Каковы причины снижения интеллекта у современных детей?

Содержание

Умственная отсталость у ребенка. Причины возникновения. Диагностика

Каковы причины снижения интеллекта у современных детей?

Диагноз “умственная отсталость” ставится при серьезном отставания в развитии у ребенка.

Подход к диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо уделять большое внимание фиксированию наблюдений за ребенком.

Эти наблюдения дают очень много полезной информации и вместе с тестами на психологическое развитие ребенка позволяют самостоятельно определить наличие или отсутствие умственной отсталости у ребенка.

Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч.

ὀλίγος — малый + φρήν — ум) – это приобретенное в раннем возрасте или врожденное психологическое недоразвитие, вызванное органической патологией, главным проявлением которого является интеллектуальная отсталость и социальная дезаптация.

Проявленя умственной отсталости:

Проявляется в первую очередь в отношении разума (логичность действий, решение простейших задач), а также проявляется в сфере эмоций, воли, речи и моторики.

Термин «олигофрения»

В современном понимании этот термин тракитуется шире и включает в себя не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, но и социально-педагогическую запущенность.

Такой диагноз при умственной отсталости ставится в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма

Умственная отсталость при врождённых (органических поражениях головного мозга) психических изменениях изменениях отличается от приобретённого слабоумия, или деменции.

Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого, здорового физически человека, не достигает нормального (среднего) уровня.

Причинами развития умственной отсталости являются следующие факторы:

1) тяжелые наследственные заболевания; 2) тяжелые роды, вызвавшие повреждение головного мозга (асфиксию, гипоксию); 3) преждевременные роды; 4) болезни центральной нервной системы и травмы в раннем возрасте;

5) генетические аномалии (синдром Дауна);

6) инфекционные и хронические заболевания матери в период беременности (корь, краснуха, первичное инфицирование вирусом герпеса); 7) злоупотребление матерью алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов на момент вынашивания ребенка; 8) безучастие и недостаточное участие родителей в развитии ребенка (ситуационная умственная отсталость)

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

* Внешние проявления при синдроме Дауна

Диагноз «умственная отсталость» должен быть подтвержден тестированием. Для этого используют специальные методики (диагностические шкалы)

Самые распространенные диагностические шкалы определения степени развития:

  • шкала Бейли-П для детей с 1 месяца до3 лет,
  • шкала Векслера от 3 до 7 лет и
  • шкала Стэнфорда-Бине для детей школьного возраста.

Степени умственной отсталости

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

Традиционная классификация умственной отсталости

В традиционной классификации существуют 3 степени:

  • дебильность
  • имбецильность
  • идиотия

Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. 

Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. 

Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.  

По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Степень умственной отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент интеллекта (IQ) Психологический возраст
ЛёгкаяДебильность50—699—12 лет
УмереннаяНерезко выраженная имбецильность35—496—9 лет
ТяжёлаяВыраженная имбецильность20—343—6 лет
ГлубокаяИдиотиядо 20до 3 лет

* Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория «другие формы умственной отсталости».

Прогноз состояния

На сегодняшней день это нарушение (особенно, если оно связано с ограническим поражением головного мозга) считается неизлечимым.

Однако, при постановке данного диагноза это не значит, что развитие ребенка прекращается. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, просто оно может отличаться от нормального (среднестатистического) уровня.

Для определенной “помощи” ребенку в развитии уственных способностей проводится специальное лечение. Прежде всего, оно направлено на развитию интеллекта.

В случае обнаружения патологии у ребенка лучше его устроить в специализированное дефектологическое учреждение либо же составить индивидуальную программу обучения в соответствии со способностями и потребностями ребенка.

Для таких детей существуют специальные школы, группы в детских садах, в которых дети учатся по особым программам, направленным на компенсацию данных проявлений.

При правильных и своевременных занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, неврологом – многие отклонения могут быть скорректированы.

Важное место занимают занятия с логопедом, так как речь взаимосвязана с мышлением. При средней и тяжелой форме умственной отсталости может быть назначено медикаментозное лечение.

