Гигиенические требования к внеклассной и общественной работе
СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
2.4.2. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.4.2.576-96
МИНЗДРАВ РОССИИ
МОСКВА
1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
1.Разработаны:
– Научный Центр Охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН (Н. Н. Куинджи, Б. З. Воронова, В. И. Белявская, Г. М. Сапожникова, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, М. А. Поленова, В. В. Бутров);
– Центр госсанэпиднадзора г. Москвы (Д. В. Синякова, Л. И. Пронина, З. Ф. Степанова);
– Санкт-Петербургская государственная медицинская академия (В. Г. Маймулов, Т. С. Чернякина, Л. Т. Блинова, В. Ю. Андреева, А. В. Суворова);
– НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С. Федорова, А. И. Фролова);
– Российский институт общественных зданий (В. И. Степанов);
– Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии (И. Э. Александрова);
При участии
– Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Б. Г. Бокитько).
2.Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
3.Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96 № 49.
4.Введены взамен «Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г., № 1186-а-74.
ЗАКОН РСФСР «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 ).
Санитарными правонарушениями признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил…
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (статья 27).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения и область применения . 22. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений . 32.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений . 32.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений . 42.3. Требования к школьному зданию .. 52.4. Требования к оборудованию помещений . 82.5. Требования к воздушно-тепловому режиму . 92.6. Требования к естественному и искусственному освещению .. 112.7. Требования к водоснабжению и канализации . 122.8. Требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленном здании . 132.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса . 132.10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся . 162.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений . 172.12. Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях . 18Приложение 1 Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы .. 20Приложение 2 Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) 20Приложение 3 Комплекс упражнений гимнастики для глаз . 21Приложение 4 Примерный объем двигательной активности учащихся . 23Приложение 5 Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе . 24Приложение 6 Гигиенические требования к расписанию уроков . 24Приложение 7 Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих общеобразовательные учреждения . 25Приложение 8 Санитарно-дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина . 26Нормативные ссылки . 27 |
Утверждены
Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России
от 31 октября 1996 г. № 49
СанПиН 2.4.2.576-96.
Дата введения
с момента опубликования
2.4.2 ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN’S STUDY IN DIFFERENT KINDS OF MODERN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.4.2.576-96
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее – Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические тре бования к:
– размещению общеобразовательного учреждения;
– участку общеобразовательного учреждения;
– школьному зданию;
– оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
– воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения:
– естественному и искусственному освещению;
– водоснабжению и канализации;
– помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;
– организации учебно-воспитательного процесса;
– организации медицинского обслуживания учащихся;
– санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
– организации питания учащихся.
1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.
1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими санитарными правилами и нормами.
[attention type=red]1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.
[/attention]
1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль – медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 – 170 м.
2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.
2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.
2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.
Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м – при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами Госсанэпиднадзора.
2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
2.1.6.
Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе ( I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста ( I – II ступени обучения) – 0,3 км, для старших школьников ( III ступень) – 0,4 км; в I климатическом районе ( II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста – 0,4 км, для старших школьников – 0,5 км.
Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени – 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени – не более 30 минут (в одну сторону).
2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.
Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут.
[attention type=green]Предельный радиус обслуживания учащихся II – III ступеней не должен превышать 15 км.
[/attention]
2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.
Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.
Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10 % мест от общей вместимости учреждения.
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.
2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площади его территории.При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25 % площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров.
Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.
2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.
[attention type=red]2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.
[/attention]
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации – к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.
Источник: https://znaytovar.ru/gost/2/sanpin_24257696_gigienicheskie.html
/ 1996 / Октябрь / 31 / “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96”
Документ по состоянию на август 2014 г.
Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49
Дата введения – с момента
опубликования
Предисловие
1. Разработаны:
– Научный Центр Охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН (Н.Н. Куинджи, Б.З. Воронова, В.И. Белявская, Г.М. Сапожникова, М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, В.В. Бутров);
– Центр госсанэпиднадзора г. Москвы (Д.В. Синякова, Л.И. Пронина, З.Ф. Степанова);
– Санкт-Петербургская государственная медицинская академия (В.Г. Маймулов, Т.С. Чернякина, Л.Т. Блинова, В.Ю. Андреева, А.В. Суворова);
– НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л.С. Федорова, А.И. Фролова);
– Российский институт общественных зданий (В.И. Степанов);
– Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии (И.Э. Александрова);
при участии
– Департамента госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Б.Г. Бокитько).
2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно – эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
3. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96 N 49.
4. Введены взамен Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г., N 1186-а-74.
Закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения”
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3).
Санитарными правонарушениями признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил…
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (статья 27).
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее – Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно – гигиенические требования к
– размещению общеобразовательного учреждения;
– участку общеобразовательного учреждения;
– школьному зданию;
– оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
– воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
– естественному и искусственному освещению;
– водоснабжению и канализации;
– помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;
– организации учебно-воспитательного процесса;
– организации медицинского обслуживания учащихся;
– санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
– организации питания учащихся.
1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.
1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими Санитарными правилами и нормами.
[attention type=red]1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.
[/attention]
1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль – медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.
2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений
2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 – 170 м.
2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.
2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.
2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.
Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м – при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами госсанэпиднадзора.
2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
2.1.6.
Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе (I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста (I – II ступени обучения) – 0,3 км, для старших школьников (III ступень) – 0,4 км; в I климатическом районе (II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста – 0,4 км, для старших школьников – 0,5 км.
Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени – 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени – не более 30 минут (в одну сторону).
2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.
Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут.
[attention type=green]Предельный радиус обслуживания учащихся II – III ступеней не должен превышать 15 км.
[/attention]
2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.
Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.
Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.
2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории.При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров.
Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.
2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.
[attention type=red]2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.
[/attention]
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации – к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.
Источник: https://www.lawru.info/dok/1996/10/31/n444006.htm