Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

Содержание

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям

Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

Физическое развитие детей – это важный показатель здоровья. Важно знать, что такое норма развития вообще, каковы нормы физического развития детей дошкольного возраста, какие отклонения от нормы должны заставлять родителей насторожиться, а какие — нет.

Физическое развитие – это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

В каждом возрасте ребенок растет по особым законам, и выраженные отклонения от норм развития могут указывать на наличие проблем в здоровье, питании или уходе за малышом. Физическое развитие также тесно связано и с нервно-психическим, интеллектуальным развитием.

Физическое развитие детей на первом году жизни

В первый год жизни ребенок растет и развивается наиболее интенсивно, вес прибавляется в пять и более раз. За счет интенсивного роста организм испытывает большое напряжение, и малейшие нарушения в обмене веществ могут быстро отразиться на росто-весовых показателях.

Поэтому врачи весь первый год ежемесячно следят за физическим развитием, так как созревание многих органов и систем еще не закончено и все отклонения нужно корректировать немедленно. На физическое развитие детей могут существенно влиять нерациональное питание, неудовлетворительные бытовые условия, частые заболевания и ненадлежащий уход.

При оценке развития ребенка от рождения до первого года жизни необходимо ориентироваться на антропометрические данные (измерения) вкупе с двигательной активностью (психомоторным развитием) и развитием зачатков речи, формированием навыков и приобретением умений, мыслительным развитием. Одни показатели физического развития не дадут полной картины развития. Также стоит ориентироваться и на то, что девочки и мальчики несколько отличаются по темпам физического развития.

Прежде всего, оценивается рост и вес ребенка помесячно, а также динамика прибавок таких показателей, как окружность головы и груди.

Средний рост новорожденных составляет от 47 до 57 см, при этом девочки обычно на 2-3 см меньше, чем мальчики. Динамика прибавок роста детей в первый год определяется таким образом:

  • до 3 мес. – по 3 см в месяц;
  • с 3 до 6 мес. – по 2,5 см в месяц;
  • с 6 до 9 мес. – по 1,75-2 см в месяц;
  • с 9 до 12 мес. — по 1 см в месяц.

Таким образом, малыш за первый год вырастает на 20-25 см.

Масса тела — второй важный показатель физического развития малыша, при рождении она составляет от 2700 до 4000 г, при этом девочки обычно весят 3200-3500 г, мальчики – 3300-3700 г.

В первые дни после рождения дети теряют в весе до 8%, что обусловлено физиологическими перестройками в организме, но затем также быстро набирают этот вес.

За первый месяц жизни малыш может прибавить от 500 до 1500 г, но колебания прибавок веса еще более динамичны, чем колебания роста.

Для простоты стоит принять для себя за нормы следующие показатели: до полугода прибавка в весе должна быть не менее 500 г, со второго полугодия – в среднем 200-400 г.

Таким образом, к году средний вес ребенка составляет 9,5-12,5 кг.

Колебания веса в ту или иную сторону могут быть вполне допустимы, но превышение этих значений на 20% и более – это повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом.

Одними из важных показателей первого года жизни являются окружности головы и груди. Головка новорожденного при рождении крупнее всех других окружностей, в среднем составляет 32-34 см. За год объемы увеличиваются на 10-12 см, по месяцам головка в первый месяц увеличивается на 2-3 см, затем по 1,6-2 см, затем по 1 см.

Примерно к 3-4 месяцам окружности головы и груди сравниваются, и в дальнейшем грудь должна быть больше, чем головка. Грудь новорожденного составляет 31-33 см. Прирост составляет в норме 1,6-2 см, и грудная клетка впоследствии растет быстрее головы.

Физическое развитие детей после года

К годовалому возрасту ребенок уже достаточно активен, он уже может ходить и активно осваивает мир, поэтому его физическое развитие меняется. Прибавки массы уже не столь значительны, так как большое количество энергии тратится на физическую активность, а рост продолжает оставаться интенсивным.