Очень важна система социальной адаптации таких детей в обществе.

При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.

Источник: https://obrmos.ru/go/go_ds/Articles/go_ds_art_umstv.html

Нарушение интеллекта – это… Основные нарушения, характеристика, формы, диагностика, причины и способы лечения

Каковы причины снижения интеллекта у современных детей?

Как правило, нарушение интеллекта – это утрата способности запоминать какую-либо информацию, а также четко ее интерпретировать.

Человек теряет не только некий запас информации, изученной ранее, ему также становится труднее применять в жизни навыки, которыми он всегда владел, становится невозможным реализовать свои навыки в профессиональной сфере.

Беднеет также и эмоциональная часть жизни человека, он теряет возможность испытывать глубокие чувства, способность к эмпатии.

Причины

Распространенная причина нарушения интеллекта – наследственность. Интеллектуальные нарушения могут возникнуть из-за двух причин, связанных с генетикой:

  1. Первая – нарушения генетически передаются от родителей, даже если они внешне кажутся вполне здоровыми, но являются носителями рецессивных генов.
  2. Вторая причина нарушения интеллекта – это генетическая мутация или же неправильно сложившийся хромосомный набор (вместо 46 хромосом большее или меньшее количество).

Дети, зачатые в состоянии алкогольного или наркотического опьянения часто имеют нарушения в интеллектуальном развитии, пусть иногда незаметные при определенных условиях или до определенного времени.

Алкоголизм или наркомания матери во время беременности негативно сказывается на состоянии плода, его нервной системе, проблемы с которой могут спровоцировать отклонения в физическом или умственном развитии.

В период беременности будущей матери необходимо беречь себя от инфекций, заболеваний, проходящих даже в легкой форме, травм (особенно в области живота, спины и поясницы), так как все вышеперечисленное может спровоцировать нарушения интеллекта. Многие будущие матери опасаются рождения ребенка раньше установленного срока, и не без оснований, ведь это также является одной из причин отставания в развитии.

Прохождение ребенка через родовые пути не только сильнейший стресс, который преследует грудничков в кошмарах, но и чрезвычайно опасное путешествие, в результате которого ребенок может получить травмы. Некоторые из них являются пусковым механизмом для развития интеллектуальных нарушений. Нехватка кислорода в первые минуты жизни также может послужить причиной для отставания в умственном развитии.

Опасные инфекции, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, – еще одна причина для нарушения интеллекта в будущем.

Проявление

В самом начале больной не может демонстрировать другим свои чувства в обычных ситуациях. Дальше все только усугубляется, и человек уже не способен ни на какие чувства, его эмоциональные реакции снижаются, он выглядит отстраненным, бесчувственным и холодным.

Человек теряет смысл жизни, целеустремленность. В запущенных случаях характер больного полностью меняется до неузнаваемости, приобретает несвойственные ему черты. Ясность мышления нарушается. Человеку сложно сфокусироваться на одной мысли и выразить ее. Он теряет интерес к любым своим прошлым увлечениям и в итоге замыкается в себе, становится зацикленным на своих внутренних размышлениях.

Органические поражения головного мозга, как правило, приводят к стойким необратимым нарушениям умственной деятельности. Следствием этого являются различные формы нарушения интеллекта. По-другому это называют “умственная отсталость”. Существуют два вида нарушения интеллекта:

  • олигофрения – врожденная форма недоразвития интеллекта;
  • деменция – приобретенная в течение жизни форма слабоумия.

Врожденная олигофрения, в свою очередь, может быть различной степени тяжести и выраженности. Выделяют три основных подвида данной патологии, а именно:

  • легкая степень олигофрении (дебильность). Характеристика нарушений интеллекта следующая: наличие определенных умственных способностей (формирование речи, наличие механической памяти, умение считать), данная форма позволяет выполнять низкоквалифицированный физический труд;
  • недоразвитие средней степени (имбецильность). Для данной формы характерны бедная и косноязычная речь, очень низкая обучаемость, неуклюжесть. При такой патологии больного можно приучить к минимальному самообслуживанию, но выполнять какую-либо несложную работу он должен исключительно под внешним контролем;
  • крайняя степень недоразвития (идиотия) характерна полным отсутствием психического мышления и речи, полной неспособностью получить навыки самообслуживания.

