Электроэнцефалографические исследования детей с аутизмом

Содержание

4 новых исследования об аутизме

Электроэнцефалографические исследования детей с аутизмом

Одно из самых захватывающих последних событий в исследовании РАС связано с крупными исследованиями генома. В них были идентифицировали гены и генетические мутации, которые могут способствовать РАС.

Из 500 или более генов, связанных с РАС [Ronemus et al, (2014) Nature Reviews Genetics 15, 133-141] было выделено 60 генов, у которых есть более чем 90%-ный шанс содействия РАС.

Необходимо больше исследований, чтобы углубиться в роли этих генов, в их влияние на развивающийся мозг. И такие исследования появляются.

Например, в недавнем обзоре генетических исследований, опубликованном Майклом Ронемусом (Michael Ronemus) и его коллегами, были указаны мутации de novo (то есть новые мутации) в 12 генах, которые демонстрируют устойчивое развитие РАС у мальчиков.

В другом недавнем исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, авторы сообщили о влиянии гена CNTNAP2 на функцию мозга. CNTNAP2 связан с РАС и был замечен при нарушенных языковых и мыслительных способностях.

Ученые сделали функциональные обследования методом магнитно-резонансной томографии для сравнения функции мозга у носителей и не носителей генетического фактора риска.

Исследование показало, что группа без риска имела значительно более низкую активность в медиальной префронтальной коре во время выполнения задачи, требующей обработки информации. Кроме того, у носителей генетического фактора риска усиливалась и расширялась функциональная связь мозга.

Хотя более высокая взаимосвязь может показаться положительной, она может фактически отражать неэффективный, незрелый профиль функционирования мозга. Еще одно исследование идентифицировало ген, который очень важен для развития нейронов в утробе, CCNND2, связанный с РАС у девочек, в семьях которых у двух или более женщин был диагноз РАС. [Turner et al., (2015) Loss of δ-Catenin Function in Severe Autism. Nature 520, 51-54)].

2. Проблема сокращения мозга может являться причиной РАС

Чтобы точно понять, как эти генетические мутации влияют на созревание мозга, нейрофизиологи также исследуют, что происходит по-другому в мозгу детей, у которых были диагностированы расстройства аутического спектра. С этой точки зрения исследователи начали изучать, как процесс сокращения клеток мозга может быть связан с детьми с РАС.

Сокращение — это основанный на опыте процесс, посредством которого мозг избавляется от несущественных связей и укрепляет важные, основанный на опыте.

В недавнем докладе, опубликованном в Neuron, ученые сообщили, что РАС могут быть связаны с молекулой более высокого уровня, которая может нарушать способность клеток мозга избавляться от дисфункциональных клеточных компонентов.

3. Проводящие пути белого вещества мозга детей с РАС отличаются

Еще одна область исследования различий в головном мозге у детей с аутистическими расстройствами – это исследования путей белого вещества, супермагистралей головного мозга, которые обеспечивают эффективный обмен информацией между частями головного мозга.

Ученые из Университета Северной Каролины-Чапел-Хилл изучали развитие тракта белого вещества у младенцев, которым позже диагностировали РАС. Они обнаружили, что в 6-месячном возрасте у детей с РАС была более высокая фракционная анизотропия (ФА) в ключевых участках белого вещества.

ФА это показатель направленности волокон белого вещества, причем более высокая ФА сигнализирует о лучшей микроструктурной организации. У младенцев с РАС было медленное изменение в ФА с течением времени, так что они имели намного более низкую микроструктурную организацию к 2-х летнему возрасту.

Это свидетельствует о том, что у детей с РАС траектория развития белого вещества может быть аномальной даже через несколько месяцев после рождения. Говоря простыми словами, у детей с РАС, сверхмагистрали головного мозга работают не так эффективно, как у типично развивающихся детей.

4. Раннее вмешательство помогает!

Ученые, использующие Раннюю Денверскую Модель (РДМ) / Early Start Denver Model — поведенческое вмешательство, ранее показали, что это лечение значительно улучшило IQ и языковые способности у малышей с РАС. Исследователи также изучили, влияет ли вмешательство на работу мозга.

