Объективные и субъективные факторы во влиянии на здоровье

Содержание

Все объективные и субъективные факторы развития общества

Объективные и субъективные факторы во влиянии на здоровье
Образование 3 декабря 2016

Общество – это форма объединения людей, как всем нам хорошо известно. Но ещё это динамично развивающаяся система. И на неё оказывает влияние многое. Для упрощения понимания темы наука выделяет объективные и субъективные факторы развития общества. И далее в статье мы постараемся их перечислить и рассмотреть подробнее.

Природа

Это первое, что необходимо отметить вниманием, рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества. Природа относится к первой категории. Ведь, по сути, объективные факторы – это те, которые не зависят напрямую от сознательной деятельности человека и людей, а также от их воли.

Так вот, природа играет важную роль в общественном развитии. И тому имеется масса доказательств. Например, древнейшие цивилизации основывались на берегах рек. И это логично, ведь рядом находится вода, необходимая человеку для полноценного существования.

О разрушениях

Правда, природный фактор нередко способствовал и гибели. Вспомнить хотя бы минойскую цивилизацию, существовавшую в период с 2700 до 1400 г. до н.э. Её расцвету поспособствовали именно природные условия.

В скалах минойцы высекали жилища, начали практиковать штамповку печатей на глине. Главной их деятельностью была морская торговля, поскольку остров находился на пересечении основных торговых путей.

Но потом произошло извержение вулкана Санторин – и этот природный фактор ускорил гибель минойской цивилизации.

Технологии

Итак, природа способствует удовлетворению основных потребностей человека. Но технологии тоже включены в факторы развития общества. Можно даже сказать, что в наше время они находятся на первом месте.

Так считали многие ученые. Например, Торстейн Веблен (американский публицист, социолог и экономист) является основателем идеи технократии. Он утверждал, что прогресс общества – это развитие технологий.

И особенно активно эта идея начала распространяться в тот момент, когда возник промышленный переворот.

Многие деятели того времени уверяли, что для того, чтобы индустриальное общество развивалось и формировалось достойно и создавало богатство производством, а не войнами и грабежом, нужно передать власть в руки технической интеллигенции.

Человек и техника

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, необходимо уделить внимание и тому, как именно в наше время технологии влияют на его процветание.

Безусловно, немного раньше появление чего-то нового являлось чудом, которое могло улучшить производительность, качество того или иного процесса и т. д. Но сейчас, наверное, около 90% человеческого труда механизировано. И это нехорошо.

Поскольку у многих людей отпала потребность развиваться и трудиться. А это уже не прогресс, а деградация. И в жизни тому существует масса наглядных примеров.

Как было раньше? Студенты, чтобы сдать экзамен или зачёт, учили, читали тонны книг, сидели в библиотеках, готовились. Писали подсказки от руки, мелким почерком (попутно запоминая написанное).

И благодаря этому из стен вуза они выходили подготовленными специалистами, которые получили образование своим умом и силами. Что происходит в наше время? Есть микронаушники, ручки со встроенными потайными «шпаргалками», телефоны с Интернетом, в конце концов.

Конечно, далеко не все «учатся» таким способом и не везде, но то, что качество подготовки специалистов снизилось – факт. И это лишь один из примеров.

О прогрессе

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, нельзя не обратиться к примерам. А именно: к США, Западной Европе и Японии. Там прогресс проявляется максимально. А движущей силой развития общества являются пресловутая компьютеризация, автоматизация и роботизация производства. И всё – на благо людей.

При помощи современных технологий получается обрабатывать невероятные объемы информации. Благодаря этому увеличивается выпуск продукции, а управление учреждениями различного рода становится более простым.

Все это оказывает непосредственное влияние на то, что технический прогресс способствует проявлению субъективных факторов развития. Общество, отдельные социальные группы, индивиды получают возможность проявить себя.

Технический прогресс – это толчок к саморазвитию.

И при грамотном подходе информация будет причиной не сокращения традиционных производств, а расширения. Просто то, что существовало ранее в общественных системах, получит дополнительные, новые импульсы для развития. Правда, Россия пока отстаёт от вышеперечисленных стран по компьютеризации управления и промышленности.

Две стороны одной медали

Рассказывая про основные факторы развития общества, нельзя не упомянуть о последствиях пресловутого прогресса. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Взять, к примеру, совершенствование орудий труда. Это прогресс, который способствует росту уровня жизни и удовлетворению людских потребностей. Но в то же время он может спровоцировать безработицу, а ещё – истощение энергии и запасов сырья.

Рост городов – это тоже хорошо, поскольку растёт уровень благосостояния и духовной культуры населения. Но в то же время не исключено появление отчуждения между людьми. А самое печальное – это загрязнение природной среды.

