Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

Василевская З.Ф., Мухина А.Д

Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

Василевская Зинаида Филипповна, Мухина Анастасия Денисовна

Деформации зубочелюстной системы у детей

К.: Здоров'я, 1964.- 332 с.

DjVu 17 Mb

язык русский

качество – отличное, сканированные страницы

В книге квалифицированно излагается о деформациях зубочелюстной системы у детей (приобретенных и врожденных), о причинах их возникновения.Рациональные методы лечения представлены с учетом последних достижений в этой области.Книга иллюстрирована, рассчитана на широкие круги врачей-стоматологов и студентов стоматологических факультетов.

Предисловие

Значительное распространение зубочелюстных деформаций среди детей требует широкого внедрения ортодонтической помощи в поликлиническую сеть.При составлении настоящего пособия по практическому осуществлению ортодонтических.

вмешательств авторы поставили перед собой цель довести в доступной форме до сведения студентов и врачей-ортодонтов наиболее целесообразные и простые методы лечения зубочелюстных деформаций.В пособии помещены краткие сведения об этиопатогенезе и частоте зубочелюстных деформаций, необходимые для полного понимания вопросов профилактики.

Изложены в отдельных разделах диагностика и классификация деформаций, функциональная патология последних, кратко освещены современные взгляды на процессы, происходящие в пародонте при ортодонтическом перемещении зубов.Наряду с описанием различных видов деформаций излагаются методы лечения, приводится аппаратура, необходимая для его осуществления.

При изложении клиники и лечения дано описание каждого аппарата и указаны особенности его применения в процессе лечения. Особое внимание уделяется профилактике и определению показаний к применению самой простой ортодонтической аппаратуры, которая предотвращает развитие стойких деформаций.

В настоящем пособии приведены показания к применению съемной аппаратуры, в зависимости от деформации, принцип изготовления и указаны ее преимущества перед несъемными конструкциями.

Для большей ясности и наглядности материал иллюстрируется выписками из историй болезни, рисунками и фотографиями, большинство из которых являются оригинальными и лишь некоторые заимствованы из литературных источников.В работе обобщен многолетний опыт авторов—членов большого коллектива кафедры ортопедической стоматологии Киевского медицинского института, широко занимающегося вопросами клинической и теоретической ортодонтии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Некоторые анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

Молочный прикусСменный прикусПостоянный прикус

Этиология и патогенез зубочелюстных деформаций

Внутриутробные факторыНарушение деятельности инкреторной системыБолезни раннего детского возрастаПатология верхних дыхательных путейРоль вскармливанияВредные привычкиПатология зубной системыНарушения физиологического равновесия мышц
Классификация деформаций зубочелюстной системыЧастота аномалий зубочелюстной системыХарактеристика ортодонтической аппаратурыРеактивные изменения в пародонте при перемещении зубов ортодонтической аппаратуройИсследование ортодонтических больныхФункциональные нарушения у детей с зубочелюстными деформациями

Клиника и лечение аномалий отдельных зубов

Лечение аномалий отдельных зубовКлиника и лечение аномалий положения отдельных зубовОральное положение зубовЯзычное положение зубов Вестибулярное положение зубов Повороты зубов по оси ДиастемаИнфраокклюзия и супраокклюзия зубовПротетические мероприятия при аномалиях отдельных зубов

Дистальный прикус

Признаки дистального прикусаЭтиология дистального прикусаДиагностика дистального прикусаЛечение дистального прикусаОсобенности лечения дистального прикуса в старшем возрасте

Мезиальный прикус

Лечение мезиального прикуса в молочном прикусеЛечение мезиального прикуса в сменном прикусеЛечение в постоянном прикусе

Глубокий прикусОткрытый прикус Косой прикусОртодонтические и протетические вмешательства при щелинных дефектах

Удаление зубов в комплексе ортодонтического лечения аномалий зубочелюстной системы

