Основы гигиенического воспитания детей и подростков

Гигиеническое воспитание детей: приучаем ребенка к чистоте и порядку

Основы гигиенического воспитания детей и подростков

Всем родителям хочется, чтобы ребенок без напоминаний чистил зубы, мыл руки, убирал свои игрушки, был опрятным и аккуратным. Но немногие задумываются о том, что гигиеническое воспитание детей нужно начинать как можно раньше.

В раннем возрасте большинство мам делают всю «грязную работу» сами, и в итоге малыш привыкает к тому, что его вещи сами собой складываются на место, постель тоже заправляется «сама», а мытье рук и другие гигиенические процедуры можно совершать после пятого напоминания.

Приучить ребенка к чистоте, когда у него закрепится такая установка, будет уже совсем непросто. Поэтому о грамотном и последовательном воспитании гигиенических навыков у детей рекомендуется заботиться заранее.

Правильное воспитание гигиенических навыков у детей

Активно прививать ребенку навыки самообслуживания и любовь к порядку можно уже с трех лет. В этом возрасте все детки начинают проявлять самостоятельность и стремятся научиться новым навыкам.

Многим родителям не хватает терпения на то, чтобы дождаться, пока малыш справится с новым сложным для него делом, и они выполняют всю работу за него. А зря – так и вырастают лентяи, грязнули и неряхи.

Вместо того чтобы тратить усилия и нервы на постоянную уборку за маленьким проказником, как можно активнее привлекайте его к домашней работе. Малыш будет с удовольствием заниматься «взрослыми» делами.

И хоть поначалу от такой помощи не будет заметной пользы, не забывайте, что так ребенок учится самостоятельно наводить порядок, и наберитесь терпения.

После каждого выполненного задания обязательно хвалите и поощряйте маленького помощника.

В гигиеническом воспитании детей и подростков важную роль играют повторение и режим. Постепенно составляйте для малыша список ежедневных обязанностей, за которые отвечает только он. Начните с самых простых дел – ребенок может каждый день мыть за собой чашку, поливать цветок или кормить рыбок. По мере того, как он будет расти, необходимо расширять круг обязанностей.

Так малыш будет ежедневно заниматься полезными и нужными делами, приучаясь к порядку и дисциплине. При этом очень важно конкретизировать задачи. Не стоит говорить ребенку «наведи порядок» или «приберись» и ожидать, что он сделает все что нужно. Это слишком расплывчатые указания.

Задание нужно описывать максимально конкретно и подробно: «заправь постель, убери игрушки и сложи одежду в шкаф».

Научите ребенка самостоятельно сморкаться, чистить зубы, следить за чистотой рук и опрятным внешним видом. При этом очень важно обращать его внимание на приятные ощущения от результата – носик чистый и дышит легко. После купания отмечайте, как приятно чувствовать себя чистым.

Маленькие дети не замечают грязных рук или пятен на одежде, поэтому важно объяснять им, почему необходимо следить за чистотой.

Расскажите малышу об опасности микробов – так ему будет понятно, почему перед едой нужно обязательно вымыть руки, даже если они и выглядят совсем чистыми.

А чтобы ребенок следил за опрятным внешним видом, поговорите с ним о том, как хорошо выглядят чистые и красиво одетые люди и какое негативное отношение вызывают неряхи в неопрятной одежде.

Вместе с тем следует помнить, что наиболее важную роль в гигиеническом воспитании детей и подростков играет личный пример. Невозможно воспитать опрятного и аккуратного ребенка, который будет воспринимать уборку и уход за собой как естественные и необходимые процедуры, если сами родители безразлично относятся к своему внешнему виду и не заботятся о порядке и чистоте в доме.

Все приведенные рекомендации важно соблюдать регулярно, а не время от времени. Но, к сожалению, и это не даст никаких гарантий: ни один ребенок не предпочтет уборку просмотру телевизора или компьютерной игре.

Особенно остро эта проблема наблюдается в семьях, где ребенок достиг старшего дошкольного возраста.