Они использовали электроэнцефалографию для оценки электрической активности в мозге во время решения задачи, связанной с наблюдением за лицами и объектами. Дети, которые прошли РДМ, демонстрировали более быструю реакцию нервов и более высокую активацию коры при взгляде на лица по сравнению с объектами.

Дети, которые получили обычное лечение, показали обратную картину. Кроме того, более высокая активация коры во время просмотра лиц была связана с улучшением социального поведения.

Это говорит о том, что вмешательство РДМ может влиять на изменения в мозгу, которые приводят к более высокому IQ, языковым способностям и социальному поведению.

——————-

Записывайтесь на пробные онлайн занятия!

——————-

Доктор Марта Бёрнс (Martha Burns,Ph.D.)

Подписывайтесь!

Источник: https://www.fastfword.com/autism-4-issledovania

Что показывает ЭЭГ в детском возрасте: критерии диагностики при различных заболеваниях

Электроэнцефалографические исследования детей с аутизмом

Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей? Электроэнцефалография – это метод исследования, отражающий электрическую активность головного мозга в виде графических волн. Его применяют для диагностики заболеваний мозга, при которых активность мозговых структур искажается, замедляется проведение нервного импульса или регистрируется повышенная возбудимость нейронов.

ЭЭГ помогает выявить опухолевидные образования в головном мозге, наличие эпилептического очага, аутизм, ишемическое повреждение мозговой ткани, коматозные состояния. Наиболее часто ЭЭГ назначают пациентам с эпилепсией.

При проведении ЭЭГ у детей специалист должен учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом пациента

Нормальные показатели ЭЭГ у детей

Что показывает у ребенка ЭЭГ головного мозга?

 При расшифровке результатов электроэнцефалограммы можно увидеть следующие разновидности ритмов:

РитмАнализ
Альфа-ритмНорма — 8-14 Гц, амплитуда полушарий относительно друг друга находится в пределах 100 мкВ.У детей в зависимости от возраста амплитуда этого ритма может уменьшаться или увеличиваться в пределах нормы (6-14 Гц).
Бета-ритмНаличие в лобных долях, симметричность амплитуды полушарий равна 3-5 мкВ.
Тета-ритмУ здоровых пациентов наблюдается во время сна.
Дельта-ритм
Общая биоэлектрическая активностьОтражает общую активность мозговых структур

У ребенка 6 месяцев альфа-ритм (доминирующий) составляет 6-9 Гц в области затылочной области. Центральные зоны коры выдают 7 Гц только во время проведения двигательных проб. Больше видны низкие частоты ритма. Это считается нормальным показателем, так как головной мозг еще на стадии роста и развития, проходит критический период перестройки (1 критический период).

У малыша в возрасте 11-15 мес. проходит 2 критический период смены активности доминирующего альфа-ритма с 6 Гц на 7-9 Гц. В это время в мозге формируются новые двигательные и другие нейронные связи. К 3-4 годам активность мозговых структур увеличивается, интенсивность ритма придерживается стабильных показателей — 8 Гц.

Пример электроэнцефалограммы

С 5-6 лет регистрируется 3 критический период изменения частот альфа ритма. При этом амплитуда его возрастает до 10-11 Гц. Мозг в это время интенсивно растет. Нервная система становится более совершенной в связи с появлением новых навыком, установлением речевых функций.

Правила проведения электроэнцефалографии, показания

ЭЭГ у детей делают в условиях поликлиники или стационара. Перед проведением процедуры ребенку необходимо объяснить, как и для чего проводится исследование. Обследование для детей является безопасным.

Если пациент плохо переносит процедуру (боится), его вводят в медикаментозный сон для получения достоверных результатов.

Когда необходимо, чтобы пациент уснул на исследовании, накануне процедуры ему нельзя давать спать ночью.

Чтобы увидеть электрическую активность мозга ребенку на голову накладывают специальные электроды. Они улавливают электрические импульсы, передают их на бумажный носитель или на экран. Аппарат записывает результаты в виде кривой.