В среднем после года прибавки массы ежемесячно составляют от 100 до 250 г, в зависимости от аппетита и физической активности, в год прибавляется по 2-3 кг.

Вес ребенка можно рассчитать по специальной формуле:

Вес = масса малыша в год+2 кг*М-1 (где М – число лет).

Примерный вес ребенка к двум годам составляет 11-14 кг.

Рост малыша прибывает достаточно активно, в среднем ежемесячно ребенок подрастает на 1 см, к двум годам рост ребенка может составлять от 83 до 92 см.

У детей меняется режим сна и бодрствования, режим питания и общая физическая активность. Дети много гуляют и играют, у них остается один дневной сон и длительный ночной, постепенно они переходят на общий стол со взрослыми, при этом без вредных продуктов и строгим контролем за питанием.

Ребенок активно и быстро овладевает новыми навыками, становится более подвижным, многие дети в этом возрасте начинают посещать детские коллективы.

Развитие детей с двух до трех лет

После двух лет у детей уже сформированы основные функции организма – дыхание, пищеварение, сосудистая система, хотя нервная система и иммунитет у него еще очень слабые. Но малыш уже вполне приспособлен к окружающей среде, у него много возможностей для изучения окружающего мира и развития своих двигательных и познавательных навыков.

Меняются пропорции тела, конечности вытягиваются, уменьшается количество подкожного жира, и ребенок становится стройнее, укрепляются мышцы кисти, движения рук становятся более точными.

На третьем году жизни дети в среднем прибавляют 2-3 кг, а рост увеличивается примерно на 7-9 см.

Детей по типу телосложения и особенностям физического развития можно разделить на три типа:

  • крупные дети с весом в 14 кг +\- 2 кг и ростом в 97 см +\- 3-4 см;
  • средние дети с весом в 12 кг +\- 2 кг и ростом в 92 см +\- 2-3 см;
  • маленькие дети с весом в 10 кг +\- 1,6 кг и ростом в 85 см +\- 2 см.

Задержка роста и веса в этом возрасте ниже возрастных границ более чем на 20-25% говорит о тревожных симптомах, нехватке питания или дефиците физических нагрузок. Необходима консультация педиатра и эндокринолога, особенно при сильном дефиците веса, если к трем годам малыш весит менее 12 кг, или при избытке веса, если ребенок весит более 18-20 кг.

shutterstock.com

Развитие детей с трех до четырех лет

В этом возрасте наряду с физическим развитием активно происходит социализация и психическое развитие ребенка, формируется характер и возникает так называемый кризис трех лет. Дети могут стать упрямыми, капризными, разборчивыми в еде, неуправляемыми. Такое поведение временно и требует повышенного внимания к малышу.

Рост и вес ребенка в 3-4 года остается главным показателем физического развития. К трем годам рост детей обычно составляет 105 см +\- 4-5 см, к четырем годам малыш подрастает до 112 см +\- 2 см.

Вес детей к трем годам обычно составляет от 15 до 20 кг, с колебаниями веса в 1-2 кг. Превышение массы тела на 15% и более либо дефицит его на 20% и более требует консультации специалистов.

Пропорции тела детей меняются, дети по сравнению с предыдущими периодами выглядят гораздо стройнее, руки и ноги у них вытягиваются, в то время как тело еще остается достаточно крупным.

Пропорциональность развития можно оценить по особому индексу:

ИП = рост малыша в см – (вес тела в кг + окружность грудной клетки в  см).

Для мальчиков этот индекс составляет 25-26, для девочек – 27-28.

Развитие детей от четырех лет до пяти лет

В четыре года рост ребенка прибавляется на 5-6 см, в среднем рост составляет около 100 см, вес прибавляется на 2-3 кг. К пяти годам ребенок прибавляет еще 2 кг и подрастает на 6-8 см, вес мальчиков составляет около 18 кг, рост 106-108 см, девочек — 16-17 кг и 106-107 см.

Окружность груди у мальчиков составляет около 55 см, у девочек – около 53 см.

