Профилактика аутизма у детей

Аутизм: симптомы, причины и осложнения; диагностика, лечение и профилактика

Профилактика аутизма у детей

Аутизм – это расстройство мозга. Однако большинство врачей определяет его больше как состояние, а не болезнь. Дети с аутизмом имеют проблемы с общением и социальными взаимосвязями. У них наблюдается нетипичное поведения, интересы и телодвижения.

Есть 5 видов аутизма. Наиболее распространенными являются следующие три:

  • классический аутизм;
  • синдром Ретта;
  • мягкая форма аутизма (PDD), используемая для описания группы детей, которые не вписываются в другие типы аутизма.

Классический аутизм – это стандартное проявление заболевания. При нем все симптомы ярко выражены. Выявить такую форму несложно. Определить заболевание возможно даже малышам в возрасте 2-х лет.

Синдромы Ретта – это неврологические расстройства, которые является более распространенным у девочек. Первый синдром включает в себя проблемы с движением и речью наряду с другими характерными признаками аутизма. Второй – детское психическое расстройство, наиболее тяжелая форма заболевания, при которой ребенок физически дискоординирован, имеет проблемы с речью и социальными навыками.

Особое внимание следует уделить атипичному аутизму. Данная форма может никак не проявляться долгие годы! Но даже из-за опоздания в постановке диагноза такие дети развиты намного лучше, чем больные классической формой. При этом они также негативно реагируют на любые изменения в распорядке.

Аутизм проявляется очень рано, его признаки можно заметить еще до того, как малышу исполнится год. При заболевании отсутствует комплекс оживления, ребенок слабо реагирует на родственников, избегает контакта глаза в глаза, но охотно обращает внимание на неодушевленные предметы.

Аутизм может быть разной степени тяжести: от легких форм, выражающихся в повышенной ранимости и чувствительности, до тяжелых, когда ребенок практически полностью избегают общения и полностью замкнут в себе.

Следует отметить, что нарушения социального взаимодействия у каждого ребенка проявляются индивидуально. При этом совсем не факт, что у взрослых аутизм будет проявляться так же . Есть большая вероятность того, что с возрастом симптомы стихнут. Тут все зависит от старания родителей и выбора коррекционной программы.

Особенность болезни в том, что проявляется он в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. С чем это связано – не установлено. Диагностируется заболевание в основном у малышей в возрасте 2-х лет. Но бывают случаи, когда определить аутизм удается только в 6-8 лет.

Причины аутизма

Аутизм возникает вследствие влияния различных факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • кислородная недостаточность в родовом периоде;
  • травма в родах;
  • перенесенные инфекции;
  • аномальный уровень химических соединений.

Синдром Ретта возникает в результате генетической мутации. Иные причины остаются неясными, несмотря на многочисленные изучения. Некоторые ученые считают, что эти формы являются генетическими, а другие данные свидетельствуют о том, что причиной болезни являются инфекции или токсины из окружающей среды.

Некоторые врачи считают, что аутизм может происходить из-за черепно-мозговой травмы или заболевания головного мозга во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Другие имеют доказательства того, что болезнь возникает вследствие аномальных уровней химических соединений, называемых нейротрансмиттерами, таких как допамин и серотонин, которые транслируют сигналы между нервными клетками.

Некоторые даже считают, что причиной аутизма являются прививки. Несмотря на это, в наше время аутизм поддается коррекции, и аутичных людей удается адаптировать к жизни в обществе. Однако лечение болезни аутизм следует начинать как можно раньше. Поэтому родителям следует знать ранние симптомы этого заболевания, чтобы вовремя обратиться за помощью.

Аутизм проявляется у 6 из каждых 1000 детей – независимо от расовой, этнической или социальной принадлежности. Все виды, кроме синдрома Ретта, от 3 до 4 раз чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Симптомы аутизма у детей

Хотя симптомы могут варьироваться от легких до тяжелых, дети с аутизмом имеют серьезные проблемы в коммуникации и социальных отношениях, им свойственно в уединении производить повторяющиеся действия.

