презентации. Педагоги знакомятся работников сада с актуальными требованиями касательно профилактики ДТ, с новыми возможностями реализации плана по предупреждению и т.д.

Работа с родительским составом

Во благо ребенка коллектив д/с должен прийти к стратегии сотрудничества с родителями. Это не просто желательное социальное партнерство, а атрибут полноценного воспитания, где педагог и родитель идут в одном направлении, преследуют одни цели и помогают друг другу.

Цель сотрудничества с семьей – пояснить своевременность и значимость проблемы безопасности ребят, поднять образовательный уровень семьи, а также определить те правила, с которым не только педсостав, но и прежде всего, мамы и папы должны познакомить ребят.

Название мероприятияОписание
Родительское собрание по профилактике травматизмаЗадача д/с – предоставить семье полную, доступную и структурированную информацию касательно предупреждения травматизма. Не только требовать, но и помогать – вот слоган сотрудничества педагогов и семьи. Как объяснить ребенку правила безопасности, как приучить его к разумной осторожность, как предостеречь от травм: на эти вопросы родители на собрании захотят получить ответ. И воспитатель вместе с психологом должны помочь мамам и папам получить развернутый ответ, которым можно воспользоваться практически.
Родительские чтения «Мамам и папам о безопасности»Лектории и семинары для родителей сегодня все чаще устраиваются по запросу. Сами мамы и папы стараются сознательно относиться к воспитанию детей, и если некоторых знаний и навыков им не хватает, они хотят получить их из надежных источников. Потому инициатива детского сада устроить семинары или лектории вполне может быть подхвачена родительским сообществом. В роли лекторов могут выступать как педагоги сада, так и медработники (в том числе и приглашенные). Так, можно пригласить на встречу с родителями детского травматолога, который не только расскажет о статистике касательно детского травматизма, но и о доступных мерах противостояния травматизму, а также о первой доврачебной помощи.
Разработка методических пособий для родителейРечь идет о памятках, рекламках, публикациях, которые иллюстративно и четко доносят до взрослых информацию касательно профилактики детского травматизма. Они должны быть простыми, понятными. Памятки оснащаются изображениями, акцентными фразами и пошаговыми инструкциями (если речь идет, например, о первой помощи).
Индивидуальные беседы и консультацииВ частности, беседы ведутся с родителями, дети которых более других ребят подвержены травматизму. Гиперактивные, непоседливые, с высоким уровнем агрессии – эти воспитанники находятся на особом контроле, и взрослые представители детей не изолируются от усилий педагогов по коррекции поведения.

Профилактика детского травматизма в ДОУ может состоять и из других, возможно, более интересных и современных мероприятий с участием родителей. Это и спортивные мероприятия, помогающие обучиться правилам безопасности, развитию внимательности и наблюдательности.

Будьте готовы оперативно оказать первую помощь, не дожидаясь приезда «скорой»! Вы овладеете необходимыми навыками за 16 академических часов — пройдите курс «Правила оказания первой помощи пострадавшим» и получите удостоверение о повышении квалификации

Работа с дошкольниками

Невозможно представить себе план по профилактике травматизма, если он не затрагивает пласт работы с ребятами. Дошкольники в силу возраста плохо воспринимают инструктажи и прочую назидательную информацию. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, потому через игровые приемы можно воспитать в детях осторожность, ответственное отношение к поведению, привить правила безопасности.

Какие это могут быть мероприятия:

• интерактивная игра «Береги себя, малыш»;

• викторина «Самый осторожный»;

• спортивные минутки «Честная игра»;

• художественное чтение вслух;

• конкурс рисунков «Добрый мир в ладошках»;

• игровой квест «Маленькие правила безопасности».

Конечно, ребенок копирует взрослого. И стоит взрослому единожды нарушить правила, которые он доносит до малыша, как их авторитетность и принципиальность обнулится. Даже если ребенок один раз увидел, как воспитатель переходит дорогу в неположенном месте, этого хватит для усомнения в прививаемых правилах.

То же касается и родителей. Взрослые демонстрируют каждый день, как нужно относиться к собственной безопасности, к организации пространства. Только совместная разумная деятельность взрослых по профилактике детских травм поможет сделать статистику по дошкольному травматизму более оптимистичной.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63314-qqq-18-m7-o-travmatizme-v-dou

Профилактика травматизма в школе

Профилактика травматизма в детских садах и школах

Информация, предоставляемая ЮНИСЕФ по вопросам детского травматизма, и обнадеживает, и удручает одновременно. Если бы профилактика травм среди детей и подростков велась качественно, без формализма, в 5 из 6 случаев ребенка удалось бы спасти.

Школа, как структура, где ребенок пребывает значительную часть своего времени, обязательно участвует в профилактических программах.

Это безопасность, сохранность здоровья, забота о подрастающем поколении – все те ценности, которые должны в отношении «теория-практика» не расходиться с делом.

  • Побробно в журнале “Система образование”

Основания

Профилактика детского травматизма в школе – проблема и наболевшая, и пресекающая все условности. От перечисления трагических случаев, произошедших со школьниками, только у равнодушного человека не проснется желание действовать, защищать, совершенствовать законодательство во имя безопасности детей.

