Искусственное освещение в школе

Содержание

Освещение в образовательных учреждениях

Искусственное освещение в школе

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.3.1186-03

(см. полный текст ЗДЕСЬ)

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

….

2.4.1. Естественное освещение

2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать:

  • снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; 
  • душевые и уборные персонала; 
  • кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); 
  • радиоузлы; 
  • кинофотолаборатории;
  • книгохранилища;
  • бойлерные, насосные водопровода и канализации;
  • камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;
  • узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;
  • помещения для хранения дезсредств.

Светильники для образовательных кабинетов

Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.

Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.

Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция – аварийный блок.

Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый

2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.

В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое – одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое).

Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др.

Для мастерских с большой глубиной – наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).

Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).

Готовое решение по освещению школьного класса

2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения – 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении – 1,0%, при верхнем и комбинированном – 3,0%.

2.4.1.4.

В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.

2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения).

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники – на север, северо-восток.

2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 – между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 – между тетрадью и стеной; 1:3 – между классной доской и стеной и 20:1 – между световым проемом и стеной.

2.4.1.7.

Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены – в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 – 0,7; столы – в светло-зеленые и цвета натурального дерева – с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски – в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол – в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 – 0,5.

Светильники для школьных коридоров и подсобных помещений

Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция – аварийный блок.

Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.

Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция – аварийный блок.

2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2×40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.

2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м – от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.

Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).

2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).

2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I – IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.

2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.

2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.

Источник: //inventrade.ru/articles/sanpin_osveshchenie_obrazovatelnykh_uchrezhdeniy/

Искусственное освещение

Искусственное освещение в школе

Для улучшения естественного освещения в пасмурные дни и во время занятий второй смены школьные здания оборудуются источниками искусственного света. Искусственное освещение в школах, как правило, электрическое, с применением ламп накаливания или люминесцентных ламп.

Необходимо подчеркнуть, что если уровень естественного освещения в классах не всегда зависит от учителя, то достаточность искусственного освещения зависит только от внимания работников школы к этому вопросу.

Искусственное освещение по сравнению с естественным лишено ряда преимуществ (прежде всего общебиологического действия) солнечного света. Однако влияние его на зрительные функции и работоспособность учащихся достаточно велика.

Установлено, что острота зрения учащихся прямо пропорциональна уровню освещения.

При освещённости рабочих мест в 100 лк острота зрения в течение учебного дня не уменьшается, тогда, как при освещённости 50 лк к концу учебных занятий наблюдается некоторое снижение остроты зрения, а при освещённости в 30 лк острота зрения резко снижается уже на втором и третьем уроках.

С повышением уровня искусственного освещения увеличивается работоспособность.

Массовые обследования зрения учащихся показали, что в школах с плохим освещением больше близоруких детей, чем в школах с хорошим освещением.

Для того чтобы искусственное освещение не способствовало снижению работоспособности и не ухудшало зрительных функций учащихся, оно должно отвечать целому ряду гигиенических требований.

Первое гигиеническое требование к искусственному освещению – достаточный уровень освещённости. Допустимый гигиенический минимум освещённости для классных комнат, лабораторий и мастерских является 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных.

Для обеспечения такого уровня освещённости в классе площадью в 50 м2 должно быть 6-8 ламп мощностью 300вт каждая, то есть на 1 м2 должно приходиться около 48 вт. Наиболее высокая освещённость (200лк) на рабочем месте требуется в кабинетах черчения и рисования.

Кроме общего освещения, в учебных помещениях обеспечивается дополнительное местное освещение классных досок, рабочих мест в мастерских, столов в читальных залах.

Другое гигиеническое требование – равномерное распределение света по всей площади помещения. Для создания равномерного освещения необходимо правильно разместить светильники. С этой целью в типовом классном помещении в 50 м2 светильники располагаются приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга в два ряда, по четыре в каждом, высота подвеса ламп не менее 3 м от пола.

Свет, поступающий от ламп, должен быть рассеянным, что достигается применением специальных светильников, которые обеспечивают не только рассеянное освещение, но и исключают чрезмерную яркость.