Основные симптомы аутизма:

  • игнорирование людей, пациенты не отзываются, когда их зовут и никак не взаимодействуют с окружающими;
  • непонимание окружающей действительности (хотя тут очень спорный момент, возможно, что ребенок просто не воспринимает окружающую действительность);
  • ребенок очень сильно боится тихих звуков, но при этом громких не пугается;
  • интересный симптом – владение обеими руками в равной степени, то есть ребенок не является ни правшой, ни левшой;
  • вполне возможно очень высокое развитие интеллектуальных способностей.

Распознать ранний детский аутизм довольно сложно. Ребенок до двух лет может не проявлять интереса к окружающему миру, не реагировать на людей. Но это еще не означает, что он аутист. Возможно, что это просто индивидуальная особенность поведения.

По мере взросления симптомы становятся ярче: аутичный ребенок очень пуглив, боится перемен и незнакомых людей. Такие дети плохо реагируют на речь, из-за чего может создаваться ощущение, что они ее вовсе не понимают. Ребенок может не разговаривать совсем или начать беседовать, а потом утратить способность к речи.

Детям с аутизмом присуща любовь к ритуалам, которые их успокаивают, они могут подолгу носить одну и ту же одежду и очень эмоционально реагируют на попытки их переодеть.

Игры аутичных детей тоже особенные, такие малыши не используют воображение, любят возиться с неструктурированными материалами, например, с водой или песком.

Диагностика

Аутизм трудно диагностировать из-за его многогранности. Часто диагноз врачей основывается на рассказах родителей, видео или непосредственном наблюдении вследствие отсутствия биологических маркеров заболевания. В диагностике придерживаются стандартизированных схем оценки, которые основываются на беседе и наблюдении за поведением детей раннего возраста.

Эти принципы также предназначены для детей старше 18 месяцев. Сегодня ученые разрабатывают тест на аутизм, который был бы применим к младенцам в возрасте полугода. Он должен оценивать развитие детей при помощи нескольких конкретных показателей аутизма, в том числе поведенческих характеристик.

Если родители обнаруживают какие-либо признаки заболевания у ребенка, следует обратиться за помощью к психиатру и детскому неврологу.

Определить аутизм у ребенка дошкольного возраста не представляют трудностей ввиду ярко выраженных признаков. Врачом будут оценены следующие поведенческие отклонения:

  • атипичный зрительный контакт;
  • нарушение визуального отслеживания и передачи зрительного внимания с одного объекта на другой;
  • неспособность к ориентации при упоминании имени; отсутствие или слабая способность к подражанию;
  • отсутствие социальной приветливости и отсутствие интереса к другим;
  • раздражительность, нетерпимость к реакциям других людей;
  • заторможенные речевые способности.

Какие-либо анализы и инструментальные исследования отсутствуют.

Лечение аутизма

Чтобы избавить малыша от аутизма, необходимо:

  • своевременно обратиться к врачу;
  • пройти диагностику;
  • определиться со схемой лечения и подобрать нужную коррекционную методику;
  • при необходимости обратиться к психологу и логопеду.

Жизнь такого малыша следует сделать как можно предсказуемой. Стресс усугубляет состояние ребенка с аутизмом, в итоге это чревато полным отторжением от мира, включая родителей. Он должен заранее знать о том, какие события произойдут в его жизни в ближайшее время.

Следует поощрять дитя за хорошее поведение, чтобы он точно знал о том, за какие его действиями последует положительное подкрепление. В этом тоже следует проявлять последовательность и не игнорировать такие поощрения, иначе ребенок может не уловить связи между своим поведением и наградой. Крайне важно во всем придерживаться системы.

У ребенка с аутизмом должна быть четко выраженная личная зона, которая будет принадлежать только ему и в которой он сможет чувствовать себя в полной безопасности. Родителям следует внимательно отнестись к реакциям малыша на различные раздражители.

У аутичных детей часто встречаются весьма необычные поведенческие отклонения на те или иные раздражители: на свет, прикосновения, звук. Следует знать, что успокаивает дитя, а что ему неприятно. Это позволит родителям контролировать его поведение, который не реагирует на обращенную речь.

Как будет развиваться ребенок с аутизмом напрямую зависит от старания родителей. Такие дети очень любят уединенные занятия – рисование, лепку, конструирование.

Нельзя заставлять малыша общаться с другими людьми и выводить его в места большого скопления народа. Это может навредить маленькому аутисту.

