Профилактика нервных расстройств в детских садах и школах

Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников

Профилактика нервных расстройств в детских садах и школах

Поведение детейи подростков, а также разнообразныеотклонения поведения (психики) являютсяпредметом самого пристального вниманияпедагогов, которым необходимо знать нетолько законы педагогики и психологии,касающиеся здоровья детей, но и уметьориентироваться в таких нарушениях,как неврозы и психопатии.

Психика– этоотражение в сознании человека объективнойкартины реального мира, определяющееего поведение.

Развитие психикиребёнка проходит ряд этапов.

На первом годужизни (начальный этап) с помощью взрослыхребёнок постигает навыки общения(начинает узнавать родителей, «идет»на ручки, откликается на обращение кнему).

Второй этап (отгода до трех лет) характеризуетсяосвоением ребенком различных простейшихпредметов, ребенок учится решать простыезадачи, учится занимать собственнуюпозицию в отношении с другими (« я сам»).

На третьем этапе(от 3-х до 6-7 лет) в играх дети развиваютвоображение (они очень любят слушатьсказки, загадки).

На четвертом этапе(школьный возраст) ребенок приобщаетсяк различным формам культуры: наука(родной язык и литература, математика,физика и др.) искусство, этика, право идр. У ребенка закладываются основылогического мышления, навыки трудовойдеятельности.

Материальнымносителем психики является головноймозг. Нарушение его деятельности приводитк различным психическим нарушениям.

11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков

Основными видамипсихических нарушений являются следующие:

  1. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии).

  2. Умственная отсталость (олигофрения).

  3. Психозы (шизофрения).

Основными причинамипсихических нарушений у детей могутбыть:

1. Наследственнаяпредрасположенность.

2. Неблагоприятнаяэкологическая обстановка, влияющая навнутриутробное развитие плода.

3. Интоксикация ивредные привычки родителей (курение,алкоголь, наркомания, токсикомания).

4. Неблагоприятныеусловия жизни ребенка (физическиеперегрузки, авитаминозы, недосыпание,хронические заболевания);

5. Заболевания итравмы головного мозга ребенка;

6. Психическиетравмы (неполная семья, алкоголизмродителей);

7. Дефекты воспитания(излишняя опека, постоянные запреты ит.д.).

8. Ненормальноетечение беременности (болезни матери,дефекты питания, физические перегрузкии др.).

11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков

Неврозыгруппазаболеваний с нерезко выраженныминарушениями психической деятельности.При этом возникает невротический срыв,который возможен у любого человека. Воснове срыва лежит (по И.П.Павлову)нарушение возбуждения и торможения вдеятельности центральной нервнойсистемы.

Появлению неврозову детей способствуют факторы, ослабляющиеорганизм ребёнка, а также психическиетравмы: ссоры родителей, уход из семьиодного из них, неровное отношение кдетям (ласка-строгость), бесконечныезапреты, подавление инициативы ребёнка,перевозбуждение нервной системы детей,особенно в последнее время, просмотрамителепередач, кино- и видеофильмов.

Основными формаминеврозов являются следующие:

  1. Неврастения.

  2. Истерия.

  3. Двигательные неврозы (тики, заикание).

  4. Невроз навязчивых состояний.

  5. Энурез

Неврастения– встречается чаще других форм.

Это нервно-психическоерасстройство, связанное с длительнымэмоциональным перенапряжением.

При неврастенииотмечается сочетание раздражительностии возбудимости с повышенной утомляемостьюи истощаемостью нервной системы.

Эти дети становятсянесдержанными. По любому незначительномуповоду у них возникает бурная реакцияраздражения или возбуждения. Вспышкивозбуждения непродолжительны, хотямогут повторяться. Такие дети частоплаксивы, суетливы, недовольны всем,что их окружает, не умеют владеть своимиэмоциями.

