Органы чувств у детей

Развитие органов чувств у ребенка

Органы чувств у детей

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Конечно, все эти ощущения развиваются и формируются естественным путем. Но, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта.

А если во время занятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому, воздействуя на ту или иную сенсорную систему малыша, предлагайте ему зарисовывать свои ощущения.

Наши упражнения помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание

Развить тактильные ощущения нам поможет игра «Нарисуй, что лежит в мешочке».

В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке.

Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал. Поскольку зрительный канал восприятия сейчас заблокирован (малыш не видит того, что ему предстоит нарисовать), тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс.

Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, предложите ему описать ощущения, возникшие при ощупывании фигурки. Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т. п.

Пусть самые яркие воспоминания малыш изобразит на листе бумаги, это может быть как конкретный рисунок, так и абстрактная композиция.

О том, что детям полезно ощупывать предметы руками, знают все. Но не меньшее значение для развития сенсорной системы малыша и его личностного роста в мире ощущений имеют упражнения, основанные на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите малышу рассказать, а затем и нарисовать, что «нащупали» его босые пяточки.

Детям нравится дотрагиваться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям выплеснуть свои ощущения на листе бумаги.

Зрение

Маленькие дети очень наблюдательны. Широко распахнутыми глазами глядят они вокруг, не пропуская ни малейшей детали.

Очень важно, чтобы, взрослея, малыш не утратил этой способности видеть малейшие нюансы в выражении лиц, тончайшие детали окружающего мира: это умение способствует познанию и личностному росту, укрепляет доверие, помогает малышу установить контакт с миром и людьми.

Кроме того, наблюдательность помогает развитию фантазии и воображения, ведь невозможно нарисовать сказочное дерево, не зная, как выглядит настоящее! Поэтому, гуляя с ребенком, обращайте его внимание на мельчайшие детали.

Например, рассмотрите то, что находится у вас под ногами: земля (в ней жучки, червячки, комочки, камушки, травинки), снег (он состоит из миллиарда крошечных снежинок или снежных крупинок), сказочные лабиринты на коре деревьев и т. д. Придя домой, обязательно зарисуйте то, что видели.

Учите малыша по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд.

Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях.

Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух

Проникая в наше сознание, звук помогает нам сделать первый шаг к контакту с миром, к началу общения. Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас. Она захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.

Известно, что классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают творческие способности. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и объем памяти, человек в прямом смысле резко глупеет.

Использовать музыку во время занятий с детьми можно по-разному. Например, в качестве фона, когда дети рисуют или лепят. Музыкальный фон создает более благоприятные возможности для взаимодействия, психологическая атмосфера улучшается, исчезает внутренняя напряженность.

Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Предложите ребенку послушать музыку Моцарта, Римского-Корсакого, Чайковского. Создайте ему уютное местечко на полу, зажгите свечи.

Пусть он так полежит столько времени, сколько ему необходимо, с закрытыми или открытыми глазами.

После того как ваш малыш увидит «внутренним глазом» и почувствует образ, предложите ему нарисовать свои ощущения, а затем рассказать о них.

Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые можно использовать при движении под музыку.

Музыка (особенно звуки природы) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей.

Создайте благоприятную, творческую атмосферу: выключенный свет, зажженная свеча, включенный торшер, плавающая в цветной воде свеча, звуки льющейся музыки и колокольчики плюс благоухающий запах — все это настраивает детей на индивидуальный воображаемый образ.

Ребенок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.

Предоставьте возможность выбора художественного материала: гуашь или акварель; пастель или цветные карандаши; разный материал для коллажирования: картон, фольга, ткань, пленка, мех, бумага разного формата (от альбомного листа до картона, закрывающего почти всю поверхность пола). Свобода выбора активизирует творческие способности ребенка.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.

Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Находясь в своеобразном творческом трансе, малыш, не переставая двигаться и ударять инструментами, может начать рисовать огромными кистями и гуашью на бумаге, разложенной и развешанной повсюду: на полу, на столах, на стульях, на стене. Музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.

Вкус

Язык — важный орган человека, который позволяет не только различать вкус, но и ощущать физические особенности: твердое или мягкое, горячее или холодное и т. п. Обсудите с ребенком приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуя корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи.