Конечно и ограничивать от социума его не стоит, но все должно быть в меру, иначе ребенок испытает стресс.

Прогноз

Прогноз при любом аутизме у детей довольно благоприятен, если родители будут заниматься с ребёнком и уделять максимум внимания его особенностям.

Следует помнить о том, что люди с аутизмом могут достигнуть больших социальных успехов, создать семью и жить полноценной жизнью. Часто они очень одарены в той или иной сфере науки или искусства. Поэтому нельзя опускать руки и ставить крест на будущем малыша, ведь от эмоционального состояния родителей напрямую зависит успешность терапии.

Профилактика

На данный момент профилактики детского аутизма не существует ввиду неясности причин возникновения.

Источник: https://GoodDoc.ru/diseases/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/

Аутизм у ребенка – это не приговор

Профилактика аутизма у детей

При слове «аутизм» большинство из нас представляет себе героя фильма «Человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана. Между тем, такие люди живут рядом с нами, хотя точное их число в России, где диагноз «аутизм» начали ставить всего-то чуть более тридцати лет назад, до сих пор неизвестно, т.к.

официальной статистики людей с расстройством аутистического спектра в нашей стране нет.  По данным «Всероссийского семинара-совещания по вопросам помощи детям с расстройством аутистического спектра и воспитывающих их семьям»  в Воронеже, на апрель 2015 года распространение детского аутизма 1 на 60 родившихся детей.

Только задумайтесь над этими цифрами.

Давайте разберемся с понятием «аутизм». Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.  Для таких детей характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков.

Каковы проявления аутизма у ребенка?

  1. Если в младенчестве ребенок не идет на контакт глазами, не улыбается знакомым лицам, не может и не хочет поиграть с взрослым в игры типа «ку-ку», «ладушки».

  2. Если ребенок, достигнув двух лет, не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
  3. Если ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя, не может играть в ролевые игры сам или с окружающими.

    Если основные игры – манипулирование предметами, например, выстраивание их в ряды по размеру и цвету, построение башен из кастрюлек.

  4. Если у ребенка повышенная тревожность, и он придерживается ритуалов, не может от них уйти.

    Например, ходит по одному и тому же маршруту, привязчив к одному и тому же продукту питания, и всякая замена привычного приводит к истерикам.

  5. Если у ребенка есть стимулы – он все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения и т.д.

Все это не указывает на то, что ваш ребенок аутист, но должно заставить вас внимательнее отнестись и понаблюдать. А лучше повести ребенка к специалисту – логопеду, психологу, психиатру.

Несомненно, быть родителем ребенка с диагнозом «аутизм» — это сложно. Тем более, родители испытывают трудности в получении государственной поддержки, а также в поиске специализированных коррекционных центров.

В своем блоге мама ребенка с аутизмом пишет: «Ребёнок — аутист дома – это катастрофа. Это очень весело и трудно, это Альф –инопланетянин. Например, здорово бывает открыть окно и задумчиво выбрасывать из него вещи по одной. Наблюдать, как они падают, а мама потом бегает и собирает.

Причем, иногда кажется, что он это делает специально, а иногда оно действительно так и есть».

Сегодня довольно распространена благостная идея о том, что аутизм – не болезнь. Просто эти дети, эти люди – другие. По-другому мыслят, по-другому видят мир, по-другому воспринимают информацию.

Можно сказать, что так и есть: человек с аутизмом действительно воспринимает окружающий мир иначе, но самому ему это приносит множество страданий и проблем.

Стоить вспомнить и том, что наше общество просто не готово к таким людям, мы любим осуждать и ребенка и мать, которая не может успокоить дитя.

На самом деле детям с аутизмом очень не хватает общения, но они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не умеют ориентироваться в обстановке.

Это один из самых трагических дефицитов при аутизме. Например, такой малыш, желая общаться, может начать толкать других детей, задирать их.

Или прыгать перед ребёнком, который его так или иначе заинтересовал, размахивая руками и смеясь.

Нам с вами понятно, что так друзей он не заведёт. Но по-другому он не умеет. И требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.