В ФЗ «Об образовании», основном документе, касающемся отечественного образования, четко прописано, что школа берет на себя ответственность за жизнь и здоровье учащихся. В каждом УО должна быть сформирована служба охраны труда, в функционал которой включено обеспечение безопасного процесса образования, и профилактика травматизма в школе в том числе.

Для того чтобы деятельность была эффективной и нацеленной на устойчивый положительный результат, специалисты должны провести анализ отчетов по травматизму.

В аналитический разбор входит и определение самых распространенных групп травм:

• механические – это ушибы, переломы, а также открытые раны;

• тепловые – под ними подразумеваются солнечные и тепловые удары, ожоги и обморожения;

• электрические – они спровоцированы разными видами излучения;

• химические – выражаются удушьем, отравлением, химического характера ожогами;

• комбинированные.

Определяют и возрастную статистику. Из-за повышенной подвижности и гиперэмоциональности, и, вместе с этим, недостаточно сформированной способности к самоконтролю, в большей степени подвержены несчастным случаям ребята в возрасте 6-14 лет.

Довольно опасны в отношении детских травм первые годы обучения в школе. Ребята в начальных классах еще не приспособились окончательно к новым условиям и режимным моментам.

Но так же, критическим считается возраст 11-12 лет, в котором школьники становятся более возбудимыми, раздражительными, эмоциональными, порывистыми.

Статистика

По статистическим данным можно проследить, в какие временные отрезки дети наиболее подвержены получению травм в школе.

Согласно данным:

• 45-50% всех несчастных случаев в УО приходится на время до/после уроков и перемены;

• 16-20% травм связаны с уроками физкультуры;

• 10-14% травм – это повреждения, полученные во время экскурсий и прогулок, походов;

• 8-9% травм получены во время уроков;

• 5-8% – на соревнованиях и тренировках.

Около 90% всех случаев связаны и с особенностями поведения ребенка. Дети нередко переоценивают свои возможности, не учитывают риски, отсутствует здравая самокритика. Если ребенок эмоционально неустойчив, в каких-то ситуациях он намеренно рискует, бессознательно идет навстречу опасности.

Какие дети должны быть в эпицентре внимания

Безусловно, некоторые школьники находятся в так называемой категории риска. Работа школы по профилактике травматизма включает в себя и выделение этой категории.

Чрезвычайные ситуации чаще случаются с ребятами, которые:

• отличаются слабой концентрацией;

• не могут в полном объеме контролировать свою сенсорную систему, координацию;

• не совсем выносливы;

• не вполне осмотрительны;

• не успешны на уроках физкультуры.

Психологи конкретизируют эти особенности, разбирают подробно. В мероприятия по профилактике детского травматизма в школе входит и работа психолога с педколлективом: если проводить обучающие занятия, педагоги могут не только вычленять тех ребят, которые больше рискуют получить травму, но и предугадывать опасные ситуации, а значит, не допускать их.

Причины травм

Причины рассматривают с психологической точки зрения, что объясняет всю цепочку событий. Причины травм зачастую смежны, однотипны и для детей, и для взрослых.

Психологическое обоснование травм:

• Стойкое нарушение мотивации. Заключаются в отсутствии желания сделать что-то для собственной безопасности. Образуется нарушение, если человек не может оценить уровень опасности и предрасположенность к угрозе.

• Временная потеря мотивации. Такое случается, если человек находится под влиянием опасных веществ: алкоголя, наркотиков. Увы, мероприятия по профилактике травматизма в школе не могут не затрагивать и тему вредных привычек среди детей.

Подростки, которые физически уже почти взрослые, но не отдают себе отчет в психологической незрелости, нередко экспериментируют со спиртным и курительными смесями, наркотическими веществами. И зачастую одного раза достаточно, чтобы критическая оценка ситуации исчезла.

Но связывают временную потерю мотивации и с состоянием депрессии, которому подвержены и школьники.

• Нарушенные ориентировочные действия. Они заключаются в незнании правил и требований к безопасности, правил поведения на дороге и т.д. Ребенок может быть уверен, что в случае тревожной ситуации он сориентируется, он как-то сообразит найти выход, на практике же у нет знаний, который он может применить.

• Нарушенные исполнительные действия. Это связано с недостаточными психофизическими особенностями человека, что не могут не сказаться на его способностях следовать правилам безопасности.

Лишних знаний в этом вопросе нет. Педагог сегодня – это человек, несущий не одну миссию, это специалист с широкими познаниями, навыками, развитой эмпатией.

Если с его учеником что-то случается в школе, учителю грозит уголовная ответственность.

Потому в план профилактики травматизма в школе входит и обучение педагогов, и актуализация знаний, и лектории, и мастер-классы, и выступления психологов и т.д.

Обязанности сотрудников УО в отношении профилактики травматизма

В каждом учреждении образования издается приказ о профилактике травматизма в школе. Работа требует системного, взвешенного подхода. План работы по профилактике травматизма в школе предполагает и четкое закрепление сфер ответственности среди персонала УО.

