Гигиенические требования к мебели классной комнаты

Гигиенические требования к классной мебели. Классная комната

Гигиенические требования к мебели классной комнаты

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Площадь классной комнаты в начальных школах должна быть 50 кв. м, чтобы при наполняемости в 40 учеников на одного учащегося приходилось 1,25 кв.м. И только в зависимости от местных и других условий в начальных школах как исключение допускается площадь классов на 40 учеников – 46 кв.м. Классные комнаты должны быть прямоугольной формы, глубиной (расстояние от окон до противоположной стороны) 6,2 м, длиной 8,1 м, высотой не менее 3 м. В классной комнате меньше 6,2 м не размещается три ряда парт с соблюдением интервалов между рядами парт и стенами. А при глубине больше 6,2 м снижается освещенность третьего ряда парт. Указанная длина классной комнаты соответствует физиологической норме слышимости шепотной речи и зрительного восприятия. Классная комната прямоугольной формы имеет входную дверь в боковой стене (из коридора или рекреационного помещения) против стола учителя, что позволяет вести контроль за свободным входом и выходом учеников.Значение чистоты участка и помещений школы. За всеми помещениями школы необходим правильный гигиенический уход, который поможет создать наиболее благоприятную среду для занятий детей. Правильная уборка полов в помещениях поможет сохранить чистый воздух, что в значительной степени будет способствовать снижению заболеваемости. В период между сменами и по окончании занятий в школе убирают классные комнаты, коридоры, лестницы и туалеты. Уборку проводят только влажным способом и при открытых форточках. При этом нельзя пользоваться одной тряпкой для уборки классов и коридоров. Для протирки мебели надо иметь специальную тряпку. Уборку вестибюля проводят ежедневно. Не реже одного раза в месяц в школьном здании проводят генеральную уборку. Обязательно каждую неделю моют комнатные цветы [4].Подбор парт. Пристального внимания педагогов требует посадка детей во время учебных занятий. Корпус должен быть слегка наклонен вперед. Ученик должен глубоко сидеть на скамье. стуле – ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. При такой посадке обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения, создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Однако длительное сохранение однообразной позы, даже удобной, становится утомительным. Поэтому педагогам не следует требовать от учащихся длительного неподвижного сидения во время занятий – следует чаще менять позу.[1]В зависимости от занимаемой позы напряжение определенных мышц спины, шеи, конечностей может привести к утомлению, а также нарушению осанки (сутуловатость, асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы). Поэтому для предупреждений подобных нарушений предъявляют особые требования к мебели, определяющей в значительной мере правильность посадки.Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту и пропорциям тела (табл.1).
Таблица 2. Соответствие роста школьника размерам мебели

Рост школьника, смВысота стула, смВысота стола, смРазница высот стула и стола, см
120-129130-139140-149150-159160-169170-179353841444747576267727779222426283032

Для подбора парты ученику вначале необходимо измерить его рост. Можно воспользоваться данными роста учеников, имеющимися у школьного врача, но в этом случае надо увеличить рост на 2 см, т. е. на высоту каблука обуви, так как врачи измеряют рост без обуви. Парты расставляют в три ряда. Впереди — более низкие, сзади — высокие.

Проходы между рядами двухместных парт не менее 70 см. Между партами первого ряда и наружной продольной стеной — 50 – 60 см, а между партами и внутренней продольной стеной — 1 м и более. Преобладающий свет должен падать только слева сидящих.

Детей с пониженной остротой зрения сажают за первые парты в первом ряду от окна, а с пониженным слухом, но нормальным зрением за первые парты второго и третьего ряда, подобрав по их росту парту. При этом они не должны мешать ученикам, сидящим за ними. Таких учеников, как и всех остальных, не менее двух раз за учебный год пересаживают.

Подобное перемещение исключает появление у школьников сколиоза (бокового искривления позвоночника).

Наилучшие физиологические и гигиенические условия работы (нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание и нормальное кровообращение) ученика за партой в школе и за столом дома бывают при прямой посадке.

Неправильная поза школьника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Он изгибается, наклоняется и т. д. Вначале развивается исправимое, а затем стойкое (фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета, изменяющим ход физиологических процессов в организме.

К наиболее частным нарушениям опорно-двигательного аппарата относят боковое искривление позвоночника — сколиоз (правосторонний или левосторонний), кифоз грудного отдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие.