Что делать родителям? Рекомендации специалиста по социальной работе

  • Для начала успокоиться: аутизм – не приговор. От того, что наши дети болеют, мы не перестаём любить их и желать им счастья.
  • Не закрывать на проблему глаза. Чем скорее вы признаетесь себе, что проблема есть и она достаточно серьёзная, её надо решать, и что каждую секунду время тикает против вашего ребёнка, тем больше вы поможете ему.
  • А главное – научится жить со своим ребенок, научиться понимать его странные желания и запросы, научиться правильно и быстро реагировать на его истерики.
  • К сожалению, уповать на волшебную пилюлю и на то, что есть некоторое специальное место, где вашему ребёнку помогут, не стоит. Вам придётся измениться и изменить свою жизнь. Но это не перемены к худшему.

Между тем, все специалисты в области аутизма отмечают: ранняя диагностика и ранее вмешательство приносят свои плоды и примерно в 50% –60% случаев позволяют к школе снять диагноз «аутизм» или вывести ребёнка в приемлемое для обучения в массовой школе состояние.

Статью подготовили:

• студентка-практикантка 4 курса ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, факультет поведенческой медицины и менеджмента (специальность: «специалист по социальной работе») — Янгулова Е.А.

• начальник консультативно-оздоровительного отдела — медицинский психолог ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» — Шахрай Е.О.

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=24112

Аутизм: причины, симптомы и лечение аутизма

Профилактика аутизма у детей

Аутизм — расстройство, образующееся вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в общественном содействии и общении, и еще ограниченным, циклическим поведением.

Детки с аутизмом и связанными с данным расстройствами, в большинстве случаев, испытывают проблемы с мышлением и осознанием окружающего их мира.

Кроме того к имеющимся проблемам социального взаимодействия, воображения и общения, детки с аутизмом имеют ограниченный круг интересов. 75% из них, отстают в умственном развитии. Почти все не могут сделать эмоциональную взаимосвязь с родителями или же членами семьи.

Симптомы аутизма

Симптомы аутизма : неконтактность малыша, необоснованная привычка к неодушевленным вещам, рвение к одиночеству, обособленности. Аутизм отличителен проблемами в развитии речи при недоступности нарушений речевой функции.

Симптомы аутизма традиционно возникают в возрасте до 3 лет и наблюдаются в течении жизни. У деток с аутизмом присутствует обширное многообразие симптомов, которые выделяются по тяжести проявления, варьируясь от легких к тяжело переносимым.
Самые распространенные симптомы аутизма:

  • Проблемы общения (выражение мыслей и осознание речи собеседника);
  • Неспособность поддерживать разговор, в том числе и, в случае если ребенок сможет разговаривать;
  • Проблемы невербальной коммуникации: жесты и мимика;
  • Неспособность общественного взаимодействия с окружающими людьми;
  • Неспособность приобретать друзей (малыш любит играться один);
  • Непривычный метод игры с игрушками и прочими вещами – исключительно выстраивание их в конкретном порядке;
  • Неимение воображения;
  • Неспособность приспособиться к новой ситуации либо настойчивое требование исполнять мелкие составные части распорядка дня;
  • Повторяющиеся движения тела либо модели поведения, к примеру, хлопанье в ладоши, кружение либо удары головой о предметы;
  • Увлеченность интересными вещами или же их частями.

Присутствует конкретная форма аутизма – савантизм, явление, когда в умственно отсталого человека крепко развиты особенные таланты, к примеру способность к музыке, умению или же запоминание чисел. В большинстве случаев, талант и умения появляются без специального обучения.

Каждый ребенок развивается по-своему, при всем этом некоторые быстрее, чем другие. И все же, надлежит продемонстрировать ребенка доктору, в случае если ребенок:

  • Не указывает жестами на вещи в 12 месяцев;
  • Не говорит фразами из 2-ух слов в 24 месяца, а повторяет кем-то произнесенное;
  • Не произносит ни слова в 16 месяцев;
  • Утратил навыки говорения или же социального общения в любом возрасте.