Поэтому для эффективного гигиенического воспитания детей дошкольного возраста можно использовать различные игровые методы.

Игровые способы гигиенического воспитания детей

В младшем дошкольном возрасте для ребенка очень легко донести какие-то важные правила с помощью сказок. Почитайте вместе с ним такие детские произведения, как «Федорино горе», «Мойдодыр», «Королева Зубная щетка». Поучительную сказку о том, что нужно следить и убирать за собой, можно придумать и самостоятельно.

В гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста бывает очень полезно проявить фантазию и найти к ребенку нестандартный подход. Если малыш не любит мыть руки, превратите этот процесс в соревнование, у кого намылится больше пены, а если ему не хочется убирать игрушки, поиграйте в игру «укладываем игрушки спать – каждую на свое место».

Если ребенка сложно приучить к выполнению какой-либо последовательности обязательных действий, попробуйте использовать необычные списки дел. Их можно оформить в виде нескольких карточек, на которых изображены картинки, символизирующие какое-либо конкретное дело.

Например, если ребенку сложно собраться в садик утром, можно вместе с ним нарисовать такие картинки: заправленная кровать, зубная щетка, завтрак, одежда. Эти карточки нужно сложить в стопку, и малышу останется только брать верхнюю карточку, выполнять нужное дело, а затем приступать к следующей.

Особенно этот способ хорош для семей с несколькими детьми, где утренние сборы всегда сопровождаются ссорами, бесполезной беготней и неразберихой.

Источник: http://www.wjtoday.ru/gigienicheskoe-vospitanie-detej-priuchaem-rebenka-k-chistote-i-poryadku/

Гигиеническое воспитание детей дошкольного и школьного возраста

Основы гигиенического воспитания детей и подростков

Государственноебюджетное образовательное учреждение

высшегопрофессионального образования

«Уральскийгосударственный медицинский университет»

МинистерстваЗдравоохранения Российской Федерации

(ГБОУВПО УГМУ Минздрава России)

Кафедрафакультетской педиатрии и пропедевтикидетских болезней.

Заведующийкафедрой: Доктор Медицинских Наук,

ПрофессорБородулина Татьяна Викторовна

УИРСпо теме:

Исполнитель:Копалова Дарья Константиновна, ОП –109

Преподаватель:Кандидат медицинских наук,

Врач-педиатрIкатегории Крылова Лидия Валерьевна

ГородЕкатеринбург

2015г

Введение– стр. 2

Гигиеническоевоспитание детей дошкольного возраста– стр. 3

Гигиеническоевоспитание детей младшего школьноговозраста – стр. 5

Гигиеническоевоспитание детей среднего и старшегошкольного возраста – стр. 8

Системавоспитания и обучения детей и подростков,медико-санитарное обеспечение детскихи подростковых учреждений – стр. 11

Списоклитературы – стр. 14

Введение

Гигиенадетей и подростков призвана обосновыватьи разрабатывать профилактическиемероприятия, направленные на сохранениеи укрепление здоровья подрастающегопоколения. Эта дисциплина изучаетвлияние различных факторов окружающейсреды, анализирует, оценивает ипрогнозирует их воздействие на растущийорганизм.

На основе научных данныхразрабатываются гигиенические нормативы,санитарно-гигиенические исанитарно-противоэпидемические правилаи нормы, обосновываются лечебно-профилактическиеи оздоровительные мероприятия,направленные на снижение заболеваемости,совершенствование функциональныхвозможностей, повышение работоспособностии гармоническое развитие детей иподростков.

Гигиенадетей и подростков опирается нагигиенические знания и опыт коммунальнойгигиены, гигиены питания, гигиены труда,эпидемиологии, социальной гигиены.Кроме того, она тесно связана с различнымиклиническими, биологическими,педагогическими, техническими науками.

Задачагигиены — создание наиболее благоприятныхусловий для взаимодействия организмасо средой путем гигиеническогонормирования факторов окружающей средыи выработки у организма способностимаксимальной адаптации к различнымвоздействиям.