Профилактика зубочелюстных деформаций

Литература

Похожие материалы

Описанный материал и ссылка для скачивания найдены в открытых источниках и предлагаются исключительно в ознакомительных некоммерческих целях. Все права на книги принадлежат их авторам, издательствам и иным правообладателям. Для правообладателей

Источник: http://dental-ss.org.ua/load/kniga_stomatologia/ortodontija/deformacii_zubocheljustnoj_sistemy_u_detej/7-1-0-548

Костная система новорожденных

Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности костной системы новорожденных

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани эмбриона появляются на 7 – 8-й неделе внутриутробного периода. После рождения интенсивно увеличиваются размеры скелета, параллельно нарастает масса и длина тела.

Кроме того, одновременно происходит и перестройка структуры (перемоделирование) костной ткани: у плода и новорожденного она имеет волокнистое пучковое строение, к 3 – 4 годам – пластинчатое. На первом году жизни перемоделируется до 50 – 70% костной ткани (у взрослых за год – около 5%).

Процессы образования и рассасывания костей совершаются более энергично, регенерация костей после переломов происходит быстрее.

По химическому составу костная система новорожденного отличается большим содержанием воды и органических веществ, меньшим – минеральных веществ.

Волокнистое строение и химический состав обусловливают большую эластичность и податливость костей при сдавлении и сгибании, меньшую их хрупкость, чем у взрослых. Надкостница у детей более толстая, особенно внутренний ее слой, переломы часто бывают поднадкостничными, по типу зеленой ветки, что особенно выражено при рахите.

Что представляет собой костная система новорожденного?

Череп. У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни череп имеет значительно более развитую по сравнению с лицевым скелетом мозговую часть и состоит из парных и непарной (затылочной) костей, отделенных друг от друга швами. Швы закрываются к концу периода новорожденности, но зарастают полностью лишь к школьному возрасту.

В точках соединения костей имеются роднички: большой – между лобными и теменными костями (нормальный размер его у новорожденного не более 2,5 – 3 см при измерении между краями костей, закрывается в возрасте 1 – 172 лет); малый – между теменными и затылочной костями (закрыт к моменту рождения у 75 % здоровых детей, у остальных – к концу 1-го месяца); боковые, по два с каждой стороны, открыты после рождения только у недоношенных. Открытые боковые, увеличенные большой и малый роднички, податливые или разошедшиеся швы свидетельствуют о гидроцефалии. Преждевременное закрытие большого родничка и заращение швов могут быть индивидуальной особенностью, а иногда являются причиной микроцефалии и краниостеноза.

Зубы. У здоровых детей зубы прорезываются начиная с 6 – 7 мес.

Порядок прорезывания молочных зубов:

  • два внутренних нижних, два внутренних верхних резца, затем два наружных верхних, два наружных нижних резца (к году – все 8 резцов);
  • в 12 – 15 мес – передние малые коренные (премоляры);
  • в 18 – 20 мес – клыки;
  • в 22 – 24 мес – задние премоляры;
  • к 2 годам имеется полный комплект – 20 молочных зубов.

Порядок прорезывания постоянных и смены молочных зубов:

  • 5 – 7 лет – большие коренные (моляры);
  • 7 – 8 лет – внутренние, 8 -9 – наружные резцы;
  • 10-11 лет – передние, 11 – 12 лет – задние премоляры и вторые моляры;
  • 19 – 25 лет – зубы мудрости (иногда вообще отсутствуют).

Нарушения времени и порядка прорезывания зубов чаще всего связаны с рахитом. У детей с повышенной реактивностью прорезывание зубов иногда сопровождается нарушениями сна, субфебрильной температурой, расстройствами стула.

Грудная клетка. У ребенка до 1,5- 2-летнего возраста грудная клетка имеет бочкообразную форму и уплощается в переднезаднем размере до формы взрослого к школьному возрасту. Ребра на первом году расположены горизонтально в положении максимального вдоха.

Когда ребенок начинает ходить, грудина опускается и ребра принимают наклонное положение. Сами ребра мягкие, податливые, легко прогибаются и пружинят при надавливании, что определяет большую активность выдоха у маленьких детей, чем у взрослых.