Дети становятся крепкими и выносливыми, они много двигаются, их мышцы становятся сильными, укрепляется иммунитет, дети уже гораздо меньше болеют, хорошо едят и спят.

Крепкими становятся мышцы ног, и в пять лет можно задумываться о первых занятиях спортом – плаванием, бегом, гимнастикой. Детям полезны катание на велосипеде, активные игры и длительные прогулки. Можно начинать обучение чтению и основам письма.

Развитие детей шести-семи лет

Дети продолжают совершенствовать свои физические навыки, становятся активными и любознательными, занимаются спортом и подвижными играми.

В среднем дети подрастают в этот период на 5-7 см, особенно мальчики, и прибавляют вес на 2-3 кг. К возрасту семи лет формируется первая линия вытяжения, буквально за год дети могут вырасти на 1-2 размера одежды, тело их приобретает вытянутые пропорции. В возрасте шести-семи лет многие дети поступают в школу, и на них ложатся серьезные физические и умственные нагрузки.

Рассчитать норму развития для своего ребенка вы можете, воспользовавшись калькулятором развития детей

Источник: https://vitaportal.ru/semya-i-deti/detskoe-zdorove/fizicheskoe-razvitie-detej-chto-nuzhno-znat-roditelyam.html

Оценка физического развития ребенка. Таблица Кисляковской, центильныая, сигмальная оценка. Нарушения физического развития

Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.

Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм.

К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный).

В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней.

Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей.

Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице.

Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор»Характеристика областиВстречаемость, тактика врача
1Область «очень низких величин»(до 3 центиля)Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование
2Область «низких величин»(от 3 до 10 центиля)7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование
3Область «величин ниже среднего»(от 10 до 25 центиля)15 % здоровых детей
4Область «средних величин»(от 25 до 75 центиля)50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы
5Область «величин выше среднего»(от 75 до 90 центиля)15 % здоровых детей
6Область «величин высоких»(от 90 до 97 центиля)7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование
7Область «очень высоких величин»(от 97 центиля)Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Определение соматотипа

проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

3 соматотипа:

  1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)
  2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)
  3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

Определение гармоничности

  1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.
  2. Дисгармоничное — разность 2.
  3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

Например:

Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

Оценка массы тела

Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.

Эмпирические формулы и таблицы

Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Длина тела от 1 до 10 лет:

  • Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.
  • На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)
  • Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

Длина тела от 11 до 15 лет:

  • Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.
  • На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.
  • На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

Масса тела от 2 до 11 лет:

  • 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.
  • Масса тела в 5 лет — 19 кг.
  • На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.
  • На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

Масса тела от 12 до 15 лет : 5n — 20

Окружность груди от 2 до 15 лет:

  • В 10 лет — 63 см.
  • До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)
  • Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

Окружность головы от 2 до 15 лет:

  • в 5 лет — 50 см
  • на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см
  • на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

Оценка ФР недоношенных детей на первом году жизни

Используется таблицы сигмального и перцентильного типа.

По вертикали — показатели массы,дины, окружности головы и груди, по горизонтали — его гестационный возраст. Если точка пересечения этих линий располагается между кривыми Р25-50-75, по показатель соответствует норме, если Р10 — 25 и 75-90 — то показатели выше и ниже среднего.

Источник: https://alexmed.info/2017/01/02/%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/

Динамика развития ребенка

Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

Динамика роста ребенкаИнтенсивность процессов роста и развития детей на 1-м году жизни самая высокая. Длина тела малыша за 1-й год жизни увеличивается в 1,5 раза по отношению к её величине при рождении.

Вначале малыш вырастает в среднем на 3 см ежемесячно, в дальнейшем прибавка в росте замедляется до 2,5 и 2 см в возрасте 4—9 месяцев и до 1,5 см в последние месяцы 1-го года жизни; общая прибавка составляет около 25 см.
Динамика массы ребенка.

Масса тела здорового ребёнка к 4,5—5 месяцам удваивается, к 10—10,5 месяцам утраивается по сравнению с величиной при рождении. Прибавка в массе за первые 3 месяца составляет 800—1000 г в месяц, затем постепенно снижается к 12 месяцам до 350 г.