ЭЭГ имеет несколько видов:

  1. ЭЭГ-мониторинг (6-24 часа, во сне).
  2. Электроэнцефалография (4-6 часов, выводится на бумажный или электронный носитель, часто проводят с диагностическими пробами).
  3. мониторинг (процедуру проводят с видеонаблюдением для сравнения двигательной активности с показателями кривой во время сна).

Ограничением может быть только тяжесть состояния ребенка. При частых эпилептических припадках или проблемах с сердцем во время процедуры необходимо обязательное присутствие анестезиолога и лечащего врача на случай экстренной ситуации (остановка сердца, эпилептический приступ).

ЭЭГ позволяет получить ценную информацию о возможных патологиях

Показания к обследованию:

  • эпилептические приступы;
  • ишемия мозговой ткани;
  • синдром гиперактивности;
  • аутизм;
  • синдром Дауна;
  • детский церебральный паралич;
  • кома;
  • тики, гиперкинезы;
  • опухолевидные новообразования;
  • головные боли неясного генеза;
  • воспалительные заболевания мозговой ткани (энцефалиты, менингиты).

Показатели ЭЭГ при различных патологических состояниях в педиатрии

ЭЭГ позволяет диагностировать эпилепсию, аутизм, детский церебральный паралич. Энцефалограмма помогает оценить функцию мозга при коматозных состояниях, синдроме гиперактивности, слабоумии, ишемии мозговой ткани. Тики у детей также дают изменения ритма.

При наличии тиков у ребенка на ЭЭГ регистрируются изменения альфа-ритма в виде нарушения ритмики волн. Энцефалограмма показывает вспышки тета-волн низкочастотной амплитуды, высокоамплитудные бета-волны, единичные неспецифические острые волны, не относящиеся к эпилептическим. Отмечается двухмодальный альфа-ритм. Возможно повышение или снижение основного ритма.

У детей с аутизмом при электроэнцефалографии выявляется доминирующий тета-ритм (4-5Гц). Он показывает трудность адаптации в обществе. При тяжелом течении болезни тета-волны регистрируются во всех зонах коры мозга. На фоне лечения выраженность тета-волн снижается, нарастает альфа-ритм. Иногда может наблюдаться усиление бета-волн. При этом пациент очень беспокойный.

Доброкачественная миоклоническая эпилепсия младенчества

ЭЭГ четко показывает эпилепсию, позволяет определить локализацию очага гипервозбуждения.

На энцефалограмме видно усиление электрической активности в виде острых ассиметричных волн, пиков, комплексов пик-волна, острых или медленных волн. Электроэнцефалографию у больного с эпилепсией лучше проводить во сне, так как в дневное время можно не увидеть изменений на электроэнцефалограмме, особенно при ночной форме эпилепсии.

Если нет возможности провести обследование в состоянии сна, необходимо применить пробы стимуляции (двигательная, гипервентиляции, зрительная). После проведения проб у больного могут появиться изменения на ЭЭГ.

У пациентов с синдромом гиперактивности ЭЭГ может показать медленноволновую активность альфа ритма при гепервентиляционной пробе (частом глубоком дыхании). Без стимуляции ЭЭГ практически не дает изменений, кроме снижения связи между полушариями (незначительное увеличение бета-ритма).

Во время комы у пациентов часто обнаруживается бета-ритм в виде веретен сна. Это является хорошим признаком жизнедеятельности мозга. Если мозговая деятельность слабая, можно обнаружить специфические паттерны.

При наступлении смерти мозга на электроэнцефалограмме выявляется изолиния (прямая). ЭЭГ при коме необходимо для уточнения состояния пациента, определения дальнейшего ведения больного.

По ЭЭГ можно смотреть реакцию мозга на введение лекарственных препаратов.

У больных с синдромом Дауна и дистрофией мозговой ткани во время проведения процедуры электрическая активность будет снижена. Амплитуда альфа-ритма низкая, ответ головного мозга на стимуляцию выражен слабо. При ДЦП можно обнаружить эпилептиформные признаки (пики), так как при детском церебральном параличе также формируется очаг повреждения.

Заключение

Электроэнцефалография является важным методом диагностики у детей, так как он очень информативный и безопасный.

