Гигиенические требования к преподаванию

СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

Гигиенические требования к преподаванию

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

2.4.2. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.4.2.576-96

МИНЗДРАВ РОССИИ

МОСКВА

1997

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.Разработаны:

– Научный Центр Охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН (Н. Н. Куинджи, Б. З. Воронова, В. И. Белявская, Г. М. Сапожникова, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, М. А. Поленова, В. В. Бутров);

– Центр госсанэпиднадзора г. Москвы (Д. В. Синякова, Л. И. Пронина, З. Ф. Степанова);

– Санкт-Петербургская государственная медицинская академия (В. Г. Маймулов, Т. С. Чернякина, Л. Т. Блинова, В. Ю. Андреева, А. В. Суворова);

– НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С. Федорова, А. И. Фролова);

– Российский институт общественных зданий (В. И. Степанов);

– Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии (И. Э. Александрова);

При участии

Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Б. Г. Бокитько).

2.Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3.Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96 № 49.

4.Введены взамен «Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г., № 1186-а-74.

ЗАКОН РСФСР «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ

БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 ).

Санитарными правонарушениями признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил…

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (статья 27).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения и область применения . 22. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений . 32.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений . 32.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений . 42.3. Требования к школьному зданию .. 52.4. Требования к оборудованию помещений . 82.5. Требования к воздушно-тепловому режиму . 92.6. Требования к естественному и искусственному освещению .. 112.7. Требования к водоснабжению и канализации . 122.8. Требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленном здании . 132.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса . 132.10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся . 162.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений . 172.12. Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях . 18Приложение 1 Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы .. 20Приложение 2 Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) 20Приложение 3 Комплекс упражнений гимнастики для глаз . 21Приложение 4 Примерный объем двигательной активности учащихся . 23Приложение 5 Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе . 24Приложение 6 Гигиенические требования к расписанию уроков . 24Приложение 7 Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих общеобразовательные учреждения . 25Приложение 8 Санитарно-дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина . 26Нормативные ссылки . 27

Утверждены

Постановлением

Госкомсанэпиднадзора России

от 31 октября 1996 г. № 49

СанПиН 2.4.2.576-96.

Дата введения

с момента опубликования

2.4.2 ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN’S STUDY IN DIFFERENT KINDS OF MODERN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.4.2.576-96

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее – Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические тре бования к:

– размещению общеобразовательного учреждения;

– участку общеобразовательного учреждения;

– школьному зданию;

– оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

– воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения:

– естественному и искусственному освещению;

– водоснабжению и канализации;

– помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;

– организации учебно-воспитательного процесса;

– организации медицинского обслуживания учащихся;

– санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

– организации питания учащихся.

1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.

1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими санитарными правилами и нормами.

1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.

1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль – медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 – 170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.

2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.

2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.

Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м – при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами Госсанэпиднадзора.

2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.1.6.

Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе ( I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста ( I – II ступени обучения) – 0,3 км, для старших школьников ( III ступень) – 0,4 км; в I климатическом районе ( II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста – 0,4 км, для старших школьников – 0,5 км.

Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени – 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени – не более 30 минут (в одну сторону).

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.

Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут.

Предельный радиус обслуживания учащихся II – III ступеней не должен превышать 15 км.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.

Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10 % мест от общей вместимости учреждения.

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.

2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площади его территории.

При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25 % площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации – к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.

Источник: //znaytovar.ru/gost/2/sanpin_24257696_gigienicheskie.html

Дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку

Гигиенические требования к преподаванию

  • Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; 

  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; 

  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; 

  •  реализация на уроке всех дидактических принципов; 

  •  создание условий успешного учения учащихся.   

Психологическая цель урока:

1.      Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.      Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.      Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.      Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

·                              соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

·                              определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

·                              планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

·                              учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

·                              соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.      Особенности самоорганизации учителя:

·                              подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

·                              рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

·                              педагогический такт (случаи проявления);

·                              психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.      Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

·                              планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

·                              использование установок в форме убеждения, внушения;

·                              планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

·                              использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.      Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

·                              определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, “открытий”, формулирования выводов);

·                              опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

·                              планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

·                              руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

·                              использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.      Закрепление результатов работы:

·                              формирование навыков путем упражнений;

·                              обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.      отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.      возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.      планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.      проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.      дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования

1.      температурный режим;

2.      физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.      освещение;

4.      предупреждение утомления и переутомления;

5.      чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.      своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.      соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.      соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока

1.      урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.      доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.      по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6.      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

Источник: //metodikal3.ucoz.ru/publ/7-1-0-13

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.