Лепечут ли глухие дети?

Содержание

Слабослышащие дети

Лепечут ли глухие дети?

Согласно статистике, на тысячу новорожденных приходится один слабослышащий. Но с каждым годом таких детишек становится больше в связи с перенесенными болезнями или из-за лечения какими-либо препаратами, которые дали осложнение на слух.

В процессе роста ребенок познает окружающий мир через зрение, осязание и обоняние. С помощью слуха и речи он понимает людей, узнает об их намерениях, а также познает разнообразие человеческого общения.

Общаясь с окружающими, малыш познает эмоциональные оттенки речи, которые не воспринимаются, передаваясь другим способом.

Поэтому слабослышащий или глухой ребенок воспринимает окружающий мир не таким, как видим и воспринимают его здоровые люди.

Слабослышащие и глухие дети: особенности, характеристика, развитие

Дети, у которых понижен слух  от 15-20 дб до 75 дб, считаются слабослышащими.  В отличие от глухих детишек они способны накапливать минимальный запас слов благодаря слабому слуху.

Несмотря на то, что эти слова не совсем полноценны по своему фонетическому оформлению, их можно понять. И самое главное, благодаря этому с ними можно общаться. Но только при одном условии: чтобы эти дети пребывали в говорящей среде.

Важно также проводить с ними индивидуальные занятия по развитию речи.

У слабослышащих деток наблюдается:

  • отклонение психики от нормы;
  • нарушение некоторых функций психики, которые определяют ход развития его личности.

В связи с неполноценным слухом наблюдается изменение хода общего развития, а также значительное осложнение социальной адаптации. Неполноценная речь у слабослышащих детей подчинена таким закономерностям:

  1. Ограниченный запас слов.
  2. Дефекты произношения.
  3. Неполноценное усвоение звукового состава слова.
  4. Ограниченное понимание устной речи.
  5. Неправильное усвоение и употребление слов.
  6. Ограниченное понимание печатного текста.
  7. Аграмматизм.

Развитие детей, которые слабо слышат, напрямую зависит от ранней диагностики нарушения слуха, а также от успешной организации специального обучения. Но существует одна проблема: развитие речи непосредственно связано со слухом, и от этих двух факторов зависит интеллект ребенка.

Полная глухота диагностируется в раннем возрасте, а то, что ребенок плохо слышит, может выясниться только в школьном возрасте. Дети, которые слабо слышат, понимают только обрывки фраз, а не все предложение.

В связи с этим они недополучают важную часть информации об окружающем мире, отстают в учебе от своих сверстников, им требуется специальная подготовка к школе.

В случае раннего выявления патологии с детьми проводится специальное обучение, они также постоянно носят слуховой аппарат.

Благодаря этому они почти ничем не отличаются от ровесников в интеллектуальном развитии. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные дошкольные и школьные учреждения.

После обучения ребенка слышать и понимать обычную разговорную речь его можно перевести в обычную школу.

У глухих детишек, как правило, поражена звуковоспринимающая часть слухового аппарата. У слабослышащих, как правило, поражена одна звукопроводящая часть (среднее ухо).

Глухие дети отличаются такими особенностями:

  1. Большинство из них обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков  силой более 80 дБ в диапазоне до 1000-2000 Гц); 
  2. Не могут овладеть речью без посторонней помощи.
  3. Общаются со слышащим с помощью жестов и мимики.
  4. Без специального образования становятся глухонемыми.
  5. Недостаток слуха препятствует полноценному познанию окружающего мира.

Слабослышащие тугоухие дети: лечение

Тугоухость характеризуется стойким понижением слуха. Зачастую она возникает вследствие перенесения острого или хронического отита, который может вызывать такие изменения в структуре среднего уха — возникновение рубцов, сращения, которые приводят к нарушению подвижности барабанной перепонки, возникновение отверстий в барабанной перепонке.