В основе всех названных нарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительного неправильного положения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношения портфеля на одном плече [4].

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Вычислили площадь окна, умножили на количество окон, вычислили площадь пола. Затем определили световой коэффициент по формуле Кс = S1/S2, где Кс – световой коэффициент, S1- площадь окон, S2 – площадь пола [4].Таблица 3.Определение светового коэффициента

КлассПлощадь окон,м2Площадь пола,м2Световой коэффициент
5-А11,6446,321:3,98
5-Б10,0347,331:4,72
6-А10,0346,951:4,68
6-Б10,0352,431:5,23
710,0349,321:4,92
8-А10,0346,461:4,6
8-Б10,0354,811:5,46
109,8852,761:5,34
1110,1449,061:4,84

Вывод: В норме световой коэффициент должен быть в классных помещениях 1: 4. В классах нашей школы световой коэффициент меньше нормы, поэтому должно быть достаточное искусственное освещение.

Определение температуры воздуха

Измерили температуру воздуха у окон и у противоположной стены, на уровне стола и у пола [5].

Таблица 4.Определение температуры воздуха

КлассыТемпература у окна,0СТемпература у противоположной стены,0СТемпература на уровне стола,0СТемпература у пола,0С
5-А26242318
5-Б25242419
6-А24242520
6-Б20 192018
720181917
8-А21182017
8-Б21211918
1020181916
1124222317

Источник: https://studbooks.net/1408325/bzhd/gigienicheskie_trebovaniya_klassnoy_mebeli_klassnaya_komnata

Общие требования предъявляемые к школьной мебели. Требования к школьной мебели

Гигиенические требования к мебели классной комнаты

Качественная школьная мебель – залог хорошего учебного процесса.

К началу учебного года школы стараются отремонтировать классы и коридоры, обновить мебель – парты, стулья, стенные шкафы…

Какие требования предъявляются к школьной мебели?

Мебель для учеников – парты и стулья, которые являются одним из основных условий успешного обучения любого школьника.

Еще в СССР школы выработали стандарты, которым должна отвечать школьная мебель. Парты советских времен – конструкции, которые объединяли парту и скамью.

Именно они отвечали тогдашним стандартам: благодаря металлическому каркасу школьные столы находились всегда на одном и том же расстоянии от сидячего места, имели одинаковую высоту, нейтрального цвета столешницу и деревянную поверхность скамьи. Но такие парты не всегда были удобны ученикам, т.к.

дети растут по-разному, очень часто в одном классе учатся ребята разного роста. И иногда какому-нибудь мальчику такая парта была просто “велика”: сидя на скамье, он с трудом дотягивался руками до столешницы.

Какой должна быть школьная мебель современного производства?

Основными требованиями, предъявляемыми к мебели для учащихся, остались – безопасность, комфорт и экологичность. Функциональные размеры изделий должны соответствовать регламентированным ГОСТaм.

Кроме этого, мебель должна соответствовать современным требованиям эргономики и гигиены, быть удобна в пользовании и доступно легкой, с возможностью перестановки и перемещения.

Эргономические требования, представляют собой комплекс взаимосвязанных антропометрических, физиологических, психологических, социально психологических и гигиенических требований, направленных на обеспечение оптимальных условий труда и отдыха ребенка и сохранение его здоровья.

Выбирая мебель для школы, необходимо уделять особое внимание тому, насколько обстановкa учебных классов соответствуют утвержденным стандартам.

У каждого ученика в школе есть свое рабочее место – школьная парта. При выборе школьных парт и ученических столов необходимо уделить особое внимание удобству, надежности, долговечности и травмобезопасности. Основу школьных парт представляет металлический каркас.

В стандартном варианте металлический каркас изготавливается из профильной трубы 25*25, толщина стенки 1,2. При производстве используют технологию порошковой покраски металлического каркаса, что позволяет делать изделие более качественным, предотвращает металл от коррозии, а краску от облезания.

Столешница школьной парты в стандартной комплектации изготавливается из ЛДСП (класс эмисси Е1). Как вариант столешница может изготавливаться из фанеры толщина от 6 мм до 12 мм или мебельного щита. В этом случае столешница покрывается бесцветным, антиаллергенным лаком.