Типы аутизма

Типы аутизма :

  • Аутистические нарушения
  • Синдром Аспергера
  • Синдром Ретта
  • Дезинтегративное расстройство
  • Общее расстройство психологического развития

Профилактика аутизма

Невозможно избежать либо вылечить аутизм. И все же, раннее диагностирование и вмешательство наиболее весомо, так как способствует мобилизации способностей малыша общаться, обучаться и жить в обществе. Любой младенец обязан периодически проходить осмотр у доктора с целью раскрытия вероятных симптомов аутизма. Чем раньше начать лечение аутизма, тем успешнее оно станет.

Источник: https://grippa-net.net/enc/psychiatry/autizm

Развитие аутизма у ребенка можно предотвратить

Профилактика аутизма у детей

За последние несколько десятилетий количество детей с аутизмом выросло настолько, что специалисты говорят о настоящей эпидемии.

Ведущие мировые эксперты, медики, ученые, общественные деятели обсудилипроблемы аутизма на III Международной конференции «Аутизм: вызовы и решения»,которая прошла в Москве.

Аутизм – заболевание, при котором у детей нарушаются обменные процессы вмозге. В результате задерживается их интеллектуальное и речевое развитие.Аутичный ребенок не может и не хочет налаживать контакт с внешним миром. Онпогружается в свой внутренний мир. Окружающие не интересуют его.

Об аутизме впервые заговорили в 1943 году. Именно тогда этот феномен впервыеописал профессор, детский психиатр Лео Каннер, который работал в ГоспиталеДжона Хопкинса в Балтиморе, а спустя год австрийский педиатр и психиатр ХансАспергер. Правда, понимание этими учеными аутизма сильно различалось.

Длядетей, о которых говорил Каннер, были характерны серьезные нарушения вразвитии, они плохо говорили, имели неврологические проблемы. А вот дети,которых описал Аспергер, отставали лишь в развитии социальных навыков, но приэтом отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Позже этотфеномен, когда гениальность сочетается с полной неспособностьювзаимодействовать с окружающим миром, получил название синдрома Аспергера. Этозаболевание также является расстройством аустического спектра.

Эпидемия аутизма

Специалисты говорят о том, что количество детей с аутизмом постоянно растет.Тенденция проявляется даже, если учесть тот факт, что болезнь стали лучшедиагностировать. По некоторым данным, за последние 20 лет количество детей саутизмом выросло в восемь раз.

Как отмечает профессор, научный руководитель МИЦ «Иммункулус» АлександрПолетаев, пришло время серьезно отнестись к тому, что кривая частотывстречаемости аутизма растет.

«Уже пришло время не только говорить о лечении,но и о том, чтобы всерьез заняться вопросами предотвращения заболевания, толькотогда можно подавить эпидемию.

Это возможно сделать, исходя из того, что мы ужезнаем о причинах развития аутизма», – говорит профессор Полетаев.

В чем причина – ГМО, WI-Fi, ультразвук, плохая среда?

Долгое время существовало глубокое заблуждение, которое, к сожалению,встречается и сейчас, что в развитии болезни виноваты родители, которыенеправильно воспитывают своего ребенка.

Аутизм лишь сравнительно недавно стали рассматривать как нарушение развитиямозга, которое происходит еще в период нахождения плода в матке.

Почему происходит это нарушение, пока до конца непонятно. Как отмечаютмедики, существует множество гипотез о причинах развития аутизма, но ни одна изних не доказана. Все больше исследователей сходятся во мнении, что здесь играютроль два фактора – генетика и окружающая среда.

Как родить здорового ребенка

Как считает профессор Полетаев, окружающая среда – все же главный фактор.«Что у нас изменилось за последние 50 лет, когда стал отмечаться ростзаболеваемости? В первую очередь – среда.

Также изменилось питание,лекарственные препараты, которые мы применяем. Где искать причину развитияаутизма, пока точно никто не знает. Но в любом случае – это химия окружающейсреды.

Поскольку именно она в первую очередь отражается на нашей иммуннойсистеме», – отмечает Александр Полетаев.

Поэтому, говорит профессор Полетаев, независимо от того, какие факторывызвали аутизм, необходимо проверять женщин фертильного возраста и выяснять,нет ли у них определенных изменений в иммунной системе. «Если делать такоепрофилактическое обследование, во многом мы решим проблему», – подчеркиваетАлександр Полетаев.