Пригласите своего малыша совершить вкусное путешествие. Попросите его закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом,

желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь малыш нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

Предлагаем упражнение «Что нам подскажет запах?». В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.

Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.

Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите малыша закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук.

Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Обязательно подпишите его работу.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию своего малыша, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Источник: https://fromhelga.ru/razvitie-organov-chuvstv-u-rebenka/

9 интересных игр на развитие органов чувств ребенка

Органы чувств у детей

Мы знаем, что существуют очень восприимчивые люди, которые могут видеть, слышать или чувствовать то, что недоступно для остальных. За примерами далеко ходить не надо. Художники могут различить несколько сот оттенков одного и того же цвета, выделить и описать множество самых мелких деталей предмета.

Есть музыканты (или любители музыки) с абсолютным слухом, способные услышав ноту, точно назвать ее, различить звучание каждого инструмента в общем звучании симфонического оркестра. Дегустаторы могут найти столько отличий во вкусе и букете двух вин, сколько обычный человек не может даже представить.

 

Эти примеры кажутся проявлениями каких-то выдающихся способностей, видимо, врожденных. Однако это заблуждение.

Большинство людей рождаются с одинаковыми способностями к восприятию мира с помощью органов чувств, отклонения от этой нормы почти всегда бывают в сторону ограничения, а не расширения возможностей.

Эти способности не являются строго заданными, они могут развиваться в большей или меньшей степени зависимости от практики.

 

Если развивать органы чувств — восприятие мира через осязание, зрение и слух становится более чувствительным, восприимчивым.

 

Итак, игры для детей на развитие органов чувств!

 

Запрещенное движение

 
 

Интересная игра, в которую хорошо играть с детьми от трёх-четырёх лет.

 

Становимся с детьми в круг. Родитель задает движение, все повторяют за ним, кроме одного, оговоренного перед началом игры — например «Руки вверх!».

 

Тот, кто выполняет «запрещенное» движение — «проиграл» :). Смеемся и продолжаем!

 

С каждым повтором игры дети становятся все более внимательными и не пропускают «запрещенное» движение.  Со временем ведение игры можно доверять самому ребенку — или одному из детей.

 

>>Читать также «7 сказок, смысл которых глубже, чем кажется»

 

Попробуй и скажи

 
 

Попробуй и скажи – необычная детская игра на развитие вкусовых ощущений. Еще игра помогает развить навыки классифицирования и исследовательские навыки. Для деток от двух лет.

 

Также благодаря этой игре можно накормить ребенка, когда он капризничает — т.е. тем самым отвлечь его от капризов.

Источник: https://jablogo.com/playing-learn-to-live/9-sensory-games.html

Развитие органов чувств у детей от рождения | Оборудование для сенсорной комнаты

Органы чувств у детей

Развитие органов чувств у детей начинается с рождения, пять чувств и он может использовать каждое из них. С того самого момента, как он вышел из материнской утробы, он узнаёт запах своей матери и может чувствовать её прикосновения.

Новорождённому ребенку требуется время на то, чтобы исследовать различные предметы вокруг него. После рождения всё кажется ему новым и непривычным.

Однако с течением времени он постепенно исследует этот огромный мир и развивает своё собственное восприятие.

Когда ребёнок рождается, он уже обладает всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне.

Ребёнок способен видеть предметы, находящиеся в 20 – 25 сантиметрах от его глаз. В этот период ребёнок также способен распознавать некоторые звуки, которые он слышал ещё до своего рождения.

Свои эмоции он способен передавать только определёнными движениями и криками, поскольку ещё не умеет выражать их словами.

Зрение и слух

Родившись, ребёнок может понимать и распознавать звуки. Слух – это одно из чувств, которое развивается ещё до рождения ребёнка.

Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота и необычные для него, довольно громкие звуки, например, рёв машины, стук барабана. С течением временем он учится интерпретировать слова и осознавать их смысл. Ребёнку очень легко понять тон речи.

Развитие органов чувств у детей, в том числе и зрения также происходит постепенно, но сразу после рождения он может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз. Он также легко распознаёт черный, белый и красный цвета.

Дети с самого рождения интересуются всем, что их окружает. Они любят смотреть на яркие игрушки в кроватке и улыбающееся лицо своей мамы: в начале жизни дети учатся распознавать, прежде всего, лица своих мам.