Олигофрения является следствием патологий внутриутробного развития, патологических, конституционных и генетических влияний на плод, а также следствием поражений мозга в первые три года жизни ребенка. К основным признакам олигофрении относятся следующие нарушения интеллектуальной деятельности по степени тяжести:

  • какой-либо умственный дефект, сочетающийся с нарушениями речи, моторики, памяти, выражения эмоций, дефекты поведения;
  • тотальная умственная недоразвитость.

Другой, не менее часто встречающейся формой нарушения интеллекта является деменция, которая всегда является приобретенной и никогда не бывает врожденной. Деменции характеризуются умственной (интеллектуальной) деградацией, снижением эмоциональных проявлений, воли, выход из круга интересов, присущих ранее.

Рассматривая данную патологию, можно выделить такие подвиды: тотальная (либо глобарная, диффузная) и очаговая (лакунарная). При тотальной деменции полностью нарушается интеллектуальные способности. Происходит распад личности, наблюдаются острые расстройства памяти, отсутствует критическое мировосприятие.

Такие деменции могут быть следствием травм головного мозга, церебральных нарушений головного мозга, повторных инсультов, могут развиться в старости. При частичных деменциях интеллект частично сохраняется, присутствует выборочная память.

Состояния приобретенной деменции характеризуются головокружениями, частыми головными болями, тошнотой, судорогой, спазмами, психическими расстройствами.

Отдельно следует остановиться на проявлениях органической деменции у детей, поскольку ее признаки должны вызвать обеспокоенность:

  • такие нейродинамические патологии, как быстрая психическая утомляемость, резкое замедление действий, неспособность к разного вида напряжениям, нарушения логического мышления;
  • вялость, медлительность, пассивность, апатия, низкая инициативность;
  • нарушения критического восприятия и целенаправленности мысли.

Социальный интеллект

Нарушение социального интеллекта – это патология социального познания. В общих чертах при такой патологии человек не в состоянии воспринимать и контролировать объекты и отношения социума во время своей деятельности и подстроиться под окружающих.

Конечно же, сам по себе социальный интеллект не является достаточным условием для формирования личности, но его исправное состояние обязательно. Патологией обладают люди, страдающие шизофренией.

При исследовании большого числа таких больных была проведена оценка суждения ситуаций общества, память на имена, чувство юмора.

На основе полученных результатов заключили, что нарушение интеллекта – это патология, которая сначала считалась следствием когнитивных способностей, но позднее ее стали выделять как самостоятельный процесс, поддается лечению, хотя и очень трудному.

Также были найдены методы формирования социального интеллекта, что дает возможность социальной адаптации «особенных» людей. К таким методам относятся моделирование ситуаций из реальной жизни, увеличение роли интеллекта в повседневной практике, мотивация речи (возможность понятного общения) и еще другие.

В настоящее время, используя известные методы, больные имеют возможность влиться в наш социальный мир, но стоит помнить, что они требуют к себе большего внимания и поддержки.

Речь и интеллект

Если ребенок не может четко и членораздельно говорить, осознанно строить предложения, то это повод задуматься: нет ли у него каких-либо отклонений в интеллектуальном плане? Конечно же, не стоит паниковать сразу же. Грамотный специалист при осмотре сумеет определить, с чем связаны нарушения – с неправильной работой мозга или же неполадками речевого аппарата (прикус и т. д.). Причины нарушения речи и интеллекта:

  1. Наследственность. Если отец или мать имеют какие-либо нарушения речевого аппарата, то вполне возможно, что эти нарушения перейдут к ребенку.
  2. Некоторые инфекционные или воспалительные заболевания матери во время беременности могут привести к неправильному формированию участков мозга, отвечающих за правильную речь.
  3. Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, также влияют на формирование речевого аппарата и неполадки с речью в будущем.
  4. Неподходящая сфера обитания (пьющие родители, родители-наркоманы).
  5. Родители, не уделяющие должного внимания своим детям, не должны удивляться, если их дети приобретут нарушения речевых функций.