Применение в классах открытых ламп, когда свет от раскалённой нити попадает в глаза, совершенно недопустимо. Такое освещение, раздражая сетчатку, вредно действует на глаза, вызывает головную боль и раннее наступление утомления.

Поэтому используют различные светильники.

В последние годы школы стали оборудоваться лампами дневного света, которые имеют значительные преимущества перед лампами накаливания.

Спектр света этих ламп близок к видимой части спектра естественного света; кроме того, люминесцентное освещение даёт рассеянный свет, не имеет большой яркости и не создаёт резких теней.

Лампы дневного света, в противоположность лампам накаливания, не влияют на температуру воздуха, так как дают холодный свет. Это обстоятельство даёт возможность обеспечить высокий уровень освещённости без нарастания температуры воздуха.

Гигиенические исследования влияния люминесцентного освещения на организм школьников показали, что при освещении класса люминесцентными лампами работоспособность учащихся луче, чем при освещении лампами накаливания.

Многие считают, что смешанное освещение вредно для глаз. Однако это не совсем так. Смешанное освещение состоит из различных по длине волн, это обстоятельство делает его менее желательным, чем, например, достаточное естественное освещение.

Но отрицательного влияния на организм человека оно не оказывает. Вредно выполнять зрительную работу при недостаточном уровне естественного освещения, и в этом случае смешанное освещение будет благоприятствовать зрительным функциям.

Поэтому включать электрический свет следует не дожидаясь, пока совсем стемнеет. В некоторых зарубежных школах искусственный свет включается автоматически, с помощью фотоэлементов, как только освещение снижается до определённого уровня.

Это устройство целесообразно, но и без него, при достаточно внимательном отношении педагогов к охране зрения учащихся, можно своевременно обеспечить достаточный уровень освещения в классе.

Самыми важными помещениями в школе являются учебные классы – кабинеты, в которых осуществляется непосредственно процесс обучения.

Правильное освещение учебных классов способствует повышению умственной активности учащихся, концентрации внимания, и, как следствие, повышению успеваемости учащихся школы.

Чаще всего для освещения учебных классов применяются встраиваемые или накладные люминесцентные светильники или светильники дневного света.

Вкупе с естественным освещением люминесцентные светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения, а также экономию электроэнергии. Расположение светильников в школьном классе зависит от многих параметров: геометрия помещения, яркость и угол рассеивания света светильников и т.д. особое внимание при освещении школьных классов необходимо уделить освещению школьной доски.

Основные требования к освещению школьной доски:

  • · отсутствие эффекта ослепления;
  • · обеспечение хорошего обозрения текста и графики из любой точки класса;
  • · безопасное подсоединение к сети;
  • · независимость от других электроприборов;
  • · низкий уровень шума;
  • · экономичность.

Чаще всего для освещения школьной доски используются люминесцентные светильники с длинными трубчатыми люминесцентными лампами. Крепится такой светильник, как правило, к стене над доской при помощи кронштейнов, либо к потолку с помощью подвесов.

Page 3

Школьные коридоры – это место, где школьники проводят перерывы между уроками и свободное время в целом. Школьные коридоры должны быть хорошо освещены, не должно присутствовать никаких темных углов. Коридоры школы должны быть безопасными.

Чаще всего для освещения школьных коридоров используются встраиваемые или накладные растровые светильники с люминесцентными лампами. Основная особенность растровых светильников заключается в том, что они оборудованы решеткой, которая отражает и рассеивает свет.

Решетка также предотвращает выпадение ламп из корпуса светильника. Кроме того, люминесцентные растровые светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения для школьных коридоров, а также экономичность, что немаловажно для бюджета образовательного учреждения.

Школьная столовая – очень важное помещение в школе. И важно здесь не только высокое качество питания, но и обстановка и освещение.

Для освещения школьной столовой можно использовать самые различные светильники: встраиваемые, накладные, подвесные. Очень важны источники освещения, которые применяются для освещения данного помещения.

Наиболее подходящими являются люминесцентные лампы теплой цветности. Освещение такого типа делает предлагаемую еду привлекательной и более аппетитной.