Тактильные ощущения

У младенцев чувство осязания развито значительно. Они реагируют на прикосновения так же, как и взрослые. На самом деле, даже новорождённый способен понять, что к нему прикоснулась именно его мама.

Любое прикосновение – это то ощущение, которое оказывает влияние на прочность отношений между ребёнком и его родителями. Маленькие дети вообще любят, когда их трогают. Они любят массаж и сон на руках у родных только потому, что могут при этом чувствовать себя защищёнными.

При исследовании предметов, дети любят погрызть их, чтобы прикоснуться к ним своим самым чувствительным органом – языком.

Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?

Хотя сенсорное развитие является естественным процессом у детей, родители, без сомнения, могут ускорить его, помогая им справиться со сложными препятствиями на пути. Но перед этим необходимо усвоить несколько важных вещей:

  • не следует перегружать ребёнка знаниями на начальном этапе. Это будет только раздражать малыша;
  • нужно попытаться помочь ребёнку там, где он чувствует затруднения, либо позволить ему исследовать мир самостоятельно;
  • не стоит слишком опекать ребёнка. Необходимо провести грань между заботой и чрезмерной заботой, позволив ему исследовать мир самостоятельно;
  • не нужно оберегать ребёнка слишком сильно, ведь это ограничит его возможности и охоту к познанию нового;
  • нужно постараться понять окружающий мир с точки зрения ребёнка, прежде чем начать объяснять ему сложные понятия. Не ребёнку придётся повзрослеть, чтобы понять родителей, а, наоборот, им придётся стать детьми, чтобы понять его.

Сенсорное развитие детей раннего возраста включая развитие органов чувств у детей – это то, чем, несомненно, должны заниматься родители. Главное, помнить, что необходимо давать нагрузку в соответствии с возрастом ребёнка; занятия должны быть весёлыми и приятными.

Для этого психологи советуют проводить занятия в сенсорной комнате, которая непременно понравится малышам всех возрастов, ведь в ней так весело играть, незаметно развивая все органы чувств! А сенсорная комната для дошкольников – отличное средство подготовки к нелёгкому школьному периоду!

Источник: https://medical-group.ru/razvitie-organov-chuvstv-u-detej-ot-rozhdeniya/

Органы чувств новорождённого ребёнка

Органы чувств у детей

Глаза ребенка полностью сформированы при рождении. Антисептический раствор, который впускают в глаза (1 % азотистое серебро), чтобы предупредить возможные инфекции, обусловливаемые микробами из тазово-генитального канала матери, вызывает иногда припухание век.

Это припухание в сочетание с тенденцией новорожденных держать глаза закрытыми, затрудняет обследование глаз в первые дни. Только спустя несколько дней, когда новорожденного подымают вертикально и прикладывают к груди, он может открывать глаза.

При необходимости, нежным движением открываются обе веки и таким образом производится осмотр глазных яблок. Склеры (белки глаз) могут быть красными по поводу подконъюнктивальной геморрагии во время родов; геморрагии проходят спустя несколько недель, не имея никакого патологического значения и не оставляя никаких следов.

Если из глаз выделяется гной, веки склеены и припухшие, а конъюнктивы воспалены, это значит, что существует инфекция (конъюнктивит), которую следует внимательно лечить по указанию врача.

Появление слез

Новорожденный кричит и плачет без слез. В основном слезы появляются около 3-недельного возраста. У весьма небольшого числа новорожденных слезы появляются до этого возраста.

Следует подчеркнуть, что конъюнктивальное раздражение из-за слезных капель, впущенных при рождении или в первые дни может вызвать раннюю водянистую секрецию, подобную слезам, но которая является временной.

Кроме этого, имперфорация (отсутствие отверстий) слезных каналов может вызывать покраснение и слезотечение. Матери обязаны отметить день появления слез, так как это знаменует собой новое достижение и прогресс в нервном развитии ребенка.

Слух новорожденного

Слух у новорожденных детей исследуется труднее. Считается» что речь идет о слуховой реакции только когда при сильном шуме ново рожденный (и малый грудной ребенок) приостанавливает сразу всякое движение, как бы прислушиваясь, ведет себя, как будто он воспринял и понял шум.

