Познание мира трехлетним ребенком

Содержание

Познание ребенком окружающего мира

Познание мира трехлетним ребенком

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики.

Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний.

Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира.

Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением.

Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни.

Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом.

Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать.

Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть.

В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Каждый родитель мечтает о счастливой, успешной, красивой жизни для своего ребенка, стремится дать как можно больше с самого раннего возраста. Понимая, что…

Для жизни каждого человека необходимым является понятие времени суток и промежутка, который должен пройти между разными событиями. Время — абстрактное понятие, которое…

Каждый ребенок, независимо от основного канала восприятия информации, в возрасте до 6-7 лет познает мир через игру. Этот способ познания нового становится…

Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться…

Нашим крохам достаточно тяжело дается понимание абстрактных понятий. Оно и ясно, такие вещи как время нельзя потрогать или увидеть. Тем не менее,…

Каждый день наши малыши учатся чему-то новому, познавая этот удивительный мир. Одна из вещей, которым им предстоит научиться – ориентироваться в пространстве….

С самого рождения малыши всё время находятся в процессе обучения! Недавно мы учили наших крох цифрам, а сегодня мы расскажем вам одну очень простую…

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/okruzhayushhij-mir/

Особенности развития детей 3 5 лет

Познание мира трехлетним ребенком

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется признать окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка – это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или кризис трехлетнего возраста

Психологическое равновесие малыша иногда пошатывается в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка – это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама – центр вселенной! Малыш же для мамы – все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй. Кроха открывает существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша – это тоже счастье.

Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: Папа ждет меня смотреть фильм или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа – маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: А может быть, я им не нужен?

И такое открытие может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет Моё! Моё!

Изменение отношений: мама – ребенок и папа – ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок – это четвертый акт. акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них – лишний .

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: Гадкий мальчишка! , Ты очень плохой ребенок! и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.

Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете.

Поведение родителей должно быть таким:Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: Поцелуй маму, она накормила нас завтраком , Как мама, хорошо это делает , Мама у нас самая хорошая .

А мама должна обратить внимание крохи на отца: Поиграйте вместе с папой , Это папа придумал сегодня поехать на речку и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.
А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.

Об этом поговорим в следующей статье Как подготовить ребенка к детскому саду (статья на оформлении).

Буду рада, если вы поделитесь своими предложениями того, как правильно психологически подготовить ребенка у походу в детский сад.

История развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста

От автора:Включает примерные показатели развития детей от 3 –х. до 5–ти лет. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы. При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

История развития ребенка в период от 3-х лет до 5—5,5-летнего возраста.

Ведущие показа тели развития ребенка в этот период:

1.

Длительность, тя жесть и особенности протекания кризиса трех лет .

2.Адап тация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллек тиве, приспособление к требованиям социального окру жения, наличие – специфических реакций на посещение детского учреждения.

3.Особенности игры как ведущей дея тельности этого возраста.

4.В связи со свойственной этому возрасту дифферен циацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутст вие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.

Страхи младшего дошкольного возраста.

1.

В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови( 43%), уколов (50%), боли (47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года — темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).

3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года — одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества . основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей.

Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Коще я (28%) и Бармалея ( 34%).

6.Девочки. соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года — в 50, 42 и 47%.

7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка. Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей — с отцом.

8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства .

1.

Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.

2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).

3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.

4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки ).

1.

Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.

2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.

3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

1.

Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.

2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Таблица речевого развития:

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года – 2 года 6 месяцев

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. – 3 года 5 мес.

Развитие Детей от 3 лет до 4 лет. Вы находитесь в разделе Дети от 3 до 4 лет.

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно. что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе Дети от 3 до 4 лет мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3.

Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами. 5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки. 6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7.

Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза, 8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Ребенок должен находить парные предметы.

Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами. Пособия для занятий:

1. Карточки из серии найди пару 2. Найди тень у картинки 3. Развиваем Логическое мышление 4. Карточки для занятий 5. Пазлы 6. Подбери заплатку 7. Добавь недостающий предмет 8. Занимательные занятия с ребенком 9. Игра в противоположности 10. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево 11. Игра – Что есть Что? 12. Игра Поймай рыбку 13. Игра Ассоциации: Найди пару 14. Игра на Развитие Памяти и Внимания

15. Угадай Чья Тень

Развитие Речи Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). 3.

Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д. 4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета. 5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.) 6.

Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.

8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо. Пособия для занятий:

1. Буквы Алфавита-Пазлы 2. Изучаем букву А. На что похожа бука А. 3. Изучаем гласные буквы 4. Первый Алфавит для детей 5. Азбука в виде карточек 6. Цветные Буквы Алфавита 7. Лото изучаем Буквы 8. Карточки с Буквами и Картинкой 9. Чистоговорки 10. Музыкальная игра для развития речи

11. Карточки – На какую Букву Начинается Слово

Источник: https://orebenkah.ru/obuchenie-detej/osobennosti-razvitija-detej-3-5-let.html

Лучший способ познания окружающего мира ребенком – наблюдение

Познание мира трехлетним ребенком

Руководство наблюдением при ознакомлении с рассматриваемыми предметами, природой и трудом взрослых обеспечит интерес и положительное отношение к тому, с чем вы знакомите ребенка.

Для достижения этого вам необходимо учитывать особенности детского внимания, его неустойчивость и не отвлекать ребенка излишними деталями. Ваше слово должно быть направлено на самое основное в процессе наблюдения.

Важной предпосылкой для формирования четких представлений и знаний в процессе наблюдения является выявление и учет предыдущего опыта, который ребенок накопил в быту, в повседневной жизни, на прогулках.

Например, вы показываете малышу транспортные игрушки: автобус, троллейбус, легковую и грузовую машины. Спросите: «А на чем мы ездили к бабушке, в парк? Какие машины мы видели?»

Показывая одну из игрушечных машин, спросите, на какую другую машину она похожа, видел ли он такую же на улице и т. д. Ребенок начинает вспоминать, припоминать, сравнивать; при этом активизируется память, обостряется восприятие, развиваются мыслительные процессы.

Следует побуждать детей осматривать, ощупывать, нюхать, опробовать, слушать и результаты воспринятого отразить в слове

Дети при этом накапливают способы выявления свойств (запах, вкус, твердость и т. д.) и обогащаются словами для обозначения этих свойств. Например, возьмите ромашку, укажите на ее стебель и скажите: «Это стебель.

Проведи осторожно рукой, какой он? Погладь, сожми в руке».— «Он гладкий, твердый»,— скажет ребенок. «Понюхай, пахнет ли ромашка»,— продолжите вы и т. д. Дружеское содействие всех органов чувств победит самую ленивую память — ребенок запомнит.

Затем вы можете предложить: «Хочешь, мы сделаем такую же ромашку?» Тут же можно загадать загадку: «Что же это за цветок на тонкой ножке, белый, с желтеньким глазком?» Так вы привлекаете внимание ребенка и организуете дальше действенную связь с познаваемым предметом: «Правильно, ромашка, смотри, какой венчик белый, а глазок желтенький.

Много лепестков в венчике и все беленькие». Называя отдельные части цветка, вы вводите новые слова (лепестки, венчик). «Глазок кругленький,— вы обводите глазок обрисовывающим жестом,— а лепестки длинные, овальные».

Через несколько дней, вовлекая ребенка в разговор о ромашке, вы выделите качества (цвет, форму), которые требуются ребенку для воспроизведения ромашки в аппликации, в рисовании. «Вспомни, где ты видел такие ромашки?» Ребенок припоминает. «Где же стебелек — тонкая ножка?» Ребенок показывает на стебель (а вы проводите по нему рукой сверху вниз).

Добившись более расчлененного восприятия и, следовательно, лучшего познания цветка, обобщите:

На лугу, у той дорожки,

Что ведет нас прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый, с желтеньким глазком.

Таким образом еще раз привлекается внимание к цветку и закрепляется образ ромашки, самое характерное в ней

Срежьте несколько цветков, предложите их ребенку, поставьте перспективную цель: «Эти цветы мы поставим на стол, а потом сделаем ромашку сами — наклеим ее и покажем (бабушке, папе), как ты умеешь делать.