Нарушения речи в некоторых случаях могут спровоцировать низкую успеваемость, отставание в интеллектуальном развитии, недопонимание со сверстниками, насмешки.

Поэтому стоит помочь ребенку, водить его к специалистам и приложить должные усилия к исправлению недостатков.

Эмоциональный интеллект

Основные нарушения эмоционального интеллекта могут проявляться в виде неконтролируемого выплеска эмоций в качестве реакции на определенные ситуации. Как правило, человек в этом случае, эмоционально реагируя, не отдает себе отчета в степени своих чувств.

Эмоциональное реагирование, или, по-другому, эмоциональные реакции, выраженные в острой форме, – это то, что человек испытывает в той или иной ситуации. Они чем-то похожи на перемены настроения, однако длятся намного меньше.

Эксплозивность – это чрезмерная возбудимость больного, бурная реакция на различные события. Такая реакция, как правило, может проявиться даже без особого повода.

Эмоциональное застревание – это продолжительное состояние апатии, которое может не прекращаться в течение длительного времени и оказывать сильное влияние на поведение человека.

Обычно это происходит с людьми, которые долго таят на кого-то обиду, им сложно справиться с этим чувством. Оно начинает вредить им же изнутри.

Чувство потери чувств – какая бы это ни была тавтология, однако это ужасное состояние, при котором человек становится отстраненным.

Слух и интеллект

Дети, имеющие одновременно и нарушения слуха, и нарушения интеллекта, медленно осознают изменения в окружающем их пространстве, плохо осознают самих себя и крайне редко умеют контролировать свои эмоции, поступки и действия. Существует несколько видов совмещения данных нарушений:

  • Одно нарушение является врожденным, а одно – приобретенным (нарушение слуха врожденно, а нарушение интеллектуального развития приобретено в результате болезни или наоборот).
  • Оба нарушения являются врожденными.
  • Они приобретены в результате болезни или травмы.

Обучение школьников с нарушением интеллекта невозможно в обычных школах, так как им будет крайне сложно понимать задачи учителя и еще сложнее справляться с ними на должном уровне. Здесь нужен другой подход. Можно выделить два пути решения: первый – обучение на дому, второй – обучение в специализированном заведении.

Обучаясь на дому, ребенок с нарушениями слуха и интеллекта не будет чувствовать себя не в своей тарелке. Специалист найдет подход, сможет заинтересовать ученика и сделать учебный процесс легким, красочным и интересным. Обучение в специальных заведениях – тоже неплохой вариант.

Помимо правильного учебного процесса и надлежащего внимания специалистов ребенок получит навыки общения, научится контактировать с другими людьми, дружить, помогать и поддерживать.

Диагностика

Диагностика нарушения интеллекта и развития, в том числе и на ранних стадиях у детей, позволяет выявить отклонение в развитии умственных способностей и принять спектр важных мероприятий для устранения возможных причин и последствий. Условия для положительных результатов мероприятий:

  • Исходный уровень интеллекта.
  • Насколько значительно отклонение от нормы.
  • Правильно проведенная диагностика.
  • Анамнез и причины.

Для выявления исходного уровня, величины его отклонения и правильности проведения диагностики психиатрами используется ряд тестов.

Основные тесты, их особенности и различия

На начальном этапе жизни человека проводится оценка психомоторного и речевого развития. Оценка проводится путем наблюдением за ребенком. Оценивается развитие речи, способность различать цвет предметов и их размер, а также точность его движений. Для дошкольников и учеников обширно применяются психологические методики изучения персонального понимания поговорок, стихов и т. д.

