Исследование слуха камертонами

Камертоны. Исследование слуха

Исследование слуха камертонами

Функциональная характеристика слухового анализатора имеет важное значение не только для диагностики ушных заболеваний, но и для профотбора (отбор кандидатов для некоторых профессий, определение выносливости). Особенно важным является массовое исследование детей с целью выделить группы с начинающимися нарушениями слуха (для последующей профилактики тугоухости).

Наконец, большую роль играют методы функционального исследования уха при выборе приборов, улучшающих слух. Каждая из упомянутых задач имеет определенный объем и свой метод исследования функций звукового анализатора.

Картина заболевания бывает иногда настолько ясна, что используют только самые несложные приемы, позволяющие получить достаточные сведения о функциональных способностях уха.

В других случаях необходимо применять весь арсенал способов исследования слуха, вплоть до самых сложных, для решения вопроса о характере и уровне поражения. Это нередко имеет место при выработке показаний к операциям, целью которых является улучшение слуха (фенестрация, тимпанопластика и т. д.), а также для дифференциальной диагностики центральных форм тугоухости и т. д.

Тональная аудиометрия

Для исследования слуха отдельными тонами (тональная аудиометрия) требуются источники звуков, которые давали бы возможность получить чистые тоны широкого диапазона слышимых частот любой силы. В настоящее время пользуются как камертонами, так и электрическими генераторами звуков – аудиометрами.

К преимуществу камертонов относится относительная простота их устройства;
ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени (поэтому они не требуют специальной проверки); портативность и сравнительно хорошая чистота звука (т. е. сила обертонов невелика).

Особенно удобны камертоны в поликлинической практике, у постели больного, при исследовании больных на дому.

При помощи камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость. Для получения надежных результатов камертоны должны быть хорошего качества, ножка и бранши их должны давать тон одной и той же высоты. Во время исследования следует держать камертон за ножку, лишь слегка сдавливая ее пальцами. Плотный охват ножки сокращает время звучания камертона.

При исследовании воздушной проводимости акустическую ось камертона (проходящую поперек обеих браншей) ставят на одну линию с осью слухового прохода. Бранша камертона должна находиться в непосредственной близости от отверстия слухового прохода, но не касаться козелка и волос.

Через каждые 3-5 сек камертон отдаляют и вновь подносят к уху, чтобы, по возможности, исключить влияние адаптации и утомления

Исследование остроты слуха с помощью камертона

Наиболее важным при любом исследовании слуха является определение остроты слуха. Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т. е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

Для получения пороговой интенсивности звука на практике применяются в основном три приема:

  1. используется звук постоянной силы (например, тиканье часов, звук акуметра, шепотная речь), ослабление которого достигается удалением источника звука от испытуемого, причем сила звука падает пропорционально квадрату расстояния;
  2. источник звука (например, камертон) приводится в максимальное колебание, и благодаря трению амплитуда все время уменьшается. Так как между временем звучания и величиной амплитуды (т. е. силой звука) существует известная корреляция (хотя и нелинейная), то можно пороги выражать в относительных единицах времени (способ Конта);
  3. применяется электрический генератор, силу звука которого по желанию можно изменять при помощи аттенюатора. При способе Конта целесообразно отмечать время слышимости не в абсолютных цифрах (секундах), а в процентах ко времени восприятия камертона здоровым ухом, что дает возможность сравнивать остроту слуха при пользовании разными камертонами.

Исследования производятся обычно в “тихом”, но не звукоизолированном помещении. Шумовой фон таких помещений достигает 20-30 ДБ.

Другой вариант определения порога воздушной проводимости заключается в том, что после того как испытуемый перестал слышать звук камертона, последний подносится к уху исследователя, и таким образом определяется различие во времени восприятия звука больным и нормальным ухом.

Этот метод имеет ряд преимуществ, так как требует меньше времени, отпадает трудность придавать камертону одинаковую силу звучания и, наконец, исследуемый и исследователь находятся в одинаковых условиях (одно помещение, один и тот же шумовой фон и т. п.).