Только правильное взаимодействие поясняющего слова взрослого, сопутствующего наглядному восприятию, помогает осмыслить воспринятое. Художественное слово, сопровождающее наблюдение, имеет особую силу. Своей конкретностью оно углубляет восприятие, обостряет его.

Для трехлетнего ребенка особенно важно полное совпадение во времени непосредственного восприятия нового предмета и слова.

Показывайте и называйте то новое, на что хотите обратить внимание малыша

«Это вот шпоры на ногах у петуха, они острые. А это что на голове у петуха? Правильно, это гребень, гребешок. Как поется в песенке? (Напойте: «Петушок, петушок, золотой гребешок…»).

Если же воспринимаемый предмет или объект знаком ребенку, не торопитесь с поясняющим словом или обозначением. Важно вызвать речевую активность самого малыша, опереться на его опыт. Надо так направить процесс познания им предмета или явления, чтобы он сам называл то, что видит.

Роль собственной речи детей, их личного, эмоционального отношения к наблюдаемому в формировании четких представлений очень велика. К трем годам в познании окружающего мира ведущую роль приобретает активная речь ребенка. Он называет действия, качества, признаки предметов, начинает осмысливать воспринятое и свои мысли оформляет в речи. «Выражая себя, человек растет»,— писала Н. К. Крупская.

Вопросы перед детьми надо ставить так, чтобы ответ требовал усилия мысли, побуждал развернуто отвечать на них

Слово помогает не только осознать то, что воспринимается в наблюдении, но и удерживать в памяти. Важно предлагать детям рассказывать о увиденном. Это заставляет их думать и развивает мышление.

Наблюдения могут и должны быть многократными, и каждый раз они должны открывать для детей что-то новое.

Важно также в наблюдении различных явлений, связанных между собой, устанавливать отношения между ними.

Психологи установили, что предметы внешнего мира составляют очень важный объект познания и практической деятельности ребенка, так как с различения предметов по их внешней форме начинается развитие познавательной деятельности. Умственное развитие состоит в том, что хорошо знакомые до этого предметы и явления открываются со стороны внешних связей и отношений, прежде от детей скрытых.

Младшие дошкольники воспринимают окружающие их предметы слитно, нечетко

Поэтому особое значение имеет развитие умения сравнивать: в умении по отдельным признакам создавать представление о целом предмете; в умении обследовать и описывать предмет. Именно на это вам следует обратить внимание, занимаясь с ребенком рассматриванием предметов.

Путем сравнения развиваются способность к элементарным обобщениям, наблюдательность малыша, углубляется его интерес к окружающему, развивается его речь. Уделяйте внимание рассматриванию и сравнению предметов.

Эти действия очень ценны тем, что обеспечивают единство восприятия, мысли и речи.

При рассматривании двух предметов побуждайте детей к сравнению этих предметов по форме, цвету, величине, ведите к умению элементарной классификации (огурец — зеленый, помидор — красный; огурец — овальный, помидор — круглый; огурец и помидор — овощи).

К классификации предметов и явлений по признакам, видам, назначению можно и нужно подводить детей уже с четырех лет. Умение ребенка различать то или иное свойство успешнее развивается в том случае, если он может воспользоваться полученным результатом.

Вот пример такой мобилизации внимания к наблюдению: «Смотри внимательно, что котенок любит, этим ты и будешь его кормить».

Используйте пути непосредственного ознакомления малыша с окружающей действительностью:

  • рассматривание предметов с последующей беседой о них;
  • наблюдения во время целевых прогулок.

Оба эти пути должны иметь место уже с трех лет. Ваши задачи при этом едины: развивать у детей способность наблюдения, уточнять и обогащать на этой основе их представления; развивать речь; воспитывать определенное отношение к явлениям окружающей действительности.

Источник: https://vscolu.ru/mir_vokrug/nablyudeniya-osnova-vsyakogo-znaniya-rebenka.html

10 вещей, которые сделают вашего ребенка гением, если вы не помешаете ему

Познание мира трехлетним ребенком

В своей книге «После трех уже поздно» знакомый всем мамам Масару Ибука утверждает, что до 3 лет ребенок играючи осваивает ту деятельность, на которую позже он будет затрачивать колоссальное количество сил и времени. Ходить, кататься на коньках, плавать — ваш ребенок одновременно может всему этому научиться, если ему помогать, а не оберегать.