Поскольку увеличение массы, как правило, бывает большим у детей, имевших меньшую исходную величину при рождении, и меньшим у детей, родившихся крупными, к концу 1-го года жизни разница в показателях у тех и других детей практически аннулируется.

Взвешивание и измерение длины тела. Динамика массы и длины тела является важным показателем здоровья и развития ребёнка, за которым надо регулярно следить. Для взвешивания следует приобрести или взять напрокат детские весы.

Здорового ребёнка в первые месяцы жизни достаточно взвешивать 1 раз в неделю, лучше в первой половине дня перед кормлением в один и тот же час. Вес положенной на весы пелёнки и распашонки, одетой на малыша, вычитают из результатов взвешивания.

Если весов дома нет, ребёнка взвесят при очередном ежемесячном посещении детской поликлиники.

Измерение роста ребёнка в домашних условияхВ домашних условиях можно определить и рост малыша. Для этого его укладывают на стол, придвинутый  к стене. Вдоль стола укрепляют сантиметровую ленту. Головка ребёнка должна прикасаться к стенке.

Одной рукой следует выпрямить в коленках и придержать ножки малыша, а второй приложить к его подошвам перпендикулярно к столу линейку (тонкую книгу). Если сантиметровая лента начинается с нуля у стены, то цифра на ней в месте пересечения с линейкой укажет длину тела ребёнка.

Пропорции физического развития. У новорождённых окружность груди на 2 см меньше окружности головы.

Однако в течение первого года жизни темпы роста грудной клетки выше, вследствие чего на 3— 4-м месяце величина окружностей груди и головы становятся одинаковыми, а к году окружность груди превышает окружность головы в среднем на 2 см. В дальнейшем у здорового ребёнка окружность груди всегда будет больше.

Отклонения от этой закономерности свидетельствуют о нарушении пропорционального развития и диктуют необходимость выяснения и устранения причины такого состояния. Чаще всего подобное явление наблюдается при рахите, гипотрофии, гидроцефалии, микроцефалии, различных эндокринных нарушениях.

Величина окружности груди и головы ребёнка указывает на размер его одежды и головного убора, например, окружность груди 52 см, а головы 50 см соответствует 26-му (52-му) размеру детской одежды и 50-му — головного убора. Упитанность ребёнка определяется толщиной подкожно-жировой складки на животе на уровне пупка. В норме она должна равняться 1-2 см.

Рубрика: Развитие ребенка

Здоровье

  • Статьи о здоровье
  • Лекарственные растения
  • Ароматерапия
  • Лечебное питание

Уют и дизайн

  • Фен-шуй вашего дома
  • Цветочный гороскоп
  • Полезное и разное

Раздел для мужчин

» Для родителей » Развитие ребенка »