Влияние этих факторов не будет заметным образом отражаться на результатах опыта. Однако такое исследование требует большего внимания, и сам испытующий должен обладать нормальным слухом.

Обычно исследуются пороги ряда камертонов: например, с-64, с-128, с1-256, с2-512, с3-1024, с4-2048, с5-4096 Гц. Часто можно ограничиться определением порога для базового (например, с-128 Гц) и дискантового звука (например, с4-2048 Гц).

При необходимости исследовать слух всеми тонами, например с целью определения островков и пробелов в тоновой скале у глухонемых, пользуются набором камертонов Бецольд – Эдельмана (Bezold – Edelmann).

Этот набор дает возможность получить колебания, начиная с 16 Гц и выше.
 

Благодаря прикрепленным к браншам камертона грузам можно получить большое количество относительно чистых тонов. Частоты выше 4096 Гц воспроизводятся либо специальными свистками (например, свистком Гальтона), либо монохордом Струйкена. Звуки этих инструментов имеют много обертонов, и определение с их помощью верхней границы слышимости имеет лишь относительную ценность.

Для проверки правильности словесного отчета при исследовании воздушной проводимости можно использовать прием воздушной латерализации: исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и каким именно ухом.

Для временного выключения функции неисследуемого уха последнее закрывается пальцем, но этот прием имеет значение только при использовании звуков небольшой интенсивности. Полное же выключение слуха неисследуемого уха достигается при помощи заглушителя – трещотки Барани.

Недостатком заглушения трещоткой является то, что шум ее передается также на исследуемое ухо и тем самым мешает определению остроты слуха. В основном пользуются заглушением уха трещоткой с целью установить наличие или отсутствие полной глухоты.

Если испытуемый при заглушении исследуемого уха трещоткой не слышит крика (громко произнесенных слов), то пациента можно считать практически глухим на исследуемое ухо.

Известным недостатком исследования камертонами является то, что пороги слуха приходится выражать не в единицах интенсивности звука, а в относительных величинах – продолжительности их восприятия.

Поэтому представляется важным определение корреляции между продолжительностью слышимости и амплитудой колебания камертона. Для этой цели в лабораторных условиях можно заранее вычислить кривую затухания камертона, что дает возможность выражать потерю слуха в децибелах.

При определении порога костной (тканевой) проводимости ножка камертона плотно приставляется либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливается продолжительность восприятия камертона больным (опыт Щвабаха).

Для этого опыта рекомендуется брать басовые камертоны (например, 128 или 256 Гц), но можно пользоваться также более высокими и низкими камертонами.

Следует отметить, что без маскировки неисследуемого уха при этом получают суммарный эффект от обоих ушей, и поэтому часть авторов определяет костную проводимость только со срединной линии черепа, т. е. суммарно для обоих ушей.

Важное значение для дифференциальной диагностики имеет сравнение продолжительности воздушной и костной проводимостей (опыт Ринне). Нормальное ухо воспринимает звук камертона через воздух дольше, чем через кость (положительный опыт Ринне).

Положительный опыт Ринне наблюдается также при поражении звуковоспринимающего аппарата; при поражении же звукопроводящего аппарата звук камертона через кость, как правило, слышен дольше, чем через воздух (отрицательный опыт Ринне).

Наконец, определяют латерализацию звука при помещении камертона по срединной линии черепа (опыт Вебера). Обязательной частью любого исследования слуха является исследование речью. Для человека восприятие речи является наиболее важным в работе звукового анализатора.

Пациенты обычно обращаются с жалобами на понижение слуха в тех случаях, когда начинают хуже понимать речь собеседника. При оценке любого лечебного эффекта, при профотборе, при оценке качества слуховых протезов и т. д.

определение речевого слуха является наиболее существенной частью функционального исследования.

Последнее производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости шепотной речи. После выдоха, пользуясь резервным воздухом, можно выработать более или менее стандартную силу произносимых шепотом слов.