  • Основным тестом диагностики нарушения интеллекта является методика Векслера, большинство его знает как коэффициент интеллекта.
  • Тест Айзенка. Следует понимать, что для правильного диагностирования отклонения интеллектуального нарушения необходимо проводить такие тесты только опытным врачам-психиатрам. Также важно понимать, что исследование должно проводиться только в динамике.

Способы лечения

Лечение нарушений интеллекта у взрослых и у детей будет значительно отличаться друг от друга в зависимости от стадии заболевания. Стоит понимать, что все сугубо индивидуально.

Существует специфическое лечение нарушения интеллекта – это терапия, направленная на устранение причин, которые привели к расстройству интеллекта. После выявление причин подбирается индивидуальная терапия для каждого пациента. Немаловажное значение в восстановлении интеллекта, независимо от того, были нарушения врожденными или приобретенными, имеет адаптация больного в социуме.

Для детей должна быть составлена специальная программа, включающая образовательные и воспитательные аспекты. Их необходимо обучить первостепенным навыкам, которые пригодятся им в обществе.

Нельзя забывать о том, что больной, страдающий от нарушения интеллекта, нуждается в поддержке тех, кто находится с ним рядом. Пациенту трудно осознать и понять некоторые ситуации, что угнетает еще больше, и он начинает понимать, что отличается от остальных. Именно поэтому важно давать таким людям всю свою любовь и понимание, тогда им станет гораздо проще.

Источник: https://FB.ru/article/381364/narushenie-intellekta---eto-osnovnyie-narusheniya-harakteristika-formyi-diagnostika-prichinyi-i-sposobyi-lecheniya

Дети с нарушением интеллекта

Каковы причины снижения интеллекта у современных детей?

Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи. 

Характеристика и особенности детей с нарушением интеллекта

Прежде всего, нужно понимать, что подразумевает понятие «нарушение интеллекта». Это необратимые дегенеративные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями.

Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления.

Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося младенца всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. Интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры сводятся к простому манипулированию, контакты со сверстниками слабые, низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, при нарушении интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дошкольники несамостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам детишки не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.

Дети с глубоким нарушением интеллекта

В педагогике принято классифицировать нарушения интеллекта по степени его проявления. Глубина умственной отсталости разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Самой глубокой степенью умственной отсталости является идиотия.

Поэтому детям-идиотам осмысление окружающего недоступно вообще, у них очень медленно развивается функция речи, а иногда и не развивается вовсе, им характерны нарушения координации движений и моторики, они не ориентируются в пространстве.

В большинстве случаев такие нарушения тяжелы настолько, что больные не могут вести никакого образа жизни, кроме лежачего.

У них слишком медленно и с большим трудом формируются навыки самообслуживания, гигиенические в том числе. Обычно идиоты недееспособны в правовом смысле.

Они не подлежат обучению и с согласия их родителей пребывают в спецучреждениях — детских домах для умственно отсталых. Там им оказывают медицинскую помощь и уход.

Однако государственная система социального обеспечения не исключает содержания детей-идиотов в семье.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого малыша, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность.

Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.

Для этого родители должны:

  1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие. 
  2. Проявлять к своему малышу терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.  
  3. Регулярно хвалить дитя. 
  4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать в нем самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

С родителями обязательно надо проводить целенаправленную работу, консультировать их и оказывать психологическую поддержку. Такие семьи не должны оставаться сам на сам со своими проблемами. Ведь инвалидность ребенка — это не только личное дело его семьи.

Важно, чтобы родители детей-инвалидов общались между собой, делились опытом, верили в свои силы, имели духовного наставника.

Дети с нарушением интеллекта: подготовка к школе и обучению

Низкий интеллект и особенности волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития не дают им возможности овладевать программой общеобразовательной школы. Для них усвоение учебного материала чрезвычайно сложно. Ведь физиологически это обусловлено недоразвитием функций ЦНС.