Page 4

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Светильники в спортзале необходимо размещать вдоль двух стен большей длины. По коротким стенам светильников быть не должно, так как они дают эффект ослепления, особенно при играх. Тип светильников, наиболее подходящих для освещения школьного спортзала – накладные люминесцентные светильники с защитной металлической решеткой. Оптимальная модель светильника для освещения школьных спортзалов: накладной люминесцентный светильник sport, основной особенностью которого является наличие металлической решетки, защищающей источник освещения от различных физических воздействий. В случае, если освещения люминесцентными светильниками не хватает, можно добавить по углам спортзала прожекторы.Все подходы к школе должны быть освещены. Наружное освещение школы должно обеспечивать безопасность и комфорт для школьников и учителей в темное время суток. Наружное освещение поможет сделать здание школы не только более привлекательным в эстетическом плане, но и оттолкнуть любителей незаконных действий. Наружное освещение играет роль психологического ограничителя, добавляя дополнительную безопасность зданию школы, освещая окружающее пространство. Лучше всего для проекта наружного освещения подходят грунтовые или венчающие уличные светильники.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: //vuzlit.ru/151706/iskusstvennoe_osveschenie

Освещение в школе – Нормы и требования к освещению

Искусственное освещение в школе

В образовательных учреждениях освещение должно улучшать периоды концентрации, а также располагать к досугу; оно должно обеспечивать визуальный комфорт и безопасность для всех людей.

 Поэтому важно выбрать освещение в школе и правильные системы освещения, которые создают оптимальную визуальную настройку, и предложить среду, способствующую обучению, поскольку хорошо известно, что свет влияет на концентрацию и внимание.

К освещению школ и других образовательных учреждений предъявляются особые требования, которым должны соответствовать применяемые светильники. А именно, яркость светильника, яркость светодиодного светильника не должна превышать значения 5000 кд/м2, а цветовая температура должна быть 4000 К. Светильники для учебных заведений должны отвечать следующим  нормативным требованиям:

Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельностиЕ, лкUGRНеравномерность освещенности, UₒRaKп %Примечания
Классы, комнаты преподавателей300190,68015Освещение в школе должно быть регулируемым
Классы для вечернего обучения взрослых500190,68010Освещение в школе должно быть регулируемым
Лекционные залы500190,68010Освещение в школе должно быть регулируемым
Черная доска500190,78010Предотвращать направленное отражение
Столы для показа500190,78010В лекционных залах 750 лк
Комнаты для рисования500190,68010
Классы изостудии в художественных школах750190,790104000≤ Тцв ≤ 6500К
Комнаты технического черчения750160,78010
Кабинеты и лаборатории500190,68010
Кабинеты труда500190,68010
Учебные мастерские500190,68015
Комнаты для музыкальных занятий300190,68010
Компьютерные классы300190,6805
Классы по изучению языка300190,68010
Подготовительные классы и мастерские500220,68010
Вестибюли200220,480
Рекреации, коридоры100250,480
Лестницы150250,480
Общие комнаты для студентов и актовые залы200220,48020
Комнаты преподавателей300190,68015
Библиотеки: полки200190,68020
Библиотеки: столы для чтения500190,68010
Комнаты для хранения демонстрационого материала100250,480
Спортзалы, бассейны (общие)300220,68020Для специализированных — требования EN12193
Столовые200220,48020
Кухни500220,68010

В классных комнатах должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, способствующие обучению и предотвращающие усталость глаз.
Кроме того, чтобы избежать отражения света на доске, должна быть соответствующая система освещения, такая как настройка вертикального освещения 500 люкс.

Во все времена светильники должны легко управляться регулировать яркость, чтобы учитель или ученики могли уменьшить интенсивность света или выключить систему освещения в соответствии с действиями, которые возникают, например, перед экраном компьютера, во время взаимодействия между учениками или когда используется проектор.

Освещение в школе с использованием датчиков движения. Чтобы обеспечить интеллектуальное управление светильниками, а также экономию энергии, в этих помещениях настоятельно рекомендуется использовать датчики присутствия; свет выключится, когда класс занят больше не занят (например, во время перерыва или перерыва между классами).

