Общие сведения об инфекционных болезнях у детей школьного возраста

Содержание

Основы профилактики инфекционных заболеваний детей в школе

Общие сведения об инфекционных болезнях у детей школьного возраста

         В результате огромных успехов социалистического строительства, роста общей и санитарной культуры населения, планомерной борьбы с инфекциями, проводимой органами здравоохранения, в нашей стране достигнуты огромные успехи в ликвидации инфекционных заболеваний. Исчезла малярия, успешно осуществляется борьба с дифтерией, рядом других инфекций. Однако задача полной ликвидации одних инфекций, резкое снижение других остается еще одной из главных задач здравоохранения.

        Большое место в общей борьбе с инфекционными заболеваниями принадлежит медицинскому персоналу школ. Регулярно проводимая противоэпидемическая работа в школе является существенным звеном в общей цепи противоэпидемических мероприятий; к тому же борьба с инфекционной заболеваемостью — одновременно и борьба за укрепление здоровья учащегося.

Известно, что даже сравнительно легкие и непродолжительно текущие заболевания оставляют неизгладимый след на всей последующей жизни ребенка. Глубокие изменения в организме ребенка происходят при таких заболеваниях, как дифтерия, скарлатина, корь, коклюш и др. При болезни Боткина, например, печень может остаться увеличенной в течение недель, месяцев и даже лет.

       Источники заноса инфекционного заболевания в школу различны:

–  дети в период инкубации и в начале продромального периода;

–  переболевший острой инфекцией и пришедший в класс раньше установленного срока;

 – дети, за время отсутствия в школе переболевшие легкими и стертыми формами заразного заболевания и допущенные к занятиям без справок лечащего врача.

       Имеет значение также пользование книгами, тетрадями, личными вещами, бывшими в употреблении больного. Для распространения некоторых инфекций существенное значение имеет несвоевременное выявление бациллоносителей.

        Организация борьбы с инфекционными заболеваниями в любом детском коллективе, в том числе и в школе, строится на следующих мероприятиях.

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

2. Повышение специфического и неспецифического иммунитета детей.

3. Быстрая ликвидация инфекции при ее заносе в учреждение.

        Вся оздоровительная работа с детьми, весь санитарно-гигиенический режим школы направлен на укрепление здоровья учащихся и, следовательно, на повышение общего неспецифического иммунитета по отношению к инфекциям.

        Огромным достижением современной медицины является возможность выработки специфического иммунитета против ряда инфекций (дифтерия, коклюш, столбняк, оспа, тифо-паратифозная группа и др.) путем профилактических прививок. В советском здравоохранении выработаны твердые схемы и сроки проведения различных прививок (вакцинация и ревакцинация).

         Для большинства инфекций вакцинация проводится в грудном и дошкольном возрасте; в школе же проводится ревакцинация. Правильная и своевременная (по срокам) организация ревакцинации имеет исключительное значение, так как только таким путем можно поддерживать противоинфекционный иммунитет на требуемом уровне.

Органами здравоохранения утверждена следующая схема вакцинации и ревакцинации против инфекционных заболеваний

        Ревакцинацию у учащихся проводит медицинская сестра прививочного кабинета поликлиники или школьная медицинская сестра под контролем врача. Детей для ревакцинации отбирает врач. Ребенок должен быть осмотрен и у него должна быть измерена температура.

        Противопоказанием для ревакцинации ребенка является:

–   лихорадочное состояние, острое инфекционное заболевание, включая период реконвалесценции (не менее 2 месяцев после клинического выздоровления);

–    туберкулез в период острых явлений, острые кишечные расстройства, болезни крови, геморрагические диатезы, сахарный диабет, нефрозо-нефрит, хронический нефрит с периодическими обострениями, пиурия, заболевания сердца в стадии декомпенсации, выраженные явления ревматической инфекции (артрит, кардит, хорея), аллергическое состояние (астма, пищевые и другие идиосинкразии).

          Данные о проведенных прививках заносят в медицинскую карту ребенка.

          Как мы указывали, одним из источников инфекции в школе является учащийся, пришедший в класс до конца карантина по заразной болезни или в период инкубации при контакте, поэтому очень важно медицинскому персоналу знать все сроки изоляции при различных инфекциях. 

Источник: https://medicinskiyportal.ru/gigiena/gigiena-detej-i-podrostkov/profilaktika-infektsionnykh-zabolevanij-detej-v-shkole/osnovy-profilaktiki-infektsionnykh-zabolevanij-detej-v-shkole

Детские инфекционные заболевания: причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика этих патологий

Общие сведения об инфекционных болезнях у детей школьного возраста

Детские инфекционные заболевания – это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм…

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких…). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ…

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия…  

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома…

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь – все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка “защищают” только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка. 

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний  в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она “учится” давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними – таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации – выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

– Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

– Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

– Дизентерия – 1-7 суток

– Дифтерия – 1-10 суток

– Коклюш – 3-20 суток

– Корь – от 9 до 21 суток

– Краснуха – 11-24 суток

– Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

– Полиомиелит – 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до “разгара” собственно самой болезни.

3. Период “разгара” детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть “кульминация”. В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

4. Реконвалесценция.

Это период затухания болезни – выздоровления. 

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей.

Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными – это вам подтвердит любой педиатр.

Заболевания органов дыхания у детей

– Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

– Трахеит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

– Ларингит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке ых связок и гортани.

– Гайморит.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

– Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

– Ангина.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

– Пневмония.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких. 

– Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом – при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут. 

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний – сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

3. Головная боль и рвота.

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.  

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах).

Важно знать, что само по себе повышение температуры – это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. “Усредненная” доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше.

Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства.

Не спешите “сбивать” ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

– восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

– усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

– являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, “запоминает” все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики – препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка – основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

– Унибактер

– Санта Русь

– Ветом (все виды)

– Флоралдофилус

– ЮниФлора

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть – это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением. 

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

– новорожденных обязательно надо кормить первым молоком – молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела – первую “защиту” ребенка от чужеродных элементов;

– ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко – кормите;

– огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

– активный образ жизни – гарантия здоровья ребенка;

– для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня – прекрасные средства для этого);

детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты…, поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты. 

Источник: https://ru-transferfactor.ru/detskie-infektsionnyie-zabolevaniya

Самые распространенные болезни детей школьного возраста

Общие сведения об инфекционных болезнях у детей школьного возраста

Школьная пора одна из самых запоминающихся ступеней жизни человека. Первые знания, учителя, вечеринки, первое осознание самостоятельности и ответственности. В то же время школа – это период когда родителям стоит более пристально следить за состоянием здоровья детей.

К сожалению около 30% школьников помимо знаний приобретают различные заболевания: кариес, заболевания сердечно – сосудистых и пищеварительных систем, ухудшение зрения и слуха, сколиоз, гастрит и список можно продолжать еще долго.

  И это помимо учета наследственности, экологии, образа жизни.

Рассмотрим наиболее распространенные «школьные» болезни.

Невроз

Одним из самых распространенных заболеваний детей школьного возраста является невроз – невротическое расстройство. В основе заболевания – стресс, конфликты.

Одно только это способно создать благодатную почву для развития негативных психических и физических симптомов, таких как заниженная самооценка, конфликты с внешним миром, эмоциональное неблагополучие, боли в животе, сердце, нарушение аппетита, сна, вегетативные нарушения и прочее.

По данным Министерства образования, за последние 50 лет учебная нагрузка на детей за месяц увеличилась на 100%. В то время как согласно нормам домашние задания обязаны даваться с учетом выполнения их за определенное время. Например, в первом классе на выполнение заданий дается час, во втором — до 1,5 часов, в третьем и четвертом — до 2-х часов.

Прибавьте сюда дополнительные занятия во внешкольное время: музыка, уроки рисования, спортивные секции, иностранные языки и получается колоссальная нагрузка на детскую, еще неустойчивую, психику и растущий организм, требующий соответствующий возрасту режим дня, с отведением достаточного количества времени для сна, прогулок и физической активности.

ЛОР-заболевания

ЛОР – заболевания все стремительнее прогрессируют среди населения, причем особенно среди детей. Для сравнения: в середине ХХ века аденоиды встречались у 4-16% детей, сегодня данная патология встречается более чем у 37% детей.

Поэтому родителям решившим отдать ребенка в школу необходимо следить за процессом протекания ОРВИ, ОРЗ. Если в период адаптации частые простуды проходят без осложнений, значит, иммунитет строит свою защиту и в дальнейшем заболевания станут редкими.

Если же и без того частые простуды приводят  к осложнениям и перетеканию в более тяжелые состояния, стоит задуматься и отложить начало школьной жизни на некоторый срок.

Близорукость

Развитие близорукости так же в большинстве случаев, берет начало на школьной скамье, особенно, если имеется соответствующая наследственность. Школьники далеко не все и не всегда успевают делать уроки днем, в том числе и по причине дополнительных занятий.

Поэтому приходиться справляться с заданиями при электрическом, искусственном свете, что приводит к перенапряжению глаз. А еще прибавим сюда телевизор и компьютер в качестве поощрения за положительные результаты в отметках и поведении.

Поэтому стоит создать максимально возможное благоприятное освещение в школе и дома, обеспечить комфортное место для подготовки уроков и приучить ребенка выполнять гимнастику для глаз.

Сколиоз

Сколиоз у учеников развивается, как правило, из-за мебели, которая приобретается исходя из количества, а не качества.

И дети вынуждены приспосабливаться к стандартной высоте и структуре, плюс ко всему они вынуждены находиться практически в одной позе длительное время, перемены короткие, часы физической культуры сведены к минимуму, а зарядку в течение урока проводят далеко не все учителя.

Стоит постараться внушить ребенку, что правильная осанка  – это красиво. Возможно, некоторым тут помогут танцы. К тому же, когда спина согнута, организму недостает кислорода, снижается общее самочувствие.

Гастрит

Почему школьники часто страдают гастритом? Одна из основных причин – нерегулярное питание. Плюс ко всему само качество пищи, предоставляемое для школьного питания, зачастую оставляет желать лучшего.

Деньги, которые родители дают на питание отправляются в копилку или же тратятся на такие «изыски» современности как кола и чипсы, на состав которых даже смотреть страшно. Не стоит игнорировать такие поступки ребенка.

Старайтесь домашний рацион питания ребенка делать полезным и разнообразным, а в школу давать, изготовленные дома бутерброды с овощами, фрукты, сухофрукты, орехи, йогурты, сыр.

Разделите школьную ответственность вместе с вашим ребенком, ему одному она еще не под силу. Помогите ребенку наиболее комфортно влиться в новую для него жизнь.

Источник: https://www.rastut-goda.ru/grow-up-healthy/5311-samye-rasprostranennye-bolezni-detej-shkolnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.