Уних ухудшается активное внимание. Ониплохо сосредоточиваются, рассеянны.Настроение неустойчивое. Эти дети вялы,безвольны, теряют интерес не только кучебе, но и к развлечениям. Плохо засыпают.Сон поверхностный, с тревожнымисновидениями.

Днем эти дети сонливы, уних ухудшается аппетит, может бытьотрыжка, изжога, запоры, урчание, чувствотяжести в желудке. Очень часты жалобына головные боли.Поведение и настроение их неустойчиво,у одних бывают вспышки гнева, у других – заторможенность, вялость.

Это бываету детей чаще всего тогда, когда взрослыеизлишне опекают их или, напротив,постоянно запрещают им все, и дети теряютуверенность в своих силах. Запреты удетей вначале вызывают резкий протест(они топают ногами, кричат, падают напол, пытаются кусаться), а затем онистремятся во всем поступать наперекорвзрослым – отказываются от еды, игрушеки т.

д. Такое поведение ребёнка называютнегативизмом. Насилие взрослых толькоусугубляет это болезненное состояние.В таких случаях надо не обращать наребёнка внимание или переключить егона другую деятельность.

Детишкольного возраста при неврастениииспытывают трудности в учёбе, плохососредоточиваются, часто отвлекаются,с трудом запоминают. Наблюдается головнаяболь, беспокойство, ребёнок постояннодвигает руками, плечами, почесываетсяи т.д.

Истерия являетсявторой по частоте формой невроза, чащевстречается в молодом возрасте изначительно чаще у женщин.

Возможенистерический невроз, как реакция на«острую» ситуацию, и у человека безистерических черт характера.

Больныеистерическим неврозом отличаютсяповышенной чувствительностью ивпечатлительностью, неустойчивостьюнастроения, склонны привлекать к себевнимание окружающих («жажда признания»).

В проявленияхистерии главное место нужно отвестирасстройствам в виде страха, подавленногонастроения, причем эти расстройстваобычно сопровождаются театральнымипозами в виде заламывания рук, громкихвоплей, вздохов и др.

При истерии возможнынарушения памяти, когда больной забываеткакие-то эпизоды, могут возникнутьгаллюцинации, двигательные нарушения(судороги), нарушения чувствительности.

У детей возникновениеистерии нередко связано с воспитаниемпо типу «кумира семьи». Такие дети бурнопроявляют чувства радости и горя, у нихсильно развита фантазия, они эгоистичны,чувствительны к строгости, придаютповышенное значение тем событиям,которые касаются их.

Подростки могутимитировать некоторые заболевания:тики, судороги, заикания, жалуются насжатие в горле («истерический ком»),отказываются от еды и т.д.

У маленьких детейможет возникнуть отказ от еды, рвотакак реакция на испуг, насильственноекормление, на ревность к вновь родившемусяребёнку.

Лечат истериюметодами психотерапии. Настойчивые ицеленаправленные беседы вырабатываюту больных правильное отношение к причинамболезни. Прежде всего, необходимоустранить травмирующие психикуобстоятельства, либо смягчить их влияние.Иногда положительное воздействиеоказывает перемена обстановки.

Двигательныеневрозы: тики,заикание.

Тик – непроизвольные,быстрые сокращения одной мышцы илигруппы мышц, когда возникают насильственныедвижения тела, ног, частое мигание. Этоавтоматические движения, возникающиенепроизвольно. У детей тик можетвозникнуть как подражание другомуребёнку.

Тики могут отмечатьсяв различных мышцах, могут быть ограниченнымии выражаться в одном мелком движенииили в комплексных движениях. Тик длитсядовольно долго, больной может сдержатьего лишь на краткое время. Нередко онразвивается на фоне какого-нибудьнавязчивого состояния или страха. Приэтом вовлекаются мышцы лица (глаз, носа,рта), туловища, конечностей.

Тик чаще отмечаетсяу детей с отягощенной наследственностьюи может сочетаться с истерическимиреакциями.