Такие заболевания, как грипп, корь и скарлатина, тоже могут привести к тугоухости в связи с тем, что вызывают патологические процессы в слуховом нерве и внутреннем ухе. Бывают случаи, когда дети рождаются тугоухими по причине нарушения слуховых органов в период внутриутробного развития.

Как и врожденная тугоухость, так и возникшая в ранний период детства может нарушить речевое развитие малыша.

Современная медицина выделяет три степени тугоухости: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая характеризуется понижением слуха, при котором шепотная речь различается на расстоянии 1-3 метров. Средняя — на расстоянии меньше 1 метра. При тяжелой форме тугоухости шепотная речь вообще не различается, даже если человеку на ухо кричать.

Улучшить слух при тугоухости помогут следующие методы:

  1. Продувание уха или пневмомассаж барабанной перепонки.
  2. Физиотерапия.
  3. Применение лекарственных препаратов: стрихнина, витамина В1, экстракта алоэ, никотиновой кислоты.
  4. Протезирование и обучение чтению по губам.
  5. Хирургическое вмешательство.

В наше время существует несколько видов хирургических операций, способствующих полному восстановлению или значительному улучшению слуха. К ним относятся: мирингопластика, тимпанопластика, протезирование слуховых косточек. Иногда восстановление слуховых функций возможно при абсолютной глухоте. Специалист определяет вид операции, предварительно изучив степень поражения слухового органа.

Обучение слабослышащих детей

Для тугоухих детей предназначено обучение в специализированных учебных заведениях. Как и в специальных школах, так и в детских садах такие ученики разделяются на две группы: в первой обучаются имеющие небольшие недостатки в произношении, во второй группе — малыши с сильным недоразвитием речи.

Для полноценного развития таких детей их нужно обучить таким навыкам:

  1. Устной речи.
  2. Слуховому восприятию.
  3. Чтению.
  4. Письму.
  5. Самостоятельности в общении со слышащими людьми.

Для того чтобы развить у ребенка устную речь, специалисты используют разные методики обучения. На помощь приходят разнообразные игрушки (животные, куклы, машинки, кубики).

Если малыш заинтересовался какой-то игрушкой, то ее следует поднести к лицу, привлекая его внимание к артикуляции, и четко назвать предмет. Если такое занятие проводить каждый день, то ребенок сможет через некоторое время произнести по слогам это слово. Таким образом, его можно обучить многим словам.

Это занятие требует длительного времени, терпения и выносливости. Это нелегко. Но даже если малыш повторяет приблизительно и нечетко эти слова, вы должны радоваться — это успех. Главное, что он понял урок и произносит слова. Дальше обучайте его глаголам.

Легче будет объяснить действие, если ребенок сам его выполняет. Например: бежит, кушает, гуляет. Повторяйте с ним слова как можно чаще, таким образом, вы научите его устной речи.  

Читать таких детей учат с помощью таблички с печатными словами. Очень трудно научить слабослышащего произносить звуки, ему легче выговаривать слова целиком. Важно, чтобы ученик понимал значение слова, а не только умел его произносить.

Таких детей обучают письму параллельно чтению. Это не менее трудное занятие, чем чтение. Ребенку очень сложно научиться писать, не слыша звуков. Но вы должны подойти к этому процессу творчески.

Используйте разные цвета пишущих предметов, позволяйте ему писать в произвольной форме на листе. Постарайтесь его заинтересовать, и обучение принесет свои плоды. Позже письмо станет более аккуратным.

Всем выше перечисленным навыкам малыша обучат в специальной школе, используя разные методики.

Слабослышащие дети в образовательной школе

Тугоухие или слабослышащие дети в общеобразовательной школе обучаются согласно индивидуальному плану, позволяющему реализовать их коммуникативные возможности. Метод направлен на то, чтобы суметь преодолеть трудности в общении и науке, которые могут возникнуть на уроке и во внеурочное время. Это так называемая интегрированная (инклюзивная) форма обучения.

Она включает в себя участие слабослышащих детей в учебном процессе в коррекционных или обычных классах в общеобразовательной школе по месту жительства. Это обучение должно происходить по желанию ребенка и его родителей.