Процедура позволяет оценить мозговую активности во время комы, определить локализацию эпилептического очага, оценить тяжесть заболевания при аутизме, детском церебральном параличе.

Электроэнцефалограмма необходима, чтобы обосновать диагноз, назначить необходимое лечение, провести коррекцию терапии.

Источник: https://diagnostinfo.ru/drugie/efi/chto-pokazyvaet-eeg-golovnogo-mozga-u-detej.html

Ээг при аутизме. особенности результатов электроэнцефалограммы

Электроэнцефалографические исследования детей с аутизмом

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) является неинвазивным тестом, который регистрирует электрические картины в мозге. Тест используется для диагностики таких состояний, как:

  • судороги;
  • эпилепсия;
  • травмы головы;
  • мигрени;
  • опухоли головного мозга;
  • проблемы со сном.

Его также можно применять для подтверждения смерти мозга.

Как работает ЭЭГ?

Миллионы нервных клеток в мозге производят очень маленькие электрические сигналы, которые формируют картины (мозговые волны). Во время ЭЭГ небольшие электроды и провода прикрепляются к голове. Электроды обнаруживают волны, устройством усиливаются сигналы, которые записываются в виде волны на граф. бумаге или экране компьютера.

Что показывает ЭЭГ?

Электроэнцефалограмма измеряет электричество, которое производит мозг; тест НЕ измеряет мысли или чувства, и он не посылает никакого электричества в ваш мозг. Например, если у вас эпилепсия, тест может показать, откуда происходит ненормальная активность в мозгу, и может помочь отличить генерализованные или очаговые судороги.

Показывает ли ЭЭГ аутизм?

Почему часто рекомендуются электроэнцефалограмму для людей с неврологическими состояниями, такими как аутизм, нарушениями интеллектуального развития или глобальной задержкой развития?

Возникновение припадков у лиц с нарушениями нервной системы значительно выше, чем у типично развивающегося населения. Например, эпилепсия встречается у 1-2% населения в целом, но у 20-40% пациентов с аутизмом. Аномальная ЭЭГ встречается у примерно 2-4% общей популяции, но у 50-80% пациентов с аутизмом.

Почему судороги происходят так часто при аутизме и других нарушениях нервной системы? Нарушение работы мозга, которое приводит к задержкам развития, также предрасполагает к развитию судорог.
Таким образом, ЭЭГ показывает не аутизм, а наличие или отсутствие эпилептической активности, а уже по этому и другим показателям специалист может поставить точный диагноз.

ЭЭГ при аутизме: делать или нет

Детям с аутизмом обычно назначают невропатологи ЭЭГ по следующим причинам:

  • в качестве помощи при диагностике эпилепсии, сопровождающейся судорогами (эпилепсия может быть связана с аутизмом в раннем детстве и подростковом возрасте);
  • для проверки проблем с деменцией;
  • при изучении нарушений сна;
  • для наблюдения за активностью мозга в период сна или бодрствования.

Исследования показывают, что эпилепсия чаще всего связана с аутизмом.

Подготовка ребенка к ЭЭГ

Перед ЭЭГ важно сообщить своему неврологу, если ребенок принимает какие-либо медикаменты. Например, седативные средства, снотворные, миорелаксанты и антисудорожные лекарства искажают результаты электроэнцефалограммы.

Важно избегать прием продуктов питания и напитков, содержащих любую форму кофеина за 8 часов до процедуры. Волосы должны быть чистыми, без нанесения масел, спреев, кремов или лосьонов, кондиционеров.

Иногда просят перед проведением теста не спать 4-5 часов (для максимально точного результата).

Ребенка с аутизмом необходимо к процедуре готовить заранее, по причине их поведенческих и умственных особенностей.

Исследования: «Отсутствие связей между отдельными участками мозга при аутизме»

Ученые в ходе многочисленных исследований с применением электроэнцефалограммы сделали вывод, что у детей с диагностированным РАС наблюдается увеличенная активность в отдельных участках головного мозга, и уменьшенная – между отдаленными.