Даже усвоение элементарных знаний по математике требует развития абстрактного мышления. Ввиду нарушения этой функции у таких деток они с огромными трудностями овладевают элементарными математическими операциями.

 Общая интеллектуальная слабость и нарушения моторики, соматические нарушения ограничивают круг их деятельности.

Очень часто родители и при незначительных нарушениях интеллекта, и при явном проявлении дебилизма не соглашаются отдавать ребенка в специализированную школу. По мнению специалистов, они просто не хотят признавать, что их малыш особенный, не такой, как все. Но такой позицией они оказывают своему ребенку лишь «медвежью услугу».

Потому что им самим не по силам адаптировать свое особенное дитя к условиям жизни в нормальной школе и обществе. Родители сами просто не могут помочь ему стать успешным учеником.

Со временем нарушения интеллекта без надлежащей коррекции будут проявляться все глубже, и такому ребенку грозит негативное и насмешливое отношение окружающих.

Самооценка и социализация детей с нарушением интеллекта

Поскольку все мыслительные операции ребенка с нарушением интеллекта недостаточно сформированы либо вообще слабо проявляются, то его основная социальная черта — отсутствие самокритичности, неспособность оценить свои возможности и работу. Такие дети обычно не понимают своих неудач, они довольны собой.

Огромное значение для социализации в данном случае играет трудотерапия. Это ферма и огород, мастерская и работа руками. Трудотерапия, по мнению коррекционных педагогов, помогает развивать эмоционально-волевую сферу. А еще для развития эмоциональной сферы важен контакт с животными.

Забота о котах, собаках, домашней птице позволяет деткам с нарушениями интеллекта быть затребованными и ощущать свою необходимость. Обычно в уходе за животными они с удовольствием копируют действия взрослых.

Им проще выполнять цепочку механических действий в уходе за животным и таким образом формировать регулярный навык и привычку заботиться о нем.

Следует отметить, что в условиях деревни и работы на земле таким детям легче социализироваться.

Ведь трудовая деятельность под руководством взрослого формирует у ребенка, а потом и молодого человека, новые коммуникативные навыки, улучшает общую моторику, раскрывает резервы формирования личности.

Это способствует активному включению детишек с нарушениями интеллекта в социальную жизнь общества.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/deti-s-narusheniem-intellekta.html

Интеллектуальное развитие ребенка

Каковы причины снижения интеллекта у современных детей?

Развитие интеллекта у детей может происходить самостоятельно или под чутким руководством взрослых. Ясное дело, что один и тот же ребенок, развивающийся в разных обстоятельствах, вырастет совершенно иным человеком. Так, если в раннем возрасте развитием ребенка будут активно заниматься, то он сможет добиться большего, чем если родители пустят ситуацию на самотек.

Правы те, кто не стоит в стороне, позволяя крохе самостоятельно развивать свой потенциал, выявлять задатки, находить им применение.

И неправы родители, перекладывающие развитие своего чада на детские образовательные учреждения.

Однако есть еще и момент чрезмерного давления ради всестороннего развития, проявляющегося круглосуточной нагрузкой на ребенка, что выливается в психические расстройства, хроническую усталость и апатию.

При этом многие родители задаются вопросами не только о том, как развить интеллект ребенка, но и какие факторы влияют на данные процессы.

От кого малыш получает склонность к мышлению? Чьи гены преобладают? И так далее, и тому подобное.

Если верить результатам исследований, то умственные способности чаще всего передаются от матери, при этом на развитие ума влияет только среда и условия, в которых воспитывается карапуз.

Как только у малыша сформируется характер, у него появится желание познавать мир. Вот тут-то и надо проявить максимум усилий. Но не в развитии интеллекта как такового, а в стимуляции желания к познанию. Привить крохе интерес поможет только комплексный подход, главным условием которого является предоставление выбора.

Развитие интеллекта у ребенка берет свое начало еще в утробе матери. Не зря многие беременные женщины слушают классическую музыку, которая благотворно влияет на интеллект будущего малыша. При этом мамочки выбирают плавные, нежные и красивые мелодии.

