Отказные дети, первый удар по психике ребенка

Содержание

Ребенок кусается и бьет маму по лицу – Психологос

Отказные дети, первый удар по психике ребенка

Мамы и бабушки верят, что все маленькие дети обязательно любят своих родителей, однако дети о своей любви к родителям не знают и нередко маму, бабушку, а то и папу – бьют. Колошматят по лицу, бьют палкой, ударяют вилкой – любым образом, как им понравится. И что с этим делать?

Не будем разбирать ситуации, когда родителей могут ударить их дети-подростки – это уже ситуации совсем другого класса, обычно ситуации педагогической запущенности. С малышами все проще, по крайней мере все проще понимается, хотя прекратить это безобразие быстрым образом удается не всегда.

Главное, тут нужно понять две вещи.

Первое: когда ребенок вас бьет, он ничего не имеет лично против вас. Он просто делает то, что ему сейчас хочется. А то, что в данном случае оказались перед ним, это ваши проблемы, а не его прямое намерение разобраться лично с вами.

Второе: чем мельче ребенок, тем в меньшей степени он руководствуется разумом (пока вы ему разума не вложили, у ребенка он отсутствует) и в большей степени является просто организмом.

Таким же, как и любое другое животное, которое управляется рефлексами и приобретает опыт в первую очередь с помощью сочетательных и условных рефлексов, получая из внешней среды (то есть в первую очередь от родителей) положительное или отрицательное подкрепление своим действиям. По крайней мере, большинство детей до двух лет ведет себя именно так. Итак,

Что делать с малышами?

Решение проблемы с детьми такого возраста лежит в первую очередь в области искусства дрессировки, как ни ужасно это звучит для тех, кто хочет видеть в маленьком ребенке высокодуховное существо.

Ваш малыш обязательно станет человеком разумным: умным, понимающим, сострадающим и просто мудрым, но – попозже.

А пока он живет на уровне котика и собачки, и понимает в первую очередь тот язык, который понимают другие котики и собачки – язык положительных и отрицательных подкреплений.

Один из первых естественных приемов – лишение внимания, или метод тайм-аут. Например, если ребенок ударил маму, то не ругайте ребенка, а пройдите мимо него и начинайте жалеть маму: погладьте ее, скажите ей добрые слова.

Говорить ребенку, что драться плохо – смысла мало: ваши слова для ребенка – просто общение с ним, а в общении он как раз нуждается.

С другой стороны, если вы погладите маму, ребенок рано или поздно захочет это за вами повторить.

Если малыш ударил (укусил) вас и рядом с вами нет никого, кто бы вас пожалел, решайте вопрос самостоятельно. А именно: без вскриков и без плача резко встаньте, уберите ребенка со своих рук, далее без криков и без ругани молча уйдите заниматься делами. Ребенок останется без вас, и это для него достаточное наказание. Подействует не сразу, но нескольких повторений обычно хватает.

Что касается приема “ударить в ответ на удар” или “укусить в ответ на укус”, то это прекрасный прием, однако чаще всего он не срабатывает. Точнее, он срабатывает у мужчин, а у женщин не срабатывает.

Дело в том, что папа вполне может стукнуть ребенка по руке так, что тот больше этой рукой бить его не вздумает, а мамы своих детей любят и “в ответ” делают аккуратно, не больно…

В результате ситуация обмена ударами (укусами) превращается в новую игру для ребенка: он вас, вы его, он еще вас, вы еще его, а ребенку только весело и интересно. Это – не работает.

Чтобы работало, нужно иметь железные нервы и привычку реагировать в три шага: 1) объяснение, 2) предупреждение, 3) наказание. То есть ребенок вас укусил – вы спокойно ему говорите: “Не кусайся, мне больно!”.

Он укусил еще раз, вы предупреждаете: “Не кусайся, а я тебе сделаю так же больно!”. Если он укусит после этого, его нужно укусить в ответ всерьез, чтобы ему действительно стало больно.

А на удар по лицу вы берете его руку и бьете по руке всерьез больно.