Как говорит профессор Национального научно-исследовательского центра вЕгипте Абдель Магид Нагва (Nagwa Abdel Meguid), одна из самых современныхгипотез связывает развитие аутизма с нарушением микробиоты кишечника.

Действительно, добавляет профессор Полетаев, в нашем кишечнике живетпримерно три килограмма бактерий, которые регулируют многие процессы,производят для нас витамин В12, фолиевую кислоту. Если же нормальная флоракишечника нарушается из-за неправильного питания, приема антибиотиков, этоможет привести к различным нарушениям работы организма, в том числе и работынервной системы.

Как говорит директор американского Института исследований аутизма докторСтивен Эдельсон (Stephen Edelson), одна из гипотез связывает развитие аутизма супотреблением в пищу генно-модифицированных продуктов. «Связь аутизма и ГМОсейчас активно обсуждается. Но исследований на эту тему проводится мало,поскольку правительство неохотно выделяет деньги на подобные темы», – говоритЭдельсон.

Также, по его словам, существуют гипотезы, которые связывают ростзаболеваемости со все большим распространением ультразвукового излучения.

«Наконец, существует и такая гипотеза, что здесь может играть роль и Wi-Fi.Правда, пока мы не знаем, как излучение от Wi-Fi действует на организмчеловека, но пытаемся это понять», – говорит доктор Эдельсон.

Детей с аутизмом можно вернуть к нормальной жизни

Аутизм можно и нужно лечить, отмечают медики. В настоящее время существуютметоды, которые позволяют восстановить состояние примерно от 10 до 20% детей стаким диагнозом. При этом речь идет, к сожалению, не об излечении, а овосстановлении: аутичных детей можно вернуть к нормальной обычной жизни, но приэтом изменения в головном мозге все же остаются.

Для восстановления важен комплексный подход, который включает лекарственнуютерапию, сенсорные практики, поведенческую терапию, коррекцию питания, говоритЭдельсон.

Что касается питания, то здесь многие современные исследования, по словамЭдельсона, показывают, что положительный эффект на самочувствие детей саутизмом оказывает безглютеновая бесказеиновая диета.

Есть также много работ,которые показывают пользу витамина В6. В любом случае, говорят врачи, важноправильно питаться, есть здоровую органическую пищу, в которой не содержатсятоксичные вещества, пестициды.

Еще один важный момент: поскольку дети с аутизмом часто страдают различнымисопутствующими заболеваниями – желудочно-кишечного тракта, иммунной системы, уних часто встречаются проблемы с обменом веществ, астма, аллергия, – оченьважно лечение этих заболеваний.

И конечно, подчеркивает доктор Эдельсон, важно поддерживать мыслительнуюактивность ребенка, разговаривать с ним, играть, выполнять задания. Толькотогда можно добиться успеха.

Источник: https://www.infox.ru/news/84/house/psychology/147426-razvitie-autizma-u-rebenka-mozno-predotvratit

По какой причине аутизм у детей и как его лечить

Профилактика аутизма у детей

Аутизм у детей является своеобразной патологией развития ребенка. В редких случаях аутизм диагностируется и у взрослых, но в легкой форме. Симптомы и лечение данного заболевания зависят от вида и степени тяжести.

Что такое аутизм

Синдром аутизма чаще всего диагностируется у детей до трех лет. Именно в этом возрасте распознается некоторый уровень отстраненности ребенка от внешней среды, от окружающих людей, даже от родителей. При этом наблюдается ряд нарушений психического развития, а именно:

  • отсутствие навыков речи;
  • жестикуляция только при крайней необходимости;
  • скудность эмоций;
  • не реагирует на свое имя.

Постановка диагноза в детском возрасте (от 3 до 5 лет) имеет название «ранний детский аутизм» (РДА). В зависимости от состояния пациента, аутизм делится на несколько видов. Аутизм может иметь как наследственную, так и приобретенную природу.

Виды аутизма

Аутизм у ребенка классифицируется по тяжести течения и по природе развития заболевания:

  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта.

Так, легкая форма расстройства аутистического характера имеет название «синдром Аспергера». Данный вид заболевания свойственен проявлению в более позднем возрасте (старше 10 лет).

Синдром характеризуется хорошо развитым интеллектом (интеллект выше среднего уровня). Речь развита, но возможны нарушения в интонации и громкости при общении. Наблюдается нарушение в координации движений: неуверенная походка, широко расставленные руки.