В стандартном варианте предлагаются школьные столы одноместные, двухместные и трехместные. Трехместная парта комплектуется дополнительной металлической ногой. Школьные парты могут иметь различные ростовые группы или регулироваться по высоте.

Основу школьных стульевпредставляет металлический каркас, покрытый порошковой краской. Металлический каркас изготавливается из профильной трубы 25*25, толщина стенки 1,2 мм. Основу сиденья и спинки ученического стула представляет гнуто-клееная фанера толщиной 8 мм.

Эргономичные формы спинки позволяют ребенку сидеть ровно и не дают уставать спине. Сиденье школьного стула имеет высококачественную шлифовку и загнутый передний край, что предотвращает порчу одежды у детей и травматизм.

Дополнительную эргономику сиденью придает выпуклая форма, которая в комбинации с гнутоклееным элементом спинки помогает ребенку сидеть правильно и соблюдать осанку. Школьные и ученические стулья, могут быть, как регулируемые, так и нерегулируемые.

Сиденье и спинка школьных стульев могут быть обиты тканью или виниликожей, то есть можно комплектовать ученический стул мягким элементом.

При производстве учитываются семь критериев, которым должна соответствовать учебная мебель, их соблюдение обеспечивает правильное, здоровое расположение тела при сидении:

  • ступни ног должны стоять твердо на полу;
  • между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения;
  • высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены;
  • спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток;
  • между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство;
  • между спинкой стула и сидением должно быть свободное пространство;
  • во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.

Складной стол – парта

Наша компания предлагает вариант учебной мебели: складной стол – парта.

Описание:

  • Толщина столешницы 16 мм.
  • Форма стола прямоугольная.
  • Углы закругленные.
  • Врезная Т-образная кромка.
  • Форма ноги – “Учебная”.
  • Длина от 1200 мм до 1800 мм.
  • Ширина 500 мм.
  • Высота 750 мм.
: Март 28, 2012

Школа – это важная часть жизни любого человека. В комфортном обучении большую роль играет обстановка в школьном кабинете, а именно то, чем заполняется этот кабинет. В данной статье рассмотрим основные критерии, которые касаются школьной мебели и ее выбора.

Школьная мебель должна быть сделана профессионалами, знающими особенности технологии ее изготовления, ведь за этой мебелью будут сидеть дети, и не может быть и речи о не качественном сырье для мебели, она должна быть сделана из натурального сырья.

При изготовлении школьной мебели предприятие должно взять себе за правило сделать мебель, которая будет надежна, выдержит все испытания детей над ней, т.е. долговечна и, конечно, самое главное не причинить вред ни одному ребенку, быть травм безопасной.

Выполнение этих основных правил можно достичь только с помощью использования современных технологий и оборудований.

Работник школы, занимающийся заказом и заменой мебели в ней, должен быть ознакомлен с педагогическими требованиями к мебели, санитарно – гигиеническими, эргономическими (правильная организация рабочего пространства), производственно – экономическими и архитектурно – художественными.

Педагогическое требование включает в себя следующие критерии:

Первом делом, его задача полностью отсканировать ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия». Этот нормативный документ вступил в силу с 1.07.

2003, на сегодняшний день он является основным документом для выбора мебели в школу.

Следующим шагом для правильного заказа мебели будет то, что нужно изучить ГОСТ 5994 – 93 Парты, здесь можно найти типы парт, их функциональные размеры, а также некоторые требования.

Рассмотрим по подробнее некоторые из ранее перечисленных требований. Педагогическое требование соблюдается с помощью следованию ниже перечисленных правил:

1) Мебель должна быть стойкой, она не должна терять своего качества долгое время. Согласно ГОСТам парта должна служить не менее 10 лет, стул ученический закупается на 5 лет, остальная школьная мебель должна быть сроком на не менее чем 20 лет.

2) В каждом кабинете должен быть правильный комплект парт по росту учащихся, по возрастанию от доски. Это очень важно для начальной школы.

3) Не допускается использование мебели с острыми углами столешниц, они должны быть обязательно закруглены, окантовка столешниц желательно должна быть сделана из пластиковой кромки, типа ABS.

Каракас стола должен быть сделан из круглого профиля, каждая парта или шкаф должны иметь механизм регулировки, в случаях, если пол не ровный.

Самое важное это – вся мебель должна обладать высокой степенью прочности.