Прикорм при грудном вскармливании впервые вводится в рацион ребёнка на 5-м месяце жизни. В этот период малышу уже не хватает тех питательных веществ, которые поступают с материнским молоком, и с прикормом он получает дополнительные минеральные вещества, углеводы, витамины,… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Суточный объём пищи в миллилитрах, необходимый здоровому доношенному ребёнку со средней массой тела при рождении 3300—3700 г, составляет в возрасте от 10 дней до 2 месяцев 1/5 массы тела в граммах (600—800 мл), от 2 до 4 месяцев—… [далее] Рубрика: Развитие ребенка В первые 4 месяца жизни малыша прикладывают к груди через 3,5 часа с 6,5-часовым ночным перерывом, то есть 6 раз в сутки. Ослабленных, маловесных детей, у которых сосательная активность значительно снижена, в течение 1-го месяца жизни можно кормить… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Как правильно кормить грудью — этот вопрос волнует многих молодых мамочек. Так что самое время поговорить о технике вскармливания. Перед кормлением грудью необходимо прочистить носовые ходы ребёнка от слизи, протереть кожу в окружности рта и носа ватным шариком,… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Грудное кормление становится затруднительным из-за целого ряда причин. Со стороны матери часто это связано с неправильной формой сосков (малые, плоские, втянутые). Ребёнок с трудом охватывает такие соски губами, и поэтому эффективность сосания значительно снижается. К тому же малыш… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Преимущества грудного вскармливания для здоровья малыша просто неоспоримы! Белка в женском молоке меньше, чем в коровьем, но качественный его состав полноценнее: 60 % в нём приходится на долю белков молочной сыворотки (в коровьем 20 %), которые содержат большое… [далее] Рубрика: Развитие ребенка О причинах медлительности детей, о связи медлительности с типологическими особенностями нервной системы, об отличии медлительных детей от подвижных и влиянии условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов читайте подробно в работе Кольцовой М.М.»Медлительные дети» на сайте… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Как следить за здоровьем и развитием ребенка? Каждый грудничок  должен находиться под систематическим, наблюдением врача или фельдшера. Но и сама мама должна знать, как можно контролировать развитие сына или дочери.… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Да-да, не смейтесь. Речь пойдет именно о воспитании таких маленьких крох.  Не следует думать, что грудные дети нуждаются только в хорошем питании и правильном уходе, а воспитание — дело будущего. на самом деле именно в раннем детстве легче… [далее] Рубрика: Развитие ребенка Зарядка для грудничков имеет очень важное значение. Если ребенок мало двигается, у него будут слабые мышцы, суставы, замедляется и общее его развитие. Движения необходимы каждому маленькому ребенку. Доступные по возрасту физические упражнения приносят маленьким детям чрезвычайно большую пользу.… [далее] Рубрика: Развитие ребенка

Источник: http://www.nicemama.com/?p=171

Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия

Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

Изучение роста и развития подрастающего поколения представляет непреходящий интерес для различных областей знания о здоровом ребенке, и одно из наиболее актуальных его направлений – установление сдвигов в физическом развитии детей и подростков «во времени», характеристика морфологических изменений в развитии популяции от поколения к поколению.

В нашем институте систематически проводятся разноплановые исследования физического развития детского населения. Наблюдения за школьниками различных образовательных учреждений г. Москвы (более 10 тыс. человек) с 1960 по 2004 г.

позволили зафиксировать начало акцелерации (акселерации) роста и развития подрастающего поколения в 1960-х, ее пик – в середине 1970-х, прекращение – в 1980-е и развитие противоположного процесса (децелерации) с 1990-х гг..

Подобная цикличность роста и развития подрастающего поколения за прошедшие десятилетия установлена почти во всех странах Европейского региона и является объективной реальностью.

Массовые одномоментные обследования школьников г.

 Москвы, проводившиеся нами в течение ряда лет, неоспоримо свидетельствуют, что в настоящее время акцелерация роста и развития подрастающего поколения города в основном закончилась.

В частности, прекратилось увеличение длины тела и продольных размеров, а по широтным, обхватным параметрам и особенно массе тела современные дети значительно отстали от ровесников прошлого.

Рис. 2. Изменение ведущих антропометрических показателей физического развития у 16-летних школьников Москвы в последние 10 лет, см, кг

Сдвиги ведущих антропометрических показателей физического развития к середине 1990-х гг. можно увидеть на рис. 1, где на примере 15-летних московских школьниц показано, что длина тела с 1980-х гг. не изменилась, чего нельзя сказать о массе тела и обхвате груди. Подобная динамика характеризует физическое развитие и их сверстников-мальчиков и, как можно видеть из рис.

 2, наблюдается у школьников обоего пола даже в самые последние годы. Изменение пропорций тела школьников города в диапазоне рассматриваемых десятилетий иллюстрируют графики на рис. 3–6. Здесь в сравнительном плане представлены результаты двух динамических наблюдений за группами учащихся (с момента поступления в школу до ее окончания), обследованных с интервалом более 20 лет.

Рис. 6. Рост тазового диаметра девочек Москвы от 8 до 17 лет в разные десятилетия, см

Можно видеть, что отставание по ведущим параметрам физического развития достаточно отчетливо проявляется и в парциальных размерных признаках.