Максимизация использования естественного света — идеальная формула: она помогает создать наилучший климат и ведет к значительной экономии энергии. Кроме того, поскольку естественный свет дня влияет на биологический ритм людей, он также улучшает их самочувствие, их продуктивность, а также их способность концентрироваться.

Датчики освещенности позволяют пользователю регулировать интенсивность светильников в течение дня в зависимости от количества естественного света, который фильтруется в класс. Таким образом, области, которые ближе всего к окнам, получают меньше искусственного света, чем остальная часть комнаты, и, как таковое, являются, по сути, интеллектуальным освещением.

В классных комнатах, где учащиеся выполняют ручную и художественную работу, требуется специальная система освещения, которая дает ученикам очень четкое представление об их объектах.

 Благодаря постоянному вертикальному освещению, обеспечивающему превосходную цветопередачу, можно добиться соответствующей степени яркости . В этой среде светильники также должны выдерживать чрезмерное количество пыли.

 Художественные классы или промышленные чертежные помещения должны быть оборудованы освещением, равным или превышающим 750 люкс.

Освещение в школе-Библиотеки

В школьных библиотеках освещение должно быть как практичным, так и приятным. Он должен пролить достаточный свет, не будучи слишком ярким, чтобы создать атмосферу, способствующую чтению. 200 Лк идеально подходят для книжных полки, а 500 люкс — оптимальный выбор для рабочих станций или читальных залов.

Амфитеатр и конференц-залы

Эти обширные пространства требуют интеллектуальных и безопасных систем освещения; освещение должно быть установлено на уровне 500 люкс, в то время как лестничные клетки и коридоры должны всегда иметь маркировку.

Во время презентаций докладчик должен иметь возможность регулировать уровни освещения, чтобы сосредоточиться на определенных областях на сцене, изменять интенсивность света или даже выбирать конкретные цвета в соответствии с типом презентации. Не должно быть эффекта бликов, который может помешать другим участникам на сцене.

Эти области также должны быть оснащены подсветкой пиктограмм, а также аварийным освещением, которое освещает залы и проходы и направляет людей к выходам в случае чрезвычайной ситуации. Освещение в школе должно быть безопасным. (Про аварийное освещение читайте подробнее здесь.)

Освещение в школе-коридоры

Системы освещения в учебных заведениях продолжают работать в течение долгих часов из-за их высокой заполняемости: дневных курсов, ночных занятий, работ по техническому обслуживанию и т. Д.

Во всех этих случаях коридоры должны быть хорошо освещены для облегчения распространения и обеспечения общественной безопасности.

Настоятельно рекомендуется устанавливать датчики движения, а также интеллектуальные решения освещения, которые освещают только занятые пространства. Коридоры могут выдерживать уровень освещенности 100 люкс.

Пиктограмма и аварийное освещение должны быть стандартным протоколом освещения, чтобы соблюдать стандарты безопасности.

Освещение в школе-кафетерии

Сервисные острова в кафетериях должны быть выделены правильно назначенной системой освещения для руководства учениками, преподавателями и школьным персоналом.
Кроме того, рекомендуется установить освещение в школе с соответствующим индексом цветопередачи, чтобы привлечь внимание к пище и избегать теней. Для этой конкретной зоны хорошо оборудовано освещение на 200 люкс.

Освещение в школе-Зоны отдыха

Во всех зонах досуга свет должен способствовать отдыху и расслаблению для тех, кто их посещает. Это должно быть более мягким, чем в других областях, но никак не в том, чтобы создавать визуальный дискомфорт, когда ученики оставляют одно место для перехода в другое. Светильники с уровнем освещенности 200 люкс хорошо подходят для этой цели.

Освещение в школе-Комната для персонала

В этом пространстве сочетание прямого и косвенного освещения без какого-либо фактора блеска и освещенности в 300 люкс будет в значительной степени способствовать концентрации учителей.

Освещение в школе-Спортзалы

Благодаря широкому спектру спортивных и физических упражнений, практикуемых в этом пространстве, он должен быть оснащен гибкой и настраиваемой системой освещения. Интеллектуальное решение для освещения, которое позволяет пользователям регулировать уровень освещенности в соответствии с назначенной деятельностью, безусловно, будет поддерживать требования безопасности в пространстве.