Данные исследования позволяют понять весь спектр проблем и преимуществ людей с РАС. Поведенческие, речевые и психоэмоциональные навыки требуют наличия слаженной нейронной связи между определенными участками мозга. Отсутствующая нейронная связь или связь со сниженной активностью как раз и объясняет наличие нарушений развития у людей с аутизмом.

При этом некоторые люди с РАС могут достигнуть невероятных высот в определенной сфере – это объясняется повышенной нейронной активностью в отдельных мозговых участках.

Ученые уверяют, что их открытие позволит исправлять некоторые симптомы аутизма на ранних сроках, стимулируя нейронную связь в головном мозге.

Статья в тему: Протокол Немечека аутизм — научная медицинская программма

Электроэнцефалограмма при аутизме: отзывы

Отзывы собраны из сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/479547820/https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=9796

https://asdforum.ru/viewtopic.php?t=3239.

ПоложительныеОтрицательные
Мы чтобы не травмировать ребенка, попросили провести нам КТ и МРТ головного мозга, хоть и с анестезией, зато быстро, точно и без каких-либо проблем. Единственный минус – данные исследования намного дороже по цене, чем электроэнцефалография. Если бы с сыном можно было бы договорится, проходили бы то, что назначили, но… увы. (Нина)Для нас все эти присоски к голове – это общий кошмар, дочь ни в какую не дает их прикрепить, а еще и сидеть необходимо длительное время неподвижно. Нам ЭЭГ назначил невропатолог, пошли к психиатру, чтобы узнать, как справится со страхом, так он нам сказал, что все эти исследования при аутизме полностью бесполезны, так как аутизм ставится исключительно по поведенческим показателям. Вот теперь вообще не знаю, как быть. (Аня)
Нам проводили электроэнцефалограмму в возрасте 1,5 года. Нам повезло, что спим мы крепко, поэтому час по городу колесили на машине, чтобы убаюкать, потом аккуратненько перенесли в кабинет, и все сделали. Как нам объяснила невропатолог, необходимо исключить факторы, которые могли давать схожую с аутизмом симптоматику. Диагноз подтвердился, назначено соответствующее лечение, которое, кстати, уже демонстрирует положительные результаты. (Софья)Категорически против таких пыток для детей-аутистов! Это невероятный для них стресс. Особенно, когда их заворачивают в полотенце или пеленку и держат несколько врачей – это просто мрак! (Тая)
Нам назначили данный тест в возрасте 8 лет, с сыном можно было договориться и занять его на полчаса. Так что для нас проблем не составило диагностирование. Что касается целесообразности, так я думаю, все, что касается головы, нужно исследовать в полной степени, чтобы точно понимать, что с вашей крохой происходит. (Яна)
МРТ не может показать нейронную проходимость мозга, следовательно, ЭЭГ – это единственный вариант посмотреть, как импульсы двигаются по мозгу, и какие существуют нарушения. Нам проводили тест перед монитором с яркими картинками и мультиками. Мы так можем часами «залипать», при этом мозг был в активном состоянии, и нарисовалась картина в полной мере.
Хорошее исследование, вот только пока мы его прошли, намучались, в результате сыну сделали какой-то укол, который полностью затормозил его и превратил в «овощ» – сказать, что я испугалась, это ничего не сказать. Но, слава Богу, через 30 минут сын стал вести себя как обычно, и диагностику мы прошли. Диагноз подтвердили «Аутизм на фоне повреждения затылочной части ГМ». (Рита)

Вывод

Диагностика и комплекс лечения на ранних сроках позволит предотвратить или значительно смягчить инвалидность, связанную с РАС. Если идентифицировать нарушение мозговых сигналов и знать, в чем проблема, можно подобрать эффективную терапию. В этом может помочь диагностирование с применением электроэнцефалограммы.

Источник: https://autizmy-net.ru/eeg-pri-autizme-tselesoobraznost/

​Аутизм или «аутизм»? Диагноз со множеством неизвестных

Электроэнцефалографические исследования детей с аутизмом

18 декабря 2007 года Генеральная Ассамблея ООН определила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. По последним данным, 80% современных детей в России рождаются с отклонениями в развитии, которые ограничивают их возможности.