Глубина вдоха обеспечивается в основном экскурсией диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную гариссонову борозду.

Позвоночник. У новорожденных позвоночник прямой с небольшой выпуклостью кзади. Изгибы, свойственные взрослым (шейный лордоз, грудинный кифоз, пояснично-крестцовый лордоз), появляются по мере развития статических функций.

Трубчатые кости. У детей раннего возраста трубчатые кости заполнены активно функционирующим красным костным мозгом и состоят из нескольких частей. Диафиз и эпифиз (эпифизы) соединены между собой прослойкой необызвествленного хряща метафиза. Рентгенологическую картину иногда приходится дифференцировать от оскольчатого перелома.

В метафизарных зонах роста костей имеются очень богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, обеспечивающие активное новообразование костной ткани. В этих местах легко оседают микроорганизмы, в результате чего у детей первого года жизни нередко возникает метафизарный остеомиелит.

В возрасте 2 – 3 лет, когда формируются ядра окостенения в эпифизах, остеомиелит чаще бывает эпифизарным (у взрослых – диафизарным).

Ядра окостенения. В запястье ядра окостенения образуются в определенной последовательности, позволяющей определить приблизительный (костный) возраст здорового ребенка.

К 6 мес формируется обычно первое ядро, к году – второе, затем каждый год (в среднем) прибавляется по одному ядру.

Возможны индивидуальные отклонения в сроках появления ядер, но, как правило, ускоренное или замедленное их появление свидетельствует о патологии костеобразования, связанной чаще всего с эндокринными заболеваниями или гипервитаминозом D.

Исследование костной системы новорожденного

Методика исследования костной системы новорожденного

При оценке состояния костной системы используют жалобы и расспрос матери, а также объективные методы: осмотр, пальпацию и лабораторно-инструментальное (преимущественно рентгенологическое) исследование.

Жалобы. Касаемо костной системы у старших детей жалобы связаны чаще всего с болями в конечностях, которые могут наблюдаться и у здоровых после необычной физической нагрузки. Ночные боли в бедрах и голенях часто отмечаются при плоскостопии (genu varum и genu valgum) и после нагрузки.

Ночные боли в крупных суставах – один из симптомов нервно-артритического диатеза. Летучие боли в крупных и мелких суставах, сопровождаемые кратковременным припуханием, могут иметь место при ревматизме и хронических интоксикациях (туберкулезной, тонзиллогенной). Утренние боли и скованность характерны для ювенильного ревматоидного артрита.

Боли в костях могут явиться первым симптомом острого лейкоза.

Осмотр. Он производится одновременно с пальпацией, последовательно сверху вниз. Ребенка при этом необходимо полностью раздеть.

Череп у здорового ребенка симметричный, округлой формы. У новорожденных иногда наблюдаются асимметричное выбухание и тестоватая или плотная припухлость над одной (чаще теменной) или несколькими костями черепа в связи с родовой опухолью мягких тканей или кефалогематомой.

Уменьшение размеров черепа (микроцефалия) является следствием недоразвития мозга или раннего закрытия большого родничка. Увеличение размеров черепа (макроцефалия) может быть семейной особенностью, результатом рахита или гидроцефалии. В последнем случае отмечаются увеличение, выбухание, напряженность и видимая или хорошо ощущаемая пульсация большого родничка.

Выбухание и усиленная пульсация большого родничка могут наблюдаться и при гриппе, ОРВИ, но чаще бывают при менингите и менингоэнцефалите. При обезвоживании и сердечной декомпенсации выявляется западение большого родничка.

Определяемые пальпаторно размягчение краев последнего, податливость швов и части затылочной кости чаще всего свидетельствуют о периоде разгара рахита, но могут отмечаться при гидроцефалии, несовершенном остеогенезе и других заболеваниях.