 Кроме того, не должно быть ослепляющего эффекта, когда участники смотрят на потолок. Светильники должны быть прочными, чтобы выдерживать повреждения, вызванные объектами или оборудованием, которые могли бы приземлиться на них. Для получения дополнительной информации о требованиях к освещению спортивных сооружений, ознакомьтесь с требованиями к специальному освещению в спортивных сооружениях.

Люксметр

Источник: //lightru.pro/osveshhenie-v-shkole/

Каким должно быть освещение в школе

Искусственное освещение в школе

В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям.

Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.

Создание системы освещения в любом образовательном учреждении требует четкого соблюдения определенных норм и требований для того, чтобы уровень освещенности не оказывал на детей неблагоприятного эффекта, а они могли спокойно обучаться и получать новые знания. О том, как сделать освещение в школе правильным, причем во всех его разнообразных помещениях, расскажет эта сегодняшняя статья.

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Помещение школы

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.

Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования.

Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть.

Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы.

Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Естественный и искусственный тип освещения школы

В регламентирующей документации (СанПин и СНиП) прописаны нормы и требования для двух типов освещения:

  • естественное;
  • искусственное.

При этом максимальное значение при создании уровня освещенности для рабочего места школьника или целого помещения уделяется естественной подсветки.

Обратите внимание! Естественное освещение максимально оптимально для человеческого глаза. Поэтому для детей такой свет будем самым лучшим решением.

Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам. Конкретные нормы и требования, касательно естественного типа подсветки приведены в СанПин и СНиП. Причем большое значение здесь уделяется для подсветки рабочего места каждого школьника.

Естественное освещение школы

Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.

Обратите внимание! Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать. В отличие от него, естественное освещение изменяется только опосредованно, с помощью штор и жалюзи.

Искусственная подсветка школы

Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:

  • для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);
  • отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;
  • равномерное распределение светового потока по площади помещения;
  • свет должен быть рассеянным и без резких теней;
  • быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).

Рассмотрим вариант создания искусственной подсветки в каждом типе школьного помещения.

Освещение в классных комнатах и кабинетах

Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место.

При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения.

В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.

Освещение класса

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

  • освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
  • расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
  • равномерное освещение помещения;
  • для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
  • отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

  • полное исключение слепящего эффекта;
  • создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
  • независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
  • экономичность светильников;
  • минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Освещение возле доски

Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.

Освещение в школьных коридорах

По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.

Освещение в школьном коридоре

Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.

Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов.

Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию.

Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Освещение школьной столовой

Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.

Освещение в школьной столовой

Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:

  • накладные;
  • подвесные;
  • встраиваемые.

Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.

Заключение

В школе имеется много разнообразных помещений с определенными требованиями и нормами, применяемых к уровню освещенности.

Все эти сложности обусловлены тем, что в классных комнатах, коридорах, кафетерии и спортивных залах нужно создать максимально комфортные и удобные условиях для пребывания в них людей. Кроме этого здесь нужно создать безопасные условия для передвижения.

Все нормы и требования для школьных учреждений оговорены в СанПин и СНиП. Они помогут вам в правильной организации освещения любых школьных помещений.

Источник: //1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-v-shkole.html

Как правильно осветить школу?

Искусственное освещение в школе

18 октября 2011

В детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на зрительные функции и работоспособность зрения. Поэтому в классных помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Основные гигиенические требования к условиям освещения в классных комнатах заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов, отсутствии прямой и отраженной блескости. Крайне нецелесообразны в классной комнате слепящие источники света.

При взгляде на ярко освещенный предмет или яркий свет зрачок сужается гораздо быстрее, чем расширяется после взгляда на нормально освещенный предмет. При этом ребенок плохо различает текст или предметы.

Например, светильники с двойным светораспределением позволяют свободно размещать столы, снижают блики и делают освещение комфортным. Чтобы удовлетворить требования СанПиНа, необходимо использовать светильники с электронными пускорегулирующими аппаратами.