Если вы к этому не готовы, то не делайте, а если сделаете это один раз, по мужски, то это будет эффективным решением. Заметьте, именно так решают этот вопрос все дети между собой, и это работает: дети могут осознанно драться, но просто так, бездумно бить другого – им в голову не приходит. Почему? А потому что попробовали и получили в ответ как следует.

Итак, если вы смогли это сделать, вы совершили подвиг. Это было трудно, но вы это сделали: гордитесь собой! А чтобы успокоить себя после этого, возьмите орущего ребенка себе на колени, держите его и объясняйте: “Мама – это святое! Маму бить нельзя!”. Рано или поздно это дойдет. До вас это дойдет пораньше, до ребенка – попозже.

Если психологи вам подсказали, что в подобной ситуации нужно рассказывать ребенку о своих чувствах – пожалуйста, рассказывайте. Если вам это помогает – рассказывайте, а что касается ребенка, то единственно важно, чтобы вы его крепко держали на коленях и не отпускали.

Сидение на ваших коленях вместо игры – это для него наказание, это на него действует, а рассказы о ваших чувствах действуют только на психологов.

Да, частый вопрос: а зачем объяснять что-то ребенку, если это не помогает? Ответ: это нужно не ребенку, а вам. Потому что это вы должны привыкнуть не ударять и не кусать ребенка, а решать все вопросы мирным путем. Приучите себя к этому, а скоро и ребенок будет уже реагировать на ваши слова.

А если пропустили, и ребенку уже три года и старше?

Третье: любые разумные порядки должны охраняться, и если ребенок эти правила уже сознательно нарушает, его за это наказывают. Правило повторяем: 1) объяснение, 2) предупреждение, 3) наказание.

В данном случае, один раз крепко шлепнуть по попе или по руке – нормально и правильно. Если ребенок попробует ударить стену, ему станет больно, и второй раз он стену не ударит.

Будьте стеной: сами не деритесь, но возвращайте ребенку то, что сделал он.

от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/rebenok-kusaetsya-i-bet-mamu-po-licu

Воспитание криком. Как наверняка сломать ребенку жизнь

Отказные дети, первый удар по психике ребенка

Мы прибегаем к таким методам воспитания сами и считаем нормальным крик в детских садах и школах. Но задумываемся ли мы, каково в этот момент ребенку? Какова цена такого воспитания?

1 14819 10 Июня 2016 в 00:26

Мы хотим дать детям все самое лучшее, но почему-то не всегда можем им это объяснить. Как быть, когда ребенок плохо себя ведет, не слушается, игнорирует просьбы? Объясняем – он не слышит, упрямится, капризничает. Начинаем раздражаться, злиться – и постепенно переходим на крик. А как иначе с ним говорить, если по-другому не понимает!

Мы выплескиваем на детей свое бессилие, выкрикиваем то, что не можем объяснить. Возможно, на какое-то мгновение получаем желаемую реакцию: он перестал путаться под ногами, переписал пятый раз домашнюю работу, собрал разбросанные игрушки, поэтому кажется, что крик – действенный метод.

Мы прибегаем к таким методам воспитания сами и считаем нормальным крик в детских садах и школах. Но задумываемся ли мы, каково в этот момент ребенку? Какова цена такого воспитания?

Сигнал опасности. Спасайся, кто может!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, как отражается воспитание криком на еще только формирующейся психике ребенка. Каждый человек от рождения наделен психическими свойствами – векторами. Всего векторов восемь. От того, какие вектора есть у человека, зависят его желания, мысли, способности, формируется сценарий жизни.

Свойства психики, с которыми мы рождаемся, находятся в неразвитом состоянии. То есть ребенок – это будто маленький первобытный человек, которому предстоит развиться до адекватного современному обществу уровня. И наша задача ему в этом помочь. Детство – самый важный период для становления психики человека, так как развитие векторов происходит до окончания переходного возраста (до 16-17 лет).

Самым главным условием для правильного развития ребенка является чувство защищенности и безопасности. В первую очередь он получает это ощущение от мамы, во вторую – от общей атмосферы в семье, от других ее членов.