Аутисты с синдромом Аспергера любят поговорить, но только на интересующие их темы, причем не обращают внимания на то, что собеседникам абсолютно не интересна тема разговора.

Не способны договариваться и не принимают никаких условий компромисса.

При должной терапии и психокоррекции страдающие Аспергером способны полностью социализироваться и стать полноценными членами общества, найти применение своим умственным способностям.

Вторая разновидность аутизма более тяжелая. Это синдром Ретта. Причина этого синдрома исключительно генетическая: патология заключается в Х-хромосоме. Болеют исключительно девочки (1 случай на 10 тысяч девочек). К сожалению, такое генетическое заболевание у мальчиков приводит к нежизнеспособности плода.

  • Данный синдром проявляется такими признаками и проявлениями:
  • первые нарушения проявляются в возрасте от полугода до полутора;
  • в этом же возрасте наблюдается замедление роста объема головы;
  • нарушение движения рук (целенаправленность движений);
  • координация движений нарушена, снижен уровень двигательной активности;
  • утрата речевых навыков.

Также виды аутизма детей делятся в зависимости от возраста: аутизм раннего детского возраста, от года до 3 лет, дошкольников и  школьный аутизм.

В зависимости от того, в каком возрасте проявиться может патология, симптомы и проявления заболевания отличаются друг от друга. Также различают еще формы заболевания, при которых определяется уровень социальной адаптации:

  • отсутствие потребности в контактах с внешней средой (недостаточные навыки самообслуживания, замкнутость, молчаливость);
  • невосприимчивость окружающего мира (повышенная возбудимость, снижен инстинкт самосохранения; ребенок произносит звуки, повторяет действия);
  • погружение в собственный мир (внешний мир воспринимается, как фон, к родителям привязанность очень слабая);
  • практически полное отсутствие связи с обществом; любое вмешательство во внутренний мир провоцирует у аутиста пугливость, истощение, смену настроения.

Симптомы и признаки аутизма

Как правило, первыми замечают необычное поведение ребенка родители, особенно хорошо видно отличие на фоне других деток. Малыши-аутисты могут подолгу играть с одной и той же игрушкой, не смотрят вам в глаза, проявляется отстраненность.

Существует установленная и утвержденная триада, которая позволяет заподозрить синдром аутизма:

  • нарушение коммуникации;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • ограниченное взаимодействие с окружающим миром.

Проявления аутизма различаются в зависимости от возраста больного. Так, у детей возрастом до года в качестве ранних признаков отмечается скудность эмоций, отсутствие жестов, не реагирует на свое имя.

Маленькие аутисты могут долго играть, не привлекая внимание родителей. Многих взрослых такое поведение радует («Какой спокойный ребенок!»), но, на самом деле, это повод для беспокойства.

При этом, редко проявляется сочетание аутизма некоторым расстройством развития и сопровождается эпилептическими припадками.

В возрасте от года до 3 лет болезнь может характеризоваться такими признаками:

  • малыш все старается делать сам с целью достижения независимости;
  • избегает встречи взглядом с собеседниками;
  • в полтора года может перестать разговаривать или использует слова-неологизмы, говорит о себе в 3-ем лице;
  • в поведении наблюдаются крайности: слишком спокойны или чересчур активны;
  • ритмичные покачивания;
  • повторяет одни и те же действия – например, включает/выключает воду или свет (действия, которые не имеют социального смысла);
  • не заинтересован в контакте с другими детьми, может проявить агрессию;
  • не переносит (пугается) смены обстановки;
  • глаза широко расставлены, уменьшенный размер нижней части лица.

Аутизм дошкольного возраста имеет свои особенности:

  • невозможность адаптации в коллективе, сторонится других детей, добровольная изоляция, проблемы в социализации;
  • проявляет признаки перфекционизма (все вещи разложены по цветам, в определенном порядке);
    сторонится всех детей;
  • без должного лечения развивается речевая дисфункция (мутизм);
  • гиперактивность, неспособность усидеть на одном месте и другие подобные действия;
    нарушается мелкая моторика.