Уплощенный, скошенный, асимметричный затылок, выдающиеся теменные и лобные бугры, выбухающие швы черепа, квадратная или “ягодичная” голова свойственны рахиту. Башенный череп считался ранее признаком врожденного сифилиса, но в настоящее время наблюдается при асимметричном краниостенозе и нарушении роста костей черепа или при наследственных заболеваниях.

При осмотре зубов нередко выявляются неправильное их расположение, дефекты эмали, кариес. В настоящее время очень редко наблюдаются свойственные врожденному сифилису бочкообразной формы верхние резцы с полулунной вырезкой по всему режущему краю.

Осмотр и пальпация грудной клетки позволяют отметить одностороннее выбухание межреберий, утолщение кожной складки, пастозность кожи, может бьпь дополнительным симптомом в диагностике выпотного плеврита или пневмонии. Легко обнаруживаются также врожденные (воронкообразное западение грудины) или приобретенные деформации. Среди последних – рахитические изменения: “четки”, “грудь сапожника”, “куриная”

Увеличение физиологических изгибов позвоночника может быть следствием многих заболеваний: грудной гиперлордоз – следствием рахита, туберкулеза позвоночника; поясничный – двустороннего врожденного вывиха бедра, контрактур тазобедренного сустава, выраженного плоскостопия, поражения длинных мышц спины на почве полиомиелита или прогрессирующей мышечной дистрофии. Поясничный лордоз при отсутствии физиологического грудного кифоза придает доскообразный вид спине больного хондродистрофией. У больных рахитом раннего возраста позвоночник нередко образует выраженный дугообразный кифоз в положении сидя (рахитический горб), обусловленный резкой гипотонией мышц спины. Аналогичная картина наблюдается при туберкулезном спондилите. Однако в последнем случае угол, образованный поврежденными позвонками, более острый и не расправляется, если ребенка приподнять за прямые ноги из положения лежа на животе.

Костная система ребенка в школьном возрасте

В школьном, реже дошкольном, возрасте довольно часто наблюдаются привычные, школьные сколиозы или кифосколиозы, связанные с неправильным положением за партой.

Однако причиной их является не столько неправильная посадка или ношение тяжелого портфеля в одной руке, сколько общее ослабление мышечной системы в связи с неполноценным питанием, недостатком активных движений на свежем воздухе.

Подвижность позвоночника нарушается при туберкулезном спондилите. ребенок в таком случае щадит позвоночник при движениях, постукивание по позвонкам выявляет слабые болевые ощущения.

Конечности здорового ребенка прямые. Деформации и нарушения функции чаще касаются нижних конечностей. В первые месяцы жизни иногда отмечается кажущееся их искривление, связанное с особенностями развития мышечных групп. Истинное искривление ног чаще всего обусловлено активным рахитом или его последствиями.

Оно может быть О- или X-образным, часто сопровождается укорочением костей в длину, возникает к концу первого – началу второго года жизни, когда ребенок начинает ходить.

Как правило, это уже рецидив рахита, поэтому одновременно у ребенка наблюдают деформации черепа, грудной клетки, утолщение эпифизов трубчатых костей и фаланг верхней конечности (“браслетки”, “нити жемчуга”).

Более грубые деформации, преимущественно нижних конечностей, возникшие в возрасте 2 – 3 лет, обычно связаны с рахитоподобными заболеваниями, обусловленными патологией печени, почек, обмена, нередко имеющими семейно-наследственное происхождение.

Сифилитический остеохондрит на границе эпифиза и метафиза может вызвать патологическое их отделение друг от друга с развитием псевдопаралича Парро (в области плечевого или тазобедренного суставов). Активные движения при этом нарушены, пассивные резко болезненны. Увеличение, болезненность и типичная (веретенообразная) деформация суставов с формированием сгибательных контрактур и межсуставными мышечными атрофиями свойственны ювенильному ревматоидному артриту, при подозрении на который необходимо срочное обследование в специализированном стационаре.

Плоскостопие – физиологическое состояние для детей первого года жизни, еще не умеющих ходить, как и небольшая косолапость (ротация стоп кнутри).