Когда мама спокойна и счастлива, когда в семье теплая и доверительная атмосфера, когда родители понимают врожденные свойства ребенка, поддерживают его, ценят его мнение, тогда ребенок чувствует себя в безопасности и нормально растет и развивается.

Но даже самые благополучные условия для ребенка может перечеркнуть крик.

Крик – это сильнейший стресс для ребенка, да и для взрослого человека тоже. Причины этого кроются в нашей психике. Бессознательно мы воспринимаем крик как сигнал угрозы жизни. В древности эту роль выполнял человек с оральным вектором, криком предупреждая всех об опасности. Когда кричит человек с оральным вектором, бессознательное реагирует мгновенно.

В этот момент наше сознание отключается, и запускается природный механизм – спасти свою жизнь любой ценой. Человек превращается в животное, способное только на одно действие – сохранить себя во что бы то ни стало. В таком состоянии он способен в одну секунду вскочить на дерево и даже не вспомнить потом об этом. Ведь адреналин зашкаливал, сознание не работало, а значит – и память.

Что же происходит с ребенком, когда на него все время кричат? Он испытывает сверхстресс. Он не может думать, не может осмысливать происходящее. Крик – это психическая атака, которая приводит к психологическим травмам, особо тяжелые из которых вылечить невозможно.

Если на ребенка постоянно орут, то его неокрепшая психика останавливается в развитии. Ребенок теряет чувство безопасности и защищенности, особенно если на него кричит мать, ведь именно от нее он должен, в первую очередь, получать ощущение стабильности и защиты.

У современных детей такой объем психики, что можно легко нанести травму криком. Даже если родители смогли перестать кричать на ребенка, то это могут делать в школе или в детском саду.

Этого нельзя допускать, с этим нужно бороться. Последствия такого сверхстресса не заставят себя ждать. Крик препятствует развитию любых векторов.

Но самые тяжелые последствия бывают у детей со звуковым и/или зрительным вектором.

Зрительный вектор. Крик – прямая дорога к страхам

Дети со зрительным вектором самые эмоциональные и впечатлительные. Только у таких детей страх смерти – врожденный. И проявляться он может по-разному.

Именно эти дети боятся темноты, просят оставить включенным ночник, могут пугаться резких движений, расплакаться при виде клоуна в цирке.

При правильном развитии зрительники обучаются переводить эмоцию страха за себя, за свою жизнь в сопереживание, сочувствие и любовь к другим. Только так они могут перестать бояться за себя.

Подвергаясь крикам, зрительный ребенок испытывает сильнейший страх за свою жизнь. В таком состоянии его свойства не могут развиваться. Воздействие криком приводит к тому, что человек навсегда остается в плену страхов и фобий, отравляющих его жизнь. Эмоциональный зрительник может реагировать на крик истерикой. Так он выплескивает наружу ужас, который охватывает его в этот момент.

Если детство человека со зрительным вектором проходит в таких условиях, то во взрослом возрасте ему будет нелегко адаптироваться в обществе.

Он может быть склонен к истерикам, страдать от того, что ему тяжело выражать эмоции.

Хотя в потенциале мог бы реализовать свою эмоциональность в чувственных парных отношениях, в профессии врача или какой-либо другой, где можно проявлять сопереживание и сочувствие.

Системно-векторная психология показывает, что дети со зрительным вектором остро реагируют и тогда, когда кричат на другого. Они воспринимают это на себя, испытывая ужас, острое ощущение уязвимости и незащищенности.

Именно зрительный ребенок расплачется, когда будут кричать на его друга, тем более, когда отец кричит на мать.

Скандальные сцены между родителями могут значительно нарушить способность зрительника создавать зрелые парные отношения в будущем.

Звуковой вектор. До аутизма и шизофрении – один крик

Ребенок со звуковым вектором серьезный, молчаливый, задумчивый. Звуковой вектор – самый интровертированный, поэтому для правильного развития его обладателю необходимы тишина и возможность побыть одному, поразмышлять.