И все больше среди них становится детей с болезнями и нарушениями психоневрологической сферы. Очень часто врачи при первых же признаках неврологических нарушений ставят диагноз «аутизм», даже не разбираясь.

Но не нужно быть специалистом в этой области, чтобы понимать, что то, что сейчас подводят под общий знаменатель «болезнь» — это всегда сложный комплекс биологических и социальных явлений, в причинах которых нужно подробно разбираться.

«Полиграф.Медиа» постарался дать читателям представление об основных элементах проблемы и сформулировать понятный алгоритм действий в случае наличия тех или иных признаков нарушения развития у детей.

Для этого мы связались с детским неврологом, создателем и руководителем первого в России детского неврологического центра «Прогноз», основанного еще в 1988 году.

Эксперт был выбран редакцией на основании тщательнейшей предварительной проработки рассматриваемой области – в том числе по отзывам специалистов в области детской неврологии, психиатрии, психологии и педагогики, а также родителей, дети которых проходили неврологическое лечение.

Алгоритм первый: признаки возможных нарушений

Для решения любой детской психоневрологической проблемы критически важно не потерять время. Специалисты центра «Прогноз» выделяют несколько ключевых признаков возможных нарушений и советуют родителям обращать на них внимание сразу после рождения ребенка и далее в процессе развития:

  • слабый сосательный рефлекс;
  • частое и обильное срыгивание;
  • метеозависимость;
  • очень тихое поведение – отсутствие плача, крика, других эмоций;
  • несимметричные и слабые движения рук и ног;
  • отсутствие улыбки, зрительного контакта и навыка сидения в 6 месяцев;
  • ребенок не ползает вообще или пропускает одну из стадий ползания (на животе, на локтях, на четвереньках);
  • неумение ходить к году;
  • отсутствие указательного жеста к году;
  • бег вместо ходьбы, когда ребенок только учится ходить;
  • ребенок плохо жует, давится, не любит твердую, волокнистую пищу (мясо, яблоки и др.)
  • ребенка укачивает в машине.

– На любом из этапов развития ребенка родители могут заметить какие-либо недостатки в его поведении. Все стадии двигательного развития ребенка отражают этапы созревания определенных частей ствола мозга.

Если трехмесячный ребенок не улыбается вам, не гулит или не смотрит в глаза, не стоит списывать это на особенности характера.

Это уже проявление патологии, и в таком случае малыша нужно показать специалисту, – комментирует Олег Ефимов.

– Еще один очень важный момент в развитии малыша – указательный жест, который должен появиться к двенадцати месяцам ребенка.

Он несет очень важное сообщение: во-первых, ребенок в состоянии выделить предмет из окружения, а во-вторых, он хочет передать информацию другому человеку.

Но сейчас очень много детей, у которых либо этого указательного жеста вообще нет, либо он берет мамину руку и действует ею, как манипулятором.

Если ребенок пропустил этап ползания, или ползал как-то странно (задом наперед), или сразу побежал вместо того, чтобы пойти – это еще один «красный флажок». Такое поведение говорит о том, что ребенок не может контролировать свой баланс при спокойных движениях – только при баллистических.

Конечно, все это потом отражается на процессе взросления ребенка.

Учителя в младших классах замечают, что «у него низкая концентрация внимания», «долго не может сосредоточиться», «не слышит указаний учителя или делает вид, что не слышит», «очень подвижный», «трудно организовать». Отсюда возникает проблема гиперактивности, когда ребенку сложно находится в статическом положении длительное время.

Алгоритм второй: распространенные причины неврологических нарушений

  1. «Хроническая» гиподинамия матери и ребенка.
  2. «Тяжелые» роды, гипоксия плода.
  3. Недостаток общения с близкими людьми – мультфильм вместо разговора, мультфильм вместо улыбки, мультфильм вместо любого реального общения.

! «Плохая экология» не является одной из основных причин нарушений!

– Мы не разделяем точку зрения многих врачей, что причиной, например, аутизма является генетика. «Генетика» – это, на самом деле, отговорка: с таким ребенком якобы можно не работать, поскольку сделать ничего нельзя.