Для освещения школьных досок, плакатов необходимо использовать световые приборы со специальной конфигурацией оптической системы, которые распространяют световой поток именно на ту поверхность, которую требуется осветить.

Сколько света нам нужно?

Особенность физиологии человека такова, что на зрение он может полагаться только при необходимом количестве света.

Чем этот свет качественнее, тем лучше и быстрее усваивается материал, тем меньше усилий необходимо приложить для распознавания текста, цвета и т.д.

Слишком малое количество света, блики, тени, искажение цвета приводят к ослаблению нашего внимания и быстрой утомляемости, ухудшению зрения, что является немалой проблемой в настоящий момент для большинства школьников. Так сколько же света нам нужно?

Для примера, освещение на улице составляет от 6 тыс. лк в облачный день до 100 тыс. лк в солнечный день.

Как правило, для письма и чтения достаточно 500 лк, а для рисования и зрительно сложных задач освещенность должна составлять уже не менее 750 лк.

Основные минимальные требования для различных помещений приведены в таблице на с. 13. Большинство людей находит более высокие уровни освещения более комфортным.

Блики и пульсация ламп утомляют глаза

Блики являются одной из самых неприятных зрительных проблем. Слишком яркие блики от ламп и окон влияют на восприятие зрительной информации и затрудняют нашу работу.

Пульсация светового потока разрядных (люминесцентных ламп, ДРЛ, МГЛ и т.д.), незаметная для невооруженного человеческого глаза, приводит к быстрой утомляемости и способствует ухудшению зрения.

Все мы не раз наблюдали через объектив фотокамеры мигающие полосы на экране монитора или телевизора. Это и есть та самая пульсация, которая постоянно оказывает дополнительную нагрузку на нервную систему человека.

Существуют специальные обязательные нормы, которые определяют этот показатель.

Если задача обеспечения необходимого уровня освещения и его равномерности решается количеством и расстановкой светильников, то блики и пульсация требует более внимательного подхода, т.к. не всякий светильник решает эти задачи.

Задачу устранения прямых и отраженных бликов решают светильники с рассеивателями или экранирующими решетками, имеющими большой защитный угол.

Для устранения пульсации необходимо использовать только светильники с электронным балластом (ЭПРА). Использование ЭПРА поможет существенно снизить расход электроэнергии. 

Что нужно для правильного освещения?

Для сохранения здоровья и максимально эффективного обучения, а также для создания приятной и комфортной обстановки в любом помещении требуется правильное и профессионально созданное освещение. Особое значение это имеет в детских школьных и дошкольных учреждениях. Ключевые требования, которые необходимо учитывать для создания хорошего освещения, следующие.

1. Соблюдение норм освещенности для различных помещений. 2. Контроль бликов и пульсаций светового потока.

3. Безопасность и энергоэффективность.

Освещение компьютерных классов

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места.

Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным.

Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку она снижает контрастность и яркость изображения. Также необходимо максимально снизить блики на экранах мониторов, в т.ч. от светильников.

Светлый потолок в кабинете создает приемлемое распределение яркости и более комфортные условия для тех, кто находится в классе.

Рекреации, актовые залы, холлы

Эти помещения лучше всего формируют мнение посетителей об учебном заведении. Поэтому освещение в них должно быть функциональным, комфортным и эстетически привлекательным. Освещение с теплыми тонами создает уютную атмосферу в помещении.

Хорошая цветопередача источников света обеспечивает правильное восприятие предметов и их цветов. Лица людей должны быть без теней и хорошо видны. Недопустимы открытые лампы и блескость от них, а также создающиеся тени.

Для этих помещений идеально подходят светильники больших размеров.

Спортивные помещения

С каждым годом спортивные помещения оборудуются все более современным оборудованием. Также не стоят на месте и технологии для спортивного освещения. Свет должен быть подобран для занятия конкретным видом спорта и учитывать все особенности нахождения и взаимодействия учащихся.

Светильники должны быть хорошо экранированы во всех направлениях. Для данного типа помещений целесообразно использовать осветительные приборы с повышенной устойчивостью к механическим нагрузкам или с защитными решетками от повреждений.