Рассматривая состояние физического развития современных московских школьников в сравнении с ровесниками прошлых десятилетий и оценивая его по единым возрастно-половым нормативам, мы смогли выявить четкую тенденцию нарастания дефицита массы тела. Об этом, в частности, свидетельствуют данные таблицы, в которой представлены параметры физического развития учащихся общеобразовательных школ в разные годы.

Таблица. Оценка физического развития учащихся двух школ г. Москвы в разные годы

Контингент

Численность

Норма

Избыток массы тела

Дефицит массы тела

Низкий рост

Общеобразовательная школа (1970-е гг.)

709

79,0

10,5

8,6

1,9

Общеобразовательная школа (1990-е гг.)

1003

75,0

7,0

15,0

3,0

Можно видеть, как изменился характер физического развития московских школьников за рассматриваемый 20-летний период: к 1990-м гг. из трех основных отклонений приоритетным стал относительный дефицит массы тела.

Особенно вырос удельный вес этого отклонения в старшем школьном возрасте. Так, если это отклонение в физическом развитии у московских девятиклассников 1970-х гг. отмечалось у 5,6% юношей и 11,8% девушек, в 1980-е гг. достигало 12,3% и 11,6%, то к началу XXI в.

составляло уже 13,9 и 17,2% соответственно.

В настоящее время этот процесс продолжается. Сейчас (2003–2004 гг.) дефицит массы тела среди юношей к моменту окончания школы диагностируется почти в каждом четвертом (22,1%), а среди девушек в каждом шестом (15,5%) случае. И это, по всей видимости, может свидетельствовать об изменениях в формировании дефинитивных размеров тела, об известной грацилизации (астенизации) их телосложения.

Обращает на себя внимание и то, что в московском контингенте увеличивается число детей с общей задержкой физического развития. И хотя это увеличение по нашим наблюдениям достигает лишь 1,1%, оно не может быть безразличным для общества, т.к. такое отклонение достаточно часто формируется у детей из неблагополучных семей и сирот.

Изучение динамики физического развития подрастающего поколения во времени невозможно без рассмотрения сдвигов в биологической, в частности половой, зрелости растущего организма. Достаточно надежным показателем уровня полового созревания является, как известно, возраст, в котором у девушек появляются первые регулы (возраст менархе).

Рис. 7. Динамика menarche у девочек Москвы на протяжении ХХ в.

Общая картина изменений возраста менархе во времени представлена на рис.

 7 (материалы получены на основе анализа архивных данных московских родильных домов – 5584 карты рожениц разных лет, и собственных обследований школьниц Москвы, начиная с конца 1950-х гг.).

Можно видеть постоянное (если не считать военных лет) снижение сроков появления первых регул у жительниц города, возраст менархе которых в 1930-е гг. равнялся 14,8 года, а к 1960 г. снизился до 13,9 года.

В настоящее время мы располагаем материалами пяти динамических наблюдений за юными москвичками с 12-летнего до 16–17-летнего возраста, которые в разные годы учились в одних и тех же московских школах.

Большой диапазон наблюдений (середина 1960-х – начало 2000-х гг.

), идентичность сбора данных, обеспечивающая их высокую точность, позволили выявить тенденцию изменения сроков полового созревания девочек Москвы за последние более чем сорок лет.

Во второй половине ХХ в. возраст появления первых регул у девочек претерпевал разнонаправленные изменения: от 1960-х к 1970-м гг. наблюдалась акцелерация менархе, что четко коррелировало с архивных данными первой половины XX в.

, с 1980-х гг. началась его ретардация. Только за последние десять лет возраст, в котором у девочек появляются первые регулы, увеличился примерно на 3 месяца и составляет сейчас в Московском регионе в среднем 13 лет и 3 месяца.