AdMe.ru предлагает вам 10 родительских необоснованных страхов, которые мешают вашим детям стать гениями.

10. Нож

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Никто не будет спорить, что развитие мелкой моторики ребенка — одна из самых главных задач родителей малыша. Интеллект на кончиках пальцев, об этом все мамы знают. Но также все мамы берегут эти самые пальчики от острых ножей и ножниц, тем самым вызывая еще больший интерес к этим предметам.

Памела Друкерман в своей книге «Французские дети не плюются едой» упоминает о том, как наблюдала за малышами, ловко орудующими столовыми приборами, и в том числе ножом, во французских ресторанах. Детей этому обучали? Нет.

Им предоставили наравне с ложкой и вилкой «детские» (десертные) ножи, которыми дети учились пользоваться, подражая взрослым за столом. Пораниться таким ножом практически невозможно, а получить бесценный навык владения — запросто.

Вывод очевиден.

9. Ступени

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

В реджио-педагогике (одна из популярных авторских методик по воспитанию) самое важное — доверять детям. Все остальное — дело наживное. Все пространство при таком подходе развивает, и обязательным его условием являются ступени.

Ступени — это не только лестницы, но и большие блочные конструкторы, кубы, на которые можно становиться, скамейки. Они обучают детей многомерности пространства, фантазии (ступени как этажи для игрушечного города, как стол для рисования), координации. Согласитесь, не так уж и мало.

8. Стекло

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Все то же доверие при реджио-подходе к воспитанию детей подразумевает использование стекла для познания мира. Ребенок опытным путем должен сам понять, что хрупкость — это свойство предметов, но без последующего наказания или порицания.

Конечно, этот опыт они должны получать под контролем педагогов (родителей). А это значит, например, доверять ребенку любого возраста вешать стеклянные шары на елку. Скорее всего, парочки шаров вы лишитесь, но в то же время ваш ребенок станет на несколько шагов ближе к гениальности благодаря вашему доверию и терпению.

7. Специи

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Еще одним открытием Памелы Друкерман было то, что гастрономические вкусы развиваются с самых ранних лет, можно даже сказать с прикорма. В большинстве стран дети в садах едят простую, всем подходящую пищу, в то время как во французских детских садах детям подают разные сыры, сложные блюда с использованием специй. Можно сказать, что там нет разделения меню на детское и взрослое.

Разумеется, мы не говорим об острых или чересчур пряных блюдах, но добавление в рацион малыша, например, базилика в лимонад, немного корицы, гвоздики или имбиря в чай после длительной прогулки на свежем воздухе не только не навредит, но и позволит ребенку расширить свой кругозор и сформировать тонкий вкус.

6. Животные

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Нетактичные, прямые как двери, глупые, заторможенные — так говорят про людей с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом. Вряд ли кто-то из родителей хотел бы услышать такое про своего ребенка. Но мало кто знает, что развитию этого самого интеллекта способствует общение ребенка с животными. Идеальный вариант — завести домашнего питомца.

Преувеличенная опасность этого общения (укусит, заразит) — это всего лишь нежелание родителей обеспечить безопасность, проще просто запретить.

Читайте правильно: не гладить уличных собак или «ой, смотри, котеночек у мусорки, хочешь подержать?», а научить взаимодействовать (сделать кормушку для птиц зимой, погладить в гостях кота со здоровой психикой, принести котенку под мусоркой гостинец из магазина). Это научит ребенка осторожности и пониманию чувств других живых существ.

5. «Сложная» музыка

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» настоятельно рекомендует в первые 3 года жизни ребенка дать ему максимально обширные возможности для познания мира. Например, не ограничивать младенца «детскими» простыми мелодиями из музыкальных игрушек, считая, что оперу или джаз он не поймет.

Так называемое «медведь на ухо наступил» родители неосознанно передают своим детям, не развивая в них восприятие на слух и воспроизведение мелодий, потому что сами просто не умеют. В пример Ибука приводит метод «Воспитание таланта» доктора Шиничи Сузуки, который своей практикой доказал возможность именно воспитания музыкальных гениев из обычных детей.