При этом важноправильное поведение взрослых. Нельзяделать замечания таким детям, вызыватьу них чувство вины, стыда, страха – всеэто усиливает тики.

Тик отличаетсястойкостью и требует упорного лечения.Очень важно правильное воспитание ипсихотерапевтическое воздействие.

Заиканиезанимает среди неврозов раннего детстваи реже детей старшего возраста значительноеместо. Чаще всего оно возникает в 2-3года, то есть в период становления речи.

Заикание – этопроявление не органического пораженияЦНС, а психогенно обусловленноезаболевание. Как все неврозы, оно имеетфункциональную основу и появляетсячаще у детей с неустойчивой психикой,когда нервная система дает «срывы» натравмирующие факторы (испуг, конфликтыв семье, сложные отношения между ребёнкоми воспитателями и т.д.).

Проявляетсязаикание в двух формах: либо ребёнокповторяет несколько раз какой-то слог(вместо слова «мама» говорит«ма-ма-ма-мама»), либо ребёнок судорожнопроизносит первую букву слова: вместослова «папа» он произносит «п-п-п-папа».

При заикании наблюдается напряжениемышц лица, зажмуривание глаз, напряжениемышц туловища, своеобразные позы идругие двигательные нарушения. Когдаребёнок умолкает, все это исчезает,чтобы вновь повторяться, когда он начнетговорить.

Волнение усиливает заикание.

Дети с заиканиемобычно застенчивы, пугливы, сторонятсятоварищей. С таким ребёнком разговариватьнадо спокойно, не торопясь, не разбиваяслова на слоги.

В случае затруднения уребёнка с произношением, надо ласковоприйти к нему на помощь. Педагог долженобъяснить здоровым детям, что дефектречи у товарища исчезнет, если они будутк нему хорошо относиться.

Ребёнкаобязательно следует показать невропатологуи логопеду.

Неврозом навязчивыхсостояний называютразличные невротические состояния снавязчивыми мыслями, идеями, представлениями,действиями и страхами. Он встречаетсяреже, чем неврастения и истерия, причему мужчин и женщин – с одинаковой частотой.

Невроз навязчивыхсостояний легче возникает у лицмыслительного типа (по И.П.Павлову),особенно после перенесенных соматическихили инфекционных заболеваний.

Навязчивыеявления весьма разнообразны, наиболеетипичны фобии (страхи) – страх сумасшествия,рака, сердечной болезни, клаустрофобия(боязнь закрытых помещений), навязчивыестрахи высоты, загрязнения, боязньпокраснеть и др.

Навязчивые явлениянепреодолимы, возникают вопреки желаниюбольного. Он относится к ним критически,стремится их преодолеть, но не может отних освободиться.

Невроз навязчивыхсостояний может возникнуть и у здоровыхдетей при переутомлении. Такие детибояться выйти во двор, где их испугаласобака, они боятся незнакомых людей,грозы и т.д. Страхи возникают у детей иночью под впечатлением прочитанныхкниг, телепередач, под впечатлениемтревожных сновидений. У школьниковможет возникнуть страх забыть выученноестихотворение.

Несмотря напонимание того, что навязчивости лишенысмысла, больной неспособен им противостоять.

Энурез– ночное недержание мочи. Это расстройствонаблюдается в раннем дошкольном возрасте,реже – у школьников и подростков. Чащеночное недержание мочи возникает удетей с невротическими явлениями, когдас большим трудом вырабатывается условныйрефлекс, который является следствиемдлительного воспитания и лежит в основепроизвольной регуляции акта мочеиспускания.

Возникновениюэнуреза способствует позднее засыпание,большое количество выпитой на ночьжидкости, холод в помещении, где спитребёнок. В начале болезни ребёнокмочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

Дети с ночнымнедержанием мочи часто вялы, апатичны,стыдятся своего состояния, скрываютего, боятся насмешек товарищей, упрековвзрослых. У них отмечается глубокийсон, из которого их трудно вывести.

