Когда новорожденный ребенок начинает различать вкус пищи?

Содержание

Что видит, слышит и чувствует новорожденный ребенок?

Когда новорожденный ребенок начинает различать вкус пищи?

Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа – так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный ребенок не видит и не слышит. Это была знаменитая теория «ребенок–пищеварительный тракт», которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.

Однако последние исследования показали, что новорожденный ребенок более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях, начиная с чувственного восприятия.

Зрение новорожденного ребенка

Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое.

Новорожденный ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся всего на расстоянии 25-30 см от его глаз.

Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш замечает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движениями блестящего красного шара.

Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу.

Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя новорожденный ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

Если обобщить данные исследований (когда и каким образом ребенок начинает различать мать или человека, ухаживающего за ним), то можно сделать вывод, что ребенок узнает мать по запаху в возрасте 10 дней, по голосу – через 5 нед, глазами – в возрасте 3-5 мес.

Было замечено, что новорожденного ребенка больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показать два листа бумаги – один серый, а другой – в черно-белую клетку, он будет смотреть на второй лист.

Зрение новорожденного ребенка развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам.

Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие – на сон. Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.

Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).

Слух новорожденного ребенка

У ребенка слух развит лучше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни (во всяком случае, в последние 2 мес).

Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы.

Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше – отца или мать, мнения расходятся.

Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке, ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т.е. к голосу матери.

Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.

Новорожденный ребенок может узнавать те звуки и музыку, которые он слышал еще до рождения. Он воспринимает разный тембр, громкость и высоту звука, интонации голоса человека. После рождения малыш слышит многие непонятные для него звуки, которые ранее были приглушены околоплодными водами, а теперь звучат совсем по-другому.

Но голос мамы новорожденный узнает сразу, с первых минут жизни, вследствие чего сразу чувствует себя в безопасности. Некоторые игры помогают развитию слуха новорожденного ребенка. Потрясите новой погремушкой сзади или сбоку от ребенка. Так вы будете поощрять малыша поворачивать голову в сторону звука.

Понаблюдайте за реакцией малыша, когда вы обращаетесь к нему из другой комнаты, пытайтесь разговаривать с ним, изменяя тембр своего голоса. Не забывайте о звуках, которые ребенок уже запомнил, пребывая внутри вас. Попробуйте поставить музыку, которую вы любили слушать в период беременности.

Это поможет успокоить ребенка, когда он вредничает или расплакался. Окружите ребенка разными интересными звуками: спойте или почитайте.

Вкус новорожденного ребенка

Новорожденному ребенку 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если – лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у новорожденных детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что такие продукты, как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока.

Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Другие же продукты характерны тем, что придают молоку неприятный вкус: это – чеснок, спаржа, лук, капуста.

Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких «сюрпризов».

Обоняние и осязание новорожденного ребенка

Пример, ставший классическим: если новорожденному ребенку дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая – нет, то ребенок повернется к первой салфетке.

Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным.

И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Новорожденный ребенок очень чувствителен к тому, как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие – возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано.

Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.

Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской.

Еще пребывая в утробе матери малыш тренировал свою тактильную чувствительность: он мог засунуть в рот пальчик, «подержаться» рукой за пуповину. Первые настоящие прикосновения ребенок ощутил в момент рождения.

Сразу же после появления на свет тактильные ощущения начинают активно «просыпаться». Кожа малыша очень чувствительна, она мгновенно реагирует на малейшее изменение температуры и самое легкое прикосновение. Кожа – самый чувствительный со всех органов.

Каждый сантиметр кожи новорожденного ребенка содержит около 6 млн клеток!

Источник: http://a-baby.com.ua/rebenok-novorogdennii-vidit-slishit.htm

Органы чувств малыша

Когда новорожденный ребенок начинает различать вкус пищи?

Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются у плода уже к 3-му месяцу. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями. 

К моменту рождения малыша каждое из пяти органов чувств – слух, зрение, осязание, вкус и обоняние – находится в рабочем состоянии. 