Как это происходит? Разберем на примерах конкретных должностных лиц и не только.

Педагогический совет, попечительский совет

Заслушивают отчетную документацию по профилактике травматизма, по реализации плана и вопросам усовершенствования работы в этом направлении. Также они обсуждают вопросы обеспечения безопасности учащихся и сотрудников УО. Осуществляют перспективные меры в интересах улучшения условий жизнедеятельности в УО.

Руководитель

Его функционал огромен. Директор школы – это главное должностное лицо, следящее за организацией образовательного процесса в рамках ТЗ, Устава и иных актов, регламентирующего характера.

Также руководитель:

• издает приказ, согласно которому назначаются ответственные за выполнение правил охраны труда;

• контролирует безопасность эксплуатации оборудования и коммуникаций;

• курирует вопросы обеспечения детей и взрослых средствами индивидуальной защиты, если они необходимы в той или иной ситуации;

• дает вводный инструктаж по безопасности и охране труда для коллектива, планирует обучение в этом направлении для членов трудового коллектива;

• проводит профилактику снижения заболеваемости в коллективе (и детском, и взрослом;

• в альянсе с медработниками оптимизирует качество медицинской службы УО;

• издает распоряжение о прекращении учебы, если видит угрожающие учебному процессу события;

• вместе с профкомом и родкомом работает над усовершенствованием охвата классов горячим питанием;

• отвечает за организацию безопасных, комфортных, здоровых условий учебного процесса и т.д.

В обязанностях директора и отчетность по реализации плана по профилактике травматизма в школе.

Заместитель директора по  УВР

Замдиректора также контролирует безопасность учебного процесса, следит за тем, чтобы приборы и оборудование, необходимое для уроков, было качественным и исправным.

В обязанностях завуча:

• формировать списки работников, которые регулярно должны проходить медосмотры;

• проверять, актуальны ли инструкции по охране труда не реже, чем раз в 5 лет;

• выбирать и согласовывать с руководителем методику обучения поведения на улице, в воде, на природе и т.д.;

• контролировать безопасное хранение реактивов и прочих химических веществ;

• проверять, своевременно ли проводится обучающий инструктаж, весь ли персонал ознакомлен с ним;

• расследовать обстоятельства, при которых школьник получил травму.

Заместитель директора по АХР

«Завхоз» контролирует, в достаточной ли мере соблюдаются правила безопасности и охраны труда на пришкольной территории, как организуются текущие ремонтные работы. Он оценивает санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, мастерских, спортзала. Ежегодно специалист обследует состояние электросетей, уровня освещенности, водогрейных и паровых котлов.

Также замдиректора по АХР проводит с персоналом школы периодический и вводный инструктаж. Он же занимается закупками средств индивидуальной защиты, отслеживает хранение и учет противопожарного инвентаря.

Но и другие педагоги загружены работой в отношении профилактики травматизма: и медсестра, и педагог по ОБЖ, и завсекциями, и классные руководители.

Типовой план по профилактике травматизма на дорогах

Отдельного упоминания заслуживает профилактика дорожно-транспортного травматизма в школе. Опирается план на изучение и соблюдение учениками ПДД, дорожной азбуки. Работа в этом направлении преследует такие цели как воспитание в учащихся сознательных, грамотных пешеходов, развитие у ребят уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

Какие мероприятия могут составлять план профилактики дорожного травматизма в школе:

1. Мастер-класс «Дорожный эксперт» с участием учителя ОБЖ и представителя дорожно-транспортной инспекции населенного пункта.

2. Конкурс «Лайфхаки безопасности», в рамках которого классы (параллели) соревнуются между собой, представляя мини-выступления обучающего характера. Это должны быть небольшие номера или сценки, которые триггерно определяют определенные аспекты безопасности.

3. Старт-ап «Кодовое слово «молодо-здорово». Ребята на общешкольном конкурсе должны представить свою идею, открытие, проект, помогающий людям предостеречь себя от опасных ситуаций на дороге.

4. Медиа-фестиваль «Безопасность любит гласность». Также может проводиться в виде общешкольного соревнования, в рамках которого классы выпускают медиа-продукты (газеты, листовки, журналы, ролики) на тему дорожно-транспортной безопасности.

5. Спортивный пикник «ЗОЖ даешь!». Проводят его руководители физической культуры. Это не просто поход, а выход школьников на природу с показом специальных номеров, мастер-классов, инструктажей о безопасном поведении в природе. Такую идею можно реализовать и в отношении профилактики дорожного травматизма в школе – только это будет не пикник, а выезд на учебный участок в автошколу.

Профилактика детского дорожного травматизма в школе – это не просто слушание правил безопасности и зазубривание их детьми на уроках. Это должны быть реальные действия, мероприятия, проекты. Они ярко, наглядно, доступно, показывают детям, как важно быть принципиальным в плане личной безопасности. Это же относится и к работе над предупреждением опасных ситуаций.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65238-qqq-17-m4-profilaktika-travmatizma-v-shkole

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.