Ведущиминаправлениями являются: гигиена обученияи воспитания детей в различныхучебно-воспитательных и оздоровительныхучреждениях; гигиена трудового ипрофессионального обучения подростков;гигиена физического воспитания и спорта;гигиена питания подрастающего поколения;состояние здоровья детей и подростков.

Обучениедетей гигиеническими навыками – задачародителей, педагогов детских садов,школ. Участковый врач помогает родителямсоветом в своевременности обученияопределённым навыкам.

Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста

Основнойзадачей гигиенического воспитаниядетей дошкольного возраста являетсясообщение им элементарных гигиеническихсведений и формирование на их основеумений, навыков и привычек, а такжевоспитание культуры поведения.

Детямс ранних лет прививают гигиеническиеумениями навыки (мытье рук, умывание,чистка зубов и т. д.), и к 6 годам онипереходят в привычку.

Это становитсявозможным в силу того, что у детейдошкольного возраста особенно сильноразвиты тяга к подражанию, наблюдательность,любознательность. Как правило, дети вэтом возрасте стремятся все делатьсамостоятельно).

В этот период детинаиболее восприимчивы к различногорода сведениям о важности, смысле,значимости того или иного гигиеническогонавыка для сохранения и укрепленияздоровья.

К6 годам дети должны самостоятельно, безнапоминания взрослых выполнять всеправила личной гигиены, уметь чиститьодежду, обувь, содержать в порядке своиигрушки, рабочее место, соблюдать порядокв своей комнате.

Дети должны быть обученыправилам поведения за столом при приемепищи. Они должны уметь правильнопользоваться столовыми приборами,салфетками, правильно есть: не спеша,тщательно пережевывая пищу.

Старшиедошкольники должны уметь выполнятьпосильную работу, связанную с сервировкойстола, уборкой своего уголка дома.

Вдошкольном возрасте прививаются интереси уважение к труду, умение трудиться вколлективе. Работа в живом уголке, научастке, посадка, прополка и поливкаовощей, цветов и т. д.

требуют соблюденияопределенных гигиенических правил,способствующих выработке у детейсоответствующих гигиенических привычек.

Например, дети должны знать о том, чтокогда кормишь животных, нельзя естьсамому; перед тем как съесть ягоду сгрядки, надо ее тщательно вымыть чистойводой и др.

Вцелях профилактики детского травматизмаребят старшего дошкольного возрастанадо научить пользоваться острыми,режущими, колющими предметами, тогдапри работе с ножами, ножницами, иголкамии т. п. они не получат травму сами и ненанесут ее другим.

Методыи формы гигиенической подготовки детейдошкольного возраста разнообразны.

Широко используются такие методы, какнаглядный показ правильного выполнениягигиенических процедур, демонстрацияплакатов, фотографий, детских кино- имультфильмов на различные гигиеническиетемы, а также различные игры детей,особенно с куклами.

Наиболее популярныигры в дочки-матери, детский сад, школу,больницу и т. п. Во время игры детямнеобходимо подсказывать, как нужноправильно выполнять ту или иную процедуру.

Вдошкольном возрасте ребенок приобретаетначальные гигиенические знания и навыки,которые еще не крепкие и, если их неповторять в дальнейшем, теряют своезначение. В школьном возрасте проводитсядальнейшее их закрепление исовершенствование.

Воспитыватьпривычку к чистоте и аккуратности нужнопедагогически тонко, ненавязчиво,избегая поучительного тона и назиданий,используя игровые формы как основныесредства воспитания. При этом важноучитывать возрастные, физиологическиеособенности малыша и степень егосамостоятельности.

Толькокогда учитываются постоянно возрастающийопыт детей, совершенствование их навыков,умение всё более самостоятельно выполнятьустановленные правила, только тогда уних формируются устойчивые привычки,не разрушающиеся при переходе в новыеусловия. Если этого не учитывать, то удетей вырабатывается, лишь умениеподчиняться требованию взрослого.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6271329/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.