Звуковику предстоит научиться сосредотачиваться не на себе, а на окружающем мире, а затем – и на людях. И только в тишине он может научиться это делать. Если обеспечить маленькому звуковику правильные условия для развития, то у него будет возможность развивать его абстрактный интеллект.

Именно звуковики способны создавать гениальные идеи, постигать тайны мироздания, быть талантливыми изобретателями.

Дети со звуковым вектором болезненнее других реагируют на громкие звуки. Самый чувствительный сенсор такого ребенка – ухо. Малыш может убежать с шумного детского праздника, спрятаться в шкафу от скандалящих родителей, чтобы не слышать громких звуков. Звуковик может избегать общения с тем, чей голос ему неприятен.

Крик – это сильнейший удар по психике маленького звуковика. Если зрительник реагирует на крик эмоциями, то звуковик, наоборот, уходит в себя.

Любой шум для него неприятен, поэтому он любыми способами пытается избежать некомфортных звуков.

Когда болезненных звуковых воздействий много, то вместо того чтобы сосредотачиваться на звуках окружающего мира, он «убегает» внутрь себя, прячется от травмирующего его слух шума.

Ему становится тяжело контактировать с людьми, ведь для этого нужно выходить из спасительной тишины собственных мыслей. Находясь постоянно в таких условиях, он может совсем перестать взаимодействовать с окружающим миром, отгородившись от него, замкнувшись на себе.

Криком мы перечеркиваем развитие всех свойств звуковика. Он теряет способность к обучению, не может концентрироваться, у него могут начаться проблемы с ушами. Если звуковик постоянно находится под давлением крика, то это приводит к серьезным расстройствам. Аутизм, шизофрения, депрессия – следствие воспитания криком.

Звуковик – это человек смысла, человек слова. Поэтому не только крик, но и оскорбительные, унизительные, нецензурные слова тормозят развитие звукового ребенка. Когда мы оскорбляем такого ребенка, то убиваем его нейронные связи, ответственные за обучение. Тот, кто в потенциале мог бы стать гением и делать важнейшие открытия, становится неспособен овладеть простейшими знаниями.

Оградите ребенка от крика!

Многие родители оправдывают свой крик тем, что ребенок иначе не слышит, не понимает, не слушает. Но можно ли оправдывать искалеченную психику ребенка неспособностью найти верный подход к воспитанию?

Можно обещать себе больше никогда так не делать, уходить покричать в другую комнату, пить успокоительные, закрывать глаза на методы воспитания в садах и школах, но проблему это не решит. И дело тут не в силе воли, все гораздо проще.

Когда мы понимаем, почему нам хочется накричать, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, то и желание к крику пропадает, и это происходит естественным образом.

Родители, которые научились понимать своих детей, подтверждают, что избавиться от крика возможно:

Всего каких-то несколько лекций и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном- это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела. Жанна Банщикова Читать полный текст результата Я не могла справиться со своим третьим ребенком. Дочка растет сущим чертенком. Разобравшись в природе ее психического, перестала оказывать давление на ребенка, кричать и ругаться, значительно улучшив понимание и отношения с девочкой. Людмила Щугарева Читать полный текст результата

Когда мы понимаем своего ребенка, у нас становится гораздо меньше поводов для раздражения. Мы понимаем, в чем он нуждается, как с ним разговаривать, чтобы быть услышанными, мы легко ориентируемся в любой ситуации, помогая детям приобретать новые навыки.

Когда мы глубоко осознаем, к каким последствиям может привести воспитание криком, то не останемся безучастными, а поднимем родительский комитет в школе и в детском саду, чтобы оградить наших детей от калечащих их психику воздействий.

Уже на бесплатных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно понять причины многих конфликтов с детьми, увидеть разницу и схожесть характеров, найти правильный подход к воспитанию именно вашего ребенка. Регистрируйтесь на лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/vospitanie-krikom-kak-navernjaka-slomat-rebenku-zhizn

Почему нельзя бить детей: 5 страшных последствий физических наказаний и 5 способов наказывать правильно

Отказные дети, первый удар по психике ребенка

Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.

Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.

Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.

«Хочу ударить ребёнка» – нормально ли это?