У более старших оно связано с последствиями рахита или другой костно-мышечной патологии, может быть наследственным, но в любом случае, как и выраженная косолапость, нуждается в ортопедической и функциональной (гимнастика, ходьба босиком) коррекции.

Верхние и нижние конечности укорачиваются и искривляются при рахите и хондродистрофии. Возможно утолщение концевых фаланг (“барабанные палочки”) вследствие постоянной гипоксемии при врожденных пороках сердца и длительно существующей дыхательной недостаточности.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/deti10.html

Занятие№4

Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

ТЕМА:Возрастныеанатомо-физиологические особенностизубочелюстной системы. Закладка, срокиминерализации и прорезывания временныхи постоянных зубов. Отличия временныхи постоянных зубов.

ЦЕЛЬ:обучить студентов методикеобследования зубов, с использованиемстоматологических инструментов, ирегистрации полученной информации вмедицинских картах. Научить отличатьвременные зубы от постоянных зубов.

ЗАДАЧИ:

  • Дать понятие студентам о анатомо-физиологических особенностях зубочелюстной системы.

  • Научить отличать временные зубы от постоянных зубов.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЭТАПЫ

Оборудование, тех. средства, инструменты.

Учебные пособия

Время

1.Контроль исходного уровня знаний.

20 мин

2. Ознакомление с основным материалом. Демонстрация ассистентом больных.

Оборудование кабинета профилактики

Таблицы, схемы

30 мин

3.Самостоятельная работа студентов.

//———-//

45 мин

4. Контроль результатов усвоения.

//———-//

Ситуационные задачи, беседа с преподавателем

25 мин

6. Домашнее задание

Методиче­ские реко­мендации

15 мин

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения данной темы:

  1. Анатомо-физиологические особенности детского организма.

  2. Развитие лица, полости рта и зубов.

  3. Периоды детского возраста.

  4. Закладка постоянных и временных зубов.

Контрольные вопросы для определения исходных знаний:

  1. Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы от рождения до прорезывания первых временных зубов (0-6 мес.).

  2. Период формирования временной окклюзии (6мес.-3 года).

  3. Период сформированной временной окклюзии (3 года-5 лет).

  4. Период смены зубов (6лет-12 лет).

  5. Период формирующейся постоянной окклюзии (12-18 лет).

  6. Период сформированной постоянной окклюзии (18 лет и старше).

  7. Отличие временных зубов от постоянных.

  8. Сроки прорезывания, формирования, рассасывания корней молочных зубов

  9. Сроки формирования корней и прорезывания постоянных зубов.

Ожидаемые ответы:

Отрождения до прорезывания первых временныхзубов (0-6мес.)

  • выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;

  • профилактика острых гнойных заболеваний у новорожденного;

  • рассечение укороченной уздечки языка;

  • правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);

  • выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение по­казаний к их удалению.

Периодформирования временной окклюзии (6мес. – 3 года)

  • наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последовательность,парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смы­кания);

  • профилактика кариеса и его осложнений;

  • сбалансированное питание, использование при жевании жесткой пищи;

  • предупреждение соматических заболеваний;

  • санация дыхательных органов;

  • профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пустышки, соски посторонних предметов);

  • наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкну­ты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с небной стороны).

Периодсформированной временной окклюзии (3года – 5 лет)

  • пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки язы­ка;

  • профилактика кариеса зубов и его осложнений;

  • присутствие в рационе жесткой пищи;

  • выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

  • профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или отсутствие зубов, удаление по клиническим показаниям) путем прорезывания;

  • наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологическихтрем и диастем к 5-6-летнему возрасту ребенка);

  • избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временных зу­бов (чаще клыков);

  • наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;

  • выявление нарушений характера речевой артикуляции;

  • комплексы миогимнастики – для нормализации смыкания губ, рас­положения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.