Этих детей ни вкоем случае нельзя стыдить, запугивать,заставлять стирать свое белье – всеэто еще больше усиливает болезненныепроявления.

Лечение ночногонедержания мочи должно основыватьсяна правильном воспитании больных детей.Врач, педагог, родители в отношениитаких детей обязаны действоватьсовместно, проводя психотерапию;разъясняя ребёнку, что от этой привычкион может полностью избавиться.

Ребёнкусоздают правильный гигиенический режим:спать он должен на полужесткой постели,в хорошо проветренной, но не холоднойкомнате, ему меньше дают пить, в особенностиво второй половине дня. Ребёнка следуетразбудить через 2-3 часа после того, какон заснул.

Второй раз ночью подниматьего не следует.

Можно воспользоватьсяследующим методом лечения энуреза.После 3-х часов дня воду и жидкую пищузапрещают. В 6 часов вечера ребенокполучает сухой ужин из небольшогоколичества мяса, яиц, хлеба и масла.

Дачуовощей, фруктов и каш ограничивают (онисодержат много воды). Перед сном ребёнкудают немного соленой пищи в видебутерброда с ветчиной, икрой или селедкой.

При этом вода удерживается в тканях, ав мочевом пузыре скапливается лишьнемного мочи, которая не вызываетрефлекса.

Профилактиканеврозов у детей заключается в устранениитех факторов, которые способствуютформированию этого расстройства.

Ребёнкусоздают нормальную обстановку в семьеи школе – правильный уход, соблюдениережима сна, питания, занятий, отдыха,закаливания, занятия спортом. В семьедолжно быть ровное отношение к детям имежду взрослыми.

Недопустимы крики,физическое воздействие на детей, ихзапугивание. Школьникам необходимоограничить время просмотра телепрограмм,видео- и кинофильмов.

Источник: //StudFiles.net/preview/4017108/page:33/

Детские неврозы и их профилактика

Профилактика нервных расстройств в детских садах и школах

Анисия Ваднай – 18 декабря 2013 года, 14:25

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза.

Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.

Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

Неврозы у детей

Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой.

Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена.

Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам.
В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом.

Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Симптомы

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну.

Продолжительность таких приступов составляет примерно 15–30 минут, а сами приступы в ряде случаев имеют тяжелое течение и могут даже сопровождаться галлюцинациями.

Что же столь необъяснимо пугает ребенка? Страх остаться одному? Темнота? Навязанные воображением различные сказочные чудовища? У дошкольника причиной появления провоцирующего невроз страха нередко может быть отношение к нему в детском саду, у школьника – неприятности в школе.

Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».

Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница.

Все это – верные признаки невротического расстройства.

У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок.

Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями.

В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.

У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание.

Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется.

Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.

Разновидностью детского невроза являются невротические тики. Этот вид невроза также больше характерен для мальчиков. Факторами, вызывающими подобные расстройства, могут быть причины психологического свойства, а также, например, блефарит и другие виды местного раздражения, на протяжении длительного времени серьезно досаждающие малышу.

Ребенок, испытывающий постоянный дискомфорт, в этом случае будет постоянно потирать глаз, формируя тем самым не только дурную привычку, но и психическое состояние скованности, «зажатости».

Даже после того, когда объективная причина почесываний устранена, ребенок в трудных для себя психологических ситуациях будет прибегать к ставшей для него привычной «паразитной» жестикуляции.

Генезис и причины

Главной причиной появления тех или иных неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которой или к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах.

Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья.

Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках, постоянное недосыпание и т. п.

Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении.

Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам.

В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.

О профилактике детских неврозов

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей.

Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования.

Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы.

Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к школьным нагрузкам и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым.

И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.

Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало.

Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться.

Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек.

Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием.

Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.

Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!