Нормальное ухо слышит их на расстоянии 15-20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов. Слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м. Слова же дискантовой характеристики, составляющих их фонем, слышны на расстоянии 20-25 м. В. И.

Воячеком разработаны ставшие общеизвестными таблицы слов с басовой и дискантовой характеристиками.

Больные с поражением звукопроводящего аппарата особенно плохо слышат “басовые” слова, и, наоборот ­ дискантовые” слова плохо повторяются при тугоухости с поражением звуковоспринимающего аппарата. Для исключения догадки, которая играет большую роль при исследовании речью, Н. А. Паутов предлагает пользоваться словами, которые отличаются друг от друга только одной фонемой.

Например: “мишка”, “мошка”, “мушка”, или: “точка”, “бочка”, “мочка”, “кочка” и т. д. При правильном повторении этих слов исследователь может быть уверен, что испытуемый слышал соответственную гласную или согласную.

Если больной страдает сильной формой тугоухости, то приходится пользоваться разговорной речью обычной силы, которая слышна примерно на расстоянии в 10 раз большем, чем шепотная.

Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, эта разница увеличивается еще больше, и громкая речь бывает слышна на расстоянии в 20-30 раз большем, чем шепотная речь (объясняется это тем, что в состав последней входит больше звуков с высокой частотной характеристикой). Данные исследования записывают в слуховой паспорт.

С каталогом камертонов можно ознакомиться здесь

В.Ф. Ундриц, К.Л. Хилов, Н.Н. Лозанов, В.К. Супрунов. Болезни уха, горла и носа (руководство для врачей)
Издательство “Медицина”, 1969 год. Оформлено и переиздано Алексеем Куимовым в 2003 году.

 

Источник: http://www.ri-med.ru/content/drugoe_meditsinskoe_oborudovanie/kamertoni/

Как выбрать камертон?

Исследование слуха камертонами

Во врачебной практике применяется с середины девятнадцатого века. Представляет собой своеобразную двузубую вилку – это U-образно изогнутая пластина из стали или алюминиевого сплава, конструктивно объединенная ножкой камертона.

После удара о твердую поверхность, медицинский камертон издает звук определенной частоты.

Сила звука (амплитуда колебаний вилки) зависит от мощности ударного воздействия, а продолжительность звучания (скорость затухания звука) – от физических параметров прибора.

 Специальный камертон для врачей-сурдологов имеет насадки (подвижные гирьки), позволяющие изменять тоновые характеристики звучания прибора в заданных пределах. Основная сфера применения медицинского камертона – определение костной проводимости звуковых волн различных частот.

С помощью данного исследования, проводимого путем прикладывания звучащего прибора к голове пациента, определяется целостность внутреннего уха, тканей улиткового нерва. Полученные данные позволяют локализовать очаги поражения и назначить лечение.

Камертон для врачей-сурдологов и отоларингологов – незаменимый помощник в диагностике нарушений слуха.

Камертоны как важная составляющая медицинского оснащения. Исследования с помощью камертона обязательно входят в программу общего (полного) медицинского осмотра. Исследование слуха камертонами является более точным методом, по сравнению с исследованием слуха речью.

Помимо диагностики нарушений слуха у человека, камертоны используются для подбора слуховых аппаратов врачами сурдологами, а также различными медицинскими комиссиями (например в военкоматах). и амбулаторной практике используются качественные камертональные тесты.

В совокупности они имеют значение как метод дифференциальной экспресс-диагностики нарушения механизма звукопроведения и звуковосприятия.

Входящие в комплект гирьки расширяют спектр звучания, дают большую точность диагностики.

Стетоскоп, неврологический молоточек, диагностический фонарик и камертоны медицинскиеименно эти четыре прибора делают оснащение полным, поэтому они являются незаменимыми инструментами в наборе каждого врача и позволяют проводить полное обследование.

В условиях современной, ежедневной амбулаторной и стационарной практики врачей является точная диагностика и быстрое принятие решений.