Менее 1/4 новорожденных проявляют такую реакцию. Поэтому рекомендуется, чтобы мать, которая ухаживает за своим ребенком, разговаривала с ним все время или напевала ему. Она является первой, которая отмечает, что грудной ребенок действительно слышит: он успокаивается, когда слышит, что она говорит или поет, преследует ее и фиксирует взглядом.

Нос новорожденного

Нос имеет обычно малые размеры, а на его поверхности могут существовать бело-желтоватые пятна (milium albicans). Следует обследовать его форму и очертания. Ринит со слизистой или слизисто-гнойной секрецией вследствие инфекции банальными возбудителями является заболеванием, которое нельзя оставлять без внимания в период новорожденного. Пыль и пудры вызывают водянистую секрецию из носа.

Обоняние новорожденного

Обоняние имеется у детей при рождении. Некоторые новорожденные поворачивают голову к груди матери, до того, как прикоснуться к груди, по запаху молока (или тела).

Если дети на несколько дней отделены от матери, некоторые из них узнают мать только после того, как она берет его на руки, и он почувствовал запах ее тела.

В детдоме и яслях некоторые дети соглашаются сосать только у своих матерей.

Общеизвестно, что если мать меняет одеколон, к которому привык ребенок, он отказывается сосать ее грудь, не соглашается быть у нее на руках.

Рот

Обследуются губы, небо, десны. Многих матерей беспокоит то, что у ребенка уздечка языка короче. Даже если эта уздечка языка очень короткая, это не мешает сосанию и позже – речи. В настоящее время уже не разрезают уздечку с такой легкостью, как прежде. Лично мы никогда не рекомендовали рассечение уздечки языка.

Удивительные факты об органах чувств

Органы чувств у детей

Органы чувств – это «инструменты», которые позволяют человеку взаимодействовать с окружающим миром: видеть, слышать, чувствовать ароматы, вкусы и прикосновения. Поступающая через них информация направляется в головной мозг, чтобы получить полное представление о происходящих событиях и ответить определенной реакцией.

Об органах чувств известно множество удивительных фактов, но они до сих пор остаются уникальным, не до конца исследованным миром, в котором еще осталось место для новых открытий и наблюдений.

Глаза и зрение

Зрение дает людям около 80% сведений об окружающем мире.

У слепых людей лучше развиваются другие органы чувств, но большинство воспринимает информацию именно глазами, чтобы ориентироваться в пространстве и осознавать происходящие события.

Кроме этого есть люди-дальтоники, с врожденной или приобретенной неспособностью различать один или несколько цветов. Статистикой зафиксирован удивительный факт: среди населения планеты дальтониками являются 8% мужчин и только 0,4% женщин.

О зрении также известно, что:

  • Человек не способен чихнуть, не закрывая глаз. Это защитная мера организма, которая позволяет избежать разрыва глазных капилляров.
  • Глаза большинства детей при рождении имеют серо-голубой цвет, а только к 2 годам они приобретают свой постоянный оттенок.
  • На планете живет около 1% людей с разным цветом радужной оболочки и только 2% людей с зелеными глазами.
  • Голубоглазые люди всей планеты имеют одного общего предка, который жил около 7000-10000 лет на территории современной Испании. После анализа найденных останков ученые установили, что они принадлежат мужчине, который является старейшим среди известных ученым голубоглазым человеком, тогда как остальные люди того времени были кареглазыми. Эта уникальная особенность обусловлена мутацией гена HERC2, который также определяет голубой цвет глаз у современных людей.
  • Взрослый человек моргает каждые 8 секунд, закрывая глаза на 1-3 секунды.
  • Слезные железы способны выделять слезы только после 2-го месяца жизни.
  • Глаза не могут замерзать поскольку в них отсутствуют нервные окончания.
  • Роговица – единственное место в человеческом организме, в которое не поступает кислород.
  • Глаза невозможно трансплантировать, поскольку в случае отделения глазного нерва от мозга он немедленно погибнет. Зато врачи научились успешно пересаживать людям роговицу.
  • При потере зрения в сознательном возрасте люди продолжают видеть сны с картинками, тогда как у слепых с рождения – снов с изображениями не бывает.

Уши и слух

Уши «отвечают» за адекватное восприятие звуковой информации, которая позволяет предостеречь от опасностей, определить источник звука или получить наслаждение от красивой песни.

Человеческое ухо – это не только орган чувств, но и элемент вестибулярного аппарата.