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.

Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.

Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?

  1. Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
  2. Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
  3. Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний о том, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
  4. Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
  5. Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.

Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И неправы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.

Почему нельзя бить ребёнка?

К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.

Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.

Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.

Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.

Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.

  1. Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
  2. На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
  3. Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
  4. Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жёсткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
  5. Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.

Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.

Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.

Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями.

В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.

Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.

Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.

Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.

Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.

А есть ли альтернатива?

Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.

Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.

Как правильно наказывать?

  1. Прежде всего, выясните мотив поступка. Вероятно, причиной разборки дорогого фотоаппарата стало не желание испортить вещь, а стремление изучить её устройство. В таком случае можно избежать наказания, достаточно просто поговорить с ребёнком и объяснить ценность некоторых предметов.
  2. Попробуйте лишить своё чадо какого-либо удовольствия. Только перед этим необходимо разобраться, что для ребёнка действительно важно. Малышу можно запрещать смотреть мультик или играть в компьютер (на короткий промежуток времени). Подростку больше подойдёт ограничение общения с ровесниками.
  3. Если малыш чрезмерно агрессивен или импульсивен, его можно оставить одного в помещении без игрушек, книжек, компьютера на несколько минут. Этот метод ещё называют тайм-аутом. Конечно, оставлять детей в чулане или тёмной комнате нельзя.
  4. Ещё один способ сложно назвать наказанием, скорее, это метод эмоционального воздействия. Большинство детей не осознают, что плохими поступками делают больно родителям. Как вариант – показать, насколько недавнее поведение вас расстроило.
  5. Приучайте ребёнка нести ответственность за поступки. Получил «неуд» по истории? Исправляй. Разукрасил фломастером стол? Будь добр, очисти столешницу. Многие дети даже не считают подобные меры «карательными», напротив, у них начинает формироваться ответственное поведение.

Более подробно о том, как правильно наказывать ребёнка, читайте в статье детского психолога. Эта информация поможет узнать основные правила конструктивного наказания.

Ещё одна полезная статья, в которой подробно рассказывается о том, как вести себя родителям, если ребёнок не слушается.

Каков вред компьютерных игр для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр

Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет.

Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.

Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/pochemu-nelzya-bit-detej

Травма у ребёнка: какую ответственность несут родители?

Отказные дети, первый удар по психике ребенка

Детство – это время активного исследования окружающего мира. Редко этот период обходится без падений, ушибов, а то и переломов. Зачастую такие ситуации происходят из-за родительского недосмотра. В каких случаях родители несут ответственность за травмы своих детей, выясняла журналист портала «Сибмеда».

Случайности не случайны?

Случай из жизни. Годовалый ребёнок добрался до баночки с маминым кремом и с удовольствием его попробовал. Он бы съел и всю банку, но мама с папой вовремя хватились, отобрали вкусный крем и побежали звонить в скорую помощь.

Оператор выслушала взволнованных родителей, сказала, что в данном случае вызов бригады не нужен и объяснила манипуляции, которые необходимо сделать, чтобы у крохи после «кремового ужина» не разболелся животик.

Родители всё выполнили, малыш ни на что не жаловался – всё закончилось хорошо, даже участкового педиатра не пришлось вызывать.

https://www.youtube.com/watch?v=Vq9FDWPnfU4

Каково же было удивление мамы и папы, когда через какое-то время в дверь раздался звонок, и на пороге появилась инспектор по делам несовершеннолетних. Она подробно расспросила о деталях ситуации, при которых ребёнок добрался до крема и уехала только после того, как убедилась, что имел место банальный недосмотр.

Родители недоумевали: ничего же серьёзного не произошло, ребёнок здоров, так почему же в доме появилась представитель полиции?

«Все медицинские работники – будь то сотрудники скорой помощи, врачи приёмного покоя больницы или фельдшерско-акушерского пункта по закону должны сообщать в органы полиции даже при подозрении на противоправные действия в отношении ребёнка», – объясняет Екатерина Костылева, неонатолог, педиатр Детской городской клинической больницы №1 г. Новосибирска.