Период смены зубов (6-12 лет)

  • профилактика кариеса зубов и его осложнений;

  • наблюдение за резорбцией корней временных зубов;

  • наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последова­тельность, парность, количество, симметричность, форма, положе­ние, тип смыкания);

  • удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

  • определение показаний для проведения хирургического лечения, свя­занного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая яви­лась причиной диастемы, короткой уздечки нижней губы, языка имелкого преддверия полости рта;

  • восстановление разрушенных коронок первых постоянных молярови/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного по­ражения или гипоплазии эмали;

  • замещение отсутствующих зубов, в том числе при адентии, путем про­тезирования;

  • устранение вредных привычек (сосания губ, щек, языка, постороннихпредметов);

  • избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временныхклыков и моляров;

  • миогимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания,осанки.

Период формирующейся постояннойокклюзии (12-18 лет)

  • профилактика кариеса зубов и его осложнений;

  • профилактика болезней пародонта;

  • удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;

  • удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зу­бов, одонтом, кист;

  • рациональное протезирование;

  • пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки язы­ка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта;

  • лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степенитяжести.

Периодсформированной постоянной окклюзии(18лет и старше)

  • санация полости рта и соблюдение основ гигиены;

  • восстановление коронок разрушенных зубов;

  • замещение отсутствующих зубов путем протезирования;

  • устранение парафункций (бруксизм);

  • шинирование зубов при заболеваниях пародонта;

  • предупреждение перегрузки опорных зубов при протезировании;

  • сохранение тканей протезного ложа.

ОТЛИЧИЕ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ ОТ ПОСТОЯННЫХ.

  • Временные зубы голубовато-белого цвета.

  • На режущем крае временных резцов, даже после прорезывания отсутствует зубчатый край в виде пилочки.

  • Величина коронок временных зубов намного меньше, чем постоянных.

  • Режущие края и жевательная поверхность временных зубов постепенно стираются. Особенно это заметно к моменту рассасывания корней.

  • Во временном прикусе к моменту рассасывания корней фронтальных зубов появляются промежутки между коронками резцов (тремы).

  • В период рассасывания корней временных зубов они становятся подвижными.

  • У временных зубов переход коронки в шейку резкий за счет эмалевого валика, у постоянных – плавный.

  • У временных зубов самая широкая часть коронки пришеечная, у постоянных – экваториальная.

  • У временных зубов фиссуры не глубокие, ямки отсутствуют.

Для определения интенсивности необходимознать сроки прорезывания, формированияи рассасывания корней временных зубов,а также сроки формирования корней ипрорезывания постоянных зубов.

ВРЕМЕННЫЕ ЗУБЫ

Зуб

Начало минерализации в утробном периоде

Сроки прорезывания

Конец формирования корней

Начало рассасывания корней

1

4,5 мес

6 – 8 мес

ко 2-му году

с 5-го года

2

4,5 мес

8 – 12 мес

ко 2-му году

с 6-го года

3

7,5 мес

16 – 20 мес

5 лет

с 8-го года

4

7,5 мес

12 – 16 мес

4 года

с 7-го года

5

7,5 мес

20 – 30 мес

4 года

с 7-го года

ПОСТОЯННЫЕ ЗУБЫ

Зуб

Сроки закладки фолликула

Начало минерализации

Сроки прорезывания

Сроки формирования корней

1

8 мес утробной жизни

6-й мес

6 – 7 лет

10 лет

2

8 мес утробной жизни

9-й мес

7 лет

10 лет

3

8 мес утробной жизни

6-й мес

9,5 – 12,5 лет

13 лет

4

2 года

2,5 года

8,5 – 11 лет

12 лет

5

3 года

3,5 года

8,5 – 12 лет

12 лет

6

5 – 6 мес утробной жизни

9 мес утробного развития

5 – 6 лет

10 лет

7

3 года

3,5 года

10,5 – 12,5 лет

15 лет

8

5 лет

8 лет

> 15 лет

не ограничены

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://StudFiles.net/preview/1858021/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.