Новорожденные могут чувствовать запах, поскольку они, несомненно, ощущают вкус, а эти два чувства неразрывно связаны. Сразу после рождения ребенок четко видит и способен различать яркость и движение.

Он в состоянии ощущать звуковые колебания, еще будучи в утробе, и слышать при рождении.

Плод, находясь в матке, отвечает также на прикосновение, двигаясь в сторону плаценты и от нее, а после рождения дети с удовольствием реагируют на мягкое теплое поглаживание спинки и животика. 

СЛУХ

Ухо важно для организма не только как средство связи, в нем также расположен центр равновесия. 

Слуховая система начинает функционировать еще до рождения ребенка – с 6 месяцев внутриутробного развития. Младенец хорошо слышит голос матери и ее сердцебиение, а по мере развития слуха – окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

https://www.youtube.com/watch?v=tkiCIZe9JJk

С момента рождения развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды. На протяжении всего периода детства ребенок запоминает звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает, овладевая своеобразным «звуковым словарем».

Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от других людей. Прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, успокаивает ребенка, когда он плачет.

Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком. 

В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок способен определить местонахождение источника звука (то есть локализовать) справа или слева от себя. В ответ на звук он водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает. В этом возрасте у малыша появляется отрицательная реакция на резкие звуки: он вздрагивает, широко открывает глаза, морщится и начинает кричать. 

В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок реагирует на звук, издаваемый сзади, права и слева от него. Расстояние, на котором дети этого возраста слышат звук, составляет сначала 4 м, а в 12 месяцев – 6 м.

ЗРЕНИЕ

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза новорожденного в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения.

Еще в утробе матери малыш просто воспринимает слабый оранжевый свет, да и то лишь при непосредственном освещении живота матери. 

Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются в виде двух выступающих «почек» из головного мозга. Уже с рождения у ребенка образуется зрительный «словарь».

Глазное яблоко имеет сложное строение и состоит из трех слоев: склеры, видимой как белая часть глаза; сосудистой оболочки, богатой кровеносными сосудами, питающими чувствительную внутреннюю выстилку глазного яблока, сетчатки, содержащей светочувствительные нервные клетки, которые ловят изображение и передают его по зрительным нервам в головной мозг. Именно в мозгу эти изображения расшифровываются и создают зрительное восприятие. 

Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще вообще не образовалось. 

Через 2-5 недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).

На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20-75 см. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали.

При этом глаза у малыша могут быть направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. 

На 3-4 месяце острота зрения продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня. 

Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. А с 6 месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение.

В период от 8 до 12 месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами.

ОСЯЗАНИЕ

Известно, что плод еще в матке реагирует на прикосновение, поскольку на ранних сроках беременности он отодвигается от плаценты, а на более поздних – приближается к ней. 

Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи.

К 4 месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок.

Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание. 

К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. 

На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства – они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. 

Новорожденный бессознательно отвечает на прикосновение, хватая любой предмет, вложенный ему в ручку, или проявляя поисковый рефлекс при поглаживании щеки в области угла рта. Большинство младенцев с удовольствием реагируют на нежное и мягкое поглаживание; как в грудном возрасте, так и позже успокаивающее прикосновение является для ребенка существенной потребностью. 

К годовалому возрасту чувство осязания у ребенка развито достаточно хорошо и он может на ощупь опознать любимую игрушку. 

ВКУС

Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития. Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.

Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. 

Вкусовые почки у ребенка различают вкус так же, как и у взрослого. Разные области языка определяют различные вкусовые ощущения: горькое – в задней части, кислое – по бокам, соленое в передней чести и сладкое – на кончике языка. Горькая, едкая или кислая пища вызывает у младенца гримасу неудовольствия, он отворачивается или плачет. 

Грудные дети способны также определять разные степени сладкого и будут дольше и усерднее сосать из бутылочки сладкую воду, чем простую или слегка подслащенную. 

В возрасте, когда он едва начинает ходить, ребенок легко отличает шоколадное печенье от обычного. 

ОБОНЯНИЕ

Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.

Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

В носовой код выступают чувствительные, похожие на волоски окончания обонятельных нервов. Они определяют запах в воздухе и передают информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом.