Возле ушных раковин располагаются каналы, которые являются своеобразным гироскопом: они помогают держать равновесие и ориентироваться в пространстве.

Кроме этого об ушах известны другие, не менее удивительные факты:

  • Прикладывание к уху ракушки позволяет услышать шум не моря, а собственной крови, циркулирующей по венам.
  • Полная или частичная утрата слуха возможна в любом возрасте. Чаще всего это связано с длительным воздействием громких звуков, отитами, вирусными и инфекционными заболеваниями.
  • После плотного приема пищи слух незначительно падает.
  • Уши, как и нос – еще одна часть тела, которая растет всю жизнь. Но растут не сами слуховые косточки, а изменяются размеры ушной мочки.
  • У мужчин проблемы со слухом возникают чаще, чем у женщин, поскольку представители сильного пола чаще идут работать в места с повышенным уровнем шумового загрязнения.
  • Благоприятная громкость звуков для людей – до 50 децибел (уровень шума при обычном разговоре). Превышающие этот показатель звуки относятся к шумовой нагрузке и отрицательно влияют на обменные процессы в организме и работу иммунной системы частности, что может проявляться в сокращении выработки жизненно важных антител, ослаблении иммунитета к инфекционным заболеваниям и опухолевым процессам.

Нос и обоняние

Нос – это самая «выдающаяся» часть лица, которая является одним из определяющих факторов красоты. Неудивительно, что недовольство его формой или размерами часто вынуждает людей прибегать к ринопластике – изменению формы носа. Эта процедура занимает второе место по популярности в пластической хирургии после увеличения груди.

Кроме этого носу принадлежит важная роль в распознавании запахов и вкусов. Чтобы убедиться в этом, достаточно попробовать любимое блюдо с плотно зажатым носом: наверняка оно покажется более пресным или вообще безвкусным.

Некоторым людям прекрасно развитое обоняние обеспечивает безбедное существование, поэтому возникает необходимость застраховать себя от его внезапной утраты. Так, эксперты-парфюмеры иногда страхуют свой нос, а эксперты по продовольственным товарам используют еще дополнительную страховку на случай потери вкусовой чувствительности.

Следующие удивительные факты об этом органе чувств поведают, что нос не только выполняет ряд жизненно важных функций, но и обладает рядом необычных особенностей:

  • Форма носа человека формируется только к 10 годам, а расти он продолжает на протяжении всей жизни.
  • В спокойном состоянии человек дышит «со скоростью» 2,4 км/ч, а во время чихания скорость выброса воздуха из носового прохода достигает 160 км/ч. Сам стиль чихания — индивидуальная особенность каждого человека, но он может иногда совпадать у членов семьи.
  • Человек различает до 10 000 различных запахов, при этом считается, что женщины распознают запахи лучше мужчин.
  • У 2% населения Земли обоняние полностью отсутствует. Такое расстройство называют аносмией.
  • Опущение кончика носа (гравитационный птоз) – один из признаков старения. Процесс обусловлен ослаблением связок, удерживающих носовые хрящи, и уменьшением упругости кожи из-за распада в ней коллагена с эластином.
  • Среди любимых запахов люди обычно называют аромат свежескошенной травы, выпечки и кофе. Последние два часто используются в магазинах, поскольку эти ароматы побуждают к покупкам.
  • В носу располагается около 12 млн. обонятельных рецепторов. С возрастом их количество сокращается, поэтому пожилые люди различают меньше ароматов. При этом выражение «нюх как у собаки» по отношению к человеку будет не совсем справедливым. У этих животных количество ответственных за обоняние рецепторов достигает 14 млрд.
  • Обоняние иногда называют органом памяти, поскольку запахи могут напомнить человеку даже о самых давних событиях.
  • Человеческий нос не чувствует запах некоторых опасных для жизни веществ, к примеру, природного газа. Чтобы можно было услышать утечку, в газ добавляют специальные соединения, обеспечивающие ему характерный запах.
  • Большинство людей ковыряется в носу указательным пальцем, а у этой вредной привычки есть научное название – ринотиллексомания.

Язык и вкусы

Главный орган, отвечающий за чувство вкуса – язык. Это важный элемент системы пищеварения, который принимает участие в процессе пережевывания пищи, ее перемешивания и перемещения в глотку.