4) Школьная мебель должна быть правильно собрана. От того, как ее собирали, зависит то, насколько она будет прочной и как долго прослужит.

5) Некоторые кабинеты в школе требуют специальную мебель. В этих кабинетах мебель должна соответствовать всем требованиям технической безопасности. Ведь на этих предметах проводятся различные лабораторные работы.

6) В случае порчи школьной мебели, его ремонт необходимо производить с максимальным нарушением качества мебели.

Санитарно – гигиенические требования отвечают за правильное физическое развитие ребенка. Школьная мебель должна сама по себе и по типу расположения в классе служить для профилактики нарушения физического развития.

Если мебель подобрана не по размеру и пропорциям школьника, то вероятность появления болезней типа сколиоза увеличивается в несколько раз.

Исходя из этого, делаем вывод, что один из важнейших гигиенических требований – это соответствие размера мебели к росту ученика.

В 1972 году была сделана ростовая шкала для школьников с максимальным интервалом в 15 сантиметров. В этой шкале учебная мебель делилась на пять групп (А, Б, В, Г, Д).

Эта система была пересмотрена в 1986 году. В этом году ввели другую нумерацию для ростовых групп. Всего стало шесть номеров. Также была изобретена определенная цветовая маркировка. Она соответствовала полностью стандартам, принятым в мире ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений».

1992 год закончился тем, что государственные стандарты на школьную мебель были снова пересмотрены, появились шесть номеров для размещения парт по росту. Пересматривался нормативный документ «Мебель школьная. Функциональные размеры» (такие пункты, как ГОСТ 11015, ГОСТ 18314, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359 и др.).

Начиная с 1994 года вся школьная мебель должна иметь обязательную сертификацию.

Качественно изготовленные парты в обязательном порядке имеют номер (пишется в числителе) и рост учащихся, для которых соответствует эта мебель (указывается в знаменателе). Обычно эти данные отмечают с внутренней стороны крышки парты или стула.

Кроме всего прочего, каждая парта и каждый стул должны быть отмечены определенным цветом с обеих сторон мебели, эти отметки должны быть видны. Маркер делают либо круглым (диаметр около 10 мм), либо в виде прямоугольника (длина 15 мм, ширина 10 мм).

Когда все парты отмечены, их необходимо правильно расставить. От доски к задней стене парты ставятся в порядке увеличения их номера. Как правило, самая первая парта это парта с №1, вторая парта имеет №2, либо иначе группу. А, третья парта №3, иначе группа Б. В крайних случаях мебель большего размера разрешается ставить в крайние ряды.

От правил расстановки мебели перейдем к правилам посадки учеников в классе. Если в классе есть ребята с плохим слухом (слышат только на расстоянии 3 -4 метров нормальную речь, а шепот от 0,5 до 1 м), либо дети с плохим зрением им нужно отводить место за первыми партами.

Но если ребенок носит очки, то это правило можно не соблюдать. Нельзя садить со слабым иммунитетом, часто болеющих простудой, ангиной близко к окну.

Каждый педагог должен знать, что два раза в год нужно менять местами детей сидящих в крайних рядах, чтобы их осанка и зрение не ухудшилось.

Что касается расстояния между мебелью в кабинете, то оно должно быть не менее 60 сантиметров между рядами с двухместными партами. Если парты одно местные, то расстояние не менее 50 сантиметров.

Столы должны стоять в не менее чем в расстоянии 70 сантиметров от наружной стены. Для зданий, построенных из кирпича, это расстояние сокращается до 50 сантиметров. То же самое для расстояния от внутренней стены и шкафов до парт.

Расстояние между передней стеной и классной доской должно быть 170 – 200 сантиметров, при любом количестве рядов. В кабинетах – лабораториях, где есть демонстрационный стол, это расстояние равняется 225 сантиметрам.

В том случае, если в кабинете четыре ряда, то расстояние от доски до первых парт не должно быть менее 225 сантиметров. Задняя стена должна находиться на расстоянии 65 сантиметров, в случае если она наружная, то 100 сантиметров.

Если вдоль задней стены стоят шкафы, то расстояние от них до последних парт рядов должно быть 80 сантиметров. Расположение двери так же имеет значение. Если дверь находиться со стороны задней стены, то расстояние будет 120 см.

Ряды парт должны стоять друг от друга на расстояние 50 см.