В подобных ситуациях врачи не могут, да и не имеют права верить родителям на слово, когда те говорят, что подобные случаи произошли случайно и никакого злого умысла не было.

Если есть факт причинения вреда здоровью ребенка, то медики обязаны поставить соответствующую отметку в истории болезни и направить информацию полицейским, которые должны будут разобраться в обстоятельствах произошедшего.

Закон на стороне ребёнка

В 2012 году Министерством здравоохранения и социального развития был принят закон №565н*, который чётко прописывает ситуации, при которых врачи обязаны передать информацию в полицию.

В его перечень входят огнестрельные ранения, любые поражения электрическим током, травмы, полученные в результате взрывов.

Сюда же относятся происшествия, связанные с воздействием высоких и низких температур, а также с перепадами барометрического давления.

Врачи обязаны сообщить о любых колотых, резаных, колото-резаных и рваных ранах, переломах костей, гематомах, в том числе внутренних органов, а также ушибах мягких тканей.

В обязательном порядке информация передаётся при истощении, обнаружении сотрясения головного мозга, механической асфиксии, а также при состояниях, вызванных воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ.

Законом предписано обязательное уведомление полиции при любых признаках изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера, а также при обнаружении факта проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию.

Иными словами, врачи обязаны информировать полицию во всех случаях, когда есть хотя бы подозрение на умышленное причинение вреда здоровью или есть какие-то основания полагать, что травма произошла в результате противоправных действий в отношении ребёнка.

В подобных ситуациях медицинские работники должны передать информацию в ОВД района по месту жительства пострадавшего ребёнка или по месту, где была получена травма. После этого полицейские разбираются – имел ли место банальный недосмотр или ребёнку причинили вред намеренно.

«В дежурные сутки данная информация отрабатывается инспектором по делам несовершеннолетних. Если ребёнок находится в медицинском учреждении, то инспектор выезжает туда, если ребёнок отправлен домой, то представитель полиции приедет по месту жительства, чтобы проверить факт травмы.

В обязательном порядке опрашивается законный представитель ребёнка – мама или папа.

Если ребёнок хорошо разговаривает, то инспектор обязательно с ним побеседует, а также опросит очевидцев происшествия – свидетелей или соседей», – рассказывает Татьяна Сотникова, полковник полиции, заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, начальник отдела организации деятельности по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Новосибирской области.

В случаях, когда у ребенка произошла травма или выявлен факт нанесения телесных повреждений, инспектор по делам несовершеннолетних составляет акт жилищно-бытовых условий семьи, проверяет – имеются ли в доме продукты питания и постельные принадлежности для ребенка. В обязательном порядке опрашиваются соседи для того, чтобы понять, как характеризуется данная семья. Затем по данному делу принимается решение.

Если травма была получена случайно из-за недогляда родителей, то выносится отказной материал.

Если вина родителей подтверждается – например, в случаях, когда травма у ребёнка произошла из-за того, что взрослые оставили его одного, то мы привлекаем родителей к административной ответственности по статье 5.

35 КоАП РФ**, после чего данный протокол рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних по району. По итогу выносится либо предупреждение, либо штраф.

Бывают случаи, когда родители привлекаются и к уголовной ответственности. Причина – совершение преступления в отношении ребёнка.

В таких ситуациях родители, как правило, пытаются солгать следствию – например, говорят, что травмы ребёнок получил вследствие падения с табуретки.

Если доказывается, что падения не было, а ребёнку нанесли травмы умышленно, то, в зависимости от тяжести телесных повреждений, возбуждается уголовное дело.

По словам сотрудников полиции, такие ситуации, к счастью, в их практике встречаются редко. Чаще всего они имеют дело с последствиями банальной невнимательности родителей по отношению к своим детям.

За невнимательность родителей страдают дети

О проблеме родительского недосмотра говорят и медицинские работники.

«70-75% всех случаев ожогов пищевода бытовой химией – это классический недосмотр, – сокрушается врач Екатерина Костылева, – родители всегда говорят: «Ой, я только на секундочку отвернулась, а он выпил!» Часто встречаются случаи, когда бабушка забывает лекарства типа клофелина или феназепама на столе или мама оставляет гормональные таблетки в доступном месте. У нас даже бывают ситуации повторных приездов ребёнка с отравлениями. Всё это происходит исключительно из-за невнимательности родителей!».