Кроме того эти незаменимые диагностические инструменты необходимы практически любому врачу-диагносту (любой специальности). Классические камертоны также незаменимы в работе логопедов и врачей натуро-терапевтов.

Также камертон очень нужен многим – настройщикам роялей и скрипачам, певцам, поющим без аккомпанемента, и дирижерам хоров.

К изготовлению камертонов фирма KaWe относится очень серьезно и предъявляет высокие требования в отношении качества своих инструментов. Здесь не место серийному производству: каждый отдельный камертон тщательно настраивается вручную, благодаря чему он гарантированно удерживает нужную частоту.

Выбранные специальные материалы гарантируют Вам длительную звуковую стабильность, длинный период колебания и привычное качество чистоты звука. Таким образом, этот небольшой классический инструмент при своем небольшом весе и портативности незаменим для Вашей практики.

Как выбрать медицинский камертон для диагностики слуха

Материал:

  • Легкий из алюминия.
  • Более точный из никелированной стали.

Различные типы конструкции, широкий частотный диапазон:

  • Камертон по Ридель-Сейффер \Rydel Seiffer, c 128/C 64 Гц с грузами и подставкой из пластмассы регулируемые.
  • Камертон по Лукае \Lucae, c 128 Гц с регулированными демпферами; c 128 Гц, c1 256 Гц, c2 512 Гц, c3 1024 Гц, c4 2048 Гц, c5 4096 Гц без груза (демпферов) с подставкой из пластика.
  • Камертон по Хартманн\ Hartmann, c 128 Гц с демпферами, без подставки; c1 256 Гц, c2 512 Гц, c3 1024 Гц, c4 2048 Гц, c5 4096 Гцc, 2 512 Гц без груза и подставки.

Наличие демпферов:

  • С демпферами.
  • Без демпферов.

Наличие подставки:

  • С подставкой.
  • Без подставки.

Медицинские камертоны, используемые для исследования слуха, включают различные тоны, находящиеся в границах физиологического слухового восприятия. Исследование слуха камертонами может производиться как с учетом длительности их звучания в секундах – количественно, так и качественно на основе сравнения восприятия их по воздуху и кости.

Камертоны с гирьками на 32 Гц, 64 Гц, 128 Гц и 256 Гц
Для специалистов по слуху – с гирьками. Ослабление слуха имеет много различных характеристик. Для точной диагностики необходимо полное и основательное обследование. Удобные камертоны служат для осуществления точной проверки слуха. Высококлассное исполнение и точная регулировка гирек обеспечивают нужный тон.

Камертоны без гирек на 512 Гц, 1024 Гц, 2048 Гц и 4096 Гц
Камертоны предназначены для врачей по слуху – без гирек. Использование материалов высокого качества и внимательное отношение к процессу отделки гарантируют хороший звук.

Камертоны для неврологов А-1 440 Гц и Rydel-Seiffer 64 Гц/128 Гц
Для неврологов и специалистов по слуху. Практичные камертоны позволяют провести диагностику быстро и просто. Камертон Rydel-Seiffer является необходимым помощником для невролога. Он обеспечивает однозначную диагностику пониженной чувствительности к вибрации, проверку парастезии и выявление полинейропатии.

Зачем нужен камертон в медицине?

С помощью камертонов можно определить не только степень, но и характер нарушения слуха. С этой целью применяют ряд специальных тестов. С камертонами в медицине тесно связаны такие имена как Вебер\, Ринне или Рюдель-Зайффер.

Стандартом в неврологии и, пожалуй, наиболее известным неврологическим камертоном принято считать неврологический камертон Рюделя-Зайффера с частотой 128 Гц/с 64 Гц. Этот калиброванный камертон имеет съемные демпферы с 1/8 шкалой деления и используется для диагностики костевой и воздушной проводимости звука – паллестезии.