Из той же серии отговорка некоторых врачей о нарушениях гена речи как причины алалии (отсутствия или недоразвития речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте – прим. ред.).

Проблема в том, что такого гена нет.

Сложность нарушений развития детей, таких как аутизм, заключается в том, что нельзя однозначно назвать их причины. Они и в генетике, и в возможном неправильном медикаментозном лечении, в какой-то степени влияют экология, питание, и очень, очень сильно влияют гиподинамия и всеобщая гаджетизация.

Не так давно я читал одну научную западную статью. В ней автор говорит о том, что дети, которым сейчас пять лет, по психофизиологическим показателям равняются трехлетним, которые жили сорок лет назад. То есть, судя по этим исследованиям, наши первоклассники по своему развитию равняются пятилеткам.

Это происходит от того, что люди стали мало двигаться, боятся отпускать детей одних на улицу, поэтому они сидят дома возле телевизора или за компьютером. Гиподинамия – это бич современности. Малоподвижный образ жизни наносит большой вред организму в целом, сосудам и нервной системе в частности.

К слову, сейчас в разы выросло количество аутистов по сравнению с уровнем тридцатилетней давности.

И любителям повесить все грехи на экологию расскажу, как я был в Череповце, в котором из труб постоянно шел разноцветный дым, потому что металлургия развивалась, а уровень распространенности неврологических нарушений был ниже, чем в Москве и Петербурге. Потому что в каждом дворе была спортивная площадка, а «Северсталь» популяризовала хоккей, это было популярно и престижно.

Алгоритм третий: как минимизировать риск нарушений у ребенка?

  1. Больше двигаться – до, во время и после беременности уже вместе с ребенком.
  2. Не злоупотреблять замещением живого общения гаджетами. Общаться с ребенком, разговаривать с ним, улыбаться ему.

  3. Наблюдать за реакциями и умениями ребенка. Вовремя «пойманное» нарушение можно с большой вероятностью исправить полностью.

– Для того, чтобы мозг развивался, он должен получать два вида стимуляции. Первый – от движения и органов чувств.

Другой – от общения, поскольку человек – существо социальное. Даже во время прогулки с малышом мамы сейчас включают ему мультфильмы на телефоне – это большая проблема.

Мало того, что ребенок не получает в процессе никакой стимуляции, так еще и родители могут попросту не заметить нарушений у, например, детей-аутистов, у которых изначально нарушено социальное развитие.

И вообще: тихий младенец – это фактор риска. Многие считают, что плохо, когда ребенок кричит, плачет. Конечно, это тоже может свидетельствовать о неврологических нарушениях. Но часто младенец с аутизмом – это очень спокойный ребенок, с которым родителю комфортно: он удобен. И, к сожалению, родители часто выявляют проблемы только тогда, когда уже надо компенсировать то, что было упущено.

Алгоритм четвертый: что делать при подозрении на неврологическое нарушение?

  1. Не бояться обратиться к специалисту.
  2. Не спешить начинать прием психиатрических препаратов, которые делают ребенка «спокойнее».
  3. Биологически стимулировать развитие мозга: много двигаться вместе с ребенком, в разумных пределах не мешать получать опыт через органы чувств.

  4. Развивать социальные навыки ребенка: очень много разговаривать с ним, улыбаться ему, общаться!
  5. Помнить, что никто не знает вашего ребенка лучше вас.
  6. Помнить, что лучше перебдеть, чем недобдеть, и что лучше раньше, чем позже.

  7. Если у вас есть сомнения, получить второе, третье, четвертое мнение.
  8. Сделать минимальный набор исследований.

– Очень часто люди боятся идти с ребенком к неврологу из-за возможного вердикта врача «у вас какой-то некачественный ребенок».

И родители, конечно, боятся чувства вины из-за своего возможного «неправильного родительства». Но на самом деле раннее выявление проблем – это возможность срочно принять меры. А это с большой долей вероятности значит никогда не вспоминать об этих проблемах снова. А вот если начинать в 10 лет, например, то уже достигнуть хороших результатов будет, конечно, гораздо сложнее.