Одно из первых ощущений, которое возникает у младенца, – это запах матери. Каждого человека сопровождает только ему присущий запах, который распознает чувствительное обоняние младенца.

Малыш реагирует на запах матери, потому что по нему он определяет источник утешения, приятных ощущений и пищи.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/happypregn/1810155

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Когда новорожденный ребенок начинает различать вкус пищи?

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете.

Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову.

Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий.

Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов.

У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека.

После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.

В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза.

Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи.

На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления».

Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие.

В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать.

Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты.

А развиваются они в процессе общения со взрослыми.

Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи “Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития” и “Что умеет новорожденный” на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/4935/novorozhdennyy-zrenie-sluh-osyazanie-i-obonyanie

Ребенок и его развитие в первые дни после рождения

Когда новорожденный ребенок начинает различать вкус пищи?

Прежде чем охарактеризовать основные особенности новорожденного ребенка, определимся с терминологией. Новорожденными принято считать детей до месяца.

Что нужно знать о новорожденных?

Появляясь на свет, малыш вынужден научиться не только дышать и кушать, но и регулировать теплообмен, защищать организм от вирусов и инфекций, различать время сна и бодрствования. Все это дети учатся делать в первые дни своей жизни, в результате чего у них наблюдаются активные изменения в организме.

За пределами уютных стен матки малышу нужно научить жить, расти и развиваться, поэтому с момента рождения в работу включаются все органы и системы жизнеобеспечения крохи, совершенствуются рефлексы.

У малыша начинают дышать легкие, налаживается процесс кровообращения, ЖКТ делает первые попытки переваривать поступающее молозиво.

Организм крохи уже способен в зависимости от температуры воздуха регулировать температуру тела.

На первый взгляд хрупкий и беззащитный малыш на самом деле отличается повышенными адаптационными способностями. Даже в самых сложных условиях его организм настроит системы жизнеобеспечения таким образом, чтобы выжить.

Следует понимать, что доношенные и недоношенные дети развиваются по разному графику. Поговорим об отличиях в процессе развития тех и других.

Основные характеристики доношенного ребенка

Доношенным считается ребенок, который на свет появился на 38-40 неделях. Нормальный вес для доношенного малыша — от 2,5 до 4 кг. Как правило, мальчики рождаются несколько крупнее девочек.  Превышающий 4 кг вес младенцев может повлечь за собой целый ряд сложностей во время родов.

В первые дни после рождения первоначальный вес крохи снижается в среднем на 250-300 г. Ребенок худеет за счет потери глюкозы и воды. В ближайшие несколько недель потери восполнятся. Нормой считается прибавка в весе новорожденного за первый месяц жизни до 600 г. На практике же бывает так, что, находясь на грудном вскармливании по требованию, кроха набирает в 2 раза больше.

Рост доношенного новорожденного малыша колеблется в пределах 48-53 см, причем у девочек длина тела обычно меньше, чем у мальчиков, на несколько сантиметров.

У здорового, своевременно появившегося на свет крохи гладкая, нежная кожа слегка розоватого оттенка.

Обилие сальных желез делает ее особенно эластичной, не допускает пересыхания. Особенность кожи новорожденного — выделение лизоцима, защитного вещества, которое препятствует ее заражению микробами.

Для того чтобы защитные вещества выделялись в нужном количестве, кожа малыша должна содержаться в чистоте.

Как только кроха появляется на свет, он оповещает об этом знаменательном событии пронзительным криком. Малыш уже в первые минуты после рождения отличается повышенной двигательной активностью. Основные рефлексы в этот момент уже также в норме. Если приложить младенца к груди матери, он начнет сосать и глотать.

У новорожденных детей температура тела несколько повышена по сравнению со взрослым человеком и доходит до 37 с половиной градусов. В первые дни могут наблюдаться незначительные скачки температуры, что связано в первую очередь с адаптацией организма крохи к новым условиям жизни.

Еще одна особенность новорожденного — нежные ткани между костями черепа на голове, получившие в народе название «роднички». По мере взросления крохи они будут закрываться за счет уплотнения костной ткани.