Кроме того он служит для выявления патологий полиневропатий, например, при сахарном диабете. Вилка камертона с демпферами способна совершать колебания частотой до 64 Гц. Контрольные отметки для точной настройки на приборах KaWe находятся на обратной стороне зубца вилки. в таком положении камертон используется для проверки колебаний.

Пластмассовая ножка с винтовым соединением обеспечивает мягкую передачу вибраций от прибора пациенту. Без демпферов камертон развивает частоту колебаний до 128 Гц и при меняется в диагностике слуха и костевой проводимости (звука). Впервые примененный в 1903 году, этот метод проверки чувствительности и по настоящий день является одним из самых точных и надежных.

Метод Вебера по выявлению асимметрии звукового восприятия, также проводится с помощью камертона. Эрнст Хайнрих Вебер, физиолог из Ляйбцига, впервые описал его в 1825 году. Позже, в 1855 году, метод усовершенствовал психиатр из Хильдесхайма, Хайнрих Ринне (1819- 1868).

В то время как метод Вебера служит для сравнения звуковосприятия обоими ушами при костной проводи- мости, метод Ринне сравнивает (предназначен для сравнения) воздушную и костную проводимости. Оба эти метода, вместе взятые, образуют стандартный тест для диагностики нарушений слуха, как, например, при повреждении (восьмого) спинно-мозгового нерва.

Как проводится камертональное исследование

Исследование воздушной проводимости.Пользуются камертонами С-128, С-512, С-2048, начиная с С-128. Этот камертон приводится в звучание резким сдавливанием браншей двумя пальцами, С-2048 – щелчком ногтя.

Звучащий камертон, держа за ножку, подносят к наружному слуховому проходу на расстоянии 0,5 см. Время восприятия звучащего камертона и

Исследование костной проводимости.
Костную проводимость исследуют камертоном С-128. Звучащий камертон ставят перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Длительность восприятия также измеряется секундомером

Опыт Ринне (R) – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С-128 ставят ножкой на площадку сосцевидного отростка.

После прекращения восприятия звука исследуемым камертон переносят к наружному слуховому проходу:а) если пациент продолжает слышать по воздуху – опыт Ринне положительный (+);б) если отмечается преобладание костной проводимости над воздушной – опыт Ринне – отрицательный (-).R (+) – наблюдается в норме, R (-) – при поражении звукопроводящего аппарата.

При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается (как и в норме) перевес воздушной проводимости над костной, но длительность восприятия как по воздуху, так и по кости меньше. Поэтому опыт Ринне будет положительным, но укороченным.

Опыт Вебера (W) – исследование латерализации звучащего камертона, установленного на середину темени.

При нормальном слухе исследуемый, слышит звук «в голове» или одинаково в обоих ушах (норма //). При одностороннем поражении звукопроведения латерализация звука направлена в больную сторону (→), при поражении звуковосприятия – в здоровую сторону (←).

Опыт Швабаха (Sch) – сравнение костной проводимости у пациента и в норме. Звучащий камертон ставится на сосцевидный отросток исследуемого, пока последний не перестанет слышать. Затем исследующий (с нормальным слухом) ставит себе на сосцевидный отросток. Опыт Швабаха укорочен (укор. ), если исследующий продолжает слышать звучащий камертон. Это бывает при поражении звуковоспринимающего аппарата.
Опыт Швабаха удлинен (удл. ), если после прекращения восприятия камертона здоровым ухом исследуемый продолжает слышать камертон, поставленный ему на сосцевидный отросток. Удлиненный и нормальный опыт Швабаха бывает при поражении звукопроведения.

1) Берегите камертон от ударов и падений!2) Аккуратно и бережно храните камертон!3) Все действия с камертоном производите над столом с мягким покрытием!4) При мытье камертона не используйте жесткие щетки и скребки!5) Берегите камертон от механических повреждений!6) Не используйте в работе поврежденный камертон!

7) Камертон после мытья тщательно просушивайте, так Вы продлите срок службы камертона!

Источник: http://kawe.medtexst.ru/info/kamertony/67-kak-vybrat-kamerton.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.