Родители в вопросе ранней диагностики могут, кстати, сработать лучше, чем неврологи и логопеды. Они своего ребенка постоянно видят и могут оценить гораздо лучше, чем врачи.

Пример (мы к нему уже обращались): если малыш родителю не улыбается, то родитель может принять решение не улыбаться ему в ответ, так как ребенку это, видимо, не нужно.

Но такое решение будет только усугублять разрыв в эмоциональном и коммуникативном развитии ребенка, тогда как с помощью разных методик, с помощью педагогов (да-да, не только врачей и лекарств) можно ребенка «растормошить» и решить проблему полностью.

Или вот: сейчас очень много неговорящих детей, алаликов. Эту проблему можно полностью победить, если обратиться к специалистам хотя бы до 4-5 лет. Есть такое понятие – «сензитивный период».

Это периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к чему-то конкретному. Вот у речи сензитивный период как раз до 6 лет.

Если упустить момент, то улучшений добиться можно, но филологом ребенок уже вряд ли станет.

Вообще медикаментозная терапия в детской неврологии, как ни странно, не играет решающей роли. 30 лет назад только она и применялась – конечно, это лучше, чем совсем ничего не делать.

Но гораздо важнее движение, общение, массаж – мы применяем 30 различных методик немедикаментозного лечения, а вот лекарств непосредственно во время курса (в центре Ефимовых дети проходят лечение курсами по 16 дней – прим. ред.) как раз не используем.

Невролог может назначить медикаментозную терапию после курса реабилитации.

Алгоритм пятый: какие обязательные исследования нужно сделать для подтверждения/детализации неврологического нарушения?

  1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  2. УЗИ головного мозга через височные окна.
  3. Ультразвуковая допплерография (УЗДГ).
  4. Акустические субкортикальные вызванные потенциалы (АСВП).

– Если раньше было очень мало информации о том, как заниматься ребенком с нарушениями, то сейчас проблема другая: информации огромное количество, и она вся в свободном доступе в интернете.

Родителям приходится быть экспертами, и, конечно, не хочется, чтобы они руководствовались материалами, написанными, мягко говоря, неспециалистами.

Для того, чтобы понять, что именно в нервной системе ребенка нарушено, необходима детальная аппаратная диагностика. Медучреждение должно специализироваться именно на детской неврологии, располагать современным оборудованием и врачами высокой квалификации. Сейчас мы можем диагностировать аутистов, алаликов, неговорящих детей, контролировать ход их лечения благодаря современным приборам.

С чего нужно начать: с ЭЭГ, чтобы выявить судорожную готовность и эпилепсию. У 30% детей-аутистов она присутствует и тормозит лечение. Потом – УЗИ головного мозга через височные окна. Это важно, потому что обычно УЗИ делают через родничок – который закрывается в возрасте 12 месяцев! Ничего нельзя увидеть.

Использование методики УЗИ через височные окна позволяет увидеть «картинку мозга» у ребенка любого возраста. Затем – допплеровские исследования для изучения кровоснабжения мозга (УЗДГ).

Важно, чтобы исследование проводил детский врач, так как у детей нарушения кровоснабжения возникают чаще в венозной системе и в системе позвоночных артерий – у взрослых совсем другая картина.

И, наконец, АСВП – это неврологическая оценка скорости проведения стволом мозга слуховой информации.

И в заключение я хочу повторить, как мантру. Дорогие родители! Движение, общение – это жизнь. Гуляйте и разговаривайте со своими детьми и вовремя обращайтесь к специалистам – это может помочь вам избежать серьезных проблем и долгого их решения.

Олег Ефимов, врач-невролог

Редакция «Полиграф.Медиа» благодарит Олега и Викторию Ефимовых за содержательную и полезную беседу, которая (редакция в этом уверена) позволит многим родителям более осознанно и ответственно подходить к вопросам здоровья, развития и благополучия своих детей.

Новости по теме

Источник: https://poligraf.media/obsestvo/20190402/autizm-ili-autizm-diagnoz-so-mnozestvom-neizvestnyh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.