Интеграция требует беспрепятственной атмосферы и свободного доступа к образовательным услугам, выбору профессии, трудоустройству и полноценному участию особого малыша в жизни общества.

Учитель должен подобрать индивидуальную форму работы со слабослышащим учеником, а также суметь диагностировать уровень его развития с помощью различных методов.

В процессе обучения учитель должен отслеживать динамику развития ребенка и вести специальный дневник наблюдений, а также специальную педагогическую документацию, отображающую взаимосвязь психолога и логопеда с учеником. Обучение должно включать налаженный процесс взаимодействия ученика, учителей, школы и родителей.

Очень важно выработать толерантное отношение здоровых детей к особому ребенку и его семье. Для этого учителя проводят соответствующую работу с другими учениками и их родителями.

Специально для nashidetki.net- Ксения Маневич

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/slaboslyshashchie-deti.html

Проблемы со слухом у детей — Причины развития, Диагностика и Лечение

Лепечут ли глухие дети?

Существует много разновидностей проблем со слухом у детей. Большая их часть приводит к ухудшению слуха. Иногда эта потеря является временной, иногда — необратимой. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны вовремя распознали проблему. Чем раньше это произойдет, тем выше шанс на благоприятный результат для ребенка.

Какие бывают проблемы со слухом у детей?

Существует много разновидностей проблем со слухом у детей. Большая их часть приводит к ухудшению слуха. Иногда эта потеря является временной, иногда — необратимой. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны вовремя распознали проблему. Чем раньше это произойдет, тем выше шанс на благоприятный результат для ребенка.

Дети учатся говорить, слушая и пытаясь имитировать окружающие их звуки. Именно поэтому чем раньше ребенок получит доступ к возможности слышать, тем лучше. Если у ребенка обнаружились нарушения, слуховые устройства и прочие средства коммуникации позволят избежать задержки речевого развития и вытекающих из нее проблем.

Симптомы

Признаки слабого слуха у очень маленьких детей выявить крайне сложно. Более-менее очевидные симптомы начинают проявляться лишь по достижении 12-18-месячного возраста.

Именно в этот период ребенок должен произнести первые слова. Однако даже при наличии проблем со слухом ребенок может эффективно приспосабливаться к окружающей среде, компенсируя этот недостаток при помощи зрения и осязания.

Часто это маскирует от родителей наличие проблемы.

Причины и факторы риска

Существует много факторов, способных привести к развитию проблем со слухом у детей. Некоторые дети рождаются с плохим слухом. В таком случае говорят о врожденной тугоухости. Если же проблемы со слухом возникли после рождения, тугоухость называют приобретенной.

Врожденная тугоухость

Иногда врачам удается установить причину развития врожденной тугоухости, однако это происходит не всегда. Эта разновидность проблем со слухом может быть обусловлена генетическими (передаваться по роду) и негенетическими факторами.

Существует несколько вариантов передачи проблем со слухом от родителей к их детям.

  • Оба родителя являются носителями рецессивного гена тугоухости, который они и передают ребенку.
  • Один из родителей является носителем доминантного гена тугоухости, который он и передает ребенку.
  • Один из родителей передает ребенку генетический синдром (синдром Дауна, синдром Ушера и т.д.).

Негенетические причины чаще всего связаны с заболеванием или травмой, имевшими место до или во время родов. Основными негенетическими причинами являются:

Приобретенная тугоухость

Приобретенная тугоухость может развиться в любой момент жизни. Обычно причиной становится травма или болезнь. Вот лишь несколько факторов, способных привести к появлению приобретенной тугоухости:

  • Тяжелая травма головы.
  • Частые ушные инфекции.
  • Прием препаратов, наносящих ущерб уху (слуховой системе).
  • Перфорация (отверстие) барабанной перепонки.
  • Инфекции и вирусы, такие как менингит, энцефалит, ветрянка и корь.
  • Скопление жидкости в среднем ухе.
  • Длительное воздействие шума.