Они не только успокаивают, но и формируют чувство прекрасного, активно воздействуя на мозговые центры.

Именно в момент прослушивания мамой классики клетки мозга плода активизируются и передают ребенку максимум положительной информации, непосредственно влияющей на развитие интеллекта.

Факторы развития интеллекта у детей

Большинство родителей думают, что основные факторы развития детского интеллекта – это внимание со стороны взрослых, общение на равных и развивающие занятия. Все так, но не совсем. Например, одним из не менее важных факторов, который часто не учитывается взрослыми, является правильное питание.

Исследования подтверждают тот факт, что не только на жизнедеятельность ребенка, но и на его умственные способности особое влияние имеет грудное молоко. Кроме того, сбалансированное питание в раннем возрасте формирует умственные качества, развивающие интеллект вплоть до подросткового возраста.

Поэтому вопрос, кормить ли ребенка грудью или при сбоях лактации перейти на адаптированные смеси, отпадает сам собой.

Лактацию следует налаживать! Если же она не возвращается в полной мере, то кормить кроху необходимо хотя бы тем количеством грудного молока, которое имеется, даже если приходится делать это при помощи ложечки или бутылочки после предварительного сцеживания.

Следующий фактор, влияющий на развитие интеллекта, – это условия воспитания. Ребенок нуждается в покое и позитивной обстановке.

Напряженность приводит к частым стрессам, которые в дальнейшем отбивают охоту учиться. Поэтому малышу следует дарить максимум положительных эмоций, при этом стараясь не избаловать вседозволенностью.

Спокойная, благоприятная, радостная и светлая атмосфера – вот залог желания развиваться у малыша.

Что еще необходимо крохе для развития умственных способностей? Конечно же, забота, поддержка, тепло, любовь, внимание, позитивный настрой, которые бы передавались от родителей к чаду. Дети должны не только слышать, что их любят, но и чувствовать это каждой клеточкой. Дарите своим отпрыскам любовь. И не только в осознанном возрасте, а уже с рождения. А еще лучше – с утробы!

Когда ребенок чувствует любовь, он чувствует свою значимость. Это важно для развития интеллекта, ведь с осознанием своей значимости ребенок приобретает уверенность в себе и собственных силах. Поэтому, кроме любви, не следует забывать еще и о похвале. Ведь есть такие родители, которые никогда не забывают о порицании, но всегда забывают о похвале и ее значении для развития будущей личности.

Хвалить следует даже самые маленькие достижения. Пусть ребенок живет положительными эмоциями. Одобрение играет большую и важную роль на пути к подвигам. Вдохновляйте своего гения – пусть он творит и совершенствуется без страха и оглядки на упреки и порицания.

Способы развития умственных способностей

Первое и самое главное правило в воспитании ребенка – это уважение. Причем не только ребенок должен уважать родителей, но и они его! Да, это маленький карапуз, но в первую очередь он является человеком, со своими желаниями, способностями, страхами и надеждами. Поэтому родителям следует научиться уважать свое чадо и демонстрировать это уважение с ранних лет.

Кроме уважения, ребенок нуждается в постановке выполнимых задач. Не следует требовать от него того же, что и от взрослых. Одно дело уважать малыша, как взрослого, другое – требовать того, что он заведомо не осилит, а в итоге будет вынужден признать поражение, сопровождающееся разочарованием и занижением самооценки.

В доме, в котором растет гармоничная и целеустремленная личность, всегда царит уют и взаимная поддержка. Не надо делать все за ребенка – просто вселите в него веру в собственные силы, поддержите и помогите. Не требуйте многого: это может запутать и испугать. Малышу придется думать, как вам угодить, при этом он будет понимать, что не в состоянии этого сделать.

Гармоничное развитие интеллекта нуждается в стимуляции посредством притока в мозг кислорода. Для этого необходимо регулярно бывать на свежем воздухе и не менее регулярно проветривать помещения.