Внедрение компьютерной техники обеспечивает простоту получения и последующей обработки информации. Принимать решения стало намного легче и быстрей. Но компьютеризация может грозить глобальным манипулированием сознанием и появлением профессиональных заболеваний.

К прогрессу относят и открытие возможностей применения ядерной энергии, которое способствует росту экономики и удешевлению энергии. Но последствием может стать гонка ядерных вооружений или даже угроза уничтожения планеты.

Последнее, что хотелось бы отметить вниманием – это распространение массовой культуры. Хорошим последствием этого можно считать легкодоступность культурных достижений. А плохим – упадок нравственности и отсутствие духовности.

Что играет определяющую роль

Выше были рассмотрены некоторые объективные и субъективные факторы развития общества. Обществознание – вообще очень интересная наука. И люди, занимающиеся ею, придерживаются определённого мнения о том, что именно играет определяющую роль в нашей жизни, отводя ее объективным факторам. Ведь ими обуславливается всё, что является субъективным – направление деятельности людей и общества.

К ним можно отнести состояние социальных институтов (армии, семьи, образования и суда), размер территории государства, специфику климата. Есть масса примеров.

Если, допустим, в том или ином регионе царит сильная жара – люди будут думать над созданием эффективной и малозатратной системы охлаждения, но никак не о проведении отопления.

Этот пример показывает, как объективный фактор (климат) способствует развитию общества методом применения того, что является субъективным (технологии).

А вот в историческом идеализме всё наоборот. Там субъективный фактор является определяющим. Потому что он включает в себя определённую деятельность значимых и выдающихся личностей, опирающуюся на церковь и власть. Народная масса здесь – способствующий общественному развитию объективный фактор (или, другими словами, условие).

Критерии прогресса

Существует 4 главных фактора развития общества. Ими характеризуется переход от низшего к высшему, или, иначе говоря, путь к совершенству:

  1. Возрастающее благосостояние и социальная защищенность членов общества.
  2. Спад конфронтации между людьми, совершенствование межличностных отношений. И соответственно, рост духовности и обретение людьми нравственности.
  3. Утверждение демократии.
  4. Обретение людьми свободы. Именно в отсутствии принуждения к чему-либо со стороны заключается счастье каждого человека.

Критериев всего 4. Объективные и субъективные факторы развития общества в них явно переплетаются. Потому что одно не может существовать без другого.

О субъективности

Это последнее, о чем хотелось бы рассказать. Объективные и субъективные факторы развития общества, кратко говоря, представляют собой некую основу всего современного социума. Тема достаточно сложная. Поскольку связана с людьми, от которых зависит всё субъективное.

Например, нравственное сознание – мораль, которая направлена на урегулирование общественных отношений и поведения индивидов. Моральным сознанием является совокупность определенных взглядов, мнений и идей о чём-либо. В данном случае – о поведении людей.

Соответственно, мораль выступает в роли регулятора последнего.

Нравственное сознание включает в себя этические чувства, принципы, суждения, нормы поведения, ценности. Всё это отражается на общественном развитии – на его процветании или деградации.

Например, если бы абсолютно каждый человек проявлял должную заботу об окружающей среде, думал о её сохранности, то наша планета была бы действительно зелёной. Отсутствовали бы окурки, бутылки, не вырубались бы леса, не истребляли бы животных. Многие исчезнувшие виды сохранились бы.

Так и выглядит проявление соотношения объективного фактора (природы) и субъективного (поведения людей).

Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/179574/

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Объективные и субъективные факторы во влиянии на здоровье

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов.

Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психо-эмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда – сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление – временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление – накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость – комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация – отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях. Релаксация – состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной.

Самочувствие – субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Глава 1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

• противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

• между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

• между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы.1

Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные.

Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.

На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учебной группы.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.

Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неопределенности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.2

Глава 2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов.

Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел – кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции.

В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека.

Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности.

Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением.

Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам .

Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам – только безудержно хочется спать.

В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

Глава 3. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.3Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция – психологический термин, означающий восприятие,

непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.

; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.

; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

3.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных – внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов.

Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние (“жаворонки”) и вечерние (“совы”) типы.4

Студенты – “жаворонки” встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты – “совы” наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

Глава 4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

  • • систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без “штурма” в период зачетов и экзаменов;
  • • ритмичную и системную организацию умственного труда;
  • • постоянное поддержание эмоции интереса;
  • • совершенствование межличностных отношений студентов междусобой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
  • • организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
  • • отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
  • • ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Источник: //referat911.ru/Fizkultura-i-sport/obektivnye-i-subektivnye-faktory-obucheniya/371084-2831947-place1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.