Источник: //www.takzdorovo.ru/deti/detskie-nevrozi-i-ih-profilactika/

Детский невроз, неврозы у детей – Пути решения

Профилактика нервных расстройств в детских садах и школах

Детский невроз — взгляд в будущее. Какие болезни предвещает наличие невроза в детском возрасте? Как правильно бороться и как предупредить развитие детского невроза?

Особенности невроза у детей

Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами.

Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы.

Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.

Причины детских неврозов

Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.

Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.

Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..

Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности.

Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением.

В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил.

Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов.
При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Современные исследования детских неврозов

С точки зрения современных исследований, может существовать и генетическая предрасположенность к формированию детского невроза, с одной стороны к развитию определенных черт личности, с другой — к избирательной непереносимости некоторых внешних средовых воздействий, а также генетический контроль за формированием психофизиологических функций.
Как правило, неврозы возникают легче, когда происходит ослабление нервной системы: инфекционными заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, переутомлением, психо-эмоциональным перенапряжением; возрастные кризисы, когда детская личность более уязвима.

Симптомы детских неврозов

Проявления детских неврозов достаточно разнообразно, это и различные тики (ребенок может подергивать веками глаз, похожими на моргание, но достаточно частые); навязчивые действия какими-либо частями тела, при этом эти действия, как правило, учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации; речевые нарушения в виде логоневроза; ночное, а и не редко дневное недержание мочи (энурез), или кала (энкопрез); проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови, или когда ребенок грызет ногти. Часто детские неврозы могут сопровождаться выраженным эмоциональным возбуждением, с рыданием и попытками самоповреждения.
К наиболее частой симптоматике неврозов у детей относятся:

  • тревога,
  • страхи,
  • различные тики,
  • бессонница.

Лечение детских неврозов

Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое.

Однако, если длительное время не замечать, что у ребенка возникли проблемы, либо не обращать на это внимание, то детский невроз, как и любое другое расстройство, может перейти в хроническую форму, а также могут возникнуть, какие-либо осложнения.

И, соответственно, лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким, что отразится на социально-психологических адаптивных функциях ребенка.

Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная: это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т.е. занятия с психологом. Но, в любом случае, диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач-психиатр или психоневролог.

Предупреждение

Умение критически оценивать происходящее, принимать твёрдые решения и преодолевать трудности имеет большое значение в предупреждении детских неврозов.

Ребенок подобен культурному домашнему растению, за которым нужен постоянный уход.

Его необходимо поливать (быть заинтересованными жизнью и чувствами ребенка), удобрять (поддерживать) и подпитывать (удовлетворять его потребности).

Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.

Он не может приносить только радость, но и переживания и всю возможную гамму чувств, сопровождающую детско — родительские отношения.

Таким образом, хочу поддержать родителей на их нелегком, но достойном поприще, потому что «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Детский невроз поддаётся лечению и профилактируем.

Звучит немного пафосно, не так ли? Да, но мы имеем дело с детьми и их детскими неврозами, которые мучают и их и нас.

Детский невроз лечится!

Хотим пожелать успехов, уважения к своим детям и много терпения. Любовь близких, готовность помочь, быть рядом – это та единственная и необходимая для развития почва, на которой можно вырастить зрелого независимого и успешного человека, который будет здоровым, достойным и целостным представителем общества.

Если ваш ребенок страдает от невроза или других психических заболеваний, не тяните — срочно обращайтесь к врачам.

Невроз.

Источник: //brainklinik.ru/nevroz-detskij/

Психопрофилактика неврозов у детей

Профилактика нервных расстройств в детских садах и школах

Нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детей возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза.

Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.

Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша.

Неврозы у детей

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

Чаще всего,  неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой.

Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена.

Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам.
В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом.

Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти взрослые люди.

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

Телефон  для записи: 46-85-00

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе в Контакте.

 : 05.05.2015

Источник: //profilaktika.tomsk.ru/?p=14836

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.