По словам Екатерины Костылевой, маленьких детей всё чаще привозят в больницу после отравления сосудосуживающими препаратами, бытовой химией, марганцовокислым калием (KMnO4);противозачаточными таблетками.

Хочу предупредить всех родителей! Мы очень часто сталкиваемся с последствиями применения сосудосуживающих препаратов типа нафтизина и санорина. Все эти лекарства необходимо применять очень осторожно и только в самых крайних случаях, так как у малышей даже на стандартную детскую дозу может быть передозировка!»

– предупреждает врач.

Ещё одна боль для врачей приёмного покоя начинается летом, когда привозят детей, выпавших из окон. У медиков даже есть термин, которым они называют таких ребятишек – «летуны». Последствия таких падений, как правило, трагичны: если ребёнок выживает, то он чаще всего становится инвалидом.

Ужесточить ответственность

Врачи говорят, что год от года количество детских травм, произошедших по недосмотру родителей, неуклонно растёт. Падает и родительская дисциплина – по словам Екатерины Костылевой, родители очень часто готовы обвинить в травме своего ребёнка кого угодно – начиная от врача и заканчивая погодой, но только не себя!

«Мы часто встречаемся со случаями, когда после тяжёлой травмы ребёнку назначаются процедуры, от которых напрямую зависит успех дальнейшей реабилитации.

Например, при ожоге пищевода малышу назначают дату контрольного бужирования, а родители в назначенное время его просто не приводят! Потом они являются через два-три месяца, когда пищевод уже скукожился до такой степени, что лечение нужно начинать заново. Вот как с такими родителями бороться? – сокрушается доктор.

Должно быть наказание – например, пусть в таких случаях дальнейшее лечение оплачивает не больница, а сами родители из своего кармана. Пусть несут ответственность за свои проступки – может быть хоть это заставит их более внимательно относиться к своим детям!».

Необходимость усиления ответственности за недосмотр разделяют и сотрудники полиции.

«Я считаю, что нужно ужесточить административную ответственность в случаях явного недосмотра за ребенком. Один из самых тяжёлых примеров – выпадение детей из окон. В таких случаях в статью 5.

35 можно внести дополнения, которые будут подразумевать ответственность за подобную халатность! Кроме этого, можно ввести специальные инструктажи ещё в период беременности женщины. Они должны знать, к чему может привести забытая на полу пуговица, которую ребёнок может проглотить или оставленное открытым окно в комнате, где находится малыш.

Ведь на сегодняшний день такие случаи даже по административному кодексу не наказываются, не говоря уже об уголовном!» – говорит полковник полиции Татьяна Сотникова.

Мой ребёнок – моя ответственность

Чтобы избежать случаев недосмотра, педиатр Екатерина Костылева рекомендует родителям не только прятать в недоступное место все опасные вещества, но и в обязательном порядке воспитывать детей: объяснять им, что хорошо, а что плохо и какие последствия могут случиться, если эти правила нарушать. Если травмы всё же не удалось избежать, то необходимо понять и принять, что это, прежде всего, ответственность родителей и теперь следует довериться врачам и не мешать спасать их же ребёнка.

В заключение хочется привести слова одного из самых известных детских докторов России – Леонида Рошаля, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, недавно опубликованные в интервью газете «Аргументы и факты»: «Законом должно стать в каждом доме: все лекарственные средства находятся вне зоны доступа детей, лучше в ящике под замком. Родители ответственны за всё, что происходит с их ребёнком, независимо от того, сколько ему лет».

Если родители всегда будут помнить, что за своего ребёнка они сами несут ответственность, то уровень детского травматизма уменьшится в разы, а дети будут расти более здоровыми и крепкими!

Примечания к статье

Источник: https://sibmeda.ru/articles/pediatriya/travma-u-rebenka-kakuyu-otvetstvennost-nesut-roditeli/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.