Особенности органов чувств младенца

В первые недели после появления на свет органы чувств новорожденного хотя и развиты, но несовершенны. Кроха способен различать вкусы, радуется, когда получает возможность попробовать что-то кроме молока, например сладкие капельки или отвар семян укропа от коликов. Против горьких или кислых микстур малыш будет отчаянно протестовать, отворачивая голову.

Обоняние новорожденного также несовершенно, но уже имеет свои особенности. Малыш проявляет особую чувствительность к запахам, способным раздражать его слизистую носа. Мамам будет лучше воздержаться от обработки груди лекарственными мазями с сильными запахами.

Осязание у крохи также достаточно развито. Малыш позитивно реагирует на прикосновения матери, засыпает и успокаивается, чувствуя тепло ее рук.

А вот зрение малыша в первые недели жизни еще далеко от идеального. Кроха видит объекты с размытыми контурами и только на расстоянии не менее 35-40 см. Глазные яблоки раскоординированы, что приводит к проявлению признаков косоглазия, которые обычно исчезают к трем месяцам. Отмечается отсутствие рефлекса мигания при максимально близком расположении предмета возле глаз.

Слышит малыш примерно на том же уровне, что и видит. У него проявляется реакция на громкие звуки, кроме того, кроха позитивно воспринимает звуки голоса мамы.

Как работают у новорожденных органы выделения?

Основные органы выделения начинают работать как только малыш появляется на свет. Уже в первые сутки активно функционирует мочевой пузырь, что проявляется достаточно частым мочеиспусканием (порядка 5-6 раз за день). Уже к концу первой недели, когда кроха начнет получать пищу, число это увеличится в два раза.

Что касается испражнений другого характера, то в первые несколько дней выделяемый кал — это первородный меконий, образовавшийся в организме младенца в утробе по большей мере из заглотанных околоплодных вод.

Как только желудок крохи начнет перерабатывать молозиво, а затем и грудное молоко, место мекония заменит нормальный кал кашицеобразной консистенции.

Кишечник младенца опорожняется не намного реже мочевого пузыря — до 5 раз в сутки.

Чем лучше и стабильнее будет работать кишечник ребенка, тем быстрее он сможет адаптироваться к жизни за пределами утробы матери.

У доношенных здоровых детей иммунная система развита настолько хорошо, насколько развитой она является у матери.

Именно поэтому так важно, чтобы беременная на протяжении всего срока вынашивания малыша придерживалась режима питания, сна, прогулок, принимала витаминные комплексы для будущих мам.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенными принять считать детей, которые появились на свет раньше 38-й недели. Степень недоношенности может быть разной и зависеть от сроков родов. Весят такие новорожденные меньше нормы: как правило, до 2 кг при длине тела до 45 см. Естественно, что недоношенные дети имеют свои особенности по сравнению с малышами, которые родились в срок.

Одна из основных особенностей — это минимальное количество или, в тяжелых случаях, полное отсутствие подкожного жира. Такие детки, как правило, недостаточно пропорциональные, с головой больше нормы, тонкими малоподвижными конечностями и смещенным к низу крупным пупком.

Уши малышей прижаты к голове и более нежные по сравнению с ушами доношенного малыша, ногти недоразвиты, кожа слишком тонкая, покрытая сеткой морщин.

Всю поверхность тела недоношенных новорожденных покрывает слой тонкого пуха, кроме того, у детей не до конца развиты половые органы: у мальчиков — это не опустившиеся яички, у девочек — прикрытая половая щель. Зрачки нередко могут быть затянуты белой пленкой.

Естественно, что яркость выражения отмеченных признаков будет зависеть от степени недоношенности крохи.

Внутренние органы и основные системы организма недоношенного младенца

Внешние признаки недоразвития — это лишь вершина айсберга. Основные проблемы касаются внутренних систем жизнеобеспечения и органов, которые к моменту появления на свет новорожденного не успевают пройти основные стадии внутриутробного развития. Обычно у малышей имеются проблемы с работой органов дыхания и ЦНС, а для большей части внутренних органов характерно состояние общей незрелости.