Диагностика

Врожденные нарушения слуха у детей обычно диагностируются при помощи аудиологического скрининга. Все дети в течение первого месяца после рождения должны пройти эту процедуру. Сделать это можно во многих больницах. Если ваш ребенок не проходил аудиологический скрининг, поговорите с врачом.

Для выявления признаков нарушения слуха у ребенка ответьте на следующие вопросы. Если на все из них вы ответили «нет», спросите у врача о целесообразности прохождения скрининга.

От момента рождения до 4-месячного возраста

ДаНет
Ребенок периодически пугается резких громких звуков, таких как кашель, крик, лай собаки или хлопок ладонями?
Когда ребенок спит в тихой комнате, начинает ли он шевелиться или просыпается ли от звука вашего голоса или каких-то других шумов?
Когда ребенок плачет, успокаивается ли он хотя бы на мгновение, услышав музыку, громкий звук или вашу речь?
В возрасте от 3 до 4 месяцев поворачивает ли ребенок иногда голову вслед источнику звука?
Узнает ли малыш голос мамы лучше, чем остальные голоса?

От 4 до 8 месяцев

ДаНет
Оборачивается ли ребенок в направлении источника звука, если таковой находится вне его периферического зрения?
Когда вы находитесь в тишине, меняется ли выражение лица ребенка или раскрывает ли он шире глаза от внезапного шума или голоса?
Нравятся ли малышу звенящие колокольчики, пищащие игрушки или шум погремушек?
После достижения 6-месячного возраста пытается ли малыш отвечать или агукать на чей-то разговор или шум?
К 6-месячному возрасту ребенок издает больше 4 различных звуков?

От 8 до 12 месяцев

ДаНет
Поворачивается ли ребенок быстро и прямо к источнику негромкого звука, произнесению его имени или шуму, источник которого находится за пределами его периферического зрения?
Варьируется ли громкость интонации ребенка, когда он пытается что-то говорить?
Произносит ли ребенок четкие раздельные согласные звуки (такие как м, б, п, г)?
Нравится ли малышу музыка? Замечали ли вы, как он слушает ее, танцует или подпевает?
Понимает ли малыш слово «нет»?

Профилактика

Можно ли предотвратить развитие проблем?

Некоторые разновидности проблем со слухом невозможно предотвратить. К таковым относится большинство врожденных проблем. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, врожденная тугоухость, вызванная злоупотреблением алкоголем и наркотиками со стороны матери, однозначно поддается профилактике.

Среди приобретенных проблем больше е количество причин можно предотвратить. Помочь ребенку избежать развития нарушений слуха можно следующим образом:

  • Своевременным выявлением и лечением ушных инфекций.
  • Обязательным надеванием шлема при катании на скейтборде или велосипеде во избежание травм головы.
  • Предотвращением длительного воздействия на детский организм громких звуков.
  • Ранним выявлением любых отклонений слуха от нормы.

Лечение

Проблемы со слухом могут быть временными или необратимыми. Ушные инфекции, скопление жидкости или изменение давления в среднем ухе могут вызывать временные нарушения слуха. Со временем или же после лечения они исчезают.

Что касается необратимых нарушений, то большинство из них являются врожденными. Кроме того, они могут передаваться внутри семьи или быть вызванными определенными заболеваниями.

В некоторых случаях причина плохого слуха остается неизвестной.

Если у вашего ребенка диагностировано необратимое нарушение слуха, обсудите с врачом доступные варианты выхода из ситуации. Для детей создано несколько типов слуховых аппаратов. Врач может направить вас к аудиологу — специалисту по нарушениям слуха.

Он поможет подобрать оптимальное устройство, а также расскажет вам о других способах облегчить ребенку коммуникацию с окружающим миром. Он может порекомендовать освоить технику чтения по губам или выучить язык жестов.

Обсудите с ним целесообразность проведения речевой терапии.