Кроме того, оценка уровня полового созревания современных девочек-подростков, проведенная по нормативам развития вторичных половых признаков, показала, что среди 14–15-летних школьниц в 32,1% случаев, а среди 16–17-летних в 22,1% наблюдается относительное отставание, свидетельствующее о замедлении темпов их созревания по сравнению с ровесницами прошлого. Анализ показал также, что во всех случаях у основной массы девушек первые регулы появляются в возрастном диапазоне 12 лет 6 мес. – 13 лет 5 мес. В то же время в этом диапазоне в последние годы произошли изменения, о чем свидетельствует рис. 8, где представлено более дробное (по полугодиям) внутригрупповое распределение возраста менархе. Видно, что пик распределения в 1960- и 1970-е г. приходился на диапазон 12 лет 6 мес. – 12 лет 11 мес., а в 1980-е – сместился на 13 лет – 13 лет 5 мес. Этот смещение в сторону более старших возрастов обнаруживается в 1981–1985 гг. и продолжается в течение двух следующих десятилетий.

Сдвиги, выявленные в морфологическом статусе московских школьников, предполагают появление определенных изменений и в их функциональных возможностях. Следует отметить, что изменения силовых возможностей (по данным динамометрии) от 1960-х к 1980-м гг.

у школьников в разные периоды жизни носят разный характер. У младших школьников в 1982–1985 гг. силовые возможности оказались лучше, чем у их ровесников в 1960–1963 гг.

Однако с 12-летнего возраста картина меняется: по приросту мышечной силы школьники 1980-х начинают все больше отставать от ровесников 1960-х гг.

С увеличением возраста это отставание прогрессирует настолько, что, достигнув 17 лет, мальчики показывают результаты на 18,5% (на 10 кг), а девочки на 21% (на 7 кг) более низкие, чем два десятилетия назад. Развитие мышечной силы у школьников разных десятилетий демонстрируют рис. 9 и 10.

Рис. 10. Изменения в силе сжатия кисти у девочек Москвы от 8 до 17 лет в лет в разные десятилетия (динамические наблюдения, кг)

Анализ обследований 1970-, 1980- и 1990-х гг. подтвердил реальное снижение силовых возможностей школьников. Так, если в 1970-е гг.

у 12-летних мальчиков показатель динамометрии составлял 26,8 кг, у их ровесников 1980-х – 21,9 кг, то в 1990-е гг. – только 20,5 кг. У девочек этой же возрастной группы в 1970-е гг.

показатель динамометрии равнялся 23,3 кг, в 1980-е снизился до 20,4 кг, в 1990-е – до 18,6 кг.

Рис. 11. Изменение показателя динамометрии у девочек Москвы с 8- до 17-летнего возраста в последние десять лет, кг

Кроме того, силовые возможности детей конца 1990-х гг. в возрасте 8–11 лет оказываются ниже, чем были у их ровесников еще 10–12 лет назад, о чем, например, свидетельствует рис. 11, где представлены материалы обследования девочек.

Наблюдения последних лет позволяют утверждать, что и в последнее пятилетие снижение силовых возможностей продолжается, хотя темпы его явно снизились. Аналогичная картина наблюдается и у мальчиков.

В настоящее время 17-летние мальчики отстают от ровесников пятилетней давности по данным динамометрии на 9,25% (5 кг), показывая средний результат 48,1±0,7 кг, а девочки – на 9% (3 кг), их средний результат сейчас составляет 27,9±0,6 кг.

Неудивительно поэтому, что современные подростки в большинстве случаев не выполняют нормативов по бегу, прыжкам, отжиманию, которые не представляли трудностей для их ровесников прошлых лет.

О том, что современная молодежь становится слабее, что ее представители хуже прыгают, плохо бегают, меньшее число раз могут отжаться, известно из многих публикаций.

Снижение силовых возможностей у них связывают с отсутствием интереса к активным занятиям спортом и туризмом, переключением интересов на всевозможные развлечения, диапазон которых в настоящее время значительно расширился.

Однако неуклонность этого снижения позволяет говорить о более серьезных причинах «ослабления» молодого поколения, среди которых возможно не последнюю роль играет нарушение экологического равновесия, ухудшение среды обитания.

Источник: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200501402

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.