4. Музыкальные инструменты

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

В той же книге упоминается про школу доктора Сузуки, в которой обучают детей игре на скрипке с 3 лет. В то время как взрослый побоится притронуться к струнам гитары в гостях у друга, ребенок не боится снова и снова пробовать то, что не получилось с первого и даже десятого раза при условии интереса к процессу.

Опять же, виртуозное владение инструментом невозможно без тотального изучения самого инструмента на прочность, свойств его конструкции и возможности модернизирования.

Новые музыкальные инструменты (терменвокс, ханг) придумывают те люди, которым в детстве позволяли экспериментировать с мамиными кастрюлями, дедушкиным аккордеоном или игрушечной свирелью без закатывания глаз и отбирания «источников шума».

3. Сложные сюжеты

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Сюжеты типа «Колобок» и «Теремок», без сомнения, очень важны для обучения ребенка последовательностям благодаря повторениям. Но, как и в ситуации с музыкой, намеренное упрощение сюжетов ведет к ограниченному словарному запасу.

И наоборот, познакомив ребенка с длинными сюжетами (и неважно, что это — «Дюймовочка», которую читают перед сном по очереди родители, «Король-лев» в 2 года за несколько подходов или аудиоспектакли на фоне в детской комнате), вы вскоре удивитесь новым уместным фразам в лексиконе ребенка, которые сами в повседневной жизни не используете.

2. Путешествия

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

Когда мы наталкиваемся на видео с красиво танцующими сальсу 4-летними детьми, мы понимаем, сколько труда в это вложено, но почему-то считаем этих детей просто одаренными. И в то же время своих мы несем на руках домой с детской площадки, потому что далеко идти, а он уже набегался, устал… А ведь дело просто в тренировке.

Рассматривая в инстаграме фото семей, путешествующих с детьми, мы как угодно оправдываем невозможность проводить время со своей семьей так же. Сначала дети слишком маленькие, а коляска неудобная.

Потом дети подросли, но столько ногами не выходят, и так по кругу. Повторим еще раз: дело в тренировках.

Например, увеличение дистанции прогулки с ребенком на 1 квартал раз в месяц дает вам колоссальные результаты через год! Подумайте об этом.

1. Фантазия

© depositphotos.com   © depositphotos.com  

«Не мели чушь», «не выдумывай», «что за ерунда» — подобными фразами мы убиваем в наших детях современных братьев Гримм и Уолтов Диснеев, без богатейшей фантазии которых мы бы лишились хорошей части своего счастливого детства. Гораздо эффективнее направить фантазию своего ребенка на что-то созидательное, например на ходу придумывать сказки и сценарии, характеры персонажей, их окружение, ситуации.

Поверьте, начав искренне фантазировать со своими детьми, остановиться будет крайне сложно. И, возможно, со временем мы будем своим детям читать новые сказки, написанные в соавторстве мамой и сыном, папой и дочкой. Заманчиво?

Фото на превью depositphotos.com, depositphotos.com

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-veschej-ot-kotoryh-ne-stoit-berech-svoih-detej-s-rannego-vozrasta-1644565/

как дети познают окружающий мир

Познание мира трехлетним ребенком

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня речь пойдет о том, как дети познают окружающий мир. Расскажем, почему не надо ругать годовалого малыша за разбрасываемые вещи. Узнаете также как игры помогают развитию речи ребенка. И много другого интересного в нашей статье!

Ребенок изучает окружающий мир

Бух! Опять погремушка упала на пол. Восьмимесячный Сережа сидит на высоком детском стульчике, показывает вниз и полный ожидания, смотрит на маму сияющими глазами: надо поднять.

Только она успела подобрать игрушку, как все начинается сначала: несколько сильных ударов по столу, потом погремушка летит вниз. До тех пор, пока мать не теряет терпение. «Ты же вообще не хочешь играть. Наверное, ты хочешь меня позлить?» Нет, он вовсе не хочет ее позлить.

То, что он бросает на пол все, до чего может дотянуться, — в этом и состоит игра.

Удовольствие, испытываемое при этом, и врожденное любопытство заставляют ребенка неустанно повторять свои действия. Еще раз, еще раз! Эта фаза между шестым и двенадцатым месяцем жизни характерна для поведения «первооткрывателя».