Стол учителя располагается в 65 см от передней стены и в 50 см. от первой парты, демонстрационный стол в 100 см.

Что касается угла, то в первых классах он должен быть и в лабораториях он должен быть 40 градусов (начиная от края места, заканчивая серединой первой парты), в четвертом классе – 40 градусов, в остальных предметных кабинетах 35 градусов.

После того, как парты правильно расставлены, нужно правильно рассадить детей. Основной критерий – это их рост. Рост школьников можно измерить заново с помощью ростомера или сделать специальную рейку, где с одной стороны будут нанесены деления, между делениями интервал равен 15 см.

Затем можно проставить номер мебели, чтобы можно было сразу определить, куда посадить ребенка. Можно это все не проделывать, а просто взять данные из медицинских карт, с учетом обуви + 2 см. Каждый ребенок в классе должен знать парты, маркированные каким цветом, ему подходят.

Согласно ГОСТам оранжевый цвет соответствует высоте 100-115 см от пола, фиолетовый соответствует 115-130 см, желтый цвет ставиться для 130-145 см, красный для 145-160 см, зеленый цвет подходит детям от 160 до 175 см, а за парты с голубой маркировкой могут сесть дети от 175 до 190 см роста.

Чтобы у детей была наглядность, и они не забывали, можно сделать в кабинете мерную линейку, с отметкой всех маркеров.

Кроме заполнения медицинских карт, все данные о физическом состоянии школьников должны быть еще и в классном журнале. В начальной школе измерение роста учеников должно проводиться каждый год и заноситься в лист здоровья. Это документ, с подписью классного руководителя, школьного врача и утвержденный директором учебного заведения.

От: ,  

Школа: основное, среднее общее образование

Источник: https://www.cok24.ru/obshchie-trebovaniya-predyavlyaemye-k-shkolnoi-mebeli-trebovaniya-k-shkolnoi.html

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели

Гигиенические требования к мебели классной комнаты

Сборник рефератов – Здоровый образ жизни – питание, гигиена, профилактика

23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

33

34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

>

Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

– Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т. д.

– Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т. д.

– Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т. д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей.

Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке, и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха.

Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей.

В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору — незначительное дрожание мышц.

Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики — меньшее колебание центра тяжести.

При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45° градусов, грудной отдел позвоночника — 55° градусов.

У школьников средних и старших классов соответственно — 39° – 33° и 53° – 48° градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма.

Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

Физиологические критерии:

Степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим.

Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х – ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава.

Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс — в горизонтальной плоскости — все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед.

По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170° градусов и наклоне головы в 50° градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160° и 40° градусов. В пользах с большим наклоном — меньше 150° и 30° градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

Патофизиологические критерии:

Ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений — таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

Психофизиологические критерии:

Субъективное чувство удобства позы — отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х – ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава.

Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс — в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 – 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед.

При работе в мастерской — прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения. Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно — перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед. кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка. Конструкция мебели

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно.

Высота сиденья стула — длина голени плюс 1 – 2 см на каблук. Ширина сиденья — величина distantia bitrochanterica плюс 3 – 4 см, глубина сиденья 2/3 – 3/4 длины бедра.

Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 – 2,5 см) — характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция — 3 – 5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35 – 55 %.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок — настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске — облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок — зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80 %). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела.

Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками).

Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80 – 85 см., а в старших классах — на высоте 90 – 95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску.

Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° — для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика — не менее 120 см. Изготавливают столы трех групп: В — для роста 145 – 160 см; Г — 160 – 175 см; Д — для роста свыше 175 см.

Мебель в мастерских

Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых надевают пластиковые наконечники. Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров.

В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области, т. к.

самая рациональная поза — это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

Приложение

Таблица 2. Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77)

Таблица 3. Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77)

Библиографический список

1. Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г. \ И. П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

2. Гигиена: учебник Р. Д. Габович, С. С. Познанский, Г. Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

3. Гигиена детей и подростков: учебник В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская и др. М.: Медицина, 1988 г.

4. Общая гигиена: учебник Г. И. Румянцев, Е. П. Вишневская, Т. А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

5. Особенности физиологии детей: уч. пособие под редакцией проф. В. М. Смирнова. М.: 1993 г.

6. Лекции по курсу гигиены.

>

Источник: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book1004/p33.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.