В качестве источников света предпочтительны люминесцентные лампы или газоразрядные лампы высокого давления.

Лестничные марши, коридоры, туалетные комнаты, подсобные помещения

При освещении коридоров, лестничных маршей следует учитывать равномерность освещенности и ее уровень. Не допускается наличие темных участков, также необходимо исключить возможность травмирования из-за плохого освещения. Открытые источники света не должны быть видны при взгляде на осветительный прибор.

Коридоры и лестницы являются запасными выходами для эвакуации и должны иметь соответствующую маркировку.

В туалетных комнатах и подсобных помещениях лучше устанавливать светильники с большим сроком работы: например, светодиодные светильники с рассеивателями, которые создают достаточный уровень освещенности, длительное время не требуют обслуживания и замены.

«Чистые помещения»: столовые, лаборатории, медицинские кабинеты

Для чистых помещений необходимо использовать специальные светильники с повышенной степенью защиты от пыли и влаги, а также агрессивных сред.

В медицинских кабинетах часто используются специальные потолки системы Clip-in, которые обеспечивают соблюдение гигиенических и санитарных норм.

Для таких систем требуются индивидуальные осветительные приборы, которые должны четко соответствовать данным типам потолков. При освещении столовых необходимо придерживаться следующих правил: освещение

мест приема пищи должно быть неслепящим, комфортным, цвета должны быть естественными и неискаженными. Как правило, в «чистых помещениях» применяют светильники с люминесцентными лампами, плотно закрытыми рассеивателями из пластика или специального стекла.

Прилегающие территории

Самая главная задача, которая стоит перед освещением прилегающих территорий учебных заведений – предотвращение травматизма. Освещение должно быть достаточным для безопасного передвижения учащихся. Особенно актуально это требование в зимний период, когда уроки заканчиваются в темное время суток.

Вторая задача – эстетическая. Качественное освещение подчеркивает архитектурные формы и повышает привлекательность здания.

Для освещения прилегающих территорий могут использоваться различные типы светильников, но все они должны быть разработаны специально для наружного применения: иметь соответствующую степень защиты и климатическое исполнение.

Аварийное освещение

Безопасность в учебном помещении обеспечивает аварийное и эвакуационное освещение. Данный тип освещения проектируется задолго до строительства и предусматривает безопасную эвакуацию учащихся из помещений в случае необходимости.

В настоящее время ассортимент светильников для аварийного освещения существенно расширился и пополнился новыми изделиями на основе светодиодов.

Применение светодиодов позволило сделать светильники долговечными, лучше различимыми и, соответственно, повысить безопасность.

Датчики и системы управления

Современное помещение уже трудно представить без систем управления. Тем более, если это помещение, в котором постоянно находятся дети.

Системы управления позволяют создавать оптимальные условия пребывания, автоматически управлять освещенностью в зависимости от времени суток, наличия естественного света, присутствия людей, а также существенно экономить электроэнергию. Самая простая система управления освещением состоит из датчика и светильника.

В современных системах присутствует много электронных компонентов и логических устройств, которые позволяют сделать пребывание людей в помещении комфортным и безопасным, а детей – здоровыми.

Как вписаться в бюджет и снизить затраты?

Зачастую оценка стоимости освещения производится по стоимости закупаемого оборудования и его установки. При этом часто не учитывается ряд неочевидных затрат.

Светильники необходимо не только закупить и поставить, но и обслуживать, а также производить замену.

Правильно выбранный и смонтированный светильник поможет не только соблюсти все необходимые нормы и добиться оптимального освещения, но и сэкономить как минимум 30% электроэнергии и даже большие средства на замену и обслуживание световой установки в школе.

Например, светильники с электронным балластом позволяют использовать и другие современные устройства по управлению освещенностью, что существенно снижает расходы на электроэнергию. Датчики присутствия и освещенности обладают способностью самостоятельно регулировать количество света в классе или выключать свет в коридоре во время уроков, когда в нем никого нет.

Авторы: Виктор Милюк и Елена Семенова

Источник: //www.lightingmedia.ru/reviews/reviews_34.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.