Жизнь с заболеванием

Уровень тугоухости может варьироваться от легкого до очень тяжелого. Существуют несколько инструментов, позволяющих максимально улучшить слух ребенка.

Выбор методики зависит, прежде всего, от разновидности проблем со слухом. При легкой или умеренной потере слуха качественный слуховой аппарат станет оптимальным решением.

Если же речь идет о тяжелых случаях или полном отсутствии слуха, может быть показан кохлеарный имплант.

Как бы то ни было, ваша задача — научить ребенка общаться, несмотря на проблемы со слухом. Во многих случаях это предполагает изучение языка жестов. Также ребенок может научиться технике чтения по губам. Всегда сохраняйте терпение и внимательность. Знайте, что существует целый ряд специалистов, способных помочь вам в решении коммуникационных проблем с ребенком.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • Похоже, что нарушения слуха у ребенка возникли после ушной инфекции. Эта проблема пройдет?
  • Ребенок не реагирует, когда я хлопаю в ладоши или произношу его имя. Может ли это быть симптомом нарушений слуха/тугоухости?
  • В нашем роду у многих был плохой слух. В каком возрасте следует проверить ребенка?
  • Как общаться с глухим ребенком?
  • Я слышал о кохлеарных имплантах. Можете рассказать мне о них подробнее?
  • Нужно ли ребенку носить слуховой аппарат?
  • Научится ли мой ребенок когда-нибудь говорить?

Loading…

Источник: https://mojdoktor.pro/problemy-so-sluhom-u-detej/

Проблемы со слухом у детей

Лепечут ли глухие дети?

Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

Большинство глухих детей рождаются от родителей с нормальным слухом. Но эта болезнь может быть унаследованной.

Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

Классификация нарушений

Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

  1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
  2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

Смешанная тугоухость – это сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

Проявление нарушений слуха

Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

  • 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
  • 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
  • 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
  • 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
  • 16-18 месяцев – использует простые слова.
  • 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
  • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.

Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

  • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
  • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
  • Постоянные просьбы повторить сказанное
  • Сложности с восприятием информации во время урока
  • Проблемы с языком и речью
  • Демонстрация плохого поведения
  • Невнимательность
  • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

Время на восстановление слуха

Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

Предупреждение болезни

Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

  • – Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
  • – Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
  • – Избегание воздействия очень громких звуков

Устранение тугоухости

В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.

Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.

Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.

Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.

Источник: http://MedKids.ru/tugouxost/problemy-so-sluxom-u-detej/

Когда ребенок начинает гулить и агукать: этапы произношения звуков, как научить агукать и говорить

Лепечут ли глухие дети?

Последнее обновление статьи: 27.04.2018 г.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребёнок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье.

Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение).

Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.

Этот возраст часто выделяется как начало канонического этапа. Во время этой стадии гуление представляет собой редуплицированные (удвоенные) звуки, включающие чередование гласных и согласных, например, «баба» или «бобо»;

  • около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
  • на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
  • около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
  • на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
  • к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.

Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.

Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.

Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.

Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают.

Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука.

Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.

Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.

Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.

Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления.

Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью.

Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Как научить ребёнка агукать?

Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.

Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.

Методы поощрения ребёнка «разговаривать»

  • дайте ребёнку игрушку и поговорите об этом.

«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;

  • включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
  • подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
  • задавайте много вопросов.

«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»

«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»

Затем сами отвечайте.

«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».

Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;

  • если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.

«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»

Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.

  • читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу  слышать, как звучат фразы.

Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.

С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.

Оценка статьи:

(3 4,33 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/gulenie-i-agukane-mladentsa

Что делать если ребенок глухой: причины, лечение глухоты у детей

Лепечут ли глухие дети?

Слух — важная составляющая в развитии ребёнка. В том числе от него зависит, сумеет ли малыш усвоить необходимые для жизни знания, умения, навыки, созреет ли абстрактно-логическое мышление. Полная глухота у детей встречается редко. Как правило, сохраняется остаточный слух. Чаще возникает тугоухость, при которой возможно распознание громкой речи: слух утрачивается частично.