Симптомы и признаки аутизма у школьников:

  • проявляет способности к точным наукам, рисованию, музыке (савантизм);
  • на одном занятии внимателен (любимые уроки), а на других предметах не сосредоточен;
  • чтение вслух вызывает затруднения;
  • молчалив при общении со взрослыми и другими окружающими людьми, фразы скудные и односложные;
  • пищу выбирает не по принципу «вкусно/невкусно», а по цвету.

Диагностика аутизма

В первую очередь, внимание родителей должно привлечь поведение малыша (например, не реагирует на свое имя, мало улыбается). В такой ситуации лучше сразу обратиться к педиатру за консультацией и как можно раньше провести полное обследование.

От того, насколько быстро будет диагностирован синдром аутизма, зависит дальнейшее развитие ребенка-аутиста и его социализация в обществе. Диагностика проводится с участием таких специалистов как педиатры, психологи, психиатры, неврологи, логопеды.

Определить у ребенка аутизм можно с помощью целенаправленных методов диагностики − тестирования по специальным опросникам:

  1. ADOS;
  2. ADI-R;
  3. CARS;
  4. ABC;
  5. ATEC;
  6. ASSQ;
  7. CHAT;
  8. M-CHAT.

Если у родителей и лечащего педиатра возникли подозрения по поводу наличия аутизма у ребенка (например, задержка речи), то назначаются дополнительные методы обследования:

  • томография головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • осмотр гастроэнтеролога;
  • УЗИ головного мозга;
  • допплер сосудов шеи и головного мозга;
  • консультация генетика.

На основании полученных данных комиссия врачей ставит врач-диагност и принимает решение о назначении необходимой терапии.

Лечение детей с аутизмом

К сожалению, наука еще не изобрела волшебную таблетку от аутизма, и конкретной схемы лечения ребенка-аутиста нет. Можно только постараться научить малыша жить в современном обществе.

Но это титанический ежедневный труд для родителей, на которых ложится львиная доля труда по адаптации аутиста к внешней среде.

Помогают родителям справиться с этой непростой ситуацией педиатры, психологи, логопеды, воспитатели в дошкольных и школьных заведениях.

В первую очередь, родителей нужно убедить, что их ребенок нуждается в помощи, и помочь ему адаптироваться могут только близкие люди. Вот в чем может заключаться их помощь:

  • принять ребенка таким, какой он есть (он все видит, слышит, понимает, но немного искаженно, не так, как все);
  • обеспечить малышу условия жизни, которые будут способствовать его развитию (так, следует ввести обязательный распорядок дня; обстановка в комнате не должна кардинально меняться);

Ежедневно должны проводиться занятия с малышом:

  1. Обучение навыкам общения – установление контакта.
  2. Сглаживание острых углов (исключить из повседневной жизни ребенка любых раздражителей, приводящих к
  3. проявлениям агрессии, − смена обстановки, нарушение режима дня, присутствие чужих людей).
  4. Развивать речь − навык общения – есть обязательное условие.
  5. Привлечение к социальным играм (катать машинки, играть в больничку).
  6. Развитие навыка подражания и повторения.

Основная терапия, которая используется при аутизме, – это поведенческая коррекция при помощи методов психологии (АВА-терапии).

В основе данного метода лежит принцип «действие-поощрение», то есть при условии, что ребенок выполняет какое-либо задание, он получает поощрение (музыку, игру, конфету).

Помимо закрепления навыка, на развитие которого направлено задание, также налаживается определенный контакт с малышом.

Развитие речи − один из крайне необходимых навыков. Помочь в его развитии поможет логопед. На занятиях с логопедом налаживается произношение и интонация речи.

Придерживаться распорядка дня тоже нужно еще научить. Одной из важнейших задач родителей, врачей, преподавателей является приспособить аутиста к самообслуживанию и самостоятельности. А распорядок дня прививает необходимые атрибуты повседневной жизни – почистить зубы, позавтракать, одеться и так далее. Расписание можно оформить в виде красочных карточек с изображением действий.

Медикаменты при аутизме применяются крайне редко и строго по предписанию врача. Даже если ребенок проявляет агрессию, не следует сразу его пичкать успокоительными препаратами, нужно постараться вывести малыша из такого состояния каким-либо другим способом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.