Язык покрыт специальными сосочками, которые передают информацию в виде нервных импульсов в мозг для идентификации кислых, сладких, соленых или острых продуктов. Чтобы их определить, языковая поверхность обязательно должна быть влажной, то есть смоченной слюной.

Если положить продукт на сухой язык, мозг не получит никакого сигнала о его вкусе.

Язык – это также незаменимая часть речевого аппарата, без которой человек просто не может нормально разговаривать. Кроме этого он является самой гибкой и подвижной мышцей в человеческом теле.

Она закреплена только с одной стороны и может принимать разнообразные формы, но лишь некоторые люди способны свернуть язык в форме «трубочки».

При этом у мужчин эта способность наблюдается намного реже, чем у женщин.

Вот еще некоторые удивительные факты о языке как одном из главных органов, отвечающих за чувство вкуса:

  • Если съесть несколько плодов Магического фрукта (растения родом из Западной Африки) следующие несколько часов вся кислая еда будет восприниматься сладкой, а сладкая – совсем безвкусной.
  • Острые блюда раздражают не вкусовые рецепторы, а болевые, которые соединены с нервами.
  • Человеческий язык почувствует сахар, растворенный в воде, если пропорция составляет 1 к 200.
  • Обладательницей самого длинного в мире языка среди женщин является Шанель Тэппер (9,75 см), среди мужчин – Стивен Тэйлор (9,8 см).
  • Вкусовые сосочки на языке обновляются каждые 7-10 суток, поэтому продукты с одинаковыми вкусами могут вызывать разные ощущения, если попробовать их с интервалом в 2 недели.

Кожа и осязание

Если у человека ухудшается зрение, он обращается к офтальмологу, нарушается слух – к отоларингологу. Но к кому обращаться, когда нарушается способность правильно ощущать мир? С этой проблемой может помочь терапевт, дерматолог, невролог или нейрохирург.

Природа нарушений может быть разной, но нет такого врача, который специализируется исключительно на осязании. Долгое время ученые уделяли не слишком много внимания этому чувству и ответственной за него коже – самому большому органу тела человека. Ее площадь в среднем составляет около 1,5-2 м², а средний вес – 4 кг.

При жизни точно взвесить ее невозможно, но примерную массу можно рассчитать по формуле: разделить собственный вес на 16.

Толщина кожи отличается на разных участках тела: наиболее тонкий слой находится на веках и барабанной перепонке (0,5 мм), а наиболее толстый – на ступнях ног (0,5 см). Кожный покров покрыт уникальным рисунком из линий, треугольников и ромбов, образующих своеобразную сетку.

Лучше всего она просматривается на подошвах и ладонях. Назначение микроборозд в виде отпечатков пальцев до сих пор остается загадкой. Некоторые ученые считают, что они снижают чувствительность пальцев, чтобы мозг концентрировался на более важных задачах.

Другие, наоборот, считают, что рельефная кожа на пальцах позволяет усилить тактильное восприятие исследуемой поверхности.

Существует еще множество удивительных фактов об этом самом крупном органе чувств:

  • Цвет кожи в прямой пропорциональности зависит от количества вырабатываемого меланина. Людей, у которых он совсем отсутствует называют альбиносами, что встречается в 1 из 110 000 случаев.
  • Кожа взрослого полностью обновляется в течение месяца, а у новорожденных этот процесс занимает 72 ч.
  • Жжение от перца или холодок от мяты – это влияние не вкусов, а осязания. Эти продукты раздражают рецепторы, ответственные за ощущение температуры.
  • Считается, что женщины ощущают руками лучше, чем мужчины. Но связано это не столько с полом, сколько с размерами руки. Число нервных окончаний примерно одинаково у всех, но при маленьком размере руки они расположены более плотно, что и повышает чувствительность.
  • На заживание ран округлой формы уходит значительно больше времени по сравнению с заживлением повреждений других форм. Этот удивительный факт заметили еще древние греки и часто изменяли форму ран для их более быстрого заживления.
  • По мнению ученых, когда лицо человека краснеет от смущения или физической активности, одновременно краснеет и слизистая оболочка желудка.

Роль каждого из органов чувств важна не только по отдельности, но и во взаимодействии с остальными. Только их совместная работа позволяет в полной мере насладиться картиной окружающего мира и всеми ее оттенками.

в соцсетях:

Источник: https://qwizz.ru/%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.