Если вы обнаружили проблемы со слуховым восприятием у ребёнка, незамедлительно обратитесь к врачу. Доктор определит причины и подберёт подходящее лечение.

Признаки

Признаки глухоты заметны без каких-либо специальных приборов, начиная с рождения ребёнка. Обратите внимание на тревожные симптомы:

  • новорождённый не пугается, не вздрагивает от внезапного громкого шума, не замирает, когда слышит голос;
  • до полугодовалого возраста ребёнок не открывает широко глаза при неожиданном громком звуке;
  • ребёнок в возрасте 4 месяцев не находит источник шума, не поворачивает голову в сторону звука, не появляется гуление;
  • до 5 месяцев не возникает лепет;
  • не реагирует на своё имя после 5 месяцев;
  • к 8 — 10 месяцем малыш не произносит слоги;
  • не говорит простые слова к годовалому возрасту;
  • ребёнок часто переспрашивает, подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать (к телевизору, радио, игрушке).
  • Шум в ушах у детей возникает из-за различных травм, отита, последствий перенесенных заболеваний, будьте бдительны, это нужно лечить!
  • Двухсторонний отит у детей возникает чаще, чем у взрослых, поэтому важно следить за здоровьем своего ребенка.

Причины

Причины можно разделить на три группы:

  • наследственные. Глухота возникает из-за нарушения в хромосомах, передающихся с генами от родителя к ребёнку;
  • врождённые. Врождённая глухота появляется при воздействии неблагоприятных факторов на плод во время беременности матери (принятие алкоголя, наркотиков, определённых медикаментов, курение, недостаток веса плода, инфекционные болезни беременной) или повреждения при родах (наложение щипцов, гипоксия);
  • приобретённые. Сюда относят травмы (механические, долгое воздействие шума) и болезни ушей (корь, менингит, паротит, отит), перенесённые после рождения.

Многие родители не задумываются о том, почему рождаются дети со слуховыми нарушениями, и что делать во избежание проблем. Учитывайте причины глухоты. Откажитесь от вредных привычек и самолечения, наблюдайтесь у акушера-гинеколога во время беременности.

Степени снижение слуха

Человек теряет слух частично (тугоухость) или полностью (глухота). В первом случае он распознаёт громкую разговорную речь. При глухоте усиление звука не влияет на разборчивость сказанного. Выделяют 4 степени тугоухости. Они различаются расстоянием, на котором человек слышит обычную и шёпотную речь.

  1. Для первой степени это 3 — 6 и 1 — 3 метра соответственно. Расстройство проявляется в том, что ребёнок часто переспрашивает, не понимает сказанного в шумной обстановке.
  2. Для второй — 4 метра. Человек понимает шёпотную речь, произнесённую возле уха. Родители замечают, что малыш избегает контакта, на вопросы и просьбы отвечает односложно. Речевое развитие запаздывает, словарный запас бедный, слова произносятся с ошибками.
  3. Для третьей — 1 метр. Шёпот не распознаётся. Малыш не пытается говорить, игнорирует обращения.
  4. Для четвёртой — крик у уха. Собственной речи нет. Данное состояние граничит с глухотой. Однако, в отличие от последней, тугоухость 4 степени поддаётся лечению.

При глухоте человек слышит звуковые колебания силой свыше 91 децибела при норме от 0 до 25 дБ. Степеней глухоты не выделяют.

Глухонемота

Следует различать понятия «глухие» и «глухонемые». Глухота не предполагает немоту.

Отсутствие речи при глухонемоте обусловлено нарушениями слухового восприятия и речевого аппарата (поражения ых связок, нёба, языка и другое).

В специальных детских садах и школах глухих людей учат пользоваться голосом и чтением по губам для общения, помимо изучения языка жестов. При этом глухонемота бывает:

  • врождённая. Если малыш родился глухим, то без специального обучения он останется немым;
  • приобретённая. При потере слуха после обретения речи ребёнок постепенно перестаёт разговаривать.
Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.