Прогуливаться лучше в парках и скверах, где нет повышенной загазованности. Улучшить приток крови помогает еще и регулярная зарядка или гимнастика.

Также она полезна для укрепления общего состояния здоровья.

Прекрасный стимулятор развития интеллектуальных способностей – книги. С младенчества их могут читать детям родители, а чуть позже малыш сам захочет научиться читать. При этом следует не только читать, но и обсуждать прочитанное, подталкивая кроху к мыслям и рассуждениям.

Таланты ребенка

Чтобы развивать таланты ребенка, их сначала необходимо выявить. Как это сделать? Самый простой способ – понаблюдать за малышом. Он обязательно проявит свои способности и интерес к тому или иному виду творчества или ремеслу.

Что привлекает кроху? Что ему интереснее всего делать? О чем он может говорить бесконечно? Какая главная мечта у юного отпрыска? Ответы на все эти вопросы позволят собрать цельную картинку. При этом самое главное, что должны сделать родители, – спросить у ребенка, чем бы он хотел заниматься, а не решать это за него, что делает большинство родителей.

Причем они выбирают направление деятельности, ориентируясь не на возможности малыша, а на свои амбиции, чаще всего неудовлетворенные в собственном детстве.

Некоторые мамы и папы отдают детей в школы раннего развития, желая как можно раньше начать обучать малыша, чтобы потом иметь возможность похвалиться его успехами перед знакомыми, родными и близкими. Этот подход неверен. Как и то, что ребенок не должен учиться с самых пеленок. Детство на то и дано человеку, чтобы познавать мир в игре, свободно, без обязательств и принуждения.

Чтобы у ребенка появилось желание учиться, ему необходимо обеспечить психологический комфорт. Перегружая сына или дочь, тем более в раннем возрасте, родители добьются обратного эффекта. К тому моменту, как кроха пойдет в школу, он может возненавидеть сам процесс обучения или потерять к нему интерес.

Оптимальный возраст, в котором специалисты рекомендуют отдавать детей в специализированные кружки, – это пять-шесть лет, но никак не три года, когда ребенок должен быть только ребенком, без забот и стрессов человека с плотным графиком.

Передаются ли таланты по наследству? Скорее нет, чем да. Гены, естественно, имеют важное значение. Но иногда их сочетание может дать поразительный результат, которым не обладал никто из предков, ни по одной из линий.

Если в ребенке развивать природные задатки, то они могут порадовать прекрасными результатами. Главное условие развития – удовольствие малыша, которое он должен получать от процесса. При этом сам ребенок обязан быть крепким и здоровым.

Только с такими условиями можно смело идти вперед к поставленным целям и успеху.

Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/intellektualnoe-razvitie-rebenka.html

Задержка умственного, интеллектуального развития

Каковы причины снижения интеллекта у современных детей?

→ Информация о заболеваниях → Задержка умственного, интеллектуального развития

Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

Причины умственной отсталости

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны.

Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг – менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний. В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей). Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.

Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.

Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко.

Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики.

Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно. Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей – дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.

В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками.

Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции. Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни. Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Интеллектуальная инвалидность

Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития – инвалидности может варьироваться – легкая, средняя, тяжелая или глубокая. Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями. Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:

  • Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
  • Трудности в общении с другими людьми;
  • Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
  • Проблемя с обучением в школе;
  • Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
  • Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
  • Неспособность логически мыслить.
  • Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
  • Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 50-70;
  • Развитие медленнее, чем у большинства детей;
  • Нет необычных физических признаков;
  • Может обучиться практическим навыкам;
  • Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
  • Нормальные социальные контакты;
  • Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
  • Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 35-49;
  • Заметные задержки развития, особенно речи;
  • Может иметь необычные физические признаки;
  • Можно обучить простому общению;
  • Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
  • Может выполнять простые действия;
  • Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
  • Могут отправляться одни в знакомые места.
  • Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 20-34;
  • Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
  • Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
  • Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
  • Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
  • Потребность социального руководства и контроля.
  • Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ

Источник: http://www.reacenter.ru/zaderzhka-umstvennogo-razvitiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.