Как правило, недоношенных детей отличают:

  • вялость;
  • повышенная утомляемость;
  • тихий плач;
  • продолжительный сон;
  • поверхностное учащенное дыхание;
  • перепады температуры тела.

Обычно такие дети плохо едят, часто имеют проблемы с сосанием и глотанием, подвержены заболеваниям из-за несовершенных защитных свойств организма.

Что нужно знать об основных физиологических состояниях новорожденных?

Новорожденный ребенок развивается в соответствии с заложенными природой основными нормами, и проявление некоторых физиологических состояний для него является неизбежным. Чем больше родители будут знать об этих состояниях и их проявлениях, тем спокойнее они будут на них реагировать.

Нужно понимать, что физиологические состояния новорожденных проходят в большинстве своем в течение первых нескольких месяцев и лишь в отдельных случаях могут усугубится, перейдя в форму заболевания с ухудшением состояния здоровья малыша. Чтобы вовремя отреагировать на первые признаки таких сбоев, необходимо понимать суть этих закономерностей.

Рассмотрим основные из них.

Желтушка новорожденных

Желтушка у подавляющего числа новорожденных проявляется в середине первой недели жизни. Первой она становится заметной на лице крохи, после перемещается на тело и конечности. Яркий признак желтушки — характерный желтый цвет слизистых глаз.

Основная причина — недостаточная активность ферментных систем печени, которые не справляются с быстро нарастающим билирубином. Если развитие новорожденного не осложнено заболеваниями и инфекциями, то к середине первого месяца желтушка обычно проходит без специального лечения.

Если желтушка не проходит на протяжении нескольких месяцев (это обычно связано с тяжелыми родами, травмами новорожденного во время родов), врач назначает оптимальное лечение чтобы исключить усугубление проблемы.

Половой криз: что нужно знать?

Первым признаком полового криза у новорожденных является увеличение в размерах грудных желез, как у мальчиков, так и у девочек. Основная причина — переход гормональных соединений в организм новорожденного от матери. Наряду с набуханием желез у девочек в период полового криза могут появиться незначительные кровянистые выделения, у мальчиков — набухание гениталий.

Во время полового криза общее состояние малыша не изменяется и проявления его в большинстве случаев проходят без вмешательства медиков до окончания первой недели жизни младенца.

Потовые и сальные железы: признаки закупорки

В первые недели жизни крохи закупорка потовых и сальных желез не является редкостью. Признаком закупорки являются точки на лице малыша с характерным белым или желтоватым цветом. Специально лечить их не нужно – достаточно будет усилить уход за кожей младенца и подождать несколько дней, пока ситуация не изменится к лучшему.

Особенности режима дня новорожденного

Здоровый малыш в первые несколько недель после рождения все время посвящает укреплению сил для развития и роста — сну и питанию.

Перед сном кроху обязательно нужно купать в воде оптимальной для него температуры — 37-38 градусов.

Если малыша ничего не беспокоит, то его сон будет продолжительным и спокойным. Просыпаются новорожденные обычно по нескольким причинам:

  • чувство голода;
  • боль;
  • нарушение температурного режима;
  • грязный памперс;
  • общий дискомфорт.

В отдельных случаях ребенок может разбудить себя ручками, если его не пеленают. Просыпаются новорожденные примерно каждые 2 часа, чтобы получить очередную порцию грудного молока, независимо от того, день это или ночь.

Считается, что в первый месяц жизни не имеет смысл пытаться приучить младенца к определенному режиму дня. Со временем это действительно станет возможно, но на начальном этапе правильным будет кормить кроху по требованию, подстраиваясь под его график.

Начиная с третьей недели обязательными в режиме дня новорожденного должны стать прогулки на улице. В первые дни гулять можно будет не более 15-20 минут, постепенно увеличивая время. К окончанию первого месяца жизни малыша гулять с ним можно будет два раза в день — утром и вечером – как минимум по часу.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/rebenok-i-ego-razvitie-v-pervye-dni-posle-rozhdeniya.html

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.