Как дети познают мир

То, что родителям часто кажется бессмысленным, способствует умственному развитию младенца. Складывая в коробку и снова вынимая какие-нибудь предметы, ударяя кубик о кубик, шлепая связкой ключей по столу, в десятый раз хватаясь за папины очки, он узнает массу нового о своем маленьком мире: то, что вещи легкие или тяжелые, большие и маленькие, грубые или мягкие, громкие или тихие.

Постепенно он начинает понимать, что что-то остается в наличии, даже, если оно исчезло из его поля зрения. И узнает, что может чего-то добиться своими действиями. Например: игрушечная утка приблизится к нему, если потянуть за шнур. Устраивать шум вместе вдвойне приятно.

Для вашего малыша деревянная ложка вначале всего лишь средство для определенной цели. Он радуется движению, шуму. Примерно с 9-го месяца он понимает: надо бить по кастрюле — тогда будет музыка.

Развитие речи и познание окружающего мира

О том, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики, знают все. Побеседовать с маленькой дамой чаще всего можно уже года в два.

Она охотно расскажет, кто купил ей новое платье и какое красивое есть еще одно дома… Мальчики более сдержанны и часто молчат почти до трех лет. Раньше этого времени не стоит бить тревогу и обращаться к врачу. Но еще до того, как ребенок заговорит, некоторые симптомы указывают на то, что не все благополучно.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

У грудничка — это монотонное гудение на одной букве, вместо лепета. Или обильное слюноотделение, которое не прекращается даже тогда, когда не растет очередной зуб. Или слегка приоткрытый ротик с трогательно высунутым язычком. В этих случаях лучше обратиться к врачу-специалисту, который осмотрит строение речевого аппарата вашего ребенка.

Для того, чтобы ребенок заговорил вовремя, очень полезно с самого рождения разговаривать с ним медленно и четко, как с иностранцем, изучающим русский язык, петь перед сном песенки, или, когда вы заняты и не можете уделить ему внимания, включать проигрыватель со сказками или легкой музыкой. Огромное влияние на развитие речевого аппарата оказывает так называемая «мелкая моторика» — умение пользоваться своими пальчиками.

Развитие мелкой моторики и речь

Они в начале жизни очень непослушные. Как можно раньше доверьте вашему ребенку ложку. Уборки будет много, но польза несомненна. Познакомьте его с пластилином. Маленькому человечку слепить что-то сразу вряд ли удастся, но он может катать разноцветные шарики или размазывать пластилин по картонке. Не забудьте купить мозаику — это еще одна очень полезная игра для рук.

Мозаику выбирайте с самыми крупными бусинками, тогда за ними легче будет уследить. Вообще, игры с мелкими предметами полезны как для рук, так и для развития речи.

Но здесь вас подстерегает серьезная опасность — все игрушки могут оказаться во рту и даже в желудке. Поэтому лепить из пластилина можно только со взрослыми, под их наблюдением.

Сейчас в магазинах появился так называемый «съедобный» пластилин.

Стоит он чуть дороже обычного, но зато, если он попадет в рот, вреда не причинит. Мелкие же предметы можно нанизать на прочную веревку, получатся так называемые детские четки, ребенок с удовольствием будет их перебирать, а вы сможете ненадолго от него отойти по своим делам.

Ваш ребенок уже говорит. Отлично! Вот только не все буквы произносит. Нет «л», вместо «р» вообще пропуск… Не беда. После трех лет, ближе к четырем, если эти звуки не появятся сами, их поможет «отыскать» врач-логопед.

Рекомендуем также обязательно прочитать статью «Мелкая моторика и речь ребенка». С момента рождения и всю дальнейшую жизнь руки человека неустанно функционируют. Доказано, что мелкая моторика и речь человека взаимосвязаны. Интеллектуальное развитие любой личности представляет собой непрерывный процесс обучения.

Китайцы уже давным-давно увидели взаимосвязь между человеческим интеллектом и мелкой моторикой. Они считают, что добиться гармонии тела и умственной деятельности можно с помощью специальных упражнений для развития подвижности пальцев рук. Это вполне понятно, ведь на пальцах рук находится большое количество нервных окончаний.

Стимулирование этих мест благоприятно сказывается на развитии всего организма.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/kak-deti-poznayut-okruzhayushhij-mir.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.